Экологическое воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2015 в 20:07, курсовая работа

Краткое описание

У младших школьников оно призвано формировать первые представления об окружающем мире, живую и неживую природу, отношение к природе, что проявляется в конкретном поведении на эмоциональном уровне. На втором (5-7 7 классы) и третьем (8-9 классы) этапах происходит накопление знаний о природных объектах, закономерности развития и функционирования биологических систем, формирование навыков анализа и прогнозирования нескладних экологических ситуаций, закрепления нормативных правил поведения в окружающей среде.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Основная часть……………………………………………………………………5
1 Сущность экологического воспитания……….…………………………………5
2 Задачи и значение экологического воспитания……………………………….10
Заключение………………………………………………………………………16
Глоссарий………………………………………………………………………...18
Список использованных источников…

Вложенные файлы: 1 файл

педагогика.docx

— 85.99 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

Ульяновский

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Педагогика (курс 4)

Тема

Экологическое воспитание

Фамилия студента

Разукова

Имя студента

Наталья

Отчество студента

Анатольевна

№ контракта

1330113404201001


 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Основная часть……………………………………………………………………5

1 Сущность экологического  воспитания……….…………………………………5

2 Задачи и значение  экологического воспитания……………………………….10

Заключение………………………………………………………………………16

Глоссарий………………………………………………………………………...18

Список использованных источников…………………………………………..21

Приложения ………………………………………………………………………22

 

Введение

Философы, поэты, художники всех времен и народов отдавали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть и катастрофы нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех нас дома – Земли.

Современные масштабы экологических изменений создают реальную угрозу для жизни людей, что делает крайне актуальной проблему изменения отношения человечества к природе. Этой цели служит экологическое воспитание.

Экологическое воспитание - систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие у учащихся экологической культуры.

Экологическое воспитание предполагает раскрытие сущности мира природы - среды обитания человека, которая должна быть заинтересована в сохранении целостности, чистоты, гармонии в природе. Это предполагает умение осмысливать экологические явления, делать выводы о состоянии природы, разумно взаимодействовать с ней. Эстетическая красота природы способствует формированию нравственных чувств долга и ответственности за ее сохранение побуждает к природоохранной деятельности.

Осуществляется она на всех этапах обучения в школе, каждому из которых, учитывая возрастные особенности школьников, присущи определенная цель, задачи, методикика.

У младших школьников оно призвано формировать первые представления об окружающем мире, живую и неживую природу, отношение к природе, что проявляется в конкретном поведении на эмоциональном уровне. На втором (5-7 7 классы) и третьем (8-9 классы) этапах происходит накопление знаний о природных объектах, закономерности развития и функционирования биологических систем, формирование навыков анализа и прогнозирования нескладних экологических ситуаций, закрепления нормативных правил поведения в окружающей среде.

В этот период углубляются и расширяются знания о явлениях и законах природы, причины экологической катастрофы, а также о путях сохранения природных комплексов течение четвертого этапа (10-12 классы) завершается обобщение полученных экологических знаний.

Раскрыть сущность, изучить задачи и выявить значение экологического воспитания-все это, цели данной работы.

Основная часть

1 Сущность экологического воспитания

Под экологическим воспитанием понимаем единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения.

Экологическое поведение складывается из отдельных поступков (совокупность состояний, конкретных действий, умений и навыков) и отношения человека к поступкам, на которые оказывают влияние цели и мотивы личности (мотивы в своем развитии проходят следующие этапы: возникновение, насыщение содержанием, удовлетворение).

Выявив в сущности экологического воспитания две стороны: первая - экологическое сознание, вторая - экологическое поведение; приходим  к выводу о необходимости рассмотреть в этой работе только формирование экологического сознания, так как для этого на уроке природоведения могут быть созданы все условия. А экологическое поведение формируется с годами и не столько на уроке, сколько во внеклассной и внешкольной деятельности.

Экологическое воспитание как педагогический процесс определяется не только на экологические знания, но и осуществляется через его чувства - эмоциональную сферу, его душевную подготовку к воспитанию экологических ценностей (приложение А).

Экологическое воспитание есть составная часть общей системы воспитания, поэтому к рассмотрению сущности применимы общие подходы теории воспитания.

Основные направления в области экологического воспитания возможны только на основе учета современности в целом, выявлении основных целей, сущности и противоречий в нем, а также выводов педагогической науки о современном состоянии, направлений и подходов к воспитанию в настоящее время.

В настоящее время сущность экологического воспитания нельзя рассматривать только как составную часть природоохранной системы - это необходимый компонент формирования личности, способной решать задачи будущего этапа развития цивилизации. Поэтому экологическому воспитанию придается общественное значение.

Сущность экологического воспитания можно определить следующими категориями: мировоззрение - ценности - отношение – поведение (приложение Б), которые являются основными компонентами всей системы. Каждое звено представляется в последовательности и выполняет определенную функцию, но все они взаимосвязаны и взаимодействуют в процессе организации экологического воспитания.

Экологическое воспитание на современном этапе требует психологической включенности личности в мир природы с последующим поэтапным конструированием системы личностного отношения к природе. Это обеспечивает соблюдение логики формирования экологических знаний, использования их познавательного и воспитательного значения в учебно-воспитательном процессе Именно в этом заключаются особенности экологического воспитания на основах «глубинной экологии», которое предусматривает формирование осознания единства и целостности природы, уникальности и неповторимости живых систем, взаимосвязку и взаимозависимости явлений природы, понимание человека как неотъемлемой звена в взаимозависимостях природы, утверждение уважения человека ко всем формам жизни, гармоничного развития человека и природы.

Используемые с этой целью в учебно-воспитательном процессе эколого-психологический тренинг, интегрально-поисковые групповые и ролевые игры, творческая «терапия», «мозговой штурм», имитационное моделирование направленных на актуализацию личной причастности, эмоциональной сферы, формирования мотивов экологического содержания, обеспечивает систематизацию мировоззренческих установок ученика.

Любовь к природе нужно воспитывать с раннего детства. «Детей, не умеющих еще ходить, - писал Г. Ващенко, - надо чаще выносить на свежий воздух, чтобы они могли видеть родное небо, деревья, цветы, рез них животных. Все это остается в детской душе, озаренное чувством радости и положит основы любви к родной природе».

В экологическом воспитании особое значение приобретают предметы естественно-географического цикла. Биология и география раскрывают детям мир растений, животных, среду, что их окружает. Физика и химия формируют комплекс политехнических знаний, научные основы и принципы современного производства. История, правоведение показывают недопустимости варварского отношения к природе. Предметы эстетического цикла раскрывают эстетическую сущность природы, ее неповторимую красоту, влияние на человека. Важную роль в формировании экологического сознания играет привлечение учащихся к природоохранной деятельности (школьные лесничества, садоводство, работа в охотничьих хозяйствах и др.), работа санитарных отрядов защиты окружающей среды (выявляют степень загрязнения воздуха, воды, зон отдыха), отрядов для борьбы с браконьерами (действуют при лесничествах и рыбоводческих), групп скорой помощи зверям и птицам в зимний период; уголки природы. С природоохранной работой связана туристско-краеведческая работа, направленная на привитие навыков поведения в местах отдыха, в лесах, на реках.

Эффективное экологическое воспитание школьников предусматривает:

- оптимизацию содержания  непрерывного экологического образования  всех возрастных групп школьников, освещения экологических вопросов  в процессе изучения отдельных  предметов, использование внутри-и межпредметных связей;

- создание в школах  надлежащей учебно-материальной  базы (уголков охраны природы, живых  уголков и др.);

- совершенствование  форм и методов экологического  воспитания, активное привлечение  школьников к природоохранной  деятельности;

- формирование мотивов  ответственного отношения к природе, стремление глубже познать ее, приумножать ее богатства.

Результатом экологического воспитания должна быть сформирована экологическая культура человека, характеризующееся разносторонними глубокими знаниями об окружающей среде (естественное и социальное), наличием миронаглядных ценностных ориентаций относительно природы, экологическим стилем мышления и ответственным отношением к природе и своему здоровью, приобретением умений и опыта решения экологических проблем (прежде всего на местном и локальном уровнях), непосредственном участии в природоохранной работе, предвидением возможных негативных последствий действий человека.

Различия в менталитете затрудняют экологическое воспитание, если подходить с одной и той же схемой к нациям, менталитет которых неодинаков. Менталитет как бы заставляет приписывать природе себя, т. е. видеть в ней то, что мы хотим увидеть не только абстрактно, но и конкретно.

Давно известно, что один и тот же вид, на протяжении нескольких веков отображаемый в пейзажах многими художниками, разные поколения живописцев изображают по-разному, хотя его основные элементы остаются без изменений. Автор был поражен, увидев в Индии (в Калькутте) портреты Ленина, который выглядел типичным индусом, а в Шанхае Ленин имел выраженные черты китайца. Надо сказать, что это заказной прием «пропаганды» стремящейся сделать более близким народу образ того или иного героя. Вспомним, как некоторые миссионеры распространяли (в целях пропаганды) иконы негритянской или индийской Мадонны.

Подобно этому, менталитет определяет как образ мира, так и отношение к нему. Не надо воспитывать у буддиста уважение к живой природе. Оно уже создано менталитетом.

Экологическое воспитание должно учитывать и особенности экономического положения, особенности социальной организации страны или региона. Национальное самосознание, развивающееся у народов с крайне неразвитой экономикой, сравнивает сове положение с положение богатых развитых стран, и это вызывает фрустрацию, которую можно разрешить, например, безудержным хищническим разграблением национального природного богатсвта, вспышкой

национализма или религиозной нетерпимости. Конечно, подходы к экологическому воспитанию у этих двух народов должны различаться.

Социальная структура общества и место человека в ней во многом определяют не столько процесс воспитания экологического сознания, сколько само содержание сознания. Чем выше социальное положение человека, чем больше людей или социальных ячеек зависят от принятого решения, тем больше зависимость этого решения от факторов, не связанных напрямую с экологическими проблемами, т. е. тем сильнее политизировано решение, которое может приниматься вопреки внутреннему убеждению человека.

Как правило, политизированные средства массовой информации, кино, радио, телевидение, а также газеты и другие печатные издания дают какую-то картинку, фотографию действительности или части действительности, изображенной так, чтобы читатель либо зритель или принял навязываемый ему вывод, или, что предпочтительнее, сделал его сам.

Использование этих же органов с целью воспитания научного адекватного экологического сознания встречает некоторые трудности, которые заключаются в том, что такое восприятие и осознание экологических материалов требует некоторой совокупности исходных знаний, так же как и некоторых предварительно усвоенных принципов. В противном случае задача воспитания выполнена не будет, поскольку обыденное сознание будет постоянно выдвигать контрдоводы, основанные на необходимости расширенного удовлетворения потребностей как базы эгоистического сознания.

Рассматривая успехи в развитии современного массового экологического движения, можно заметить, что они были достигнуты благодаря умению его лидеров противопоставить обыденному экологическому сознанию очень мощный довод в виде глобальной угрозы. Если образ угрозы исчезнет, то значительно ослабеет и экологическое движение. Это очень заметно на примере локальных экологических конфликтов. Появление какой-либо конкретной угрозы, например постройки гаража под окнами жилого дома, обычно ведет к активному противодействию под лозунгом экологической защиты, причем даже с какими-то

попытками выйти на обобщение. Однако после ликвидации гаража как угрозы всякая активность исчезает, хотя все остальные факторы, ведущие к появлению экологического неблагополучия, остаются.

Из этого можно сделать вывод, что образ угрозы - мощное средство экологического воспитания, но недостаточное.

Воспитание, при котором используется образ друга, т. е. образ природы как источника благ, играет меньшую роль, так как обыденное экологическое сознание имеет тенденцию воспринимать эти блага как должное и забота о природе как форма благодарности человека может смениться стремлением расширить объем получаемых благ за счет этой природы.

Информация о работе Экологическое воспитание