Формирование универсальных учебных действий у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 16:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически обосновать комплекс образовательных технологий, используемых в процессе формирования универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
составить библиографию, анализ психолого-педагогической литературы;
дать понятия универсальных учебных действий;
показать связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы формирования универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста 7
2. Понятие универсальных учебных действий, их виды 16
3. Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов 25
4. Образовательные технологии универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста 32
Список литературы: 44

Вложенные файлы: 1 файл

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ.docx

— 82.11 Кб (Скачать файл)

Обучающийся, опираясь на универсальные, надпредметные умения, способен к  самостоятельной реализации деятельности благодаря опоре на свой индивидуальный опыт. При этом преподаватель открыт к взаимодействию, ориентирован на личность обучающегося, реализует демократический, поощряющий стиль руководства. Обучающийся  активен, инициативен и открыт к  взаимодействию с педагогом и группой [12].

Функции универсальных учебных  действий:

- обеспечение возможностей  обучающегося самостоятельно осуществлять  деятельность учения, ставить учебные  цели, искать и использовать необходимые  средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс  и результаты деятельности;

создание условий для  гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

«Обучать деятельности - это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить  перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения (то есть оптимально организовывать свою деятельность), помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки» [6].

В соответствии с Федеральным  государственным стандартом второго  поколения в программе представлено 4 вида универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям  общего образования: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Личностные универсальные  учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую  ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми  этическими принципами, знание моральных  норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в  социальных ролях и межличностных  отношениях [11]. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

смыслообразование, то есть установление обучающимися связи между  целью учебной деятельности и  ее мотивом, другими словами, между  результатом учения и тем, что  побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение, и какой смысл имеет для меня учение?- и уметь на него отвечать. В рамках системно - деятельностного подхода личностный смысл характеризует отражение в сознании личности мотива к цели действия и выступает как «значение - для меня». Субъективное восприятие человеком объективного значения, порождает не только знание о явлениях действительности, но и отношение к ним, отражая не только сами явления, но и их значение для отражающего субъекта [6]. А.Г. Асмолов выдвинул понятие смысловой личностной установки, которая актуализируется мотивом деятельности и представляет собой форму выражения личностного смысла в виде готовности к совершению определенным образом направленной деятельности.

нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и  личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор. Ценности представляют собой одновременно мотивационные  и когнитивные образования и  служат для личности критериями оценки действительности (Андреева Г.М., 2000). Леонтьев Д.А. выделяет такие аспекты смысловых  образований, как эмоционально предвосхищение и эмоциональная коррекция (1996). Мировоззрение  и убеждение как «единица»  мировоззрения формируется в  процессе установления иерархии видов  деятельности и является основой, критерием  и эталоном при выполнении акта ценностного  выбора (Залесский Г.Е., 1994). Учебные  предметы гуманитарного цикла и, в первую очередь, литература наиболее адекватны для формирования универсального действия нравственно-этического оценивания. Существенное значение имеют формы  совместной деятельности и учебного сотрудничества учащихся, которые открывают  зону ближайшего развития морального сознания [7].

Моральные нормы представляют собой абсолютные императивы и основываются на требовании обеспечить благополучие и основные права личности. Продолжая  мысль Л.С. Выготского о возникновении  в дошкольном возрасте «внутренних  этических инстанций», Д.Б. Эльконин отмечает, что развитие морально-волевой  сферы связано с появлением умения подчинять свое поведение заданному  образцу под влиянием оценки взрослого - «возникновение первичных этических  представлений есть процесс усвоения образцов поведения, связанных с  их оценкой со стороны взрослых». Эффективной формой освоения образцов поведения в отношениях между  людьми является сюжетно-ролевая игра. Сами образцы поведения берутся  из окружающей действительности. Носителем  образца может быть взрослый, сверстник, собирательный образ, литературный персонаж [9].

Регулятивные универсальные  учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности [12]. К ним относятся:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения  того, что уже известно и усвоено  учащимися, и того, что еще неизвестно;

планирование - определение  последовательности промежуточных  целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения  отклонений и отличий от эталона;

коррекция - внесение необходимых  дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения  эталона, реального действия и его  результата; внесение изменений в  результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим  обучающимся, учителем, товарищами;

оценка - выделение и осознание  обучающимся того, что уже усвоено  и что еще нужно усвоить, осознание  качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

саморегуляция как способность  к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в  ситуации мотивационного конфликта) и  преодолению препятствий [13]. Регуляция субъектом своей деятельности предполагает произвольность и волю. Произвольность - умение действовать по образцу и подчинение правилам (Д.Б.Эльконин, 1989) предполагает построение образа ситуации и образа действия, подбор или конструирование средства или правила и удержание этого правила в процессе деятельности ребенка, трансформацию правила во внутреннее правило как основу целенаправленного действия. Воля рассматривается как высшая форма произвольного поведения, а именно произвольное действие в условиях преодоления препятствий. Волевое действие отличает то, что оно является собственным, инициативным и одновременно осознанным и осмысленным действием субъекта. Воля в действии проявляется как осмысленная инициативность произвольность - сознательная, преднамеренная, опосредствованная регуляция действия в соответствии с изменяющимися условиями ситуации [3].

Познавательные универсальные  учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы [2].

Общеучебные универсальные  действия:

самостоятельное выделение  и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой  информации; применение методов информационного  поиска, в том числе с помощью  компьютерных средств;

структурирование знаний;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в  устной и письменной форме;

выбор наиболее эффективных  способов решения задач в зависимости  от конкретных условий;

рефлексия способов и условий  действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение  основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении  проблем творческого и поискового характера [5]. В ряде исследований рефлексия определяется как центральный феномен «человеческой субъективности» (Т.де Шарден, 1966, Слободчиков В.И., 1994), специфическая человеческая способность, которая позволяет сделать свои мысли, эмоциональные состояния, действия, отношения, «Я» предметом специального рассмотрения и практического преобразования. Развитие рефлексивности проявляется в умении учащегося анализировать собственные действия, видеть себя со стороны и допускать существование других точек зрения.

Особую группу общеучебных  универсальных действий составляют знаково-символические действия:

моделирование - преобразование объекта из чувственной формы  в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно - графическая или знаково-символическая);

преобразование модели с  целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные  действия:

анализ объектов с целью  выделения признаков (существенных, несущественных);

синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное  достраивание с восполнением недостающих  компонентов;

выбор оснований и критериев  для сравнения, сериации, классификации  объектов;

подведение под понятие, выведение следствий;

установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

построение логической цепочки  рассуждений, анализ истинности утверждений;

доказательство;

выдвижение гипотез и  их обоснование.

Логическая классификация  является одной из немногих фундаментальных  операций мышления, образующих в силу своей генерализованности своего рода «стержень» умственного развития, однако формируется данная операция длительно и постепенно [7]. Логические универсальные действия являются средством обобщения и систематизации знаний, а также составляют основу выведения новых знаний из уже имеющихся [13].

Постановка и решение  проблемы:

формулирование проблемы;

самостоятельное создание способов решения проблем творческого  и поискового характера.

Коммуникативные универсальные  учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми [14]. В соответствии с культурно-исторической теорией Л.С. Выготского коммуникативная деятельность определяется как «взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата» (М.И. Лисина, 1986).

К коммуникативным действиям  относятся:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение  цели, функций участников, способов взаимодействия;

постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе  информации;

разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликтов, принятие решения  и его реализация;

управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;

умение с достаточной  полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической  формами речи в соответствии с  грамматическими и синтаксическими  нормами родного языка, современных  средств коммуникации [11]. Важной вехой в развитии коммуникативная деятельность является формирование у детей «способности к согласованным действиям с учетом позиции другого», которая рассматривается в качестве основного новообразования дошкольного возраста в сфере сотрудничества (Цукерман, 1993).

Развитие системы универсальных  учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных  действий, определяющих развитие психологических  способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного  развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной  деятельности ребенка и тем самым  определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных  действий (их уровень развития, соответствующий  «высокой норме») и их свойства [15].

Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и  развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими  видами учебных действий и общей  логикой возрастного развития. Так:

из общения и сорегуляции  развивается способность ребенка  регулировать свою деятельность;

из оценок окружающих и  в первую очередь оценок близкого и взрослого формируется представление  о себе и своих возможностях, появляется самопринятие и самоуважение, то есть самооценка и Я-концепция как  результат самоопределения;

из ситуативно-познавательного  и внеситуативно-познавательного  общения формируются познавательные действия ребенка [2].

Таким образом, на наш взгляд, формирование универсальных учебных  действий у учащихся дает возможность  детям вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию, принимать решения, контролировать свою деятельность в соответствии с  поставленными целями. А это именно те качества, которые необходимы человеку в современных условиях.

Информация о работе Формирование универсальных учебных действий у младших школьников