Воспитание толерантности у младших школьников в ОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 11:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: разработать комплекс мероприятий по воспитанию толерантности у младших школьников.
Задачи исследования:
1) рассмотреть психолого-педагогическую характеристику младших школьников;
2) проанализировать понятие «толерантность» в научной литературе;
3) выделить направления воспитания толерантности у младших школьников в школе;
4) проанализировать деятельность МБОУ-СОШ № 168 по воспитанию толерантности у младших школьников;
5) провести первичную диагностику уровня толерантности у младших школьников.6) частично апробировать комплекс мероприятий по воспитанию толерантности у младших школьников.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы толерантности у младших школьников в ОУ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика ребенка младшего школьного возраста
1.2 Анализ понятия «толерантность» в научной литературе
1.3 Направления воспитания толерантности у младших школьников в школе
Глава 2. Опытно-поисковая работа по воспитанию толерантности у младших школьников на примере МБОУ - СОШ № 168 г. Екатеринбурга
2.1 Анализ деятельности МБОУ - СОШ № 168 по воспитанию толерантности у младших школьников в 168 школе
2.2 Диагностика уровня толерантности у младших школьников
2.3 Комплекс мероприятий по воспитанию толерантности у младших школьников
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

воспитание толер мл.шк.docx

— 134.02 Кб (Скачать файл)

- Показатель Эмоциональной  устойчивости младших школьников  увеличился с 4,5 до 4,9 баллов (на 0,5 балла)

- Показатель Эмпатии учащихся младшего школьного возраста увеличился с 3 до 3,6 баллов (на 0,6 балла)

- Показатель Ассертивности учащихся младшего школьного возраста увеличился с 1,5 до 1,8 баллов. (на 0,3 балла)

Таким образом, при частичном  апробировании комплекса мероприятий  по воспитанию толерантности младших  школьников «Я в мире людей», мы получили следующие результаты: показатели уровня толерантности вырос на 0,2 балла  по показателям «Анкеты самооценки навыков толерантного поведения  младших школьников» и на 0,7 балла  по показателям «Анкеты экспертной оценки сформированности толерантности младшего школьника».

После проведения комплекса  мероприятий по воспитанию толерантности  младших школьников, у всех учащихся, посещавших занятия, по всем компонентам  толерантности выявлена положительная  динамика.

 

Заключение

Возраст 7-10-11 лет является наиболее ответственным этапом школьного  детства. В младшем школьном возрасте память развивается в двух направлениях - произвольности и осмысленности. Развивается  зрительная память, связанная со способностью точно, четко, без труда восстанавливать  в памяти зрительные образы виденного. Младшие школьники непроизвольно  запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в  игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями или образами-воспоминаниями. В младшем школьном возрасте развивается  внимание. Без достаточно хорошо сформированной этой психической функции процесс  обучения невозможен.

Они уже способны концентрировать  внимание на неинтересных действиях. Их внимание отличается небольшим объемом, малой устойчивостью. Они могут  сосредоточенно заниматься одним делом  в течение 10-20 минут. Младший школьник включен в общественно значимую учебную деятельность.

Мотивационная сфера - ядро личности. Среди разнообразных социальных мотивов учения, главное место  занимает мотив получения высоких  отметок. Другие широкие социальные мотивы учения - долг, ответственность, необходимость получить образование (“быть грамотным”), как говорят  дети,-- тоже осознаются учениками, придают определенный смысл их учебной работе.

Основные достижения этого  возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих  лет обучения.

Младший школьный возраст  является наиболее ответственным этапом школьного детства.

«Толерантность» - это ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве  всех граждан быть различными; обеспечении  устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами; уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов; готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям.

Понятие «толерантность», хотя и отождествляется большинством источников с понятием терпения, имеет  более яркую активную направленность. Толерантность - не пассивное, покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания  между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.

Направления воспитания толерантности  сопряжено с отбором рациональных средств взаимодействия в целостном педагогическом процессе и включает в себя:

1) знакомство детей младшего  школьного возраста с принципом  уважения человеческого достоинства;

2) понимание детьми младшего  школьного возраста того, что  каждый человек - уникальная личность 

3) понимание учащимися  младшего школьного возраста  принципа взаимодополняемости как основной черты различий

4) понимание детьми младшего  школьного возраста принципа  взаимозависимости как основы  совместных действий.

В деятельности МБОУ - СОШ  № 168 разработана программа по воспитанию толерантности младших школьников "Воспитание культуры толерантности  у детей младшего школьного возраста". Определены цели, задачи, методологические подходы. Разработаны занятия по воспитанию толерантности младших  школьников, критерии оценки эффективности  с соответствующим диагностическим  инструментарием.

Проведенное диагностическое  обследование первичной диагностики  компонентов толерантности позволило  выявить группы детей младшего школьного  возраста со сниженными показателями по отдельным компонентам толерантности.

Самые низкие показатели выявлены по компонентам толерантности «эмоциональная устойчивость» и «ассертивность». Изучив каждый компонент толерантности в отдельности, мы определили акценты в проведении развивающей работы с детьми младшего школьного возраста и консультативной работы с родителями.

Перед нами встала проблема воспитания толерантности этих учащихся.

В процессе решения задач  исследования был частично апробирован  комплекс мероприятий «Я в Мире людей». Каждый раздел программы подкреплялся проведением семинаров и тематических консультации для родителей и  педагогов, направленных на формирование толерантной среды воспитания и  обучения учащихся. Проведены занятия  для родителей; индивидуальные и  групповые тематические консультации для родителей и педагогов  экспериментального класса. По результатам  исследования

- показатель Коммуникативной  компетентности учащихся в среднем  увеличился 0,55 балла

- показатель Ценностных  ориентаций учащихся младшего  школьного возраста в среднем  увеличился на 0.75 балла

- показатель Эмоциональной  устойчивости младших школьников  увеличился в среднем на 0.6 балла

- показатель Эмпатии учащихся младших школьников увеличился в среднем на 0,45 балла

- показатель Ассертивности учащихся младшего школьного возраста увеличился в среднем на 0,2 балла

Таким образом, цель достигнута, задачи решены.

 

Список использованной литературы

1. Андриенко, Е.В. Социальная психология [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. ун-тов / Е. В. Андриенко. - М. : Академия, 2003. - 264 с.

2. Бардиер, Г.Л. Социальная психология толерантности [Текст] / Г. Л. Барднер. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. - 247 с.

3. Батрак, А. Развитие толерантности  младших школьников [Текст] / Я.А.  Батрак. - Братск: ГИМНЦ, 2010. - 97 с.

4. Безюлева, Г.В. Толерантность: взгляд, поиск, решение [Текст] / Г.В. Безюлева, Г.М. Шеламова. - М. : Вербум-М, 2003. - 168 с

5. Блонский, П.П. Психология младшего школьника [Текст] / П.П. Блонский ; Моск. психол.-социал. ин-т. - М. : Моск. психол.-социал. ин-т ; Воронеж : МОДЕК, 1997. - 576 с.

6. Большой психологический  словарь [Текст] / сост. Б.Г. Мещеряков,  В.П. Зинченко. - СПб. : прайм-ЕВРОЗНАК. 2004. - 672 с.

7. Возрастная и педагогическая  психология [Текст]: учеб. для пед. ин-тов / В.В. Давыдов [и др.] ; под ред. А.В. Петровского.- М.: Просвещение, 1989. - 288 с.

8. Вульфов, В.З. Воспитание  толерантности: сущность и средства [Текст] / В. З. Вульфов // Внешкольник. - 2002. - №6. - С. 12-16.

9. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 536 с.

10. Голованова, Н.Ф. Социализация  школьников как педагогическое  явление [Текст] / Н.Ф. Голованов. - М. : Эксмо, 1998. - 248 с.

11. Гриншпун, И.Б. Понятие и содержательные характеристики толерантности [Текст] / И.Б. Гриншпун // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) : сб. науч.-метод, ст. / Моск. психол.-социал. ин-т ; под ред. С.К. Бондыревой. - М.; Воронеж, 2002. - С. 31-40.

12. Даль, В.И. Толковый словарь  живого великорусского языка  [Текст] : в 4 т. / В.И. Даль. - СПб.: Динамит, 1998.

13. Декларация принципов  толерантности [Текст] : [утв. резолюцией 5.61 Генер. конф. ЮНЕСКО от 16 нояб. 1995 г.] // Защити меня!. - 2004. - № 5. - С. 6-11.

14. Донцов, А.И. Психология  коллектива: методологические проблемы  исследования [Текст] : учеб. пособие для вузов / А.И. Донцов. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 208 с.

15. Мечинская, Н.А. Психическое развитие ребенка от рождения до 10 лет [Текст] / Н.А. Мечинская. - М.: ИПП, 1998. - 215 с.

16. Ожегов, С.И. Словарь  русского языка [Текст] / С.И. Ожегов. - М. : Рус. яз., 1990. - 921 с.

17. Педагогика [Текст] : большая  соврем. энцикл. / сост. Е.С. Рапацевич. - Минск : Соврем. слово, 2005. - 720 с.

18. Педагогический энциклопедический  словарь [Текст] / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - М. : Большая Рос. энцикл., 2002. - 528 с.

19. Пчелинцева, И.Р. Толерантность и школьник [Текст] / И.Р. Пчелин-цева. - М. : Мозаика-Синтез, 2003. - 193 с.

20. Практикум по психодиагностике  и исследованию толерантности  лич-ности [Текст] / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова; под ред. Г. У. Солда-товой, Л.А. Шайгеровой. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 2003. - 112 с.

21. Словарь иностранных  слов [Текст] / под ред. В. В. Бурцевой. - М. : Рус. яз., 2004. - 820 с.

22. Советский энциклопедический  словарь [Текст] / под ред. А.И.  Прохоро-ва. - М. : Совет. энцикл, 1980. - 1600 с.

23. Современный философский  словарь [Текст] / под ред. В.Е.  Кемерова. - М. : Акад. Проект, 2004. - 864 с.

24. Социально-педагогический  словарь [Текст] / авт.-сост. М.Н. Бурми-строва [и др.]. - Саратов : Учитель, 2007. - 116 с.

25. Социальный педагог  в школе (из опыта работы) [Текст] / авт.-сост. Л.Д. Баранова. - Волгоград:  Учитель, 2008. - 187 с.

26. Социология: основы общей  теории [Текст] : учеб. пособие для вузов / под общ. ред. А.Ю. Мягкова. - М.: Флинта : Моск. психол.-социал. ин-т, 2003. - 256 с.

27. Толерантное сознание  и формирование толерантных отношений  (теория и практика) [Текст] : сб. науч.-метод, ст. / Моск. психол.-социал. ин-т ; под ред. С. К. Бондыревой. - М. : Моск. психол.-социал. ин-т ; Воронеж : МОДЭК, 2002. - 368 с.

28. Толковый словарь русского  языка [Текст]: в 4 т. / под ред.  Д.Н. Ушакова. - М.: Рус. яз., 1996.

29. Фасмер, М.И. Этимологический  словарь русского языка [Текст]: в 4 т. / М. Фасмер ; пер. с нем. О. Трубачева. - СПб.: Азбука: Терра, 1996.

30. Федоренко, Л.Г. Толерантность  в общеобразовательной школе  [Текст] : метод. материалы / Л.Г. Федоренко. - СПб. : КАРО, 2007. - 128 с.

31. Черных, П.Я. Историко-этимологический  словарь современного русского  языка [Текст] : в 2 т. / П.Я. Черных. - М. : Рус. яз., 1994.

32. Шанский, Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка [Текст] / Н.М. Шанский. - М.: Дрофа, 2000. - 400 с.

33. Шишковец, Т.А. Справочник социального педагога [Текст] / Т.А. Шиш-ковец. - М.: ВАКО, 2005. - 208 с.

34. Щеколдина, С.Д. Тренинг  толерантности [Текст] / С.Д. Щеколдина. - М. : Ось-89, 2004. - 80 с.

35. Яшин, М.Ю. Тренинг толерантности  [Текст] / Ю.М. Яшин - М. : ИПП, 2001. - 27 с.

 

Приложения

Приложение 1

Программа занятий. «Воспитание культуры толерантности  у детей младшего школьного возраста».

Занятие 1.

Тема: Добро и зло.

Цели: подвести учащихся к истинному смыслу (значению) данных категорий;

формирование потребности  в доброжелательных взаимоотношениях.

Материалы: листы бумаги, ручки или фломастеры; карточки с текстами - для ведущего.

1. Приветствие. Вступительное  слово, представление направленности  занятий, краткое содержание.

2. Вступительная беседа.

-Ребята, сегодня поговорим  о добре и зле (тема на  доске). А как вы думаете, что  же это такое? Дети высказывают  своё мнение. Идёт обсуждение (не  более 2-3 минут).

3. Основная часть

3.1. Работа с содержанием  понятий темы урока.

Цель: углубление и уточнение  содержания нравственных категорий  «добро», «зло».

Давайте на примере следующего текста подумаем об этих понятиях. (Детям  читается текст):

А) «Петя гулял во дворе. Прямо перед ним на землю упал плюшевый мишка. Петя посмотрел наверх: было открыто окно второго этажа, но в окне никого не было. Петя поднял мишку. Игрушка ему очень понравилась, он давно мечтал о такой. Петя смотрел на мишку и думал …»

-Как вы считаете, о  чём думал Петя? «И, наконец, он  принял правильное решение».

-Какое решение принял  Петя?

-Как оценить его поступок?

Идёт обсуждение. Вывод: Доброта - это помощь людям, животным, растениям.

-А какие добрые поступки  совершали вы? Записываются на  доске под словом «Добро». Обсуждение 2-3 минуты.

-Почему вы так делали?

-Хорошо, молодцы.

-А теперь послушайте  такой текст:

Б) «Саша с мамой пошли  в магазин. Мама делала покупки, а  Саша смотрел на выставленные в витрине  шоколадные конфеты. Ему очень захотелось шоколадного Деда Мороза:

-Мама, купи мне Деда  Мороза.

-Не могу, сынок, осталось  всего десять копеек, а Дед  Мороз стоит пятьдесят копеек, - ответила мама.

-Какая же ты жадная, мама, - сказал Саша и очень  сильно обиделся».

-Как вы оцените поступки  мамы и Саши? Что теперь нужно  сделать Саше?

3.2. Упражнение «Пять добрых  слов».

Цель: получение обратной связи от группы, повышение самооценки, самопознания, возможность сделать  приятное другому человеку.

Время: 15 минут.

Материалы: листы бумаги, ручки или фломастеры.

Участники предварительно делятся  на группы по 5-6 человек.

Участники рассаживаются  в круг. Каждый должен обвести свою руку на листе бумаги и на ладошке  написать своё имя. Потом вы передаёте  свой лист соседу справа, а сами получаете  рисунок от соседа слева. В одном из пальчиков, на полученном рисунке, вы должны будете написать какое-нибудь положительное слово-качество, подходящее обладателю листка (например, «Ты очень добрый», «Ты всегда заступаешься за слабых» и т.д.) и так пока лист не вернётся к владельцу.

Ведущий собирает листки и  уже все вместе угадывают, о ком  написаны комплименты, которые зачитывает ведущий с каждого листа. Лист вручается владельцу и остаётся у него.

3.3. Работа с содержанием  понятий темы урока.

Цели: выработать у детей  умение оценивать поступки, их последствия;

- дать представление о  том, что мысли могут управлять  нашими поступками.

Информация о работе Воспитание толерантности у младших школьников в ОУ