Экологическое воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 15:48, курсовая работа

Краткое описание

Основная роль в формировании системы первоначальных естественно – научных представлений, понятий и знаний, отводится занятиям по природоведению. Однако они будут успешными и эффективными только в том случае, если у детей сформировались познавательная мотивация на основе интереса к природе.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 73.88 Кб (Скачать файл)

   Введение

      Основная роль в формировании системы первоначальных естественно – научных представлений, понятий и знаний, отводится занятиям  по природоведению. Однако они будут успешными и эффективными только в том случае, если у детей сформировались познавательная мотивация на основе интереса к природе.

      В настоящее время благодаря телевидению, компьютеру и книгам дети больше узнают о разнообразных объектах и явлениях природы, у них возникают разные вопросы об окружающем мире. Поэтому перед педагогами встает трудная задача построить занятие таким образом, чтобы, с одной стороны, ответить на интересующие детей вопросы и удовлетворить их любопытство. Причем главная цель занятия – не передача знаний от педагога к ребенку, а приобщение детей к систематической и творческой деятельности.

     Для этого необходимо:

    •   разнообразить структуру и методы проведения занятий;
    • шире использовать натуральные наглядные пособия, практическую и опытническую деятельность детей;
    • для снятия умственного напряжения применять физкультминутки;
    • использовать самостоятельную работу детей.

            Дети дошкольного возраста имеют, как известно, специфические возрастные особенности. И чтобы поддерживать в течение занятия внимание детей, необходима организация интересной мыслительной деятельности. В этом помогают нетрадиционные занятия, например урок- путешествие, урок- сказка, викторина, игра.

Освоение  детьми представлений экологического характера осуществляется легче, если в процессе познания природы включаются игровые обучающие ситуации, элементы сюжетно – ролевой игры.

   Большое значение в экологическом развитии детей придается экскурсиям, где происходит ознакомление с многообразием органического мира, проводятся наблюдения за объектами и явлениями природы. С помощью наблюдений ребенок не только познает внешние параметры, но и приобретает различные навыки, направленные на познание или практическое преобразование природы. Таким образом, практическая деятельность детей в природе имеет ключевое значение. Индивидуальные проявления ребенка в практической деятельности – это показатель его экологической воспитанности и культуры.

   Детям дошкольного возраста свойственно  наглядно – действенное мышление, поэтому познание какого – либо объекта или явления природы начинается с его неоднократного наблюдения с подключением различных анализаторов (потрогать, понюхать, послушать).

   В последнее время все больший  акцент делается на создании условий  для самостоятельной опытнической деятельности и поисковой активности самих детей, побуждая их к творческому  отношению к выполняемой деятельности, самовыражению и импровизации в  процессе. Проведение опытов – один из эффективных путей воспитания экологической культуры дошкольников. Опыты -  словно фокусы. Только загадка фокусов так и остается не разгаданной, а вот все, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Опыты помогают развить мышление, логику, творчество ребенка. Наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы  на вопросы «как?» и «почему?»

     Знания, полученные во время проведения  опытов, запоминаются надолго. Важно,  чтобы каждый ребенок проводил  собственные опыты. Ребенок должен  делать все сам, а не быть  в роли наблюдателя.

     Потребность ребенка в новых  впечатлениях лежит в основе  возникновении и развитии неистощимой   исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценно развивается ребенок.

   Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ  цели, определяющий эту деятельность, сам еще не определен, не конкретизирован. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особую печать на все действия, входящие в поисковую  деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.

   Н. Н. Поддьяков выделяет два основных вида поисковой деятельности дошкольника. Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Он выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность. В этом случае ребенок удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю. Второй вид поисковой деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Ребенок получает те результаты, которые были заранее определены.

   При реализации задач экологического воспитания средствами поисковой деятельности необходимо создать условия для проведения самостоятельной опытнической деятельности детей.

   В уголке – лаборатории дети должны иметь  возможность сами проводить простейшие опыты с водой, воздухом, песком, глиной. Здесь желательно иметь:

    • натуральные объекты неживой природы (песок, глина, камни)
    • вспомогательные приборы и оборудование (стаканчики, лупа, воронки)

Работа в уголке – лаборатории требует соблюдения правил техники безопасности, поэтому  их вместе с детьми их следует вырабатывать. Вот некоторые из них:

  • бери только нужные для работы материалы;
  • работай с сыпучими материалами на подносе;
  • пробовать вещество можно только в том случае, если твердо уверен, какое вещество ты пробуешь;
  • клади на место все материалы по окончании работы.

В результате опытнической деятельности ребенок  не просто усваивает знания, которые  дает ему взрослый, - он активно привносит  в процесс собственный опыт, дома вновь и вновь возвращается к самостоятельным исследованием.

Организация и содержание работы

    Изучив  показатели диагностики, я сделала  следующие выводы:

    Дети  имеют некоторые  представление  о живой  природе, выделяют ряд  признаков живого у отдельных  объектов, могут рассказать об их потребностях.  Знания детей о неживой  природе  немного ниже. Затруднения были в  ответах о свойствах  и использовании  объектов неживой природы.

                   В связи с данными первичной  диагностики, я определила для  своей работы приоритетное направление:

    Уделить  большее внимание ознакомлению детей  с неживой природой, учить рассказывать о свойствах и применении объектов неживой природы. Изучив, методическую литературу я разработала комплекс форм и методов работы, направленных на развитие поисковой и познавательной деятельности.

    В процессе ознакомления детей с неживой  природой я использую:

  • комплексные занятия, включающие опытническую деятельность детей;
  • обобщающие занятия, с использованием наглядных пособий (иллюстраций, картинок);
  • игровые ситуации;
  • наблюдения;
  • практическую деятельность детей.

    Вместе  с детьми начата работа по оформлению уголка – лаборатории, где дети самостоятельно могут проводить опытническую деятельность.

    Полное  содержание работы прилагаю ниже.

    Предполагаемые результаты

    Результаты  подготовительного этапа показали, что у детей повысился интерес  к наблюдениям, усилилось эмоциональное  восприятие природы.  Детей заинтересовало многообразие природных явлений. Стали  проявляться такие качества как  любознательность и чувство прекрасного.

    Можно подвести первые итоги в ходе практического  этапа по блоку «Вода»:

    У детей сформировались первоначальные  представления о значении воды в  природе, об ее использовании. Активизировался  словарный запас: прозрачная, переливается, растворяет. Проведение опытов помогли наглядно показать связь между живой и неживой природой, повысить  познавательный интерес. Исследовательская деятельность вызвала огромный интерес у детей. Исходя из выше изложенного я делаю вывод что, поисково – познавательная деятельность детей способствует:

    лучшему усвоению материала;

    самовыражению детей в ходе практической деятельности;

    развитию  любознательности, логики, мышления.

    В дальнейшей работе по развитию у детей  любознательности, наблюдательности, познавательной активности в области  экологического воспитания я планирую  завершить работу с высокими  проявлениями этих качеств, которые повлияют на  повышение знаний  детей о неживой природе.

    В дальнейшем опираясь на новые разработки, я планирую, разработать комплекс занятий направленных на  воспитание эстетической культуры дошкольника  средствами природы. 

    Заключение 

    Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения  и развития неистощимой поисковой  деятельности, направленной на познание окружающего мира. Основной особенностью этой деятельности является практическая работа детей, в ходе которой они  естественно и непринужденно  познают окружающий мир. Именно в  процессе активной деятельности ребенок  реализует свои потребности пытливого  исследователя, делает выводы и обобщения. Именно, исследования предоставляют  ребенку возможность самому найти  ответы на вопросы «как?» и «почему?», и помогают развить такие качества как наблюдательность, любознательность.

    В своей текущей работе, я большое  внимание уделяю практической деятельности детей, которая включает такие формы  работы: опытническая деятельность, наблюдения, ручной труд. Также важно создать  и организовать условия, в которых  каждый ребенок ощутил бы себя непосредственным участником общего процесса, почувствовал значимость своих действий.

    В результате работы я познакомилась  с литературой по психологии, педагогике, разработала комплекс методов и  форм работы, способствующих развитию любознательности детей. Первые полученные результаты показали что, действительно  поисковая деятельность способствует повышению интереса дошкольника  в познании окружающего мира, что  в свою очередь развивает любознательность. На основании выше изложенного можно  сделать предварительный  вывод:  процесс ознакомления детей с  неживой природой средствами поисково-познавательной деятельность, позволит развить у  них такое качество как любознательность.

 
1.

2. 

3.

4. 
 

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18. 
 

19. 
 

20. 
 

21. 

22. 
 
 

23.

24.

Подготовительный  этап.

Диагностика.

 Беседа на  тему « То, что нас окружает. Живая и не живая природа»

Целевая прогулка по территории детского сада.

Прогулка к  речке. 

Практический  этап.

Комплексное занятие  «Интересное знакомство».

Занятие обобщающего  типа «Водоемы».

Опыт «Изготовление  цветных льдинок»

Опыт «Взаимодействие  воды и снега»

Комплексное занятие  «Эта удивительная глина»

Выставка изделий  из глины, сделанных руками детей.

Опыт «Почему  песок хорошо сыплется»

Опыт  «Волшебный материал»

Комплексное занятие  «Посади цветочек»

Комплексное занятие  « Воздух – невидимка»

Опыт «Надувание мыльных пузырей»

Опыт «Пузырьки  – спасатели»

Обобщающее занятие  «Ветерок»

Аппликации:          «Кораблик на море»

                                   «Снеговик» 

Лепка:                      «Снеговик»

                                    «Птичка», «Самолет»

 

Рисование:              «Капелька»

                                    «Воздушный шарик» 

Наблюдения 

Практическая  деятельность «Высади цветы на клумбу» (проводится совместно с родителями) 

Завершающий этап.

Диагностика

«Праздник земли»

 
Сентябрь

 Сентябрь 

Сентябрь

Октябрь 
 

Ноябрь

Декабрь

Декабрь

Январь

Январь

Февраль

 Январь

Февраль

Апрель

Март

Март

Апрель

Апрель

Октябрь

Февраль 

Январь

Март 

Октябрь

Апрель 

Периодически  на прогулках.

Май 
 
 

Май

Май

Информация о работе Экологическое воспитание