Экологическое воспитание дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 11:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью представленной работы является изучение понятия экологических правоотношений.
Для достижения поставленной цели, при написании работы, автор предполагал решить ряд задач:
рассмотреть понятие и содержание экологических правоотношений;
охарактеризовать субъекты и объекты экологических правоотношений;
проанализировать Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире »

Содержание

Ведение…………………………………………………………………………….2
Глава 1. Понятие и содержание экологических правоотношений…………..3-5
Глава 2. Субъекты экологических правоотношений…………………………6-7
Глава 3. Объекты экологических правоотношений…………………………….8
Глава 4. Эколого – правовые нормы……………………………………………..9
Глава 5. Классификация правоотношений…………………………………10-11
Глава 6. Основания возникновения, изменения и прекращения экологических правоотношений……………………………………………………………...12-13
Заключение……………………………………………………………………….14
Эколого-правовая характеристика Федерального закона от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире »………………………………………………15-18
Практическое задание………………………………………………………..19-21
Список использованной литературы…………

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (экологическое право+).docx

— 51.69 Кб (Скачать файл)

Содержание

Ведение…………………………………………………………………………….2

Глава 1. Понятие и содержание экологических  правоотношений…………..3-5

Глава 2. Субъекты экологических правоотношений…………………………6-7

Глава 3. Объекты экологических правоотношений…………………………….8

Глава 4. Эколого – правовые нормы……………………………………………..9

Глава 5. Классификация правоотношений…………………………………10-11

Глава 6. Основания возникновения, изменения  и прекращения экологических  правоотношений……………………………………………………………...12-13

Заключение……………………………………………………………………….14

Эколого-правовая характеристика Федерального закона от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире »………………………………………………15-18

Практическое  задание………………………………………………………..19-21

Список использованной литературы…………..…………………………………………………………...22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ведение

    Выбирая данную тему для контрольной работы, я руководствовалась важностью этой темы, ее значимостью для всех отраслей права. Несмотря на то, что каждая отрасль права регулирует отдельный вид общественных отношений, каждая отрасль права имеет свои обусловленные спецификой метод и объект, но правоотношение, тем не менее, в любых правовых отношениях, присутствует всегда. И для того, чтобы ясно представить себе механизм действия правового отношения, необходимо, прежде всего, овладеть понятием и структурой правоотношения. Правовые отношения, проблема их понятия и содержания является одной из фундаментальных проблем теории права и юридической науки в целом. Это определяется тем, что любая правовая проблема есть в конечном итоге проблема правовых отношений, проблема правовых связей субъектов правоотношений. Общественный характер правоотношения в юридической науке признан давно. Но в исследованиях внутреннего строения (структуры) правоотношения его единая с общественными отношениями природа прослеживается не всегда. В итоге зачастую упускается из вида тот факт, что правоотношения есть, прежде всего, отношения между людьми, а не просто отношения между их правами и обязанностями. Именно с этой точки зрения в настоящей работе рассматривается такой феномен общественных отношений, как правоотношение. Целью представленной работы является изучение понятия экологических правоотношений.

   Для достижения поставленной  цели, при написании работы, автор  предполагал решить ряд задач:

  1. рассмотреть понятие и содержание экологических правоотношений;
  2. охарактеризовать субъекты и объекты экологических правоотношений;
  3. проанализировать Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире »

Глава 1. Понятие и содержание экологических правоотношений.

  В процессе своей деятельности гражданам и иным лицам приходится вступать в контакт, во взаимодействие по тем или иным вопросам. То есть между двумя и более субъектами возникают отношения, которые называют общественными. Общественные отношения могут складываться в рамках определенных установившихся для данной группы общественных отношений правил, например, обычаев. Так, применительно к какой-либо области предпринимательской деятельности допускает возможность использования такого регулятора общественных отношений как обычай делового оборота, независимо от того, зафиксировано ли устанавливаемое им правило в каком-либо документе или нет1.

  Экологические отношения ввиду их особой важности не могут подчиняться только обычаям или строиться, например, на нормах морали, что характерно было в доклассовый период существования человечества. Современное сообщество, несмотря на казалось бы очевидный мировоззренческий прогресс, тем не менее нуждается в четких предписаниях и запретах, исходящих от уполномоченных на то государственно-правовых структур и закрепленных в писанных источниках. В противном случае основные природные блага уже давно бы принадлежали тем, кто имеет большие материальные и властные возможности, а состояние окружающей среды было бы куда более плачевным, нежели оно имеет место быть.

  Под экологическими правоотношениями следует понимать регулируемые нормами экологического права, а также допускаемыми (предусмотренными) ими договорами и не противоречащими им обычаями общественные отношения, которые возникают, изменяются и прекращаются в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Экологические отношения ввиду их особой важности не могут подчиняться только обычаям или строиться, например, на нормах морали, что характерно было в доклассовый период существования человечества. Современное сообщество, несмотря на казалось бы очевидный мировоззренческий прогресс, тем не менее нуждается в четких предписаниях и запретах, исходящих от уполномоченных на то государственно-правовых структур и закрепленных в писанных источниках. В противном случае основные природные блага уже давно бы принадлежали тем, кто имеет большие материальные и властные возможности, а состояние окружающей среды было бы куда более плачевным, нежели оно имеет место быть. Таким образом, особое значение в регулировании общественных экологических отношений имеет такой атрибут государственной власти как закон, определяющий рамки дозволенного и границы запрещенного. Под законом понимаются как собственно законодательные акты, так и вытекающие из них и конкретизирующие их подзаконные нормативные правовые акты. В то же время применительно к общественным отношениям в сфере экологии в отдельных случаях в качестве правового регулятора может выступать нормативный договор, например, акт международного права, соглашение между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий в сфере охраны окружающей среды, а также, в прямо предусмотренных законами случаях, не противоречащий экологическому законодательству правовой обычай. Исходя из данного определения, можно выделить три обязательных элемента экологических правоотношений:

  • субъекты (участники) правоотношений, т.е. те, кто вступает в соответствующие отношения;
  • объекты правоотношений - то, вокруг чего либо ради чего складываются отношения между субъектами правоотношений;
  • эколого-правовые нормы - устанавливаемые уполномоченными на то органами публичной власти либо допускаемые ими правила поведения, которые определяют рамки дозволенного для субъектов, вступающих в отношения по поводу тех или иных объектов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Субъекты экологических правоотношений.

  В экологические правоотношения в соответствии с законодательством может вступать достаточно широкий круг субъектов, которых можно классифицировать как публичные и частные. Такое разделение предопределяется правовым статусом конкретного субъекта, т.е. совокупностью прав и обязанностей, и интересами, которые преследует субъект, вступая в правоотношения. И если говорить о правовом статусе публичных субъектов, то он жестко регламентирован нормами права, поскольку каждый такой субъект выполняет строго определенные функции, решая при этом конкретные задачи. И в значительной степени использование публичными субъектами своих правомочий одновременно можно считать и их обязанностью совершить определенные действия или принять конкретные решения. Так, решение о привлечении к административной ответственности за нарушение правил лесопользования может принять только специально уполномоченное на то должностное лицо государственной лесной службы. Однако это не означает право выбора у такого лица между необходимостью наказать виновного и возможностью простить допущенные нарушения, поскольку у него есть четкая задача, а именно, пресечь правонарушение и наказать виновного, защищая тем самым публичный интерес. Напротив, правовой статус частных субъектов дает им возможность участвовать в правоотношениях, как правило, по своему усмотрению, имея при этом возможность воздержаться от совершения тех или иных действий по причине их нецелесообразности2.

К публичным  субъектам относятся:

  • Российская Федерация;
  • субъекты Российской Федерации;
  • муниципальные образования;
  • высшие органы государственной власти Российской Федерации (Президент Российской Федерации, Государственная Дума и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации);
  • федеральные органы исполнительной власти, специально уполномоченные в области охраны окружающей среды и природопользования;
  • органы прокуратуры, реализующие свои функции в экологической сфере;
  • представительные  и исполнительные  органы  государственной власти 
    субъектов Российской Федерации и создаваемые ими специальные органы, осуществляющие управление в сфере природопользования и охраны окружающей среды;
  • органы местного самоуправления и создаваемые ими специальные органы, осуществляющие управление в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

В число  частных субъектов входят:

  • граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории Российской Федерации, в 
    том числе осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
  • российские и иностранные юридические лица, юридические лица со смешанным капиталом;
  • общественные экологические объединения и иные некоммерческие организации, в том числе российские отделения международных неправительственных экологических организаций. Правоотношения между частными субъектами, как правило, носят гражданско-правовой характер, в то время как правоотношения между публичными и частными субъектами по большей части подразумевают императивность.

Глава 3. Объекты экологических правоотношений.

    Статья 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» называет объекты охраны окружающей среды, которые также являются объектами экологических правоотношений3. К ним относятся:

> земли, недра, почвы;

  • поверхностные и подземные воды;
  • леса и иная растительность;
  • животные и другие организмы и их генетический фонд;
  • атмосферный воздух, озоновый слой и околоземное космическое пространство.

  К числу объектов, подлежащих охране в первоочередном порядке, отнесены:

  • естественные экологические системы;
  • природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию.

Особой  охране подлежат: государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные   и   дендрологические   парки,   ботанические   сады,   лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы; исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ; континентальный шельф и исключительная экономическая зона РФ; редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания. 
 

Глава 4. Эколого-правовые нормы

    К эколого-правовым нормам относятся правила и предписания, содержащиеся как правило, в законах и подзаконных правовых актов, а также в нормативных договорах и обычаях, имеющих отношение к регулированию общественных отношений в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Эколого-правовые нормы с учетом их значимости в регулировании общественных отношений можно подразделить на: нормы-дефиниции; нормы-декларации; нормы-принципы; нормы-регуляторы. Под благоприятной окружающей средой понимается окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов4. Нормы-декларации имеют характер лозунгов и по большей части не могут быть подкреплены твердыми гарантиями со стороны публичной власти либо влечь за собой какую-то ответственность за их буквальное невыполнение. Например, ст. 42 Конституции РФ декларирует, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Однако реально обеспечить это право государство пока не в состоянии в силу многочисленных причин объективного и субъективного характера. Нормы-принципы - это закрепленные в законодательных актах ключевые положения, которыми призваны руководствоваться в процессе своей деятельности участники (субъекты) соответствующих правоотношений. Нормы-регуляторы непосредственно определяют рамки поведения тех или иных субъектов экологических правоотношений. Неисполнение или ненадлежащее исполнение содержащихся в них предписаний может повлечь за собой определенные негативные последствия как для частных, так и для публичных субъектов.  

Глава 5. Классификация  правоотношений

    Очевидно, что правоотношения могут быть как результатом правомерных действий, так и последствием нарушения тем или иным субъектом установленных правовыми нормами запретов. Соответственно, если субъект в процессе, например, природопользования осуществляет свою деятельность строго в рамках, предписанных законом, его поведение правомерно и правоотношения, в которые он вступает с другими субъектами, носят сугубо регулятивный характер, т.е. подчиняются установленным правилам. Напротив, в случае выявления специально уполномоченным на то органом государственного экологического контроля в деятельности субъекта-природопользователя нарушений законов складываются принципиально другие правоотношения, имеющие для нарушителя отрицательные последствия в виде наложенного взыскания, необходимости устранить допущенные нарушения, причины и условия им способствующие, обязанности возместить причиненный вред и даже прекращения права природопользования5. Таким образом, правомерно говорить о принудительном характере складывающихся для субъекта-правонарушителя правоотношений. Можно рассматривать экологические правоотношения и с позиции степени регламентации деятельности тех или иных субъектов. Так, дозволяемое нормами экологического права то или иное поведение без детального раскрытия его содержания может порождать материальные правоотношения. Например, ст. 12 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предоставляет общественным и иным некоммерческим объединениям, осуществляющим деятельность в области охраны окружающей среды, право оказывать содействие органам государственной власти в решении вопросов охраны окружающей среды, однако четкие рамки и процедура оказания такого содействия законом не установлены. В то же время алгоритм деятельности членов экспертной комиссии при проведении государственной экологической экспертизы строго регламентирован, что позволяет говорить о наличии в таких случаях процессуальных правоотношений, нарушение в рамках которых установленных правил поведения участников этих правоотношений может служить основанием для оспаривания их действий (бездействия) или решений. Если поведение того или иного субъекта обусловлено строгим указанием закона или иного нормативного правового акта совершить то или иное действие, то можно вести речь о правообязывающих правоотношениях. Так, пункт 2 ст. 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды» четко устанавливает, что субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны предоставлять сведения об организации производственного контроля в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие соответственно государственный и муниципальный контроль в порядке, установленном законодательством6. В свою очередь правоустанавливающие правоотношения складываются при реализации теми или иными субъектами предоставленных им прав. Например, граждане согласно ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» могут создавать общественные объединения, фонды и некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды. В то же время они вправе и воздержаться от реализации такого рода прав. 
 
 
 

Информация о работе Экологическое воспитание дошкольников