Формирование экологического воспитания у старших дошкольников посредством моделирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 15:28, курсовая работа

Краткое описание

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Поэтому очень важно в корне изменить экологическое поведение и мышление людей.

Содержание

Введение………………………………………………………………….........
3
Глава 1. Теоретические условия формирования экологических представлений у детей 5-6 лет на основе моделирования ……………...

Психолого-педагогические аспекты формирования экологических представлений у детей 5-6 лет на основе моделирования ……………..
Характеристика психолого-педагогических условий формирования экологических представлений у детей 5-6 лет на основе моделирования…………..…………………………………………………
Выводы по главе I……………………………………………………………..



Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию экологических представлений у детей 5-6 лет на основе моделирования ……………..………………………………………………...

Выявление уровня сформированности экологических представлений у детей 5-6 лет ….…………………………………………………………
2.2. Проектирование реализации психолого-педагогических условий по формированию экологических представлений у детей 5-6 лет на основе моделирования……………….……………………………………………….
Выводы по главе II……………………………..……………………………..





Заключение…………………………………………………………………....

Список используемой литературы …..……………………........................

Приложения…………………………………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 414.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию экологических представлений у детей 5-6 лет на основе моделирования

2.1. Выявление уровня сформированности экологических представлений у детей 5-6 лет

 
Целью констатирующего эксперимента является определение уровня сформированности экологических представлений у детей 5-6 лет.

Поэтому экспериментальное  исследование включает следующие этапы:

1. Подбор методов диагностики  уровня сформированности экологических  представлений у детей 5-6 лет

2. Выявление уровня  сформированности экологических  представлений у детей 5-6 лет

3.      Обработка  результатов исследования.

Задачи констатирующего эксперимента:

1) определить критерии  уровня экологической воспитанности  старших дошкольников;

2) подобрать диагностический  материал и оборудование;

3) обработать результаты исследования.

Диагностическое обследование детей проводилось с каждым ребенком индивидуально, посредством беседы, используя при затруднениях иллюстрации с изображением объектов или явлений, о которых идет речь. Содержание каждой беседы направлено на выявление круга представлений о животных, растительном мире, неживой природе и временах года. В то же время цикл бесед позволяет достаточно точно определить полноту и объем сформированных у дошкольника представлений.

В исследовании принимали  участие 20 человек – 11 мальчиков  и  9 девочек (воспитанники второй старшей  группы детского сада № 149 «Рябинушка», ул. Аминева, 17 г. Самары)

Нами были выделены следующие  критерии и показатели сформированности экологических представлений у старших дошкольников. Также были подобранны диагностические задания, соответствующие критериям и показателям.

 

Критерии 

Показатели 

Диагностические задания

знания о мире животных

-знание видов животных

Определение характерных особенностей представителей мира животных (проводится индивидуально с каждым ребенком)

-знание соотношения представителей фауны и их среды обитания

-представления о характерных признаках животных 

-небезразличное отношение к животным, птицам и насекомым

знания о растительном мире

-знание видов растений

Определение характерных особенностей растительного мира (проводится индивидуально с каждым ребенком)

-представлений об условиях, необходимых для жизни, роста и развития комнатных растений

-представления об уходе за комнатными растениями

знания о неживой  природе

-знание отличительных  характеристик объектов неживой  природы

Определение характерных особенностей неживой природы (проводится индивидуально с каждым ребенком)

-представления об  использовании объектов неживой  природы

знания о временах года

-знания о временах  года

Знание времен года (проводится индивидуально или маленькими подгруппами)

-знания о сезонных  особенностях того или иного  времени года


 

 

Диагностические задания для определения уровня сформированности экологических знаний дошкольников

Задание 1. Определение характерных особенностей представителей мира животных (проводится индивидуально с каждым ребенком).

Цель. Определить уровень знания характерных особенностей представителей мира животных.

Оборудование. Три большие карты: первая разделена на три части (хозяйственный двор, лес, пейзаж жарких стран); на второй карте изображены голубое небо, ветви деревьев и земля; на третьей карте изображены небо и луг. Фигурки животных: лошади, коровы, свиньи, козы, барана, собаки; волка, лисы, медведя, зайца, оленя, тигра, слона, жирафа, зебры. Фигурки птиц: голубя, синицы, воробья, дятла, сороки, вороны, снегиря, совы. Фигурки насекомых: бабочки, пчелы, божьей коровки, стрекозы, муравья, кузнечика, мухи, комара, паука.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает взять первую карту, из всех фигурок выбрать животных и разместить их на карте с учетом места их проживания.

Педагог предлагает взять вторую карту, из оставшихся фигурок выбрать птиц и разместить их на карте по своему усмотрению. Педагог предлагает взять третью карту, из оставшихся картинок выбрать насекомых и разместить их на карте.

Если на столе остались какие-нибудь фигурки, можно предложить ребенку  еще раз подумать и разместить их в соответствии с инструкцией. Спросить, по каким признакам он разместил животных на картах.

После того как ребенок  справился с заданием, педагог  предлагает ему выбрать два изображения  животных, три изображения птиц и три изображения насекомых и затем ответить на следующие вопросы в соответствии с выбранными картинками.

- Как называется животное (птица, насекомое)?

- Что ты можешь рассказать  о нем?

- Твое отношение к  ним.

Оценка результатов деятельности представлена в Приложении А.

 

Задание 2. Определение характерных особенностей растительного мира (проводится индивидуально с каждым ребенком).

Цель. Определить уровень знания характерных особенностей растительного мира.

Оборудование. Комнатные растения: герань (пеларгония), традесканция, бегония, аспидистра (дружная семейка) и бальзамин султанский (огонек); лейка для полива комнатных растений; распылитель воды; палочка для рыхления; тряпочка и поддон.

Инструкция к проведению. Педагог называет пять комнатных растений, предлагает показать их.

- Какие условия необходимы  для жизни, роста и развития  комнатных растений?

- Как правильно ухаживать  за комнатными растениями?

- Покажи, как правильно  это нужно делать (на примере  одного растения).

- Для чего людям нужны комнатные растения?

- Нравятся ли тебе  комнатные растения и почему?

Затем педагог предлагает из представленных (даны в скобках) выбрать:

а) сначала деревья, потом  кустарники (тополь, сирень, береза);

б) лиственные и хвойные  деревья (ель, дуб, сосна, осина);

в) ягоды и грибы (земляника, волнушка, подберезовик, клубника);

г) цветы сада и цветы  леса (астра, подснежник, ландыш, тюльпан).

Оценка результатов деятельности представлена в Приложении Б. 

 

Задание 3. Определение характерных особенностей неживой природы (проводиться индивидуально с каждым ребенком).

Цель. Определить уровень знания характерных особенностей неживой природы.

Оборудование. Три баночки (с песком, с камнями, с водой).

Инструкция к проведению. Педагог предлагает определить содержимое баночки. После того как ребенок назовет объекты неживой природы, предлагает ответить на следующие вопросы.

- Какие свойства песка  ты знаешь?

- Где и для чего  человек использует песок?

- Какие свойства камней  ты знаешь?

- Где и для чего  человек использует камни?

- Какие свойства воды  ты знаешь?

- Где и для чего  человек использует воду?

Оценка результатов деятельности представлена в Приложении В.

Задание 4. Знание времен года (проводится индивидуально или маленькими подгруппами).

Цель. Определить уровень знания времен года.

Оборудование. Альбомный лист бумаги, цветные карандаши и фломастеры.

Инструкция к проведению. Педагог. Какое время года тебе нравится больше всего и почему? Нарисуй картинку, где будет изображено это время года. Назови время года, которое наступит после твоего любимого времени года, скажи, что последует за ним и т.д.

Затем предлагает ответить на вопрос "Когда это бывает?":

- Светит яркое солнце, дети купаются в речке.

- Деревья покрыты снегом, дети катаются с горки на  санках.

- С деревьев опадают листья, птицы улетают в теплые края.

- На деревьях распускаются  листочки, расцветают подснежники.

Оценка результатов деятельности представлена в Приложении Г.

 

Анализ результатов проведенных заданий:

Результаты диагностики  уровня сформированности экологических представлений дошкольников 5-6 лет:

 

Таблица 1 - Уровень степени сформированности экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста на этапе констатирующего эксперимента

Имя ребенка

Уровень сформированности экологических представлений 

Средняя оценка в баллах 

Общий уровень

о мире  
животных 

о растительном мире 

о неживой природе 

о временах года 

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Аня А.

8

С

11

С

9

С

11

С

9,75

С

Витя Б.

10

С

9

С

10

С

13

В

10,5

С 

Вася Г.

6

Н

8

С

7

Н

10

С

7,75

С

Алиса Г.

12

С

13

В

12

С

12

С

12,25

С

Женя И.

8

С

13

В

10

С

13

В

11

С 

Люба К.

9

С

9

С

7

Н

12

С

9,25

С 

Игорь К.

10

С

8

С

8

С

10

С

9

С 

Миша Л.

13

В

14

В

11

С

13

В

10,25

С

Леша Л.

9

С

9

С

9

С

11

С

9,5

С

Вероника Н.

5

Н

7

Н

6

Н

9

С

6,75

Н

Дима О.

10

С

11

С

10

С

13

В

11

С

Рита О.

10

С

9

С

9

С

10

С

9,5

С

Саша П.

8

С

8

С

8

С

9

С

8,25

С

Сережа Р.

9

С

9

С

9

С

11

С

9,5

С

Соня Р.

6

Н

8

С

6

Н

10

С

7,5

С

Лиза С.

10

С

10

С

10

С

10

С

10

С

Андрей Т.

9

С

9

С

7

Н

8

С

8,25

С

Аня Ф.

13

В

12

С

10

С

13

В

12

С

Руслан Ч.

9

С

9

С

9

С

12

С

9,75

С

Костя У.

10

С

13

В

11

С

13

В

11,75

С

В среднем по гр. 

9,2

С

9,5

С

7,25

С

11,15

С

9,4

С


 

Старшие дошкольники  в целом показали средний уровень  сформированности экологических представлений  – 9, 4 балла. Анализ результатов показал, что в среднем у детей лучше  всего сформированы представления  о временах года (11,15), а хуже –  представления о неживой природе (7,25).

Данные результатов  по каждому показателю смотреть в Приложении Д.

 

В ходе задания и беседы выявлялись знания ребенка 5-6 лет видов  животных, знания соотношения представителей фауны и их среды обитания, представления  о характерных признаках животных и определялся уровень отношения ребенка к животному миру.

Сначала нами определялся  уровень сформированности экологических представлений о мире животных. Результаты исследования этого показателя представлены в виде диаграммы.

Рисунок 1 – Уровни сформированности экологических представлений о  животном мире

В ходе исследования было выявлено, что большинство детей (75%) имеют средний уровень сформированности экологических представлений. У трех детей (15%) наблюдается низкий уровень и лишь у двух детей (10%) – высокий.

Далее нами определялся  уровень сформированности экологических  представлений о растительном мире. Результаты исследования представлены в виде диаграммы.

Рисунок 2 – Уровни сформированности экологических представлений о растительном мире

Из диаграммы видно, что большинство детей (75%) имеют  средний уровень сформированности экологических представлений о  растительном мире. Высокий уровень имеют три дошкольника, что на одного ребенка больше, чем в предыдущем задании. Низкий уровень сформированности наблюдается у одного ребенка (5%)

Затем мы определили уровень  сформированности экологических представлений  у детей 5-6 лет о неживой природе.

 

Рисунок 3 – Уровни сформированности экологических представлений о неживой природе

 

У большинства детей (75%) был выявлен средний уровень  сформированности экологических представлений  о неживой природе. Остальные  дети (25%) показали низкий уровень. Высокого уровня сформированности не показал ни один ребенок.

 

В конце мы исследовали  представления детей 5-6 лет о временах года. Результаты представлены в виде диаграммы.

 

Рисунок 4 – Уровни сформированности экологических представлений о временах года

 

Представления о временах года сформированы на среднем уровне у большинства детей (70%), остальные  дети показали высокий уровень сформированности (30%). Низкого уровня не было выявлено ни у одного ребенка.

Информация о работе Формирование экологического воспитания у старших дошкольников посредством моделирования