Формирование универсальных учебных действий у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 16:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически обосновать комплекс образовательных технологий, используемых в процессе формирования универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
составить библиографию, анализ психолого-педагогической литературы;
дать понятия универсальных учебных действий;
показать связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы формирования универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста 7
2. Понятие универсальных учебных действий, их виды 16
3. Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов 25
4. Образовательные технологии универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста 32
Список литературы: 44

Вложенные файлы: 1 файл

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ.docx

— 82.11 Кб (Скачать файл)

Содержание и способы  коммуникации обусловливают развитие способности ребенка к регуляции  поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как  систему представлений о себе, отношений к себе. Именно поэтому  особое внимание в концепции развития универсальных учебных действий уделяется становлению коммуникативного компонента.

По мере становления личностных действий ребенка функционирование и развитие универсальных учебных  действий претерпевает значительные изменения. Регуляция общения, кооперации и  сотрудничества проектирует определенные достижения и результаты ребенка, что  вторично приводит к изменению характера  его общения и Я-концепции. Познавательные действия также являются существенным ресурсом достижения успеха и оказывают  влияние как на эффективность  самой деятельности и коммуникации, так и на самооценку, смыслообразование  и самоопределение учащегося.

Формирование универсальных  учебных действий в образовательном  процессе осуществляется в контексте  усвоения разных предметных дисциплин. Требования к формированию универсальных  учебных действий находят отражение  в планируемых результатах освоения программ учебных предметов: «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир», «Технология», «Иностранный язык», «Изобразительное искусство», «Физическая  культура» в отношении ценностно-смыслового, личностного, познавательного и  коммуникативного развития учащихся.

Универсальный характер учебных  действий проявляется в том, что  они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность  общекультурного, личностного и  познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность  всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и  регуляции любой деятельности учащегося  независимо от ее специально-предметного  содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

Выделяются следующие  этапы усвоения учебного материала: первичное ознакомление, осмысление материала, закрепление материала  и овладение материалом.

Начальный этап ознакомления с учебным материалом имеет большое  значение для всего процесса усвоения. Не менее важно на этом этапе то, что предстоит восприятию, а именно апперцепция. Она включает активное сознательное отношение личности к  воспринимаемому, которое не исчерпывается  содержанием представлений и  не сводится к их массе.

Мыслительная работа охватывает восприятие со всех сторон: предваряя  его, в него включаясь и над  ним надстраиваясь. Осмысление –  это второй этап. Он, входя в первый, является основой третьего этапа  – запоминания.

Запоминание (закрепление) учебного материала – это не только постоянное осмысление, включение в новые  смысловые связи, но и переосмысление этого материала. Уточняя, формулируя свою мысль, человек формирует ее; вместе с тем он прочно ее запечатлевает. Отсюда следуют два вывода: собственное  изложение учащихся должно быть специально предусмотрено в организации  учебной деятельности и особенно важно готовить первое самостоятельное  воспроизведение обучающимися усваиваемого материала.

Овладение материалом –  это возможность оперировать  им в различных условиях, применяя его на практике. На этом этапе усвоения овладение знаниями направлено уже  не на учение, а на другие, практические, цели. Это жизненный контекст, в  котором знания и умения обретают иные качества. [1]

Владение универсальными учебными действиями позволяет учащимся успешно осваивать информацию на всех этапах.

Итак, овладение универсальными учебными действиями ведет к формированию способности самостоятельно успешно  усваивать новые знания, умения и  компетентности, включая самостоятельную  организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться. Данная способность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности. [4]

Как может быть выражено универсальное учебное действие? На уроках математики универсальным  учебным действием может служить  познавательное действие  (объединяющее логическое и знаково-символическое  действия),  определяющее умение ученика  выделять тип задачи и способ ее решения. С этой целью ученикам предлагается ряд заданий,  в которых необходимо найти схему,  отображающую логические отношения между известными данными  и искомым. В этом случае ученики  решают собственно учебную задачу,  задачу на установление логической модели,  устанавливающей соотношение данных и неизвестного.  А это является важным шагом учеников к успешному  усвоению общего способа решения  задач.

Можно предложить ученикам парные задания,  где универсальным  учебным действием служат коммуникативные  действия,  которые должны обеспечивать возможности сотрудничества учеников:  умение слушать и понимать партнера,  планировать и согласованно выполнять  совместную деятельность,  распределять роли,  взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.

С целью формирования регулятивного  универсального учебного действия –  действия контроля, проводятся самопроверки и взаимопроверкитекста.  Учащимся предлагаются тексты для проверки,  содержащие различные виды ошибок  (графические,  пунктуационные,  стилистические, лексические,  орфографические).  А для решения этой учебной  задачи  совместно с детьми составляются правила проверки текста, определяющие алгоритм действия.

Последовательно переходя от одной операции к другой, проговаривая содержание и результат выполняемой  операции, практически все учащиеся без дополнительной помощи успешно справляются с предложенным заданием. Главное здесь – речевое проговаривание учеником выполняемого действия.  Такое проговаривание позволяет обеспечить выполнение всех звеньев действия контроля и осознать его содержание.

Словесное проговаривание является средством перехода ученика от выполнения действия с опорой на правило,  представленное на карточке в виде текста, к самостоятельному выполнению контроля, сначала медленно, а потом быстро,  ориентируясь на внутренний алгоритм способов проверки.

Успешность обучения в  начальной школе во многом зависит  от сформированности универсальных  учебных действий.  Универсальные  учебные действия,  их свойства и  качества определяют эффективность  образовательного процесса,  в частности, усвоения знаний,  формирование умений, образа мира и основных видов компетенций  учащегося, в том числе социальной и личностной.  Развитие универсальных  учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований  и способностей учащегося,  которые  в свою очередь определяют условия  высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин.

Если в начальной школе  у учащихся универсальные учебные  действия будут сформированы в полной мере,  то есть учащиеся научатся контролировать свою учебную деятельность,  то им будет несложно учиться на других этапах. Какие же действия учителя  позволяют сформировать универсальные  учебные действия?

1.  Для развития умения  оценивать свою работу дети  вместе с учителем разрабатывают  алгоритм оценивания своего задания.  Обращается внимание на развивающую  ценность любого задания.  Учитель  не сравнивает детей между  собой,  а показывает достижения  ребенка по сравнению с его  вчерашними достижениями.

2.  Учитель привлекает  детей к открытию новых знаний.  Они вместе обсуждают,  для  чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни. 

3. Учитель обучает детей  приемам работы в группах, дети  вместе с учителем исследуют,  как можно прийти к единому  решению в работе в группах,  анализируют учебные конфликты  и находят совместно пути их  решения. 

4. Учитель на уроке  уделяет большое внимание самопроверке  детей, обучая их, как можно  найти и исправить ошибку.  За ошибки не наказывают,  объясняя, что все учатся на ошибках. 

5. Учитель, создавая проблемную  ситуацию, обнаруживая противоречивость  или недостаточность знаний, вместе  с детьми определяет цель урока. 

6. Учитель включает детей  в открытие новых знаний.

7.  Учитель учит детей  тем навыкам,  которые им пригодятся  в работе с информацией –  пересказу,  составлению плана,  знакомит с разными источниками,  используемыми для поиска информации. Детей учат способам эффективного  запоминания.  В ходе учебной  деятельности развивается память  и логические операции мышления  детей.  Учитель обращает внимание  на общие способы действий  в той или иной ситуации.

8.  Учитель учит ребенка  делать нравственный выбор в  рамках работы с ценностным  материалом и его анализом.  Учитель использует проектные  формы работы на уроке и  внеурочной деятельности.

9.  Учитель показывает  и объясняет,  за что была  поставлена та или иная отметка,  учит детей оценивать работу  по критериям и самостоятельно  выбирать критерии для оценки.  Согласно этим критериям учеников  учат оценивать и свою работу.

10. Учитель учит ребенка  ставить цели и искать пути  их достижения, а также решения  возникающих проблем. Перед началом  решения составляется совместный  план действий.

11.  Учитель учит разным  способам выражения своих мыслей,  искусству спора, отстаивания  собственного мнения, уважения мнения  других.

12. Учитель организует  формы деятельности,  в рамках  которой дети могли бы  усвоить  нужные знания и ценностный  ряд.

13.  Учитель и ребенок  общаются с позиции сотрудничества; педагог показывает, как распределять  роли и обязанности, работая  в коллективе. При этом учитель  активно включает каждого в  учебный процесс,  а также поощряет  учебное сотрудничество между  учениками, учениками и учителем. В их совместной деятельности  у учащихся формируются общечеловеческие  ценности.

14.  Учитель и ученики  вместе решают возникающие учебные  проблемы.  Ученикам дается возможность  самостоятельно выбирать задания  из предложенных.

15. Учитель учит детей  планировать свою работу и  свой досуг. 

Стихийность развития универсальных  учебных действий находит отражение  в острых проблемах школьного  обучения:  в разбросе успеваемости,  различии учебно-познавательных мотивов  и низкой любознательности и инициативы значительной части учащихся,  трудностях произвольной регуляции учебной  деятельности,  низком уровне общепознавательных и логических действий,  трудностях школьной адаптации,  росте случаев  девиантного поведения.  Поэтому  необходимо формировать необходимые  универсальные учебные действия уже в начальной школе.

 

2. Понятие универсальных учебных действий, их виды

 

В широком значении термин «универсальные учебные действия»  означает умение учиться, то есть - способность  субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию  путем сознательного и активного  присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность  к самостоятельному усвоению новых  знаний и умений, включая организацию этого процесса [4]. Умение учиться - существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностно-морального выбора.

В.О. Пунский дает такое  определение умению учиться: «Усвоенные способы учебной познавательной деятельности становятся умениями (к  ним относятся также автоматизированные умения - навыки), которые и составляют синтезированное понятие умение учиться» [15].

В более узком значении этот термин можно определить как  совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков  учебной работы), обеспечивающих его  способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Универсальный характер учебных  действий проявляется в том, что  они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность  общекультурного, личностного и  познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность  всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и  регуляции любой деятельности учащегося  независимо от её специально-предметного  содержания. Универсальные учебные  действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося [4].

Такая способность учащегося  самостоятельно успешно усваивать  новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию  процесса усвоения, то есть умение учиться  обеспечивается тем, что универсальные  учебные действия как обобщенные действия открывают возможность  широкой ориентации учащихся, - как  в различных предметных областях, так и в строении самой учебной  деятельности, включая осознание  учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных  характеристик. Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает полноценное  освоение всех компонентов учебной  деятельности, которые включают: 1) познавательные и учебные мотивы, 2) учебную цель, 3) учебную задачу, 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка)[8]. «Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Информация о работе Формирование универсальных учебных действий у младших школьников