Экологическое воспитание дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 20:56, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность поднимаемой нами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Сущность и содержание экологического воспитании дошкольников….5
1.2. Особенности экологического воспитания дошкольников …………….10
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….13
Глава 2. ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1. Информация об опыте………………………………………………………14
2.2 Технология опыта……………………………………………………………19
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………31

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Экологическое воспитание дошкольников.docx

— 60.21 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФГАОУВПО «КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА ОБЩЕЙ  И СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

 

 

 

 

 

 КУРСОВАЯ РАБОТА  ПО

Теории обучения и воспитания

 

 

ТЕМА

Экологическое воспитание дошкольников

 

 

 

 

 

 

Работа завершена:

студентка 2 курса                                      _________________  Р.Р. Халимова

группа 17.1-215, очное отделение

«__»_________2013 г.

 

Работа допущена к защите:

Научный руководитель:

к.п.н., доцент

«__»_________201_ г.                               ___________________ Н.Н. Калацкая

 

Заведующий кафедрой

д.п.н., профессор

«__»_________201_ г.                               ____________________ Р.А. Валеева

 

 

 

Казань – 2013

 

Содержание 

 

Введение…………………………………………………………………………..3

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

    1. Сущность и содержание экологического воспитании дошкольников….5
    2. Особенности экологического воспитания дошкольников …………….10

Выводы по 1 главе……………………………………………………………….13

Глава 2. ОБОБЩЕНИЕ  ОПЫТА РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

2.1. Информация об опыте………………………………………………………14

2.2 Технология опыта……………………………………………………………19

Выводы по 2 главе……………………………………………………………….29

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….30

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………31

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

  Актуальность поднимаемой нами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.

  Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.

  Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

  Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.

  Каких бы образовательных концепций воспитатель не придерживался, по каким бы программам дошкольного воспитания не работал, он не может не ставить перед собой цель: научить бережно относиться к природе своего края, своей Родины.

  В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, ко всему живому.

Актуальность темы исследования позволило сформулировать противоречие исследования: между потребностью общества в экологической воспитанности дошкольников, с одной стороны, и недостаточно изученными вопросами развития экологической воспитанности у детей дошкольного возраста.

Проблема исследования: каковы сущность, формы и методы экологического воспитания дошкольников.

Объект исследования: процесс экологического воспитания дошкольников. 

Предмет исследования: формы и методы экологического воспитания дошкольников в работе воспитателей детских садов. 

Цель - выявить уровень экологической воспитанности дошкольников и наметить пути их экологического воспитания.

Задачи: 

  1. Выявление сущности и содержания  экологического воспитания дошкольников;
  2. Выявление особенностей экологического воспитание в процессе образования дошкольников;
  3. Воспитание новых ценностных ориентаций;
  4. Выводы по проблеме.

Методы педагогического  исследования: теоретический метод исследования; изучение опыта работы ДОУ; метод наблюдения.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.

 

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

    1. Сущность и содержание экологического воспитания дошкольников

Для дошкольной педагогики экологическое воспитание - это новое  направление, которое появилось  на рубеже 80-х и 90-х годов и в  настоящий момент проходит этап становления. Его базовой основой является традиционно сложившийся программный  раздел «Ознакомление детей с  природой», смысл которого состоит  в том, чтобы сориентировать маленьких  детей в различных явлениях природы, главным образом доступных непосредственному  наблюдению: научить различать растения и животных, давать им некоторые  характеристики, в отдельных случаях  устанавливать причинно-следственные связи. В последнее десятилетие  работа дошкольных учреждений сосредоточилась  на воспитании у детей бережного  отношения к   живому - ознакомление с природой приняло природоохранную  окраску.

Экологическое воспитание - «это формирование у детей экологического сознания как совокупности знаний, мышления, чувств, воли и готовности к активной природоохранительной деятельности, помогающего понимать окружающую действительность как среду обитания и как эстетическое совершенство и ориентирующего на бережное к ней отношение, позволяющего заранее предусматривать и предотвращать отрицательные последствия промышленного освоения природных богатств» [34].

Экологическое воспитание - новая категория, которая непосредственно  связана с наукой экологией, различными ее ответвлениями. [35, с. 54] В классической экологии центральными понятиями являются: взаимодействие отдельно взятого организма со средой его обитания: функционирование экосистемы - сообщества живых организмов, проживающих на одной территории (имеющих поэтому однотипную среду обитания) и взаимодействующих между собой. Оба понятия, в форме конкретных примеров из ближайшего окружения ребенка-дошкольника, могут быть представлены ему и стать основой развивающего взгляда на природу и отношения к ней.

 Взаимодействие человека с природой - второй, чрезвычайно важный аспект экологии, ставший основой бурно развивающихся отраслей - социальной экологии, экологии человека - не может остаться в стороне от познания современного ребенка. Конкретные примеры использования человеком природных ресурсов и последствия этого воздействия на природу и на здоровье людей могут быть взяты на вооружение дошкольной педагогикой с целью формирования у детей начальной позиции по этому вопросу. 
 Итак, в основе экологического воспитания - адаптированные на школьный возраст ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество организмов и среда, человек и среда.

Цель экологического воспитания дошкольников - формирование начал  экологической культуры - базисных компонентов личности, позволяющих  в дальнейшем, в соответствии с  Концепцией общего среднего экологического образования, успешно присваивать  в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с  природой, который обеспечит его  выживание и развитие.

Эта цель согласуется с  Концепцией дошкольного воспитания, которая, ориентируясь на общегуманистические ценности, ставит задачу личностного развития ребенка: заложить в дошкольном детстве фундамент личностной культуры - базисные качества человеческого начала в человеке. Красота, добро, истина в четырех ведущих сферах действительности - природе, «рукотворном мире», окружающих людях и себе самом - это те ценности, на которые ориентируется дошкольная педагогика нашего времени. 
Природа планеты - уникальная ценность для всего человечества: материальная и духовная. Материальная, потому что в комплексе все эти компоненты составляют среду обитания человека и основу его производственной деятельности. Духовная, потому что является средством вдохновения и стимулятором творческой деятельности. Природа, отраженная в различных произведениях искусства, составляет ценности рукотворного мира. 
 Формирование начал экологической культуры - это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.

Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под  руководством взрослых с предметно-природным  миром, который их окружает: растениями, животными (сообществами живых организмов), их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.  Задачи экологического воспитания - это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой достигается эффект - очевидные проявления начал экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу. [12, с. 32]

Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию  в отношение. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а  отношение - конечным его продуктом. Истинно экологические знания формируют  осознанный характер отношения и  дают начало экологическому сознанию. Отношение, построенное вне понимания закономерных связей в природе, социоприродных связей человека с окружающей средой, не может быть стержнем экологической воспитанности, не может стать началом развивающегося экологического сознания, ибо оно игнорирует объективно существующие процессы и опирается на субъективный фактор.

Биоцентрический подход к вопросам экологического образования, ставящий в центр внимания природу и рассматривающий человека как ее часть, выдвигает необходимость изучения закономерностей, которые существуют в самой природе. Только их доскональное знание позволяет человеку правильно взаимодействовать с ней и самому жить по ее законам. 
Это тем более важно для России, спецификой которой являются большая протяженность и географическое разнообразие. Исторически сложившееся благоговейное отношение народов России к природе, представлено в настоящее время ярко выраженной природоохранной тенденцией в образовании. Можно отметить и тот факт, что в России не прижился термин «образование в области окружающей среды», который принят во всем мире и, который отражает антропоцентрические тенденции во взаимоотношении человека с природой. Термин «экологическое образование», соединяющий в себе изучение природы, ее охрану, взаимодействие человека с природой, среду его обитания, соответствует российской специфике и решению существующих экологических проблем средствами образования. 
Изучение законов природы может быть начато в дошкольном детстве в рамках экологического воспитания. Возможность и успешность этого процесса доказаны многочисленными психолого-педагогическими отечественными исследованиями.

В этом случае содержание экологических  знаний охватывает следующий круг: [15, с. 21]

  1. связь растительных и животных организмов со средой обитания, морфофункциональная приспособленность к ней; связь со средой в процессы роста и развития;
  2. многообразие живых организмов, их экологическое единство; сообщества живых организмов;
  3. человек как живое существо, среда его обитания, обеспечивающая здоровье и нормальную жизнедеятельность;
  4. использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, загрязнение окружающей среды; охрана и восстановление природных богатств.

Первая и вторая позиции - это классическая экология, ее основные разделы: аутэкология, рассматривающая  жизнедеятельность отдельно взятых организмов в их единстве со средой обитания, и синэкология, вскрывающая  особенности жизни организмов в  сообществе с другими организмами  на общем пространстве внешней среды.

Ознакомление с конкретными  примерами растений и животных, их обязательной связью с определенной средой обитания и полной зависимостью от нее позволяет сформировать у  дошкольников первоначальные представления  экологического характера. Дети усваивают: механизмом связи является приспособленность  строения и функционирования различных  органов, контактирующих с внешней  средой. Выращивая отдельные экземпляры растений и животных, дети познают  различный характер их потребностей во внешних компонентах среды  на разных стадиях роста и развития. Важным аспектом при этом является рассмотрение труда людей как  средообразующего фактора. 
Третья позиция позволяет познакомить детей с группами живых организмов - сформировать первоначальные представления о некоторых экосистемах, пищевых зависимостях, которые существуют в них. А также внести понимание единства в многообразие форм живой природы - дать представление о группах сходных растений и животных, которые могут быть удовлетворены лишь в нормальной жизненной среде. У детей закладываются понимание самоценности здоровья и первые навыки здорового образа жизни. 
Четвертая позиция - это элементы социальной экологии, позволяющие продемонстрировать на некоторых примерах потребление и использование в хозяйственной деятельности природных ресурсов (материалов). Ознакомление с этими явлениями позволяет начать вырабатывать у детей экономное и бережное отношение к природе, ее богатствам. 
Все обозначенные позиции содержания экологических знаний для детей дошкольного возраста согласуются с содержанием общеобразовательной области «Экология», представленной в Концепции общего среднего экологического образования. Этап дошкольного детства можно рассматривать в плане ее пропедевтики.

Информация о работе Экологическое воспитание дошкольников