Формирование универсальных учебных действий у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 16:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически обосновать комплекс образовательных технологий, используемых в процессе формирования универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
составить библиографию, анализ психолого-педагогической литературы;
дать понятия универсальных учебных действий;
показать связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы формирования универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста 7
2. Понятие универсальных учебных действий, их виды 16
3. Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов 25
4. Образовательные технологии универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста 32
Список литературы: 44

Вложенные файлы: 1 файл

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ.docx

— 82.11 Кб (Скачать файл)

Другой пример. Даны 2 задания  по математике:

  1. Как найти площадь прямоугольника, если известны длины его сторон?
  2. Перед вами план спортивного зала. Зеленым цветом показано место, которое нужно выложить вплотную друг к другу резиновыми ковриками. Сколько таких ковриков надо взять, если длина зала 8 м., ширина – 6 м., а размер одного коврика 1 м. х 1 м?

И опять в первом случае задание сформулировано традиционно, а во втором случае ученик должен сообразить, каким правилом математики воспользоваться. Такое задание позволяет и  в жизни в аналогичной ситуации тоже использовать определенное правило  математики.

Первые задания в этих примерах – это традиционные задания, которые присутствовали в учебниках советского периода (хорошие учебники и для своих целей – передачи знаний – очень подходящие). Но если мы теперь меняем цель, и она у нас становится деятельностного типа, а наша задача – развивать деятельность, то соответственно и задания должны измениться, они должны стать продуктивными.

III. Как учить?

ФГОС акцентирует внимание учителей на необходимости использования  современных образовательных технологий деятельностного типа, благодаря  которым на уроках будет развертываться деятельность учеников, а учитель  сможет выступать в роли «партнера», а не в роли «ментора-наставника».

Учителя начальных классов  нашей гимназии широко используют в  своей практике проблемно-диалогическую  технологию, технологию продуктивного  чтения и технологию оценки учебных  успехов.

Технология проектной  деятельности.

Формируемые УУД: 
- регулятивные УУД (определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результата творческого характера, работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом, понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации); 
- познавательные УУД (отбирать необходимые источники информации, сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников). 
- коммуникативные УУД (организовывать взаимодействие в группе, предвидеть последствия коллективных решений, оформлять свои мысли в устной и письменной речи, отстаивать свою точку зрения, аргументировать ее); 
- личностные УУД (в зависимости от выбранной темы).

Технология исследовательской  деятельности.

Формируемые УУД: 
- личностные УУД (формирование мотивационной основы учебной деятельности у младших школьников, воспитание познавательного интереса к учебному материалу, способности ребенка к самооценке, воспитанию гражданского становления личности); 
- регулятивные УУД (в сотрудничестве с учителем учиться ставить новые учебные задачи, составлять план работы, планировать и проводить исследования для нахождения необходимой информации, оценивать полученную информацию для проверки гипотез, ответа на поставленный проблемный вопрос); 
- познавательные УУД (умение самостоятельно выделять и формулировать проблему, ставить познавательную цель, выдвигать гипотезы и их обосновывать, осуществлять поиск информации из различных источников, выделять существенную информацию из разных источников, организовывать (систематизировать) информацию, представлять информацию в разных формах: устного и письменного сообщения, рисунка, таблицы и т.п.); 
- коммуникативные УУД (умение работать в группе, умение слушать собеседника и вступать с ним в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, задавать вопросы, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации).

Технология деятельностного  метода.

Формируемые УУД: 
- личностные УУД (развитие познавательных интересов, учебных мотивов; способности ребенка к самооценке, воспитанию гражданского становления личности); 
- регулятивные УУД (умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; умение действовать по плану; умение контролировать процесс и результаты своей деятельности; умение адекватно воспринимать оценки и отметки); 
- познавательные УУД (поиск и выделение необходимой информации); 
- коммуникативные УУД (умение работать в группе, умение слушать собеседника и вступать с ним в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, задавать вопросы, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации).

Технологии проблемного  обучения

Формируемые УУД: 
- регулятивные УУД (умение решать проблемы); 
- коммуникативные УУД (умение работать в группе, умение слушать собеседника и вступать с ним в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, задавать вопросы, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации); 
- познавательные УУД (умение извлекать информацию, делать логические выводы).

Проблемно-диалогическая  технология.

Формируемые УУД: 
- регулятивные УУД (умение решать проблемы); 
- коммуникативные УУД (использование диалога); 
- познавательные УУД (умение извлекать информацию, делать логические выводы).

Технология оценивания.

Формируемые УУД:

- регулятивные УУД (развитие  умения определять, достигнут ли результат деятельности); 
- коммуникативные УУД (умение аргументированно отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы); 
- личностные УУД (толерантное отношение к иным решениям).

Технология продуктивного  чтения.

Формируемые УУД: 
- коммуникативные УУД (умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников) 
- познавательные УУД (умение извлекать информацию из текста)


Выбор приоритетных технологий деятельности определяет формы деятельности. Помимо урочной, добавляются такие  формы, как учебное занятие, учебная  практика, социальная практика, внеурочное мероприятие. 
В зависимости от целей и ведущих методов деятельности учителя и учащегося в образовательном процессе проводятся:

  • уроки – конкурсы;
  • уроки – экскурсии;
  • уроки – путешествия;
  • уроки – викторины;
  • уроки – исследования;
  • уроки – праздники;
  • уроки – практикумы.

В качестве основы для формирования коммуникативных универсальных  учебных действий (умения донести  свою позицию до других, понять другие позиции, договариваться с людьми и  уважительно относиться к позиции  другого) необходима организация работы в парах, в группах разного  состава. 

Игровые технологии.

Игровые технологии реализуются  при помощи игровых приёмов и  ситуаций, организации различных  активизирующих и профориентационных игр, как средство побуждения, стимулирования учащихся к развитию универсальных  учебных действий. Педагогическая ценность игры заключается в том, что она  становится мотивационным фактором, так как в процессе игры учащийся руководствуется личностными установками  и мотивами.

Игровые технологии используются для решения комплексных задач  усвоения нового, закрепления материала, развития различных способностей, формирования умений, даёт возможность учащемуся понять и изучить изучаемый материал с различных позиций.

В предпрофильной подготовке применяются деловые игры различных  модификаций: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо-и  социодрама.

Технология развития критического мышления.

Владение эффективными стратегиями  мышления, способность быть творцом, развивать окружающую действительность и быть компетентным специалистом своего дела определяют необходимость применения технологии развития критического мышления для развития универсальных учебных  действий по следующим причинам: навыки критического анализа являются неотъемлемыми  характеристиками современного выпускника школы; технология развития критического мышления призвана активизировать образовательный  процесс, повысить самостоятельность  учащихся; данная технология обеспечивает учёт индивидуальных особенностей учащихся через активное развитие умений критического анализа учащихся всех познавательных стилей.

Арт-технологии.

Арт-технологии в развитии универсальных учебных действий представляют собой процесс изучения учащихся и их самоисследования посредством  художественной формы. Значительная часть  занятий по развитию универсальных  учебных действий предполагает самостоятельную  работу и творческие задания, которые  обеспечивают арт-технологии: литературное творчество (сочинение сказок, произведений малых стихотворных форм (хокку, синквейнов и др.)); рисование; коллажирование; составление  презентаций по созданию эмоционального фона; драматизация.

 

 

 

 

Заключение

Обобщение результатов теоретического анализа литературы и опыта учителей начальных классов по формированию универсальных учебных действий на уроках технологии позволяет сделать  вывод, что:

1. Универсальные учебные действия - умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Функции универсальных учебных  действий: обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные  цели, искать и использовать необходимые  средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс  и результаты деятельности; создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков  и компетентностей в любой  предметной области.

В составе основных видов  универсальных учебных действий можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный.

2. Формирование универсальных  учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных  - в образовательном процессе  осуществляется в процессе усвоения  разных учебных предметов. Требования  к формированию универсальных  учебных действий находят отражение  в планируемых результатах освоения  программ учебных предметов. Каждый  учебный предмет в зависимости  от его содержания и способов  организации учебной деятельности  учащихся раскрывает определенные  возможности для формирования  универсальных учебных действий.

Так же можно ответить на следующие вопросы:

1. Зачем учить?

В Федеральном государственном  образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) говорится  о том, что целью образования  сегодня является «достижение не только предметных образовательных  результатов, но и, прежде всего, формирование личности учащихся и овладение универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познании на всех этапах дальнейшего образования».

Данное определение полностью  совпадает с социальным заказом  родителей, которые хотят, чтобы  их ребенок в современной жизни  был успешен и  на выходе из школы  обладал следующими качествами: умел ставить цель и добивался ее, умел ориентироваться в мире, самостоятельно добывал и применял знания, умел адаптироваться к ситуации, умел общаться, умел заботиться о других и был  нравственным человеком.

Таким образом, мы видим, что  сегодня у нас совпадают цели общества и государственные цели, которые закреплены в ФГОС  НОО.

ФГОС – это «триада» требований к результатам освоения, структуре и условиям реализации Основной образовательной программы. Сегодня образовательные результаты интересуют нас больше всего. ФГОС НОО  определил в качестве главных  результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные  учебные действия (УУД).

В широком значении термин «универсальные учебные действия»  означает умение учиться, т. е. способность  ученика к саморазвитию и самосовершенствованию  путем сознательного и активного  присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых  знаний, формирование умений, включая  организацию этого процесса.

Теоретико-методологической основой Программы развития УУД  является системно-деятельностный культурно-исторический подход, базирующийся на положениях научной  школы Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова и интегрирующий достижения педагогической науки и практики, в том числе компетентностной и «ЗУНовской» парадигм образования.

В составе основных видов  универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный (включая  саморегуляцию), познавательный (включая  логические, познавательные и знаково-символические), коммуникативный. Универсальный характер учебных действий проявляется в  том, что они носят надпредметный, метапредметный характер и лежат  в основе организации любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного  содержания.

Личностные действия позволяют  сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных  задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Они направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении  мира, людей, самого себя и своего будущего.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством  постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять  совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести  дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя.

2. Чему учить?

Получается, что УУД более  важны для человека в жизни, чем  содержание конкретных предметов. Зачем  тогда их изучаем? А изучаем мы их для того, чтобы сформировать у учеников эти действия и научить  применять их в жизни. Каждый предмет  помогает человеку решать определенные группы жизненных задач, снабжает его  необходимыми инструментами этих решений. И главное в изучении предмета – не набор знаний, а система  умений по использованию предметного  содержания. Так, предмет «Русский язык»  наряду с достижением предметного  результата нацелен на личностное развитие ученика, обеспечивает формирование коммуникативных  и познавательных УУД.

3. Что важнее на уроке – объяснение учителя или учебные задания?

Если главное, чему мы учим, – не знания, а умения ими пользоваться, то и средства нужно подбирать  соответствующие.

Объяснение учителя передает ученику знания, но научиться действовать  он может только в процессе самого действия. Следовательно, наиболее важное значение приобретают учебные задания, которые даем детям. Каждое из заданий будет развивать главное, ключевое умение, без которого невозможно получить результат.

4. Как формировать УУД?

Предметные умения формируются последовательно: на одной теме определенного предмета школьники осваивают одни умения, на другой – другие. При этом ученики понимают, чему они учатся в данный момент.

При выработке УУД перед  каждым педагогом встает альтернатива: развивать умения последовательно  друг за другом или параллельно, т. е. на каждом уроке развивать все  важнейшие для данного возраста умения сразу.

При параллельной выработке  различных умений их развитие отходит  на второй план по сравнению с предметными  и школьники не осознают, чему их учат в данный момент. Следовательно, эту работу надо проводить последовательно. Учитель в каждый отрезок времени должен договариваться с детьми, какое умение они будут развивать, и подбирать для этого соответствующие задания.

Информация о работе Формирование универсальных учебных действий у младших школьников