Воспитание толерантности у младших школьников в ОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 11:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: разработать комплекс мероприятий по воспитанию толерантности у младших школьников.
Задачи исследования:
1) рассмотреть психолого-педагогическую характеристику младших школьников;
2) проанализировать понятие «толерантность» в научной литературе;
3) выделить направления воспитания толерантности у младших школьников в школе;
4) проанализировать деятельность МБОУ-СОШ № 168 по воспитанию толерантности у младших школьников;
5) провести первичную диагностику уровня толерантности у младших школьников.6) частично апробировать комплекс мероприятий по воспитанию толерантности у младших школьников.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы толерантности у младших школьников в ОУ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика ребенка младшего школьного возраста
1.2 Анализ понятия «толерантность» в научной литературе
1.3 Направления воспитания толерантности у младших школьников в школе
Глава 2. Опытно-поисковая работа по воспитанию толерантности у младших школьников на примере МБОУ - СОШ № 168 г. Екатеринбурга
2.1 Анализ деятельности МБОУ - СОШ № 168 по воспитанию толерантности у младших школьников в 168 школе
2.2 Диагностика уровня толерантности у младших школьников
2.3 Комплекс мероприятий по воспитанию толерантности у младших школьников
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

воспитание толер мл.шк.docx

— 134.02 Кб (Скачать файл)

По определению Ренни Фричи (Fritchie, 1990) ассертивный человек -- тот, кто отвечает за собственное поведение, демонстрирует самоуважение и уважение к другим, позитивен, слушает, понимает и пытается достичь рабочего компромисса.

«Принятие на себя ответственности  за собственное поведение. По своей  сути ассертивность -- это философия личной ответственности. То есть речь идет о том, что мы ответственны за свое собственное поведение и не имеем права винить других людей за нашу реакцию на их поведение.

Демонстрация самоуважения и уважения к другим людям. Основной составляющей ассертивности является наличие самоуважения и уважения к другим людям. Если вы не уважаете себя, то кто тогда будет уважать вас?

Эффективное общение. В данном случае главными являются три следующих  качества -- честность, открытость и прямота в разговоре, но не за счёт эмоционального состояния другого человека. Речь идет об умении сказать то, что вы думаете или чувствуете относительно какого-либо вопроса, не расстраивая при этом своего партнера по общению.

Демонстрация уверенности  и позитивной установки. Ассертивное поведение предполагает развитие уверенности и позитивной установки.

Умение внимательно слушать  и понимать. Ассертивность требует умения внимательно слушать и стремления понять точку зрения другого человека.

Ассертивность помогает нам в процессе поиска и нахождения простых выходов из сложных ситуаций. Именно поэтому умение действовать ассертивно в сложных ситуациях является весьма полезным навыком".

С. Стаут, Управленческий тренинг, СПб, «Питер», 2002 г., с. 218-219.

Эмпатия - (от греч. empatheia - сопереживание) . Внерациональное познание человеком внутреннего мира др. людей (вчувствование) . Эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого, разновидность социальных (нравственных) эмоций. Э. как эмоциональный отклик осуществляется в элементарных (рефлекторных) и в высших личностных формах (сочувствия, сопереживания, сорадования). В основе Э. как социального познания и высших форм Э. как эмоционального отклика лежит механизм децентрации. Человеку свойственно испытывать широкий набор эмпатических реакций и переживаний. Сопереживая, человек испытывает эмоции, идентичные наблюдаемым. Однако сопереживание может возникнуть не только по отношению к наблюдаемым, но и воображаемым эмоциям др., а также и по отношению к переживаниям персонажей художественных произведений, кино, театра, литературы (эстетическое сопереживание). При сочувствии человек переживает нечто иное, чем тот, кто вызвал у него эмоциональный отклик. Сочувствие побуждает человека к помощи другому. Чем более устойчивы альтруистические мотивы человека, тем шире круг людей, которым он, сочувствуя, помогает.

Большой психологический  словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004.

Компетентность коммуникативная - [лат. competens -- надлежащий, способный] -- способность устанавливать и поддерживать необходимые эффективные контакты с другими людьми. В состав компетентности включают некоторую совокупность знаний, умений, обеспечивающих эффективное протекание коммуникативного процесса. К. к. рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определенном круге ситуаций межличностного воздействия. Коммуникативный акт включает в себя анализ и оценку ситуации, формирование цели и операционального состава действия, реализацию плана или его коррекцию, оценку эффективности.

Социальная психология.Словарь / Под. ред. М.Ю. Кондратьева //Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. -- М.: ПЕР СЭ, 2006

Социализация (от лат. общественный) - процесс становления личности в ходе которого и с помощью которого люди обучаются приспосабливаться к социальным нормам, т.е. процесс, делающий возможным продолжение общества и передачу его культуры из поколения в поколение. Социализация рассматривается и как процесс, и как результат. Мудрик А.В., 11, с 8

Толерантность - это способность  человека (или группы) сосуществовать с другими людьми (сообществами), которым присуще иные менталитет, иной образ жизни. Безюлева Г.В., 2, с. 3

Социальный педагог - специалист, оказывающий помощь ребенку в  процессе социализации. Социально-педагогический словарь, 8, с.86

Социально-педагогическая деятельность - профессиональная деятельность, целью  которой является оказание помощи ребенку  в социализации. Социально-педагогический словарь, 16, с.86

Интолерантность основывается на убеждении, что моя система взглядов, мой образ жизни, группа, к которой принадлежу, стоят выше остальных. Это неприятие другого только за то, что он выглядит, думает, поступает иначе, что он иначе существует. Безюлева Г.В., 2, с. 77

Воспитание - относительно осмысленное  и целенаправленное взращивание  человека в соответствии со спецификой характера групп и организаций, в которых оно осуществляется. Социально-педагогический словарь, 16, с.15

Младший школьный возраст (7 - 11 лет) - период интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный  характер и становятся осознанными  и произвольными.

Коммуникативная толерантность - это характеристика отношения личности к людям, показывающая степень отношения  личности к людям, показывающая степень  переносимости ею неприятных или  неприемлемых, по ее мнению психических  состояний, качеств и поступков  и партнеров по взаимодействию.

«Гендер» - социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определения «мужчина» и «женщина». Социально-педагогический словарь

 


Информация о работе Воспитание толерантности у младших школьников в ОУ