Приёмы формирования универсальных учебных действий у младших школьников в процессе обучения решению простых задач

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 16:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является составление комплексных приемов, направленных на формирование УУД у младших школьников в процессе обучения решению простых задач.
Объектом исследования является формирование универсальных учебных действий в процессе решения простых задач.
Предмет исследования - приемы формирования УУД на уроках математики в процессе решения задач.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
сформулировать определение УУД, раскрыть виды УУД;
провести анализ современных программ по математике;

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования универсальных учебных действий у младших школьников…………………………………………………………………..6
Понятие универсальных учебных действий, виды универсальных учебных действий………………………………………………………….6
1.2. Анализ Федерального Государственного Образовательного Стандарта по проблеме формирования универсальных учебных действий……………. 11
1.3.Потенциал УМК «Школа 2100» для формирования УУД…………… 16 Глава 2. Опыт использования комплекса приемов, направленных на формирование УУД у младших школьников в процессе обучения решению простых задач…………………………………………………… 23
2.1. Понятие «простая задача» и её классификация………………………. 23
2.2. Цель, задачи, этапы опытно-практической работы…………………… 26
2.3.Итоги реализации комплексных приемов, направленных на формирование УУД у младших школьников в процессе обучения решению простых задач……………………………………………………………………………..30
Заключение …………………………………………………………………….35
Используемая литература………………………

Вложенные файлы: 1 файл

мой диплом.docx

— 64.60 Кб (Скачать файл)

 

 

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Ярославской области

Угличский индустриально-педагогический колледж

 

 

 

 

Приёмы формирования универсальных учебных действий у младших школьников в процессе обучения решению простых задач

 

Исполнитель:

Зыкова Любовь Сергеевна,

Специальность: 050709 Преподавание

в начальных классах

42 группа

 

Научный руководитель:

Воронина Татьяна Михайловна,

преподаватель математических дисциплин

 

Консультант:

Воронина Татьяна Михайловна,

преподаватель математических дисциплин

 

Углич, 2013

 

Оглавление

Введение…………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования универсальных учебных действий у младших школьников…………………………………………………………………..6

    1. Понятие универсальных учебных действий, виды универсальных учебных действий………………………………………………………….6

1.2. Анализ Федерального Государственного Образовательного Стандарта по проблеме формирования универсальных учебных действий……………. 11

1.3.Потенциал УМК «Школа 2100» для формирования УУД…………… 16 Глава 2. Опыт использования комплекса приемов, направленных на формирование УУД у младших школьников в процессе обучения решению простых задач…………………………………………………… 23  

2.1. Понятие «простая задача» и её классификация………………………. 23

2.2. Цель, задачи, этапы опытно-практической работы…………………… 26

2.3.Итоги реализации комплексных  приемов, направленных на формирование  УУД у младших школьников в  процессе обучения решению простых  задач……………………………………………………………………………..30

Заключение …………………………………………………………………….35

Используемая литература………………………………………………………36

Приложения……………………………………………………………………..38

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Тема данной дипломной работы была выбрана в связи с введением в учебный процесс  нового федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС).

Данная тема является актуальной, так как  ведущую роль  в обучении занимает не только получение знаний, но и формирование  универсальных учебных действий (УУД). Что такое УУД? Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Начальное образование сегодня, это фундамент для формирования учебной деятельности ребёнка. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.  Алгебраический материал, а это, прежде всего уравнения, равенства, неравенства имеют большое значение для формирования УУД у младших школьников. Алгебраический материал может способствовать развитию у ребенка быстроты реакции, памяти, внимания, логического мышления, умения работать с алгоритмом.

М.А. Бантова писала в своём учебном пособии по методике математики о том, что обучение математике должно решать задачу формирования таких черт личности, как трудолюбие, аккуратность, всемерно способствовать развитию воли, внимания, воображения учащихся, стимулировать развитие интереса к математике. Необходимо сформировать у детей умение учиться, приёмы работы над тем или иным материалов и привить навыки самостоятельной работы.

Каково же влияние математики вообще в школьной математике в частности на формирование УУД? Обучение на уроках  математики умению решать уравнения, равенства, неравенства доставляет нам  исключительно  благоприятную  возможность  для формирования   у   учащихся   определенного   склада   ума.    На уроках математики максимально раскрываются возможности для развития  логического мышления. Задания повышенной трудности способствуют развитию личностных УУД, у учащихся формируются волевые качества характера,  ребёнок познаёт самого себя, а также самоопределение учащихся. Возникает проблема: какие приёмы и методы использовать в условиях изменившейся задачи обучения, следует ли использовать технические средства обучения  (ТСО)?

Особенности развития личности младшего школьника во многом определяют успешность его обучения, специфику овладения им компонентами учебной деятельности, интенсивностью формирования у него обще учебных умений и навыков. Без достаточно высокого уровня сформированности этих навыков невозможно дальнейшее качественное образование.

Целью данной работы является составление комплексных приемов, направленных на формирование УУД у младших школьников в процессе обучения решению простых задач.

Объектом исследования является формирование универсальных учебных действий в процессе решения простых задач.

Предмет исследования - приемы формирования  УУД  на уроках математики в процессе решения задач.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  1. сформулировать определение УУД, раскрыть виды УУД;
  2. провести анализ современных программ по математике;

3. выявить методические  приемы, направленные на формирование  умения решать задачи;

  1. составить конспект урока обучения решению задач, направленных на формирование УУД.

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, раскрывается предмет, объект исследования, цель работы и задачи данного исследования.

В первой главе описаны теоретические и методические основы обучения решению простых задач в начальной школе.

Во второй главе представлен комплекс заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий в процессе решения простых задач в начальной школе.

В заключении сделаны выводы по проведённому исследованию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования универсальных учебных действий у младших школьников.

    1. Понятие универсальных учебных действий, виды универсальных учебных действий.

Универсальные учебные действия

В настоящее время УУД имеют огромное значение в формировании личности младшего школьника, в создании условий для дальнейшего обучения на следующих ступенях развития ребёнка.

Для начала следует разобраться, а что же такое УУД?

Универсальные учебные действия в широком значении можно рассматривать как «умение учиться», т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

  Понятие «универсальные  учебные действия « в узком смысле: совокупность способов действий учащихся, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Далее следует рассмотреть, какие существуют виды УУД и что они в себя включают.

Виды УУД

Личностные

Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные

1.Самоопределение ( гражданская идентичность, самооценка);

2.Смыслообразование (мотивация);

3.Нравственно-этическая  ориентация(моральные, конвенциональные, персональные нормы).

1.Планирование учебного сотрудничества  с учителем и сверстниками,  постановка вопросов; 

2.Разрешение конфликтов, управление  поведением партнёра;

3.Умение с достаточной полнотой  и точностью выражать свои  мысли; 

4.Владение монологической и  диалогической формами речи.

1.Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);

2.Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий);

3.Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик);

4.Контроль (сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона);

5.Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата);

6.Оценка (выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения);

7.Саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий).

Общеучебные универсальные действия:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение  необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- структурирование знаний;

- осознанное и произвольное  построение речевого высказывания  в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных  способов решения задач в зависимости  от конкретных условий;

- рефлексия способов и  условий действия, контроль и  оценка процесса и результатов  деятельности;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка СМИ;

- постановка и формулирование  проблемы, самостоятельное создание  алгоритмов деятельности при  решении проблем творческого и поискового характера;

- моделирование  (преобразование  объекта из чувственной формы  в модель, где выделены существенные  характеристики объекта – пространственно-графическая  или знаково-символическая); преобразование  модели с целью выявления общих  законов, определяющих данную предметную  область.

Логические универсальные действия:

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- синтез (составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов);

- выбор оснований и  критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

-  подведение под понятие, выведение следствий;

- установление причинно-следственных  связей;

- построение логической  цепи рассуждений;

- доказательство;

- выдвижение гипотез и  их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.


 

    1. Анализ Федерального Государственного Образовательного Стандарта по проблеме формирования универсальных учебных действий.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее - Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы начального общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени начального общего образования, самоценность ступени начального общего образования как фундамента всего последующего образования.

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):

-любящий свой народ, свой край и свою Родину;

-уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

-любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

-владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

-готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом.

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;

метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;

предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению,  а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать:

  1. использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
  2. овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;
  3. приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

4. умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами,  цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные;

5. приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.

Таким образом, в учебниках представлена система учебных задач, направленных на формирование у учащихся универсальных учебных действий, определенных ФГОС НОО, и умения учиться в целом, развитие логического, алгоритмического и эвристического мышления, пространственного воображения и речи, воспитание интереса к учению, ответственности, самостоятельности и личностных качеств созидателя, творца.

Развитие основ умения учиться определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) второго поколения как одна из важнейших задач образования.

 

Основные виды учебной деятельности:

  1. моделирование ситуаций, требующих упорядочения предметов и объектов по длине, массе, вместимости, времени; описание явлений и событий с использованием величин.
  2. прогнозирование результата вычисления, решение задач.
  3. планирование хода решения задачи, выполнение задания на измерение, вычисление, построение.
  4. сравнение разных приемов вычислений, решение задачи; выбор удобного способа.
  5. пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия, плана решения текстовой задачи, построение геометрически фигуры.
  6. поиск, обнаружение и устранение ошибок логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении) характера.

Информация о работе Приёмы формирования универсальных учебных действий у младших школьников в процессе обучения решению простых задач