Воспитание толерантности у младших школьников в ОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 11:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: разработать комплекс мероприятий по воспитанию толерантности у младших школьников.
Задачи исследования:
1) рассмотреть психолого-педагогическую характеристику младших школьников;
2) проанализировать понятие «толерантность» в научной литературе;
3) выделить направления воспитания толерантности у младших школьников в школе;
4) проанализировать деятельность МБОУ-СОШ № 168 по воспитанию толерантности у младших школьников;
5) провести первичную диагностику уровня толерантности у младших школьников.6) частично апробировать комплекс мероприятий по воспитанию толерантности у младших школьников.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы толерантности у младших школьников в ОУ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика ребенка младшего школьного возраста
1.2 Анализ понятия «толерантность» в научной литературе
1.3 Направления воспитания толерантности у младших школьников в школе
Глава 2. Опытно-поисковая работа по воспитанию толерантности у младших школьников на примере МБОУ - СОШ № 168 г. Екатеринбурга
2.1 Анализ деятельности МБОУ - СОШ № 168 по воспитанию толерантности у младших школьников в 168 школе
2.2 Диагностика уровня толерантности у младших школьников
2.3 Комплекс мероприятий по воспитанию толерантности у младших школьников
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

воспитание толер мл.шк.docx

— 134.02 Кб (Скачать файл)

-Насколько чёткими были  инструкции вашего «поводыря»?

-Что бросилось в глаза  наблюдавшим за парами членам  группы?

Игра способствует тренировки ответственности друг за друга и  развивает умение доверять другим.

3. Итог занятия. Прощание. Обмен мнения, впечатлениями.

Занятие 10

Тема: Толерантность к  другим. Толерантное общение.

Цели: развивать навыки позитивного социального поведения;

показать важность способности  ладить с другими;

тренировать умение владеть  своими эмоциями;

учить действовать согласованно.

Материалы: бинго-формуляры каждому участнику игры, листы для рисования, цветные карандаши, образцы рисунков, листы ватмана.

1. Приветствие.

2. Основная часть.

2.1. Игра «Бинго».

Цель: развитие коммуникативных  навыков общения; повышения уровня согласованности действий в группе.

Необходимо: бинго-формуляры  каждому участнику группы.

Каждый участник должен найти  из членов своей группы игрока, соответствующего одной из характеристик, и просит его поставить подпись в нужной клетке. Первый, кто соберёт пять разных подписей по горизонтали, вертикали  или диагонали, должен крикнуть: «Бинго». Тот, кому удалось собрать пять подписей, должен заодно назвать имена игроков, расписавшихся в его формуляре.

Игра продолжается, пока человек 6-7 не соберут по пять подписей.

«Бинго-формуляр».

 

Играет на музыкальном  инструменте

Занимается спортом

Любит дождь

Имеет домашнее животное

Любит спать

 

Любит заниматься английским языком

Нравится ходить в театр

Смотрел вчера интересный фильм

Любит плавать

Ведёт дневник

 

Может сварить какой-либо суп

Единственный ребёнок  в семье

Левша

Имеет братьев, сестёр

Никогда не лежал в больнице

 

Любит танцевать

Умеет петь

Любит рисовать

Любит дарить подарки

Собирает марки, значки

 

Долго спит по выходным

Участвовал в каких-либо соревнованиях

Любит уроки математики

Сочиняет стихи, истории

Играет в футбол

 
           

Утверждения подобраны так, что каждое из них подходит хотя бы к одному члену группы.

2.2. Игра «Окуляр».

Цель: развитие наблюдательности, тренировка внимания, памяти.

Участники разбиваются на группы по 4 человека. Один встаёт перед  членами группы и внимательно  смотрит на них, запоминая их вид. Затем отворачивается и подробно описывает каждого члена группы, вспоминая при этом: одежду, черты  лица, цвет волос, глаз, типичные жесты, звук голоса и т.п.

Когда все побывают в роли ведущего - отгадывающего, то каждый участник оценивает себя перед группой:

-насколько точен я  был;

-доставляет ли мне  удовольствие наблюдать за другими;

-в каких случаях наблюдение  может принести мне пользу?

2.3. Упражнение «Рисуем  по подсказке».

Цель: учиться взаимопониманию  и умению чётко и ясно передавать информацию.

Пары прежние. Садятся  спиной друг к другу. Один берёт лист и карандаши, а второму достаётся  готовый рисунок. Поэтому он должен объяснить, что и как рисовать, своему партнёру. Тот, кто рисует, не имеет права говорить, всё делает молча. А говорящий, постепенно даёт указание, в какой последовательности следует рисовать, каким цветом, то есть должны описывать рисунок  предельно точно, вплоть до размеров в сантиметрах расположения на листке.

В конце сравниваются оригинал и копия. Обсуждение:

-Какие указания помогали, какие - запутывали, затрудняли работу?

-Легко ли было руководить?

2.4. Упражнение «Общее  рисование».

Цель: повышения уровня согласованности  действий в группе; совершенствование  навыков эмоционального контакта; развитие творческих способностей.

Понадобится три листа  ватмана и разноцветные фломастеры, карандаши.

Участники разбиваются на группы по четыре человека. Каждая группа собирается возле одного из листов ватмана. Игроки команд должны нарисовать картину, рисуют поочерёдно. Каждый новый  «художник» должен ориентироваться  на то, что уже нарисовали. Разрешается  использовать только определённые геометрические фигуры, прямые линии.

Каждый должен решить для  себя, каков будет его вклад  в общую композицию - круг любого размера или же прямые линии любой  длины. Ведущий указывает на то, что  картина должна быть как можно  более интересной. Задание это  выполняется два раза. Первый раз рисуют молча, а второй раз - можно разговаривать. Общее время работы - 10 минут. Обсуждение:

-Какой вариант работы  понравился больше?

-Насколько слаженно работали  члены вашей команды?

-Что вы сделаете по-другому,  если снова будете принимать  участие в этой игре?

3. Заключительная часть.

3.1. Игра «Карусель».

Цель: получение обратной связи, эмоциональная разгрузка  учащихся.

Члены группы становятся в  круг, положив руки на пояс соседей. Все двигаются направо, умеренным  темпом, пока кто-нибудь не скажет: «Стоп!». Этот игрок произносит несколько  слов, положительных фраз о прошедшем  занятии. Он может назвать действия, которые ему понравились, отметить положительные качества всей группы, свой собственный успех.

Затем группа движется влево, пока кто-нибудь опять не скажет: «Стоп!»  и т.д. Высказаться должны все  игроки.

В качестве помощи предложить можно ответить на вопросы:

-Чему научились на  занятии?

-Что было непонятно?

-Над чем вы ещё размышляете?

-Что вам мешало?

-Какую игру вы бы  провели ещё раз?

4. Прощание.

Занятие 11

Тема: Толерантность к  другим. Толерантное общение.

Цели: развитие социальной интуиции, способности к эмпатии, пониманию чувств и эмоций других;

воспитывать у учащихся терпимость друг к другу;

вырабатывать навыки уверенного поведения.

Материалы: коробочка с листочками, на которых написано начало предложения; два конверта, в каждом по пять разных мелких предметов.

1. Приветствие.

2. Разминка.

2.1. Игра «Отражение».

Участники разбиваются на пары и встают на расстоянии вытянутой  руки друг перед другом. Сначала  более высокий игрок становится «ведущим» (или по желанию) и начинает медленно двигать обеими руками, руки второго партнёра должны следовать  за руками ведущего, словно отражение. Затем меняются ролями, придумывая всё более сложные движения. Инициатива должны переходить поочерёдно от одного партнёра к другому.

Итог: все члены группы собираются вместе, и каждый, основываясь  на совместном выполнении упражнения, пытается более детально описать  личность партнёра, его чувства, эмоции. Тот, о ком говорят вправе задать уточняющий вопрос или замечание.

3. Основная часть.

3.1. Игра «Я тоже!».

Цель: развитие наблюдательности.

Все садятся в кружок, оставляя внутри достаточно места. Там  встанет первый доброволец, он будет  ведущим в данной игре. Ведущий  внимательно наблюдает за сидящими вокруг игроками. Он должен заметить какую-нибудь общую деталь, присущую некоторым  игрокам. Не называя вслух этой детали, он произносит лишь имена участников игры, к которым она относится  и просит их встать рядом с собой.

Сначала общей чертой может  быть какая-то характерная деталь внешности  игроков: элемент одежды голубого цвета, цвет глаз. Постепенно принцип отбора должен усложняться.

Оставшиеся сидеть игроки должны определить, что же сходное  есть во всех вызванных в середину круга участников. Тот, кто догадывается первым, становится новым ведущим. Желательно, чтобы каждый игрок был выбран хотя бы однажды. Обсуждение, обмен  мнениями.

3.2. Игра «Завершите предложение».

Цель: закрепить навыки самоанализа;

формировать у учащихся умение слышать и понимать друг друга.

Все сидят кружком. Ведущий  предлагает кому-нибудь из участников из коробочки достать листик, на котором написано начало предложения, он должен продолжить предложение, и  выбирают следующего игрока. Так до тех пор, пока все не поучаствуют. На предложения, помеченные звёздочкой в списке, ответы дают все желающие. В конце игры задаются уточняющие вопросы, обмениваются впечатлениями, выбирают особенно интересные высказывания, которые удивили.

Список неоконченных предложений:

- Если бы я был птичкой  …

- Если бы я был цветком,  то я был бы …

-Если бы я был деревом  …

-Если бы я был зверем  …

-Если бы я был музыкальным  инструментом …

-Если бы я был транспортным  средством …

-Если бы я был инструментом  труда …

-Если бы я был частью  одежды …

-Если бы я был временем  года …

-Если бы я был знаменит  …

-Если бы я был изобретателем  …

-Если бы я был совсем  другим человеком …

-Если бы я был богат  …

-Если бы я был беден  …

-Если бы я был невидимым  … и т.д.

3.3. Игра «Конверт».

Цель: развитие воображения, творческих способностей.

Учащиеся делятся на две  команды. Каждой команде вручается  по конверту, в котором лежат пять единиц каких-либо (монеты, билет, пилочка  для ногтей, брелок и т.п.). В каждом конверте новый набор предметов. Участники представляют себе, что  вещи в конверте принадлежат одному человеку. Они должны придумать, что  это за человек, и сочинить о нём  историю. В рассказе должны упоминаться  все предметы. Участие должен принять  каждый. Время 10-15 минут.

Получившиеся истории  рассказывают, обсуждают все вместе результаты.

4. Заключительная часть.

4.1. Игра «Синхронное движение».

Цель: оценить уровень  сплочённости группы, их умение действовать  согласованно.

Обязательно объясняется  цель игры участникам: все должны синхронно  выполнять разнообразные движения, при этом постоянного ведущего нет. Группа только тогда работает слаженно, когда каждый её член может исполнять функции, как руководителя, так и подчинённого.

Участники рассаживаются  на стульях по кругу. Затем кто-то начинает и все сразу повторяют  это движение, постепенно дополняя своими и опять все повторяют. Идёт плавный переход от одного движения к другому. Каждый по ходу игры должен ввести своё движение и выполнять движения остальных членов команды.

Сначала проводится тренировочный  раунд 3-4 минуты, во время которого участники  остаются сидеть на своих местах. Потом, когда суть игры будет ясна, и  простые движения получаются, игроки пробуют двигаться по помещению.

Разговаривать нельзя. Установление контакта идёт с помощью глаз, мимики. Обсуждение:

-Насколько хорошо удавалось  держать в поле зрения всю  группу?

-Насколько легко менять  роли ведущего и ведомого?

-Какая из этих ролей  для вас более привычна?

4.2. Итог занятия.

Обсуждают, что понравилось  в занятии, высказывают своё мнение. Затем ведущий сообщает, что это  было последнее занятие. Поэтому  нужно попрощаться так, чтобы  у всех осталось хорошее впечатление  от всех занятий, хорошее настроение. Для этого каждый из игроков пожелает группе что-нибудь, скажет всем комплимент или разыграет сценку. В общем, кто что придумает. Время на подготовку 2-3 минуты.

После этого задания все  встают кружком как можно ближе  друг другу, теснее, положив руки на плечи соседей, то есть, как будто  обнимаем всех.

4.3. Прощание. Рефлексия.

воспитание толерантность  поведение школьник

 

Приложение 2

Диагностический инструментарий

Методика 1. «Что такое хорошо и что такое плохо»

Данная методика позволяет  выявить степень сформированности понятий о нравственных качествах. Учащихся просят привести примеры: зла, сделанного другими; доброго дела; справедливого поступка; проявления лжи и т.п. И предлагается качественная обработка результатов по трёх балльной системе. Если у ребёнка сформировано неправильное представление о данном понятии, то он получает 1 балл. Если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно чёткое и полное, то присваивается 2 балла. Три балла - показатель того, что сформировано полное и чёткое представление о нравственном понятии.

Методика 2. «Закончи историю».

Целью этой методики является изучение таких нравственных норм, как: доброта - злость, трудолюбие - лень, правдивость - лживость. Выбраны эти качества потому, что с ними детей знакомят, начиная с дошкольного возраста. Поэтому эти нравственные нормы наиболее знакомы и доступны для понимания детьми.

Исследование проводится индивидуально. Ребёнку говорят: «Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи».

История 1. У девочки из корзинки на дорогу рассыпались игрушки. Рядом стоял мальчик. Он подошёл к девочке и сказал, … Что сказал мальчик? Почему? Как поступил мальчик? Почему?

История 2. Дети строили город. Оля не хотела играть, она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробку. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила …

Что ответила Оля? Почему? Как  поступила Оля? Почему?

История 3. Петя и Вова играли вместе и сломали красивую, дорогую игрушку. Пришёл папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил …Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему?

Обработка результатов:

1 балл - ребёнок не может  оценить поступок героев историй;

2 балла - ребёнок оценивает  поведение героев историй как  положительное или отрицательное  (правильное или неправильное, хорошее  или плохое), но оценку не мотивирует  и нравственную норму не формулирует;

3 балла - ребёнок называет  нравственную норму, правильно  оценивает поведение героев историй,  но не мотивирует свою оценку;

4 балла - ребёнок называет  нравственную норму, правильно  оценивает поведение героев и  мотивирует свою оценку.

Методика 3. «Как поступать».

Информация о работе Воспитание толерантности у младших школьников в ОУ