Воспитание толерантности у младших школьников в ОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 11:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: разработать комплекс мероприятий по воспитанию толерантности у младших школьников.
Задачи исследования:
1) рассмотреть психолого-педагогическую характеристику младших школьников;
2) проанализировать понятие «толерантность» в научной литературе;
3) выделить направления воспитания толерантности у младших школьников в школе;
4) проанализировать деятельность МБОУ-СОШ № 168 по воспитанию толерантности у младших школьников;
5) провести первичную диагностику уровня толерантности у младших школьников.6) частично апробировать комплекс мероприятий по воспитанию толерантности у младших школьников.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы толерантности у младших школьников в ОУ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика ребенка младшего школьного возраста
1.2 Анализ понятия «толерантность» в научной литературе
1.3 Направления воспитания толерантности у младших школьников в школе
Глава 2. Опытно-поисковая работа по воспитанию толерантности у младших школьников на примере МБОУ - СОШ № 168 г. Екатеринбурга
2.1 Анализ деятельности МБОУ - СОШ № 168 по воспитанию толерантности у младших школьников в 168 школе
2.2 Диагностика уровня толерантности у младших школьников
2.3 Комплекс мероприятий по воспитанию толерантности у младших школьников
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

воспитание толер мл.шк.docx

— 134.02 Кб (Скачать файл)

-Итак, для чего же нужно  человеку уважение со стороны  окружающих его людей? (Обсуждение  ответов на каждый вопрос, делается  вывод).

Задание: Подумайте о том, что вам нужно изменить в своём  поведении для того, чтобы вас  уважали?

3.3. Игра-разминка «Да!».

Цель: научиться принимать  к сведению желания и мнение других людей, оказывать поддержку.

Время: 5-7 минут.

Столы и стулья отодвинуты в сторону, чтобы было больше места.

-Сейчас мы все вместе  будем играть в игру с необычным  названием «Да!». Расслабьтесь, чувствуйте  себя свободно. Сейчас я предложу  осуществить какое-либо действие  и в ответ каждый должен  крикнуть «Да-а!» И только после этого выполним то, что задумала, то есть предложено.

Каждый должен предложить что-нибудь.

3.4. Упражнение «Представление  с чужих слов».

Цель: научить учащихся оценивать  себя с позиции другого человека («увидеть себя глазами других»); помочь осознать, каким его видят окружающие;

развивать способность детей  к рефлексии.

Каждый участник должен охарактеризовать себя от имени своих знакомых, родных, друзей. Выбрать надо одного человека.

Время: 10-15 минут.

-Сейчас вы должны немного  рассказать о себе, но от лица  вашего друга, мамы, папы и т.д.  Вы сами выбираете, от имени  кого будете говорить. Не выбирать  тех, кто сейчас находится с  нами (то есть членов группы). Начинайте  так: «Я - подруга Оли. Хочу сказать  о ней …», «Я - мама Саши …».

В конце обсуждение: легко/нелегко  было говорить от другого лица; удалось  ли передать их точку зрения.

4. Итог занятия. Прощание.

-Что мы сегодня вспомнили?

-Что нового узнали?

-Что понравилось или  не понравилось?

-Ваши предложения и  замечания.

Занятие 6

Тема: Что такое толерантность?

Цели: показать многоаспектность понятия «толерантность»;

стимулировать воображение  учащихся в поисках собственного понимания толерантности.

Материалы: мяч, плакат с определениями толерантности.

1. Вступительное слово.

1.1. Ребята, начиная с сегодняшнего  дня, все наши занятия будут  связаны с одной темой «Что  такое толерантность?» Мы познакомимся  с этим понятием, научимся руководствоваться  им в наших делах, поступках,  целях. Итак, приступим.

1.2. Чтобы поприветствовать друг друга, давайте вспомним как здороваются в разных странах. (Вместе вспоминаем, кто, как приветствует друг друга).

-Молодцы. С этого дня  мы будем приветствовать друг  друга каждый день по-разному.  Поэтому запасайтесь вариантами  приветствий.

2. Основная часть.

Цель: ввести понятие «толерантность», помочь детям увидеть общие ценности, объединяющие всех людей, несмотря на различия в национальности, образе жизни, еде, одежде.

2.1. Сегодня мы поговорим  о странах и народах, которые  в них живут: - Какие страны  вы знаете? Что такое народ?  Что такое национальность? Ваши  представления по этому поводу. Какие народы и национальности  живут в России?

2.2. Передавая мяч по  кругу, по очереди ответьте  на вопросы:

-Как чувствует себя  человек, когда он попадает  в мир, где он «не такой,  как все»?

-Что мы можем для  него сделать? Как помочь ему?

-Почему хорошо, что мы  разные?

-Что нас объединяет, несмотря  на то, что мы разные?

2.3. Работа с содержанием  понятий.

Знаете ли вы, что означают слова «вражда», «конфликты»? (Обсуждение, приводятся примеры).

А что такое «терпимость» или «толерантность»? (Выслушав детей, знакомим их с этими

Толерантность - это …

1. Сотрудничество 

2. Уважение человеческого  достоинства

3. Уважение прав других

4. Принятие другого человека  таким, какой он есть

5. Способность поставить  себя на место другого человека

6. Признание многообразия

7. Признание равенства  других

Терпимость к чужому мнению, поведению…понятиями). Работа с плакатом определений толерантности:

Терпимость или толерантность - это не покорное долготерпение, когда  один унижает (обижает), а другой всё  терпит, а активное отстаивание равных прав всех людей.

Толерантность - это принятие мира и живущих в нём людей  такими, какие они есть, со всеми  их особенностями, различиями, даже недостатками, умение понимать и уважать их непохожесть.

Всему этому мы и будем  учиться на наших занятиях.

2.4. Игра-разминка «Полюса».

Цель: повышение уровня сплочённости, взаимопонимания и согласованности  действий в группе

Два стула ставим в противоположных  сторонах класса. Дети должны выстроиться  в ряд между стульями, как можно  быстрее, но, не обижая друг друга, по следующим  признакам:

-у кого светлые волосы  вначале, затем темнее и заканчивая  теми, у кого тёмный цвет волос;

-по цвету глаз;

-по цвету одежды;

-по росту (в прямом  и обратном порядке).

А теперь все объединитесь в одно созвездие и покажите:

-как оно двигается;

-как живёт;

-на что похоже;

-как называется.

Молодцы. Как сегодня мы объединились в созвездие, так и  все люди живут, существуют в разных группах. У каждого есть семья  со своими традициями, укладом, праздниками, ценностями. Как вы думаете, а в  какие общности входите вы? Класс, школа, друзья во дворе, кружки. Каждое объединение по-своему ценно и  значимо для вас, и в каждом из них находят выражение, проявляются  разные стороны нашей личности, делая  нас неповторимыми, не похожими друг на друга.

3. Заключительная часть.

Работу по этой теме мы продолжим  на следующем занятии. Для этого  дома вы вспомните, узнаете у взрослых, как живут разные народы, что едят, как одеваются. Что принято в  вашей семье, и мы всё это обсудим.

1. Игра «Звёздочки и  созвездия».

Цель: научить видеть сходства и различия с другими людьми;

формирование навыков  точного межличностного восприятия.

Время: 3-5 минут.

Сейчас вы будете объединяться в созвездия, но не одно общее, а в  несколько. Каждый из вас - отдельная  звёздочка, которая может объединяться с другой в какое-нибудь созвездие. Число звёздочек в созвездии может быть разное, его я буду задавать вам сама. По хлопку, как только я назову число (например, три), вы объединитесь в созвездия по три человека. Объединиться можно по-разному, кто как придумает, главное суметь найти общий признак.

4. Подведение итогов. Прощание.

Занятие 7

Тема: Жизненные ценности людей и толерантность.

Цели: выявление индивидуальных и общезначимых человеческих ценностей;

ознакомление с функциями, значением выразительных средств  общения (мимика, жесты, взгляд…).

Материалы: листочки для индивидуальной работы.

1. Приветствие.

2. Основная часть.

Обсуждение традиций разных народов, еды, одежды.

1.1. Все вы приготовили  рассказы о народах, которые  знаете, и их традициях. Давайте  послушаем друг друга. (Выслушиваем  каждого и обсуждаем).

1.2. Угадайте или предположите, в какой стране готовят эти  блюда, то есть чьё это блюдо?

-Пицца, спагетти, лазанья  (Италия).

-Тортилья, поэлья, гаспачо (Испания).

-Хот-дог, чипсы, поп  корн (США).

-Галушки, борщ (Украина).

-Суши, терняки (Япония).

-Лягушачьи лапки, луковый  суп «Оливье» (Франция).

-Уха, пельмени, щи, окрошка,  блины (Россия).

-Сациви, шашлык (Грузия).

-Сабза, плов (Узбекистан).

-Чак-чак, беляши, пахлава (Татарстан) и т.д.

Итак, у всех народов есть свои традиции, все отличаются друг от друга цветом кожи, глаз, волос.

-А как можно договориться  с человеком, если не понимаешь  его языка?

-Верно, с помощью жестов, глаз, мимики. И, несмотря на различия  во внешности, все люди испытывают  одни и те же чувства: гнев, боль, зависть, радость, страх  и т.п. И мы, даже не зная  языка, можем понять, что чувствует  человек, посмотрев ему в лицо, глаза.

2.3. Игра-разминка «Общение  без слов».

Цель: повышение уровня взаимопонимания, согласованности действий в группе.

- Ваша задача договориться  с группой, передать свои чувства  и желания. А мы должны понять  друг друга без слов. Кто-то  один встаёт в круг, остальные  сидят. Те, кто сидят должны  договориться глазами с кем-либо  из круга и поменяться местами  с ним. Задача того, кто стоит  в кругу - занять свободное  место.

3. Практическая часть.

Цель: выявление ценностей  каждого из участников группы.

То, что является самым  важным для нас в жизни, самым  хорошим мы называем - ценностью.

-Сейчас каждый из вас  подумает и напишет на своих  маленьких листочках слово, которое  бы обозначало самое хорошее  и важное для него (какое-либо  качество, нравственную категорию  и т.д.). Затем по кругу каждый  рассказывает о своих записях  и комментирует их.

-Хорошо. Посмотрите, у кого  из нас есть похожие ценности  на листках, объединитесь с  ним.

-Вот как мы тесно  переплетаемся. Все мы стремимся  к миру на земле, к счастью.  И все люди имеют схожие  ценности, которые значимы для  всех. Как вы думаете, какие  ценности можно назвать общезначимыми?

4. Вывод по теме занятия. Прощание.

Занятие 8

Тема: Я и группа. Индивидуальные особенности личности.

Цели: предоставить возможность  для самовыражения и самораскрытия, получения обратной связи от учащихся;

формирование навыков  точного межличностного восприятия.

1. Приветствие.

2. Повторение материала  предыдущих занятий.

-О чём мы говорили  на предыдущих двух занятиях? О каких важных, объединяющих  нас вещах?

-В какие общности мы  входим?

-Чем хорош многонациональный  мир?

-Как вы думаете, что  самое главное вы узнали для  себя?

-Давайте попробуем закончить  фразу: «Толерантность (терпимость) - это…».

3. Основная часть.

3.1. Игра «Угадай, что  нас объединяет?».

Цель: развитие наблюдательности.

Один участник уходит за дверь. Остальные участники делятся  на подгруппы по какому-либо признаку (синий цвет в одежде, тёмные волосы и т.п.). Вернувшийся участник должен определить, по какому признаку объединилась подгруппа. Различия касаются только внешних  признаков. У того, кто отгадывает, есть три попытки.

3.2. Упражнение «Журналисты».

Цель: тренировка памяти, развитие наблюдательности и интуиции, получение  обратной связи.

Дети объединяются в пары и в течение 5 минут беседуют, выясняя, друг о друге, как можно больше. Затем расходятся все по местам. Каждый игрок представляет себя журналистом, который пишет короткую заметку  о своём партнёре. В своей статье указывает как зрительное впечатление от человека, так и полученную информацию. Описываемый человек может согласиться с верными утверждениями и скорректировать ошибки.

3.3. Упражнение «Каким я тебя вижу».

Цель: способствовать возникновению  интереса к другим людям.

-Сейчас перед вами  немного другая задача. Вы должны  на основе уже полученной информации  представить своего партнёра  группе, но необычным образом.  Представьте своего партнёра, назвав  его имя и тот образ, который,  на ваш взгляд, ассоциируется  с ним. Например: «Павел - напоминает  мне плюшевого медведя, так  как излучает дружелюбие. Во время  беседы с ним я получил большое  удовольствие». Пары остаются  такие же, как в предыдущей  игре.

3.4. Игра «Три вопроса».

Цель: развивать интуицию, проверить для себя самих, насколько  хорошо учащиеся узнали друг друга.

Один игрок выходит  из комнаты. Остальные придумывают  три вопроса для вышедшего  игрока. Вопросы должны помочь лучше  понять (узнать) этого человека. Когда  игрок возвращается, ему объясняют, что сейчас надо будет ответить на три вопроса. При этом один ответ  должен быть не искренним. Игроки определяют, какой ответ не содержит правды, объясняя свою точку зрения.

4. Заключительная часть.

Подведение итогов. Прощание.

Занятие 9

Тема: Я и группа. Индивидуальные особенности личности.

Цели: дать детям представление об индивидуальности, неповторимости каждого из них;

формирование навыков  конструктивного взаимодействия.

Материалы: мяч, платок для игры «Куда хотим пойти?».

1. Приветствие.

2. Основная часть.

2.1. Игра «Категории».

Цель: развитие коммуникативных  навыков общения; повышения уровня согласованности действий в группе.

-Сейчас я буду называть  признак, по которому вы будете  объединяться, но делать это нужно  быстро, не забывая о бережном отношении друг к другу.

-Найдите всех участников, которые родились в том же  районе, что и вы.

-Быстро найдите игроков,  которые родились под тем же  созвездием, что и вы и т.д.

Варианты:

-у которых столько  же братьев/сестёр;

-общий любимый цвет;

-любимое время дня,  время года;

-животное, которое нравится  и т.п.

Обсуждение игры.

2.2. Игра «Мгновенная характеристика».

Цель: развитие навыков самопознания, самооценки.

Все сидят в кружке. Ведущий  бросает мяч кому-нибудь из игроков, тот должен поймать, быстро сказать  что-либо о себе и кинуть другому  участнику и т.д. Например: «Я любопытен», «Я люблю читать» и т.п.

После 3-4 минут игры идёт обсуждение, кто, что сказал о себе, то есть дети должны восстановить то, что  услышали.

2.3. Игры на доверие.  Игра «Куда хотим пойти?».

Цель: развитие доверия и  поддержки внутри группы.

Участники разбиваются на пары. Одна пара идёт на прогулку. Одному из игроков в паре завязывают глаза, второй - его «поводырь». «Слепой» говорит, куда хочет отправиться гулять (в  зоопарк, погулять в Москве на Красной  площади и т.п.). Видящий партнёр  берёт его за руку и ведёт по выдуманным окрестностям, точно описывая, где они находятся и что  видят, что происходит вокруг (фантазирует). Остальные пары являются препятствиями  на их пути (кто что придумает). Говорить могут оба участника.

Участвуют несколько пар  в путешествии. Обсуждение:

-Насколько уверенно вы  чувствовали себя в роли «поводыря», «слепого»?

Информация о работе Воспитание толерантности у младших школьников в ОУ