Воспитание толерантности у младших школьников в ОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 11:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: разработать комплекс мероприятий по воспитанию толерантности у младших школьников.
Задачи исследования:
1) рассмотреть психолого-педагогическую характеристику младших школьников;
2) проанализировать понятие «толерантность» в научной литературе;
3) выделить направления воспитания толерантности у младших школьников в школе;
4) проанализировать деятельность МБОУ-СОШ № 168 по воспитанию толерантности у младших школьников;
5) провести первичную диагностику уровня толерантности у младших школьников.6) частично апробировать комплекс мероприятий по воспитанию толерантности у младших школьников.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы толерантности у младших школьников в ОУ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика ребенка младшего школьного возраста
1.2 Анализ понятия «толерантность» в научной литературе
1.3 Направления воспитания толерантности у младших школьников в школе
Глава 2. Опытно-поисковая работа по воспитанию толерантности у младших школьников на примере МБОУ - СОШ № 168 г. Екатеринбурга
2.1 Анализ деятельности МБОУ - СОШ № 168 по воспитанию толерантности у младших школьников в 168 школе
2.2 Диагностика уровня толерантности у младших школьников
2.3 Комплекс мероприятий по воспитанию толерантности у младших школьников
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

воспитание толер мл.шк.docx

— 134.02 Кб (Скачать файл)

Используется для выявления  у испытуемых отношения к нравственным нормам. Ребёнку предлагается представить  заданную ситуацию и сообщить, как  бы он себя повёл в ней.

Ситуация 1. Во время перемены один из твоих одноклассников разбил окно. Ты это видел. Он не сознался. Что ты скажешь? Почему?

Ситуация 2. Одноклассники сговорились сорвать урок. Как ты поступишь? Почему?

Обработка и интерпретация  результатов:

0 баллов - ребёнок не имеет  чётких нравственных ориентиров; отношение к нравственным нормам  неустойчивое; неправильно объясняет  поступки (они не соответствуют  тем качествам, которые он называет), эмоциональные реакции неадекватны  или отсутствуют.

1 балл - нравственные ориентиры  существуют, но соответствовать  им ребёнок не стремится или  считает это недостижимой мечтой; адекватно оценивает поступки, однако  отношение к нравственным нормам  неустойчивое, пассивное; эмоциональные  реакции неадекватны.

2 балла - нравственные  ориентиры существуют, оценки поступков  и эмоциональные реакции адекватны,  но отношение к нравственным  нормам ещё недостаточно устойчивое.

3 балла - ребёнок обосновывает  свой выбор нравственными установками;  эмоциональные реакции адекватны;  отношение к нравственным нормам  активное и устойчивое.

Методика 4. «Что мы ценим  в людях».

Ребёнку предлагается мысленно выбрать двух своих знакомых: один из них хороший человек, на которого ребёнок хотел бы быть похожим, другой - плохой. После этого просят назвать  те их качества, которые ему нравятся в них, и качества, которые не нравятся. Привести по три примера поступков  на эти качества. Обработка результатов  как в предыдущей методике.

Следует отметить то, что  во всех выше описанных методиках не подсчитывается общий, суммарный балл, а выделяется наиболее характерный балл, то есть на основании общего анализа выявляется определённая закономерность.

На основе результатов  диагностического обследования, делается вывод: на каком уровне усвоения нравственных понятий находятся учащиеся. Для  этого составляется сводная таблица, в которую вносятся результаты всех методик. Это позволяет определить уровни усвоения нравственных категорий  учащимися. Основой выделения данных уровней послужили, в свою очередь, уровни, выделенные И.С. Марьенко:

– высокий (3 балла) - полное овладение содержанием понятия  и умение применять его в любых  условиях жизни и деятельности;

– средний (2-2,9 балла) - менее  чёткое осознание понятия и умение применять его в незнакомой ситуации;

– низкий (0-1,9 балла) - элементарное обобщение и умение применять  его в знакомой ситуации.

Для диагностики толерантности  составлена таблица уровней проявления толерантности (терпимости) на основе пяти критериев из девяти, предложенных Г.У. Солдатовой и другими:

1. Равноправие. 2. Взаимоуважение. 3. Сохранение и развитие индивидуальности.

4. Добровольное сотрудничество. 5. Солидарность в решении общих  проблем.

Уровни и признаки проявления толерантности.

 

3№

Признаки проявления толерантности

Уровни проявления толерантности

 
   

высокий

средний

низкий

 

11

Стремление к равноправию

Понимание ситуаций, где  необходимо придерживаться принципа равноправия

Стремление к равноправию  проявляется в играх за счёт соблюдения очерёдности

Противопоставление себя группе. Нежелание подчиняться правилам

 

22

Взаимоуважение

Умение самостоятельно увидеть  сильные стороны одноклассников

Ориентируется на оценочные  суждения учителя

Эгоцентризм

 

33

Солидарность в решении  общих задач

Осознаёт ценность и значение предложенной задачи

Принимает предложенные ценности и значения поставленной задачи

Не принимает предложенные ценности в поставленной задаче

 

44

Добровольное сотрудничество

Руководствуется внутренними  мотивами

Руководствуется внешними мотивами

Отсутствие мотивации, взаимодействия

 
           

Для определения вышеуказанных  уровней, проводится анкетирование  индивидуально с каждым учеником, направленное на выяснение того, насколько  ученики терпимы друг к другу:

1. Если у тебя возникла  интересная идея, а твои одноклассники  её не поддержали. Что ты будешь  делать?

2. Вы с одноклассниками  затеяли игру, но не все знают  правила игры. Как ты поступишь?

3. Если кто-то из одноклассников  думает, по какому-либо поводу  не так как ты и говорит  тебе об этом. Твои действия?

4. Кто-то из твоих одноклассников  обвиняет тебя в чём-нибудь. Как  ты это воспримешь?

Диагностическое обследование рекомендуется проводить до занятий  и после них.

Приложение 3

Методические рекомендации по проведению «Анкеты самооценки навыков  толерантного поведения младших  школьников».

Изучение самооценки навыков  толерантного поведения учащихся младших  классов с помощью Анкеты можно  проводить и с одним испытуемым, и с группой. Учащимся раздаются  тексты опросника, бланки для ответов, и зачитывается инструкция. Учащиеся 1-х классов читают недостаточно хорошо, поэтому с ними исследование проводится только индивидуально, и вопросы ребенку зачитывает экспериментатор.

При использовании вопросников  иногда может возникнуть нежелательный  эффект искажения, порождаемый желанием выглядеть лучше в глазах экспериментатора или какой-либо другой бессознательной  установкой. Однако, чтобы результаты обследования были качественными, необходимо создать для обследуемого во время  эксперимента доброжелательную непринужденную обстановку и поддерживать хорошие  взаимоотношения в течение всего  обследования. Самое важное - экспериментатор  должен вызвать у ребенка желание  сотрудничать с ним и отвечать на каждый вопрос искренне.

Обработка результатов.

При обработке результатов  Анкеты можно получить сведения как  о развитости того или иного компонента толерантности ребенка, так и  общий показатель толерантности.

Сначала подсчитывают количество совпадений отдельно по компонентам. Каждое совпадение с ключом оценивается  в 1 балл, за несовпадение с ключом начисляется 0 баллов.

Чтобы получить показатель толерантности, нужно суммировать  показатели компонентов толерантности, и сумму разделить на пять:

Толерантность = КК + Эм + Ас + ЦО + ЭУ

5

Ключ.

 

Коммуникативная компетентность

13Б

14А

16Б

18Б

 

Ассертивность

24Б

25А

 

Эмпатия

15А

17А

21А

22А

23А

 

Ценностные ориентации

12Б

 

Эмоциональная устойчивость

10Б

11Б

19Б

20Б

 
             

Бланк ответов Анкеты самооценки навыков толерантного поведения младших школьников

 

Бланк ответов 

Анкета самооценки навыков  толерантного поведения младших  школьников

 

ФИ учащегося Возраст  Класс 

 

кк

2 А

2 Б

3 А

3 Б

4 А

4 Б

5 А

5 Б

 

цо

6 А

10А

10Б

 

эу

11 А

11Б

12А

12Б

13А

13Б

14А

14Б

15А

15Б

 

эм

16А

16Б

17А

17Б

18А

18Б

19А

19Б

20А

20Б

 

ас

21А

21Б

22А

22Б

23А

23Б

24А

24Б

25А

25Б

 
                       

Приложение 4.

Методические рекомендации.

Изучение толерантности  учащихся младших классов с помощью  Анкеты можно проводить и с  одним испытуемым, и с группой. Экспертам раздаются тексты опросника, бланки для ответов, и зачитывается инструкция.

При использовании вопросников  иногда может возникнуть нежелательный  эффект искажения, порождаемый желанием выглядеть лучше в глазах экспериментатора или какой-либо другой бессознательной  установкой. Однако, чтобы результаты обследования были качественными, необходимо создать для обследуемого во время  эксперимента доброжелательную непринужденную обстановку и поддерживать хорошие  взаимоотношения в течение всего  обследования. Самое важное - экспериментатор  должен вызвать у обследуемого желание сотрудничать с ним и отвечать на каждый вопрос искренне.

Обработка результатов.

При обработке результатов  Анкеты можно получить сведения как  о развитости того или иного компонента толерантности ребенка, так и  общий показатель толерантности.

Сначала подсчитывают количество совпадений отдельно по компонентам. За каждый ответ «А» начисляется 1 балл, ответ «Б» - 0 баллов. Результаты, полученные из опроса родителей и педагогов, суммируются, и выводится средний  арифметический показатель одного из компонентов толерантности.

Чтобы получить показатель толерантности, нужно суммировать  показатели компонентов толерантности, и сумму разделить на пять:

 

Толерантность = КК + Эм + Ас + ЦО + ЭУ

5

Ключ.

 

Коммуникативная компетентность

 

Ценностные ориентации

10А

 

Эмоциональная устойчивость

11А

12А

13А

14А

15А

 

Эмпатия

16А

17А

18А

19А

20А

 

Ассертивность

21А

22А

23А

24А

25А

 
             

Бланк ответов Анкеты экспертной оценки сформированности толерантности младшего школьника.

 

Бланк ответов 

Анкета экспертной оценки сформированности толерантности младшего школьника.

 

ФИ учащегося Возраст  Класс 

 

кк

2 А

2 Б

3 А

3 Б

4 А

4 Б

5 А

5 Б

 

цо

6 А

10А

10Б

 

эу

11 А

11Б

12А

12Б

13А

13Б

14А

14Б

15А

15Б

 

эм

16А

16Б

17А

17Б

18А

18Б

19А

19Б

20А

20Б

 

ас

21А

21Б

22А

22Б

23А

23Б

24А

24Б

25А

25Б

 
                       

 

Глоссарий

Толерантность. Все словари XX века однозначно указывают прямое толкование/перевод толерантность -- терпимость (Толковый словарь Ушакова, Большой энциклопедический словарь). Однако в современном языке термин «толерантность» применяется самостоятельно, и специалисты утверждают, что прямого перевода этот термин не имеет.

Толерантность - это обязанность  способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного  плюрализма), демократии и правопорядка. Толерантность - это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации  истины и утверждающее нормы, установленные  в международных актах в области  прав человека.

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРИНЦИПОВ  ТОЛЕРАНТНОСТИ 

Утверждена резолюцией 5.61 генеральной конференции юнеско от 16 ноября 1995 года.

Ценностные ориентации - элементы внутренней (диспозиционной) структуры личности, сформированные и закрепленные жизненным опытом индивида в ходе процессов социализации и социальной адаптации, отграничивающие  значимое (существенное для данного  человека) от незначимого (несущественного) через (не) принятие личностью определенных ценностей, осознаваемых в качестве рамки (горизонта) предельных смыслов  и основополагающих целей жизни, а также определяющие приемлемые средства их реализации. … Ц.О. обеспечивают целостность и устойчивость личности, определяют структуры сознания и программы и стратегии деятельности, контролируют и организуют мотивационную сферу, инструментальные ориентации на конкретные объекты и (или) виды деятельности и общения как средство достижения целей. Таким образом, Ц.О. - это прежде всего предпочтения или отвержения определенных смыслов как жизнеорганизующих начал и (не) готовность вести себя в соответствии в ними. … Ц.О. проявляются и раскрываются через оценки, которые человек дает себе, другим, обстоятельствам и т.д., через его умение структурировать жизненные ситуации, принимать решения в проблемных и выходить из конфликтных ситуаций, через избираемые линии поведения в экзистенциально и морально окрашенных ситуациях, через умение задавать и изменять доминанты собственной жизнедеятельности…

Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко,

Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко., 2003 г.

Эмоциональная устойчивость -- характеризует продолжительность и степень стабильности эмоциональных реакций (эмоциональных состояний).

Словарь по книге "Психология человека от рождения до смерти"/ Под  общей редакцией А.А. Реана, 2002 г.

Ассертивность - термин происходит от английского «assert» -- настаивать на своем, отстаивать свои права. Обычно под ассертивностью понимается естественность и независимость от внешних влияний и оценок, способность самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него. Это понятие близко принципу гештальт-терапии: «Я существую не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям; ты существуешь не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям...»

Информация о работе Воспитание толерантности у младших школьников в ОУ