Формирование универсальных учебных действий у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 16:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически обосновать комплекс образовательных технологий, используемых в процессе формирования универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
составить библиографию, анализ психолого-педагогической литературы;
дать понятия универсальных учебных действий;
показать связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы формирования универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста 7
2. Понятие универсальных учебных действий, их виды 16
3. Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов 25
4. Образовательные технологии универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста 32
Список литературы: 44

Вложенные файлы: 1 файл

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ.docx

— 82.11 Кб (Скачать файл)

3. Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов

 

Каждый учебный предмет  в зависимости от предметного  содержания и релевантных способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных  учебных действий.

В частности, учебные предметы «Русский язык», «Родной язык» обеспечивают формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий - замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путём составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова).

«Литературное чтение» обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:

  • смыслообразования через прослеживание судьбы героя и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов;
  • самоопределения и самопознания на основе сравнения образа «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации;
  • основ гражданской идентичности путём знакомства с героическим историческим прошлым своего народа и своей страны и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан;
  • эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев;
  • нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей;
  • эмоционально-личностной децентрации на основе отождествления себя с героями произведения, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений;
  • умения понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей;
  • умения произвольно и выразительно строить контекстную речь с учётом целей коммуникации, особенностей слушателя, в том числе используя аудиовизуальные средства;
  • умения устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев произведения;
  • умения строить план с выделением существенной и дополнительной информации.

«Иностранный  язык» обеспечивает прежде всего развитие коммуникативных действий, формируя коммуникативную культуру обучающегося. Изучение иностранного языка способствует:

  • общему речевому развитию учащегося на основе формирования обобщённых лингвистических структур грамматики и синтаксиса;
  • развитию произвольности и осознанности монологической и диалогической речи;
  • развитию письменной речи;
  • формированию ориентации на партнёра, его высказывания, поведение, эмоциональные состояние и переживания; уважение интересов партнёра; умение слушать и слышать собеседника; вести диалог, излагать и обосновывать своё мнение в понятной для собеседника форме.

«Математика». На ступени начального общего образования этот предмет является основой развития у обучающихся познавательных действий, в первую очередь логических и алгоритмических, включая знаково-символические, а также планирование (последовательности действий по решению задач), систематизацию и структурирование знаний, перевод с одного языка на другой, моделирование, дифференциацию существенных и несущественных условий, аксиоматику, формирование элементов системного мышления и приобретение основ информационной грамотности. Особое значение имеет математика для формирования общего приёма решения задач как универсального учебного действия.

Формирование моделирования  как универсального учебного действия осуществляется в рамках практически  всех учебных предметов на этой ступени  образования. Моделирование включает в свой состав знаково-символические  действия: замещение, кодирование, декодирование. С их освоения и должно начинаться овладение моделированием.

В сфере личностных универсальных  действий изучение предмета «Окружающий мир» обеспечивает формирование когнитивного, эмоционально-ценностного и деятельностного компонентов гражданской российской идентичности:

  • умения различать государственную символику Российской Федерации и своего региона, описывать достопримечательности столицы и родного края, находить на карте Российскую Федерацию, Москву -- столицу России, свой регион и его столицу; ознакомление с особенностями некоторых зарубежных стран;
  • формирование основ исторической памяти -- умения различать в историческом времени прошлое, настоящее, будущее, ориентации в основных исторических событиях своего народа и России и ощущения чувства гордости за славу и достижения своего народа и России, фиксировать в информационной среде элементы истории семьи, своего региона;
  • формирование основ экологического сознания, грамотности и культуры учащихся, освоение элементарных норм адекватного природосообразного поведения;
  • развитие морально-этического сознания -- норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми, социальными группами и сообществами.

В сфере личностных универсальных  учебных действий изучение предмета способствует принятию обучающимися правил здорового образа жизни, пониманию  необходимости здорового образа жизни в интересах укрепления физического, психического и психологического здоровья.

Изучение предмета «Окружающий  мир» способствует формированию общепознавательных универсальных учебных действий:

  • овладению начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, в том числе с использованием различных средств ИКТ;
  • формированию действий замещения и моделирования (использования готовых моделей для объяснения явлений или выявления свойств объектов и создания моделей, в том числе в интерактивной среде);
  • формированию логических действий сравнения, подведения под понятия, аналогии, классификации объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств; установления причинно-следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.

«Музыка». Этот предмет обеспечивает формирование личностных, коммуникативных, познавательных действий. На основе освоения обучающимися мира музыкального искусства в сфере личностных действий будут сформированы эстетические и ценностно-смысловые ориентации учащихся, создающие основу для формирования позитивной самооценки,самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении. Приобщение к достижениям национальной, российской и мировой музыкальной культуры и традициям, многообразию музыкального фольклора России, образцам народной и профессиональной музыки обеспечит формирование российской гражданской идентичности и толерантности как основы жизни в поликультурном обществе.

Будут сформированы коммуникативные  универсальные учебные действия на основе развития эмпатии и умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства  и эмоции на основе творческого самовыражения.

В области развития общепознавательных действий изучение музыки будет способствовать формированию замещения и моделирования.

«Технология». Специфика этого предмета и его значимость для формирования универсальных учебных действий обусловлена:

  • ключевой ролью предметно-преобразовательной деятельости как основы формирования системы универсальных учебных действий;
  • значением универсальных учебных действий моделирования и планирования, которые являются непосредственным предметом усвоения в ходе выполнения различных заданий по курсу (так, в ходе решения задач на конструирование обучающиеся учатся использовать схемы, карты и модели, задающие полную ориентировочную основу выполнения предложенных заданий и позволяющие выделять необходимую систему ориентиров);
  • специальной организацией процесса планомерно-поэтапной отработки предметно-преобразовательной деятельности обучающихся в генезисе и развитии психологических новообразований младшего школьного возраста -- умении осуществлять анализ, действовать во внутреннем умственном плане; рефлексии как осознании содержания и оснований выполняемой деятельности;
  • широким использованием форм группового сотрудничества и проектных форм работы для реализации учебных целей курса;
  • формирование первоначальных элементов ИКТ-компетентности учащихся.

Изучение технологии обеспечивает реализацию следующих целей:

  • формирование картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
  • развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения на основе развития способности учащегося к моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей (рисунков, планов, схем, чертежей);
  • развитие регулятивных действий, включая целеполагание; планирование (умение составлять план действий и применять его для решения задач); прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
  • формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
  • развитие планирующей и регулирующей функции речи;
  • развитие коммуникативной компетентности обучающихся на основе организации совместно-продуктивной деятельности;
  • развитие эстетических представлений и критериев на основе изобразительной и художественной конструктивной деятельности;
  • формирование мотивации успеха и достижений младших школьников, творческой самореализации на основе эффективной организации предметно-преобразующей символико-моделирующей деятельности;
  • ознакомление обучающихся с правилами жизни людей в мире информации: избирательность в потреблении информации, уважение к личной информации другого человека, к процессу познания учения;
  • ознакомление обучающихся с миром профессий и их социальным значением, историей их возникновения и развития как первой ступенью формирования готовности к предварительному профессиональному самоопределению.

«Физическая культура». Этот предмет обеспечивает формирование личностных универсальных действий:

  • основ общекультурной и российской гражданской идентичности как чувства гордости за достижения в мировом и отечественном спорте;
  • освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается, готовности принять на себя ответственность;
  • развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей на основе конструктивных стратегий совладания и умения мобилизовать свои личностные и физические ресурсы, стрессоустойчивости;
  • освоение правил здорового и безопасного образа жизни. [11] 

4. Образовательные технологии универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста

 

Что важнее на уроке  – объяснение учителя или учебные  задания? Если главное, чему мы учим, – не знания, а умения ими пользоваться, то и средства нужно подбирать соответствующие.

Объяснение учителя передает ученику знания, но научиться действовать  он может только в процессе самого действия. Следовательно, наиболее важное значение приобретают учебные задания, которые даем детям. Каждое из заданий будет развивать главное, ключевое умение, без которого невозможно получить результат.

Как формировать УУД? Предметные умения формируются последовательно: на одной теме определенного предмета школьники осваивают одни умения, на другой – другие. При этом ученики понимают, чему они учатся в данный момент.

При выработке УУД перед  каждым педагогом встает альтернатива: развивать умения последовательно  друг за другом или параллельно, т. е. на каждом уроке развивать все  важнейшие для данного возраста умения сразу.

При параллельной выработке  различных умений их развитие отходит  на второй план по сравнению с предметными  и школьники не осознают, чему их учат в данный момент. Следовательно, эту работу надо проводить последовательно. Учитель в каждый отрезок времени  должен договариваться с детьми, какое  умение они будут развивать, и  подбирать для этого соответствующие  задания.

С помощью каких  заданий можно достичь метапредметного  результата?  Небходимо использовать специально подобранные задания, выбирая их из арсенала учебника. При этом ориентироваться надо не только на логику предметного содержания, но и на характер того умения, которое договорились развивать со своими учениками. Если такого задания нет в данной конкретной предметной теме, необходимо модифицировать имеющееся задание, переформулировав его.

Приведем примеры. Даны два  задания по дисциплине «Окружающий  мир», 3 класс. Какое из заданий позволит достичь метапредметного результата?

1) Перескажи текст о  Петре I.

2) За что люди стали  называть Петра Великим? 

В первом случае ученик попросту воспроизведет чей-то чужой текст. У него, может быть, и родятся собственные ощущения и переживания относительного того, что он будет пересказывать, но само задание вовсе не ориентирует его на то, чтобы он это высказал.

Во втором случае прямого  ответа в учебнике не будет, но основания  для того, чтобы ребенок сформулировал  свой ответ, будут. Такой формулировкой  мы ориентируем ученика на то, чтобы  он высказал свою точку зрения и  попытался ее обосновать, и задание  начинает работать на получение личностного  результата.

Информация о работе Формирование универсальных учебных действий у младших школьников