Формирование экологического воспитания у старших дошкольников посредством моделирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 15:28, курсовая работа

Краткое описание

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Поэтому очень важно в корне изменить экологическое поведение и мышление людей.

Содержание

Введение………………………………………………………………….........
3
Глава 1. Теоретические условия формирования экологических представлений у детей 5-6 лет на основе моделирования ……………...

Психолого-педагогические аспекты формирования экологических представлений у детей 5-6 лет на основе моделирования ……………..
Характеристика психолого-педагогических условий формирования экологических представлений у детей 5-6 лет на основе моделирования…………..…………………………………………………
Выводы по главе I……………………………………………………………..



Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию экологических представлений у детей 5-6 лет на основе моделирования ……………..………………………………………………...

Выявление уровня сформированности экологических представлений у детей 5-6 лет ….…………………………………………………………
2.2. Проектирование реализации психолого-педагогических условий по формированию экологических представлений у детей 5-6 лет на основе моделирования……………….……………………………………………….
Выводы по главе II……………………………..……………………………..





Заключение…………………………………………………………………....

Список используемой литературы …..……………………........................

Приложения…………………………………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 414.50 Кб (Скачать файл)

Введение………………………………………………………………….........

3

Глава 1. Теоретические  условия формирования экологических  представлений у детей 5-6 лет на основе моделирования ……………...

 

    1.  Психолого-педагогические аспекты формирования экологических представлений у детей 5-6 лет на основе моделирования ……………..
    2. Характеристика психолого-педагогических условий формирования экологических представлений у детей 5-6 лет на основе моделирования…………..…………………………………………………

Выводы по главе I……………………………………………………………..

 

 

 

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию экологических представлений у детей 5-6 лет на основе моделирования ……………..………………………………………………...

 

    1.  Выявление уровня сформированности экологических представлений у детей 5-6 лет ….………………………………………………………… 

2.2. Проектирование реализации психолого-педагогических условий по формированию экологических представлений у детей 5-6 лет на основе моделирования……………….……………………………………………….

Выводы по главе II……………………………..……………………………..

 

 

 

 

 

Заключение…………………………………………………………………....

 

Список используемой литературы …..……………………........................

 

Приложения…………………………………………………………………...

 



Содержание

 

 

 

 

 

 

 

Введение

  Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Поэтому очень важно в корне изменить экологическое поведение и мышление людей. Самым благоприятным периодом для усвоения экологических представлений, норм и правил поведения человека в природе является дошкольный возраст. Именно в этом возрасте начинается процесс становления мировоззрения человека. Экологические представления являются основой для последующего экологического мировоззрения.

  Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Сейчас много экологических проблем и не только в России, но и во всем мире. Это происходит оттого, что детский сад всегда мало уделял внимание экологическому воспитанию. Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни.

  Моделирование - это действенный метод, на основе которого можно формировать экологические представления старших дошкольников. Специальными исследованиями (Л.А. Вегнер, Е.В. Проскура и др.)  установлено, что эффективность использования наглядных моделей в качестве средств обучения дошкольника основана на их соответствии складывающейся в этот возрастной период такой умственной способности, как способность к построению и использованию внутренних, мыслительных моделей. В обычных условиях жизнедеятельности ребенка эта особенность формируется стихийно, чему способствует моделирующий характер основных видов детской деятельности.

  Исследованиями в области формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста занимались И.Д. Зверев, С.Н. Глазачев, А.Н. Захлебный, И.А. Комарова, Н.Н. Кондратьева, С.Н. Николаева, И.А. Хайдурова, П.Г. Саморукова, М.С. Гиляров, Н.Н. Поддъяков, А.П. Захаревич, Т.А. Ковальчук, Л.Е. Образцова, Н.К. Постникова,  З.П. Плохих, В.П. Арсентьева и другие.

  Большинство исследований по проблеме ознакомления детей с природой выделяют в качестве содержания знаний детей отдельные элементы или отдельные связи в природе. Но исследований о представлениях детей дошкольного возраста об экологических системах крайне мало, как и исследований об эффективности различных методов формирования у детей-дошкольников экологических представлений. (Г.Е. Залесский)

  Объект исследования: процесс формирования экологических представлений детей 5-6 лет

  Предмет исследования: моделирование как метод формирования экологических представлений детей 5-6 лет

  Цель исследования: исследовать формирование экологических представлений у детей 5-6 лет на основе моделирования

  Гипотеза исследования: мы предполагаем, что формирование экологических представлений у детей 5-6 лет будет успешным при следующих психолого-педагогических условиях:

  1. систематичное использование на занятиях метода моделирования экологического характера;
  2. обязательный учет индивидуальных и возрастных особенностей детей 5-6 лет;
  3. постоянное и систематическое взаимодействие с живой природой.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования экологических представлений у детей 5-6 лет на основе моделирования;
  2. Выявить уровень сформированности экологических представлений детей 5-6 лет;
  3. Спроектировать реализацию психолого-педагогических условий по формированию экологических представлений детей 5-6 лет на основе метода моделирования

  Методы исследования: теоретические - изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;  диагностические методики, направленные на выявление уровня сформированности экологических представлений детей 5-6 лет, беседа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретическое обоснование метода моделирования в формировании экологических представлений у детей 5-6 лет

    1. Психолого-педагогические аспекты формирования экологических представлений у детей 5-6 лет на основе моделирования

 

  Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь, но понимают его по-разному. В научной литературе существует много определений, но мы в своей работе возьмем за основное  определение академика М.С. Гилярова: «экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой». [12, с. 56]

  Началом формирования экологического мышления личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека.

  Все исследования сходятся к тому, что экологическое воспитание по своему содержанию шире, чем природоохранительная работа в детском саду. Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.

  Большой вклад в разработку методики экологического воспитания детей внесли Н.Н. Поддъяков, С.Н. Николаева, Н.Н. Кондратьева и другие исследователи. [7, с. 87]

  Авторы, исследовавшие данную проблему, выделяют следующие задачи экологического воспитания детей дошкольного возраста:

  • воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
  • формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
  • умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желание сохранить ее (развитие эстетических чувств);
  • участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы. [4, С. 56-57]

  Мы в своем исследовании подробно остановимся на формировании системы экологических представлений.

  Экологические представления – это сведения о взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их приспособленности к ней; о человеке как части природы; об использовании природных богатств, загрязнении окружающей среды и так далее. [9, с. 7]

  Анализ ведущих экологических понятий, проделанный нами с той целью, чтобы найти исходную позицию в определении сущности и содержания экологического воспитания дошкольников, показывает, что специфика формирования экологических представлений должна заключаться в нахождении, выделении таких взаимосвязанных явлений природы, демонстрация которых доступна детям разных возрастов. [13, с. 46]

  Педагогическими исследованиями, проведенными в Москве, Ленинграде, установлено, что дошкольники понимают зависимость жизни растений от факторов среды (А.П. Захаревич, Т.А. Ковальчук, П.Г. Саморукова, Л.Е. Образцова, Н.К. Постникова и другие). Экспериментальными работами И.А. Хайдуровой, З.П. Плохих, В.П. Арсентьевой показано, что при специальной организации наблюдений старшие дошкольники могут прослеживать и понимать цепочки биоценологических связей.

  С.Н. Николаева отмечает в своих работах, что формирование экологических представлений – необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя. [2, с. 34]

  В основе данного утверждения лежит положение о ведущей роли системных знаний в развитии детей дошкольного возраста (В.И. Логинова, Н.Н. Кондратьева, П.Г. Саморукова, И.А. Хайдурова и другие). Системные знания позволяют ребенку осознать сущностные особенности объектов и явлений природы, «системообразующие» связи, доступные его пониманию. Как показали многочисленные исследования, отдельные наглядно представленные связи доступны детям уже младшего дошкольного возраста. Старшие дошкольники способны усвоить более сложные связи: пространственно-временные, морфо-функциональные, причинно-следственные, генетические. Связь живых организмов со средой обитания проявляется в многочисленных и разнообразных приспособлениях к ней живых существ. Маневцова Л., кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики РГПУ Петербурга предлагает следующие блоки – модули:

    1. Система знаний и представлений о живом организме как носителе жизни, его существенных характеристиках: целостности, системе потребностей.
    2. Система знаний и представлений о среде обитания живых существ, их приспособленности к определенной среде обитания, в том числе к сезонным изменениям.
    3. Система знаний и представлений о размножении живых существ, их росте и развитии.
    4. Система знаний и представлений о взаимодействии живых существ в экосистемах.

  Формирование системы экологических знаний и представлений является частью интеллектуального развития детей. Под интеллектуальным развитием детей, в данном случае, мы понимаем мыслительную способность, умственное начало, рациональное познание ребенка, определяющее его деятельность. [18, с. 83]

  Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, а также посильная практическая исследовательская деятельность способствует развитию логического мышления. Сравнение, выявление сходных и отличительных признаков исследуемых объектов (явлений) природы способствует активизации мыслительной деятельности детей.

  Таким образом, существует прямая зависимость между проблемой формирования экологических представлений и проблемой развития мышления. Ребенок, с одной стороны, расширяет представления о мире, с другой стороны – начинает овладевать причинно – следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину.

   Психологами доказано, что у детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, педагогический процесс в дошкольном учреждении в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Педагогические наблюдения показывают, что наиболее эффективно процесс экологического мышления дошкольников идёт через такие способы поисковой деятельности как: активное наблюдение, экспериментирование, исследовательская работа, моделирование, имитация. [2, с. 14]

  Вместе с тем, в последние годы в педагогической теории и практике всё большее значение уделяется вопросам моделирования в работе с детьми дошкольного возраста. В психологических работах перечисляются функции, которые способны выполнять моделирование, становясь компонентом той или иной деятельности, в том числе функции фиксации знаний, обозначения, планирования (Л.И. Айдарова) и эвристическая функция (В.В. Давыдов, А.У. Варданян, Л.М. Фридман и др.) [1, с. 56]

Моделирование - исследование каких-либо явлений, процессов, систем путём построения и изучения их моделей.

Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению моделей.

Цель моделирования - обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.

Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. [1, с. 58]

В действии с натуральными объектами нелегко выделить общие  черты, стороны, так как объекты  имеют множество сторон, не относящихся  к выполняемой деятельности или отдельному действию. Модель дает возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае.

Информация о работе Формирование экологического воспитания у старших дошкольников посредством моделирования