Формирование универсальных учебных действий у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 16:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически обосновать комплекс образовательных технологий, используемых в процессе формирования универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
составить библиографию, анализ психолого-педагогической литературы;
дать понятия универсальных учебных действий;
показать связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы формирования универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста 7
2. Понятие универсальных учебных действий, их виды 16
3. Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов 25
4. Образовательные технологии универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста 32
Список литературы: 44

Вложенные файлы: 1 файл

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ.docx

— 82.11 Кб (Скачать файл)

 

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО  АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Факультет психологии и педагогики

Кафедра педагогического  и специального образования

 

 

 

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ  УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Курсовая работа

 

 

 

 

 

                                                                                 Исполнитель:

                                                                                  Сулятицкая Татьяна Витальевна,

                                                                                  студентка группы 921

                                                                                  Научный руководитель:

                                                                                  Худенева Мария Григорьевна

                                                                                 Оценка и № протокола

 

 

 

 

 

 

Сургут, 2013 

Оглавление:

Введение 3

1. Теоретические основы формирования универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста 7

2. Понятие  универсальных учебных действий, их виды 16

3. Связь универсальных  учебных действий с содержанием учебных предметов 25

4. Образовательные  технологии универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста 32

Список литературы: 44

Приложение: .........................................................................................................45

 

 

 Введение

 

Специфика современного мира состоит в том, что он меняется все более быстрыми темпами. Каждые десять лет объем информации удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время  устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня все  более востребованными.

Условия научно-технической  революции породили необходимость  овладения школьниками не только системой глубоких и точных знаний, но и приемами самостоятельного их приобретения. Да, современный человек  может быть воистину образованным и  отвечать требованиям бурного развития науки и производства, если он непрерывно пополняет свои знания, а это возможно при овладении приемами самоорганизации  познавательной деятельности, переработки  знаковой (текстовой) информации. Вопросы, вытекающие из необходимости решения  этих задач, входят в содержание современных  психолого-педагогических исследований [9].

В современной психологии обучения и образования происходит сближение представлений сторонников  деятельностного и конструктивистского  подхода (Ж. Пиаже, А. Перре-Клермон) в  вопросе о роли самого учащегося  в учебном процессе. Именно активность обучающегося признается основой достижения развивающих целей обучения - знание не передается в готовом виде, а  строится самим учащимся в процессе познавательной, исследовательской  деятельности. В образовательной  практике наметился переход от обучения как презентации системы знаний к активной работе учащихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Признание активной роли учащегося в учении приводит к изменению представлений о  содержании взаимодействия ученика  с учителем и одноклассниками.

Главная задача учителя - «мотивировать  учащихся на проявление инициативы и  самостоятельности. Фактически он создает  условия, развивающую среду, в которой  становится возможной выработка  каждым учащимся на уровне развития его  интеллектуальных и прочих способностей определенных компетенций [1]. Теоретико-методологической основой разработки стандартов общего образования служит системно-деятельностный культурно-исторический подход, базирующийся на положениях научной школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова и др. Следовательно, сегодня предстоит отойти от традиционной передачи готового знания от учителя к ученику. Учитель должен не только наглядно и доступно на уроке все объяснить, рассказать, показать, а включить самого ученика в учебную деятельность, организовывать процесс самостоятельного овладения детьми нового знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем.

Исходя из этого, Федеральный  государственный стандарт начального общего образования определил в  качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные - универсальные учебные действия: «Важнейшей задачей современной  системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умения учиться, способность к саморазвитию и  самосовершенствованию. Все это  достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися  социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются  как производные от соответствующих  видов целенаправленных действий, то есть они формируются, применяются  и сохраняются в тесной связи  с активными действиями самих  учащихся».

«Концепция развития универсальных  учебных действий» разработана  на основе системно - деятельностного  подхода (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, А.Г.Асмолов) группой авторов: А.Г.Асмоловым, Г.В.Бурменской, И.А.Володарской, О.А.Карабановой, Н.Г.Саллиной и С.В.Молчановым под руководством А.Г.Асмолова» [3].

Концепция развития универсальных  учебных действий в начальной  школе призвана конкретизировать требования к результатам начального общего образования и дополнить традиционное содержание образовательно-воспитательных программ. Она необходима для планирования образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, начальной  школе и обеспечения преемственности образования [4].

Возникновение проблемы преемственности  имеет следующие причины:

  • недостаточно плавное, даже скачкообразное изменение методов и содержания обучения, которое при переходе на ступень основного общего образования приводит к падению успеваемости и росту психологических трудностей у учащихся;
  • обучение на предшествующей ступени часто не обеспечивает достаточной готовности учащихся к успешному включению в учебную деятельность нового, более сложного уровня [10].

Кроме того, недостаточное  количество литературы по формированию универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного  возраста приводит к разрыву обучения: младшие школьники, пришедшие в  начальную школу с низким уровнем  готовности к систематическому обучению, испытывают ряд затруднений при  освоении содержания учебного материала, так как не успевают в заданном темпе осваивать новые способы добывания знаний.

Понимая важность этой проблемы, мы выбрали актуальную тему нашей  работы: «Формирование универсальных  учебных действий у младших школьников».

Цель исследования: теоретически обосновать комплекс образовательных  технологий, используемых в процессе формирования универсальных учебных  действий у детей младшего школьного  возраста.

Задачи:

  • составить библиографию, анализ психолого-педагогической литературы;
  • дать понятия универсальных учебных действий;
  • показать связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов.

Объект исследования –  процесс формирования универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования – использование образовательных технологий, используемых в процессе формирования универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста.

Методы исследования –  теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по данной проблеме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретические основы формирования универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста

 

В настоящее время школа  пока ещё продолжает ориентироваться  на обучение, выпуская в жизнь человека обученного – квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться  и многократно переучиваться  в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным  действиям и принятию решений. Для  жизни, деятельности человека важно  не наличие у него накоплений впрок, запаса какого – то внутреннего  багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что  есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества.

Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать».

К сожалению, на сегодняшний  день эти задачи не нашли положительного решения. Можно говорить пока ещё  о достаточно низком уровне их сформированности у учащихся наших школ.

Пока на этапе окончания  обязательного образования большинство  наших учащихся показывают очень  слабую подготовку к самостоятельному учению, к самостоятельному добыванию  необходимой информации; низкий уровень (ниже низкого) умений решать проблемы, находить выход из нестандартной  ситуации. Выпускники не готовы к успешной адаптации в современном мире. И как следствие – выйдя  из стен школы, молодые люди либо останутся  по жизни неуспешными, либо потеряются, не смогут «найти себя», что может  привести к негативным социальным последствиям.

Вот почему перед школой остро встала и в настоящее  время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и  компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого  предоставляет освоение универсальных  учебных действий (УУД). Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.

Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения  является их ориентация на достижение не только предметных образовательных  результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими  универсальными способами учебной  деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.

В широком значении термин «универсальные учебные действия»  означает умение учиться, т.е. способность  субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию  путем сознательного и активного  присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также  связанных с ними навыков учебной  работы), обеспечивающих его способность  к самостоятельному усвоению новых  знаний и умений, включая организацию  этого процесса [5].

Такая способность учащегося  самостоятельно успешно усваивать  новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию  процесса усвоения, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные  учебные действия как обобщенные действия открывают возможность  широкой ориентации учащихся, –  как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной  деятельности, включая осознание  учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных  характеристик. Достижение «умения  учиться» предполагает полноценное  освоение всех компонентов учебной  деятельности, которые включают:

1) познавательные и учебные  мотивы;

2) учебную цель;

3) учебную задачу;

4) учебные действия и  операции (ориентировка, преобразование  материала, контроль и оценка) [11].

«Умение учиться» выступает  существенным фактором повышения эффективности  освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых  оснований личностного морального выбора.

Универсальные учебные действия в процессе обучения в начальной  школе выполняют следующие функции:

1) обеспечение возможностей  учащегося самостоятельно осуществлять  деятельность учения, ставить учебные  цели, искать и использовать необходимые  средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс  и результаты деятельности;

2) создание условий для  гармоничного развития личности  и ее самореализации на основе  готовности к непрерывному образованию,  необходимость которого обусловлена  поликультурностью общества и  высокой профессиональной мобильностью;

3) обеспечение успешного  усвоения знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в  любой предметной области [6].

Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и  развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими  видами учебных действий и общей  логикой возрастного развития. Общение  выступает основой дифференциации и развития форм психической деятельности в раннем онтогенезе. Так, происхождение  личностных, познавательных и регулятивных действий определяется развитием коммуникации и общения ребенка с социальным (учитель) и близким (родители) взрослым и сверстниками. Из общения и саморегуляции  вырастает способность ребенка  регулировать свою деятельность. Из оценок окружающих, и в первую очередь  оценок близкого взрослого, формируется  представление о себе и своих  возможностях, появляется самопринятие и самоуважение, т. е. самооценка и  Я-концепция как результат самоопределения. Из ситуативно-познавательного и внеситуативно-познавательного общения формируются познавательные действия ребенка [4].

Информация о работе Формирование универсальных учебных действий у младших школьников