Экологическое воспитание дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 06:24, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной контрольной работы стало рассмотреть теоретические аспекты экологического воспитания дошкольников.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования, в курсовой работе решались следующие задачи:
1) дать теоретический анализ состояния проблемы и изучить оптимальные условия, влияющие на экологическое восприятие дошкольников,
2) раскрыть сущность экологического образования и воспитания.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...
1. Теоретические основы экологического воспитания дошкольников…
2. Программы экологического воспитания дошкольников………………
Заключение…………………………………………………………………..
Список литературы…….……………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

содержание экологического воспитания дошкольников.docx

— 28.48 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………...

1. Теоретические основы экологического  воспитания дошкольников….

2. Программы экологического воспитания  дошкольников………………

Заключение…………………………………………………………………...

Список  литературы…….……………………………………………………

3

4

7

13

14


 

Введение

 

В последние  годы большое внимание уделяется  экологическому воспитанию детей с  самого раннего возраста. Появилось  большое количество развивающих  программ, которые нацелены на формирование экологических представлений дошкольников.

Однако  при внедрении экологических  программ воспитатели дошкольных учреждений столкнулись с проблемой недостаточной  практической разработки методов и  приемов, предлагаемых методистами.  Новые методы экологического воспитания, как то: создание экологической комнаты, мини-музеев, экологической тропы  – оказались недоступными для  большинства провинциальных детских  садов. Поэтому обсуждение содержания экологического образования дошкольников постоянно является актуальной проблемой

Целью данной контрольной работы стало рассмотреть теоретические аспекты экологического воспитания дошкольников.

Объектом  исследования выступил процесс экологического образования и воспитания дошкольников.

Предмет исследования – программы экологического образования и воспитания дошкольников.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом  и целью исследования, в курсовой работе решались следующие задачи:

1) дать  теоретический анализ состояния  проблемы и изучить оптимальные  условия, влияющие на экологическое  восприятие дошкольников,

2) раскрыть  сущность экологического образования и воспитания.

Методы  исследования: теоретический анализ педагогической и методической литературы по изучаемой проблеме.

 

 
1. Теоретические основы экологического воспитания дошкольников

 

Проблемы  экологического образования находятся  в центре внимания международного сообщества. Стратегическим направлением решения экологических проблем ЮНЕСКО считает создание сети образования, которое предусматривает постановку экологических вопросов в центр всех учебных программ, начиная с детских дошкольных учреждений и кончая вузами, подготовкой учителей и управленческого аппарата.

В России, начиная с XVIII в. и до 20-х гг. XX в., отдельные экологические вопросы  рассматривались в рамках преподавания естествознания. Как показывает исследование истории экологического образования  в России А. Горяшко, «информация  экологического характера сообщалась школьникам, в основном, в связи  с обучением их основам сельскохозяйственного производства» (6, с.5). Начиная с 30-х гг., экологическое просвещение осуществлялось в процессе биологического образования школьников. С 80-х гг. формируется система собственно экологического образования школьников. В конце 90-х гг. под влиянием объективных факторов начались научные дискуссии о дальнейших стратегиях отечественного экологического образования, поиск нетрадиционных подходов.

По мнению Н. Кондратьевой, целью экологического образования является формирование «экологичной личности» (10, с.43). «Экологичной личностью является личность, обладающая экоцентрическим типом экологического сознания» (10, с.44).

Общей задачей  экологического образования, как считает Н. Кондратьева, является формирование экологического сознания личности. Она конкретизируется на уровне трех основных задач экологического образования:

а) формирование адекватных экологических представлений,

б) формирование отношения к природе,

в) формирование системы умений и навыков (технологий) взаимодействия с природой.

В сфере  формирования экологических представлений содержание экологического образования базируется на следующих основных положениях:

а) сложность  системы внутренних взаимосвязей в  природе,

б) энергетический обмен между техносферой и  биосферой,

в) мир  природы как духовная ценность,

г) взаимосвязь  природных условий и развития общества.

Содержание  экологического образования в сфере формирования экологических представлений направлено на стимуляцию психологической включенности личности в мир природы.

В сфере  формирования субъективного отношения к природе содержание экологического образования заключается в развитии этого отношения у дошкольников. Критерием сформированности отношения к природе являются высокие показатели всех параметров.

В сфере  формирования стратегий и технологий экологической деятельности содержание экологического образования заключается в овладении дошкольниками умениями и навыками:

а) эстетического  освоения природных объектов,

б) получения  научной информации о мире природы,

в) взаимодействия с природными объектами в условиях антропогенной среды,

г) природопользования в естественной среде,

д) природоохранной  деятельности.

Как считают  А.Гайдамак, Т. Тийттанен успешность работы по экологическому образованию  обусловлена качеством воспитательно-образовательной  работы по следующим направлениям:

    1. Соблюдение законодательных актов РФ и других федеральных и муниципальных нормативно-правовых и инструктивных документов по экологическому воспитанию граждан России.
    2. Повышение профессиональной компетенции и квалификации работников дошкольного учреждения.
    3. Образовательно-воспитательная работа с детьми.
    4. Сотрудничество с родителями
    5. Научно-методическое обеспечение эколого-образовательной и эколого-просветительской деятельности необходимо начать с изучения нормативной документации: законов РФ, субъектов РФ, обсуждения программ, информационно-справочной и методической литературы (5, с. 71).

Таким образом, существуют образовательные нормативы, которые определяют уровень развития экологических представлений дошкольников в условиях детского сада. На достижение этих нормативов направлены усилия воспитателя  детского учреждения, а также внимание ведущих методистов и педагогов, разрабатывающих новые методики экологического воспитания.

 

 

2. Программы экологического образования в дошкольном учреждении

 

Как отмечает один из ведущих методистов дошкольного  образования и создатель экологической  программы Е. Рыжова, «развитие экологического образования как нового направления  дошкольной педагогики в нашей стране началось гораздо позже, чем экологического образования школьников и студентов».

Появился  ряд специальных программ, вопросы  экологии стали включаться в содержание отдельных разделов комплексных  программ («Развитие», «Детство», «Радуга»), в базисную программу развития ребенка  «Истоки», публиковались методические разработки, как специалистов, так  и самих педагогов. Были организованы всероссийские и региональные конкурсы на лучшую организацию работы по экологическому образованию дошкольников. Данной проблеме посвящались конференции, совещания  разного уровня, секции по экологическому образованию дошкольников включались в план работы многих международных, всероссийских и региональных совещаний  по экологическому образованию населения, педагоги получили возможность повышать свою квалификацию на специальных курсах. Отдельные требования к экологическому образованию дошкольников в качестве временного стандарта были сформулированы в книге «Аттестация и аккредитация дошкольных образовательных учреждений» (раздел «Развитие экологической  культуры детей»). Этот документ впервые  закрепил требование к дошкольным учреждениям  любого вида проводить работу в области  экологического образования.

Анализ  современного экологического образования  как особого направления дошкольной педагогики, проведенный коллективом  под руководством Н.Рыжовой, позволил выявить, что в нашей стране оно  сформировалось на основе нескольких составляющих и в значительной степени  отличается от такового в других странах:

    • традиционные для отечественной педагогики подходы, базирующиеся на тесном контакте детей с природой, натуралистических наблюдениях, экскурсиях;
    • народные традиции: фольклор, народные праздники, приметы, игры, сказки;
    • мировой опыт: зарубежные технологии пока слабо представлены в массовой практике экологического образования дошкольников, наиболее известны разработки специалистов США, Швеции.

В 90-е  годы в нашей стране появилось  много программ по экологическому образованию  дошкольников разного возраста. Одни из них впоследствии получили широкое  распространение, другие активно использовались дошкольными учреждениями в течение  определенного времени. Опыт показал, что во многом успешность внедрения  той или иной программы зависела от наличия методических рекомендаций, формы подачи материала, связи ее содержания с другими направлениями  работы ДОУ. Н. Рыжова условно разделяет  на три основные группы: «программы экологической (в основном биоэкологической) направленности; программы эстетико-культурно-экологической  направленности; программы социально-экологической направленности».

Для программ первой группы характерно акцентирование внимания на вопросах классической экологии (ознакомление детей с некоторыми взаимосвязями живых объектов и  окружающей среды, экосистемами и т.п.). К ним можно отнести программы  С.Н. Николаевой «Юный эколог», Н.Н. Кондратьевой «Мы» (Санкт-Петербург), Ж.Л. Васякиной-Новиковой  «Паутинка» (Москва), А.В. Королевой  «Экологическая дорожка» (Калининград) и ряд других региональных программ. Так, ядром содержания программы  Н.Н. Кондратьевой «Мы» являются «знания  о человеке в его связи с  природой, другими людьми, представления  о человеке и природе как высших ценностях, знания о гуманном отношении  к живому и умении его осуществлять». При этом главное внимание уделяется  рассмотрению связей живых организмов с окружающей средой на разных уровнях. В каждом разделе программы представлены знания как основа экологического сознания, умения экологически ориентированных деятельностей, опыт гуманного отношения к природе. Основу экологической культуры личности, по мнению автора, составляет идея единства и взаимосвязи живого и неживого. В программе также раскрыта идея единства человека и природы. Н.Н. Кондратьева входила также в коллектив авторов методического пособия по экологическому воспитанию дошкольников «Мир природы и ребенок» (Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева).

С.Н. Николаева  в программе «Юный эколог»  выделяет два аспекта содержания экологического воспитания: передачу экологических знаний и их трансформацию  в отношение. Автор подчеркивает, что экологическое воспитание связано  с наукой экологией и различными ее ответвлениями. В его основе лежат  «адаптированные на дошкольный возраст  ведущие идеи экологии: организм и  среда, сообщество живых организмов и среда, человек и среда». Программа  состоит из двух подпрограмм: «Экологическое воспитание дошкольников» и «Повышение квалификации работников ДОУ».

Основная  цель программы Н.А. Рыжовой «Наш дом - природа» - воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу  и бережно относиться к ним. Особое внимание в ней уделяется формированию целостного взгляда на природу и  место человека в ней. У детей  формируются первые представления  о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе - начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к  своему здоровью. Большое внимание уделяется развитию у детей элементарных представлений о существующих в  природе взаимосвязях. Дошкольники  учатся понимать, насколько тесно  природные компоненты связаны между  собой и как живые организмы  зависят от среды обитания. Человек  рассматривается как неотъемлемая часть природы. Такой подход позволяет  подвести детей к элементарному  пониманию проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой и последствий деятельности людей. Важное значение придается нравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, эмоционально положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту. Дети приобретают также первоначальные умения, позволяющие им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края.

Этим  же автором разработан «Экологический паспорт детского сада», который  используется в дошкольных учреждениях  всех регионов России.

Для второй группы программ характерен акцент на эстетическом и нравственном воспитании детей, вопросы самой экологии отходят  как бы на второй план. Объекты природы  рассматриваются с позиций «стихий» (земля, воздух, вода, огонь). Многие из этих программ опираются на идеи Н.К. Рериха. К данной группе прежде всего  можно отнести программы В.И. Ашикова, С.Г. Ашиковой «Семицветик» (культурно-экологическая); И.Г. Белавиной, Н.Г. Найденской «Планета - наш дом», Т.И. Поповой «Мир вокруг нас». Так, цель программы «Семицветик» - «способствовать становлению более совершенного человека в нравственном, мировоззренческом, творческом плане». Авторы выделяют следующие тематические блоки: «Планета Земля», «Небо», «Искусство», «Светочи». Программа Т.И. Поповой «Мир вокруг нас» определена как «программа культурно-экологического образования и нравственного воспитания детей» и представляет собой адаптацию идей других программ подобного типа на региональном уровне. Одной из задач программы И.Г. Белавиной и Н.Г. Найденской является «формирование новой системы духовных ценностей ребенка, базирующихся на эстетических компонентах программы».

Информация о работе Экологическое воспитание дошкольников