Воспитание толерантности у младших школьников в ОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 11:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: разработать комплекс мероприятий по воспитанию толерантности у младших школьников.
Задачи исследования:
1) рассмотреть психолого-педагогическую характеристику младших школьников;
2) проанализировать понятие «толерантность» в научной литературе;
3) выделить направления воспитания толерантности у младших школьников в школе;
4) проанализировать деятельность МБОУ-СОШ № 168 по воспитанию толерантности у младших школьников;
5) провести первичную диагностику уровня толерантности у младших школьников.6) частично апробировать комплекс мероприятий по воспитанию толерантности у младших школьников.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы толерантности у младших школьников в ОУ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика ребенка младшего школьного возраста
1.2 Анализ понятия «толерантность» в научной литературе
1.3 Направления воспитания толерантности у младших школьников в школе
Глава 2. Опытно-поисковая работа по воспитанию толерантности у младших школьников на примере МБОУ - СОШ № 168 г. Екатеринбурга
2.1 Анализ деятельности МБОУ - СОШ № 168 по воспитанию толерантности у младших школьников в 168 школе
2.2 Диагностика уровня толерантности у младших школьников
2.3 Комплекс мероприятий по воспитанию толерантности у младших школьников
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

воспитание толер мл.шк.docx

— 134.02 Кб (Скачать файл)

0- 1 -- низкий уровень развития  данного компонента толерантности. 

1,1 - 2 - недостаточный уровень  развития компонента толерантности. 

2,1 - 3 - средний уровень  развития компонента толерантности. 

3,1 - 4 - достаточный уровень  развития данного компонента  толерантности. 

4,1 - 5 - высокий уровень  развития компонента толерантности. 

Оценки 1 и 5 баллов, практически  редко встречающиеся, представляют собой крайние диаметрально противоположные  значения одного компонента толерантности[3].

Уровень развития общего показателя толерантности у младших школьников характеризуется по шкале следующим  образом:

Испытуемые, получившие оценки 0 - 1 баллов, -- это дети с низким уровнем проявления толерантности. Они остро нуждаются в проведении психологической развивающей работы.

Дети, получившие оценку 1,1 - 2 баллов, характеризуются недостаточным  уровнем развития толерантности. Они  не стремятся к общению, чувствуют  себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитают проводить  время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности  в установлении контактов с людьми, чувствуют себя неуверенно, плохо  ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды. Во многих делах они предпочитают избегать проявления самостоятельных  решений и инициативы. Эти дети также нуждаются в проведении с ними развивающей работы[3, 16].

Для испытуемых, получивших оценку 2,1 - 3 баллов, характерен средний  уровень проявления толерантности. Они стремятся к контактам  с людьми, не ограничивают круг своих  знакомств, однако не умеют отстаивать свое мнение, часто вступают в конфликты  или остаются обиженными сверстниками, несамостоятельны. Эта группа испытуемых нуждается в дальнейшей серьезной и планомерной работе по формированию и развитию навыков толерантного поведения.

Испытуемые, получившие оценку 3,1 - 4 баллов, относятся к группе с  достаточным уровнем толерантности. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно  стремятся расширить круг своих  знакомых, активны, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие  в организации мероприятий, характеризуются  желанием отстаивать свои интересы, достаточной  самостоятельностью. Все это они  делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям [3, 16].

Испытуемые, получившие оценку 4,1 - 5 баллов, обладают высоким уровнем  толерантности. Они испытывают, потребность  в коммуникативной и организаторской  деятельности, активно стремятся  к ней, быстро ориентируются в  трудных ситуациях, непринужденно  ведут себя в новом коллективе, это инициативные люди, которые предпочитают в важном деле или в создавшейся  сложной ситуации принимать самостоятельные  решения, отстаивают свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято другими. Они могут внести оживление в  незнакомую компанию, любят организовывать разные игры, мероприятия, настойчивы в деятельности, которая их привлекает.

Результаты исследования экспертной оценки толерантности учащихся младших классов.

Школьники младшего школьного  возраста с низким уровнем проявления толерантности составляет - 7,6 % (0,1 балл)

Школьники младшего школьного  возраста с недостаточным уровнем  развития толерантности - 15,4 % (0,5 балла)

Учащиеся младшего школьного  возраста со средним уровнем проявления толерантности - 38,5 % (1,1 балл)

Учащиеся младшего школьного  возраста с достаточным уровнем  проявления толерантности - 27 % (0,8 балла)

Учащиеся младшего школьного  возраста с высоким уровнем проявления толерантности - 11,5 % (0,3 балла)

Рис. 1. Результаты первичной  диагностики толерантности по «Анкете  самооценки навыков толерантного поведения  младших школьников» Батрак Я.А. и «Анкете экспертной оценки сформированности толерантности младшего школьника» Батрак Я.А.

Из рисунка 1 видно, что  результаты «Анкеты самооценки навыков  толерантного поведения младших  школьников» выше на 0,6 баллов «Анкеты  экспертной оценки сформированности толерантности младшего школьника» Оба результата отражают хороший уровень толерантности.

На рисунках 2 и 3 представлены результаты первичной диагностики  компонентов толерантности по Анкетам.

Рис. 2. Результаты первичной  диагностики компонентов толерантности  по «Анкете самооценки навыков толерантного поведения младших школьников»  Батрак Я.А.

Рис. 3. Результаты первичной  диагностики компонентов толерантности  по «Анкете экспертной оценки сформированности толерантности младшего школьника» Батрак Я.А.

 

Проведенное диагностическое  обследование позволило выявить  группы детей младшего школьного  возраста со сниженными показателями по отдельным компонентам толерантности[3].

Самые низкие показатели выявлены по компонентам толерантности «эмоциональная устойчивость» и «ассертивность». Изучив каждый компонент толерантности в отдельности, мы определили акценты в проведении развивающей работы с детьми младшего школьного возраста и консультативной работы с родителями[3]. Диагностика уровня толерантности младших школьников позволила определить перспективу дальнейшей работы, а именно разработать комплекс мероприятий по воспитанию толерантности у младших школьников.

2.3 Комплекс мероприятий  по воспитанию толерантности  у младших школьников МБОУ - СОШ  № 168

На основе полученных результатов  диагностики уровня толерантности  младших школьников целью воспитания толерантности был подготовлен  комплекс мероприятий воспитания толерантности  младших школьников «Я в Мире людей», который состоит из четырех направлений:

Первое направление: знакомство детей младшего школьного возраста с принципом человеческого достоинства.

«Выбираю ориентиры» - развитие ценностных ориентаций и коммуникативной  компетентности.

Цель данного раздела - формирование и развитие нравственных ценностей учащихся. Для достижения этой цели необходимо решить следующие  задачи:

а) актуализировать представления  об основных добродетелях человека;

b) сформировать потребность в нормативном поведении, моральных мотивах нравственного поведения;

c) развивать коммуникативные навыки у детей.

Реализация комплекса  мероприятий идет в групповых  занятиях. Занятия включают в себя: сюжетно-ролевые игры, психодиагностику и психотехнические упражнения, дидактические  игры и развивающие упражнения; основной формой работы является беседа, в ходе которой поднимаются нравственные вопросы, актуализируется потребность  детей в нормативном поведении.

Второе направление: понимание  детьми младшего школьного возраста того, что каждый человек - уникальная личность.

«Управляю собой» - развитие эмоциональной устойчивости и коммуникативной  компетентности.

Цель данного раздела - создание благоприятных социально-психологических  условий для развития эмоциональной  устойчивости и коммуникативной  компетентности у учащихся младшего школьного возраста для их более  успешной адаптации в социуме. Для  достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

а) способствовать развитию произвольности, самоконтроля и эмоциональной  устойчивости у детей;

b) развивать коммуникативные навыки у детей;

c) способствовать сохранению психического здоровья и предупреждению эмоциональных расстройств у детей.

Реализация программы  идет в групповых занятиях. Занятия  включают различные методики: сюжетно-ролевые  игры, психодиагностику и психотехнические упражнения, дидактические игры и  развивающие упражнения.

Третье направление: понимание  детьми младшего школьного возраста взаимодополняемости как основной черты различий.

«Сопереживаю» - развитие эмпатии и коммуникативной компетентности.

Основной целью данного  блока является формирование у детей  эмоциональной децентрации. Под эмоциональной децентрацией понимается способность индивида воспринимать и учитывать в своем поведении состояния, желания и интересы других людей. Задачи, которые бы позволили решить обозначенные проблемы, заключаются в следующем:

a) способствовать пониманию детьми своих чувств, эмоций;

b) способствовать развитию умения понимать чувства, эмоции, действия, отношения других людей;

c) формировать способность принимать во внимание чувства другого человека в конфликтных ситуациях;

d) развивать коммуникативные навыки у детей.

Занятия содержат упражнения, игры развивающего характера, что соответствует  возрастным особенностям младших школьников. Основные виды деятельности: игра (сюжетно-ролевая, дидактическая, творческая), элементы психодрамы и коммуникативного тренинга, беседа.

Четвертое направление: понимание  младшими школьниками принципа взаимозависимости  как совместных действий.

«Уверенно общаюсь» - развитие ассертивности и коммуникативной компетентности.

Целью данного раздела  программы является развитие у детей  ассертивности - умения человека защищать свои взгляды, интересы, убеждения без ущерба для других людей. Ассертивность включает в себя в качестве составных элементов: позитивное самовосприятие, положительное представление о себе, доверие к себе, основанное на собственном эффективном и адекватном поведении, стремление к достижению положительного результата, к успеху дела, умение реализовать самоутверждающие способы поведения (осознавать и выражать свои желания, чувства, эмоции, требования к окружающим).

Основные задачи:

a) развивать эмоциональную восприимчивость, социальную перцепцию, интерес к сверстникам.

b) формировать навыки самоутверждающего поведения и ответственности за него, развивать умение сотрудничать со сверстниками.

c) развивать коммуникативные навыки у детей.

Занятия включают в себя: беседы, психотехнические упражнения, развивающие упражнения.

Основной методикой данного  раздела является репетиция уверенного поведения. С этой целью используются ролевые игры, моделирующие ситуации, которые в свое время создали  или могут создать определенные сложности для участников.

Разделы являются дополняющими друг друга. Показанием к посещению  того или иного курса занятий  является сниженный показатель по одному или нескольким компонентам ядра толерантности (эмпатии, ценностным ориентациям, ассертивности или эмоциональной устойчивости).

Каждый раздел комплекса  мероприятий подкрепляется проведением  семинаров и тематических консультации для родителей и педагогов, направленных на воспитание толерантной среды  воспитания и обучения учащихся.

Также, по нашему мнению, целесообразно  ввести такое направление, как работа с родителями [29].

Проведены занятия для  родителей; индивидуальные и групповые  тематические консультации для родителей  и педагогов экспериментального класса по темам:

• Возрастные особенности  ребенка 6-7 лет;

• Стили семейного воспитания и их влияние на развитие ребенка;

• Эмоциональная устойчивость холерика;

• Развитие уверенности  у ребенка;

• Как помочь гиперактивному ребенку?

• Развитие ассертивности ребенка через внешкольную деятельность;

• Давай вместе!

• А если не хочет?

• Чувства родителей: как  с ними быть?

• Как разрешать конфликты?

• А как на счет дисциплины?

• Эмоциональные трудности, нарушения поведения у детей - как помочь своему ребенку;

• Детская ревность! Как  не втягиваться в детские конфликты;

• Способы формирования адекватной детской самооценки;

• Личный пример родителей  в воспитании младших школьников;

• Средства для развития уверенности в себе у ребенка  через физическую активность;

• Неуверенность: как помочь стеснительному ребенку?

• Развитие ассертивности ребенка через внешкольную деятельность;

• Как справляться с  эмоциональной неустойчивостью?

• Развиваем коммуникативную  компетентность: Еще раз о кружках  и секциях;

• Домашние обязанности  и самостоятельность ребенка.

После апробации комплекса  мероприятий, мы провели вторичную  диагностику и получили следующие  результаты.

 

Рис.4. Результаты сравнительной  диагностики по «Анкете самооценки навыков толерантного поведения  младших школьников» и «Анкеты  экспертной оценки сформированности толерантности младшего школьника».

Показатели уровня толерантности  вырос на 0,2 балла по показателям  «Анкеты самооценки навыков толерантного поведения младших школьников»  и на 0,7 балла по показателям «Анкеты  экспертной оценки сформированности толерантности младшего школьника». Мы видим незначительные колебания самооценки толерантности детей в пределах достаточного уровня. Результаты находятся в пределах достаточного уровня.

После проведения комплекса  мероприятий по воспитанию толерантности  младших школьников, у всех учащихся, посещавших занятия, по всем компонентам  толерантности выявлена положительная  динамика.

 

Рис.5. Результаты сравнительной  диагностики компонентов толерантности  по «Анкете самооценки навыков толерантного поведения младших школьников»  Батрак Я.А.

- Показатель Коммуникативной  компетентности учащихся младшего  школьного возраста увеличился  с 3,5 до 3,6 баллов. (на 0,1 балл)

- Показатель Ценностных  ориентаций учащихся младшего  школьного возраста увеличился  с 3 до 3,4 баллов. (на 0,4 балла)

- Показатель Эмоциональной  устойчивости младших школьников  увеличился с 3,5 до 4,2 баллов. (на 0,7 баллов)

- Показатель Эмпатии младших школьников увеличился с 4,1 до 4,4 баллов. (на 0,3 балла)

- Показатель Ассертивности учащихся младших школьников уменьшился с 2,7 до 2,6 баллов. (на 0,1 балл)

 

Рис.6. Результаты промежуточной  диагностики компонентов толерантности  по «Анкете экспертной оценки сформированности толерантности младшего школьника» Батрак Я.А.

- Показатель Коммуникативной  компетентности учащихся младшего  школьного возраста увеличился  с 3 до 4 баллов.(на 1 балл)

- Показатель Ценностных  ориентаций младших школьников  увеличился с 2,1 до 3,2 балла. (на 1,1 балл)

Информация о работе Воспитание толерантности у младших школьников в ОУ