Воспитание толерантности у младших школьников в ОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 11:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: разработать комплекс мероприятий по воспитанию толерантности у младших школьников.
Задачи исследования:
1) рассмотреть психолого-педагогическую характеристику младших школьников;
2) проанализировать понятие «толерантность» в научной литературе;
3) выделить направления воспитания толерантности у младших школьников в школе;
4) проанализировать деятельность МБОУ-СОШ № 168 по воспитанию толерантности у младших школьников;
5) провести первичную диагностику уровня толерантности у младших школьников.6) частично апробировать комплекс мероприятий по воспитанию толерантности у младших школьников.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы толерантности у младших школьников в ОУ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика ребенка младшего школьного возраста
1.2 Анализ понятия «толерантность» в научной литературе
1.3 Направления воспитания толерантности у младших школьников в школе
Глава 2. Опытно-поисковая работа по воспитанию толерантности у младших школьников на примере МБОУ - СОШ № 168 г. Екатеринбурга
2.1 Анализ деятельности МБОУ - СОШ № 168 по воспитанию толерантности у младших школьников в 168 школе
2.2 Диагностика уровня толерантности у младших школьников
2.3 Комплекс мероприятий по воспитанию толерантности у младших школьников
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

воспитание толер мл.шк.docx

— 134.02 Кб (Скачать файл)

Следующее задание. Слушают  текст.

«Дети играли в песочнице. Мимо проходила кошка, она была старая и большая. Шерсть висела на ней клочьями: кошка линяла.

-Фу, какая противная кошка, - сказала Лена.

-Так и хочется в  неё чем-нибудь кинуть, - сказала  Надя.

И дети принялись кидать в кошку камни».

-Как оценить поступок  детей? А вы сами так делали  когда-нибудь?

-Да, верно, это плохой  поступок, злой. А что же такое  зло? Зло - это причинение вреда  и боли людям, животным и  т.д.

-Расскажите о злых  поступках, которые вы наблюдали? (Записываются на доске под  словом «Зло).

-Составьте короткий рассказ  на тему: «Почему нужно совершать  добрые дела?» (Работают группами по 4-5 человек. Каждая группа представляет свой текст).

4. Прощание. Подведение итогов.

 

Занятие 2

Тема: Добрые отношения с  друзьями.

Цели: закрепление знаний, полученных на предыдущем занятии;

углубление и уточнение  содержания понятия «дружба»;

развитие навыков совместной деятельности у учащихся.

Материалы: мяч, карточки с текстом рассказов - для ведущего.

1. Приветствие.

2. Закрепление материала предыдущего занятия.

А) На доске записаны примеры  различных поступков.

Задание: какие из них являются добрыми делами, а какие - злыми?

q Играть в футбол на газонах.

q Рисовать на стенах в школе.

q Посадить растения возле школы.

q Подложить кнопку на стул.

q Метко плюнуть жвачкой в товарища.

q Поиграть с младшей сестрой, пока мама ходит в магазин.

Б) А как проверить добрые мы дети или нет? Какое доброе дело мы можем совершить?

q Убрать территорию вокруг школы.

q Провести уборку в кабинете.

q Убрать свои рабочие места.

А ещё какие?

В) А теперь поиграем. Команды  по 3-4 человека. Задание: подготовить  сценку на тему:

1. Как папа помогает  мне делать самолётики.

2. Как мама помогает  мне делать уроки.

Показать в сценках  правильные и неправильные поступки детей.

3. Основная часть.

3.1 А сегодня мы поговорим о дружбе. Что же такое дружба? (Обсуждение 2-3 минуты).

А) Послушайте текст и  подумайте, настоящая эта дружба или нет? Почему?

«Витя и Ваня - друзья. Они вместе ходят в школу и из школы. Живут в одном доме. Вместе играют. Витя учится хорошо, Ваня - не очень. Витя по-доброму относится к Ване, регулярно даёт ему списывать домашнее задание».

Б) Давайте составим правила настоящей дружбы (на доске  записаны примеры, выбрать «+»):

q Помогать товарищу выполнять домашнее задание.

q Вместе воровать клубнику на чужом огороде.

q Приносить товарищу домашнее задание, когда он болен.

q Рассказать секреты товарища другим.

q Защищать товарища от хулиганов.

q Делиться с другом тем, чего у него нет.

q Помогать дёргать за волосы других.

А что ещё?

3.2 Упражнение: «На  какого сказочного героя ты  похож?».

Цель: возможность  самовыражения и самораскрытия, получение обратной связи, формирование навыков точного межличностного восприятия.

Время: 10 минут.

Дети сидят в  кругу. Ведущий кидает мяч одному из игроков и говорит: «Аня, мне  кажется, ты похожа на Русалочку». Аня  ловит мяч и кидает кому-нибудь из круга, говоря, на какого из сказочных  героев он похож по её мнению. Так  пока мяч не побывает у всех.

Последний участник, которые поймал мяч, должен бросить  его человеку, от которого он его  получил, и сказать своё мнение относительно данной ассоциации (например: «Витя, ты сказал, что я похож на крокодила Гену, а на самом деле я …», либо «Да думаю, я похож на этого героя»). Цепочка раскручивается в обратном направлении.

4 Подведение итогов. Прощание.

Занятие 3

Тема: Справедливость и сочувствие.

Цели: познакомить с содержанием нравственных категорий «справедливость», «сочувствие»;

развитие навыков  самопознания, конструктивного взаимодействия.

Материалы: карточки с текстом рассказов - для ведущего, плакат схемы достойного выхода из ситуации.

1. Приветствие.

2. Вступительное слово.

Как вы думаете, что  такое справедливость? (Обсуждение. Вывод: справедливость - отношение к людям по их делам). Давайте попробуем более подробно разобраться в этом.

3. Основная часть.

3.1. Работа с содержанием  понятий темы урока.

А) Текст: «Таня  и Серёжа играли в песочнице. Серёжа строил песочный город, а Таня копала большую пещеру. Серёжа решил построить  дорогу к городу, которая будет  проходить через пещеру. Дети начали спорить и кричать».

-Как вы думаете,  как нужно было поступить по  справедливости? (Обсуждение).

Б) Что такое  сочувствие? Как вы считаете?

Текст: «Дети бегали во дворе. Вова упал и разбил колено, потекла кровь. Он заплакал. Андрей подошёл к нему и сказал: «Ну, что  ты плачешь, размазня? Заживёт твоё колено»».

-Как вы оцениваете  поступок Андрея? Как нужно было  поступить Андрею?

-Ребята, расскажите  о случаях, когда вы проявили  сочувствие (2-3 минуты).

В) Если с вами поступили  несправедливо, то вы:

q будете драться

q станете кричать, плакать, ругаться

q сделаете вид, что всё хорошо

q будете доказывать, что с вами поступили несправедливо

q перестанете разговаривать с тем, кто поступил с вами несправедливо.

Г) Давайте вспомним мультфильмы, где представлены ситуации, которые позволяют судить о справедливости и сочувствии.

Цель: анализ поступков  героев, сравнение их с реальными  жизненными ситуациями.

3.2. Игра с элементами  тренинга «Это здорово».

Цель: повышение  самооценки, получение поддержки  от группы.

Время: 7 минут.

Участники стоят  в кругу. Кто-нибудь выходит из них  в круг и говорит о любом  своём хорошем качестве, умении, таланте. В ответ на каждое такое  высказывание все те, кто стоит  в кругу, должны хором ответить «Это здорово» и одновременно поднять  вверх большой палец. Выходят  все по очереди.

4. Закрепление.

-Давайте обсудим  следующую ситуацию: «Однажды Маша  не выучила стихотворение. И  она решила обмануть учительницу.  Маша подошла к своей подруге  и попросила: «Лена, если учительница  вызовет меня отвечать стихотворение,  я скажу, что вчера у меня  болела голова, и я не смогла  выучить стихотворение. А ты  подтверди». Но лена отказалась  это сделать. «А ещё подруга!»  грустно подумала Маша, «Не буду  с ней больше дружить»».

-Кто поступил  справедливо? Почему? Как оцениваете  поступки девочек? Это настоящая  дружба? (Обсуждение 3-4 минуты).

4.1 Упражнение «Как  быть толерантным в общении».

Цель: обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций.

Время: 20 мин.

-Каждый из нас  время от времени попадает  в конфликтные ситуации: с кем-то  ссорится, получает незаслуженные  обвинения. Каждый по-своему выходит  из подобных ситуаций - кто-то  обижается, кто-то «сдаёт сдачи», кто-то пытается найти достойное  решение. Можно ли выйти из  конфликтной ситуации, не унизив  другого и сохранив собственное достоинство?

Задание: Вспомнить  и рассказать ситуацию, когда вас  или ваших знакомых обидели. Этот участник выступит в роли того, кого обидели, а другой - в роли обидчика. Тот, кто в роли обиженного человека, пытается достойно выйти из ситуации.

Практическая часть.

Составление схемы  достойного выхода из конфликтной ситуации. Как итог - на доску вывешивается плакат составленной устно схемы:

1. Начни разговор  с точного описания ситуации, которая тебя не устраивает («Когда  ты накричал на меня …»).

2. Вырази чувства,  возникшие у тебя в связи  с этой ситуацией и поведением  человека по отношению к себе («Я почувствовал …»).

3. Скажи человеку, как бы хотелось, чтобы он поступил. Предложи ему другой вариант  поведения, устраивающий тебя («Поэтому  в следующий раз я попрошу  тебя не высказывать свои замечания  не в таком тоне …»).

4. Скажи, как  ты себя поведёшь в случае, если человек изменит, или не  изменит своё поведение («Тогда  я буду прислушиваться к твоим  замечаниям», «Мы вместе всё  обсудим и решим нашу проблему»).

Обсуждение: что  удачнее кто предложил и почему.

5. Подведение итога. Прощание.

Домашнее задание: чтение некоторых частей сказки Э. Распе «Приключения барона Мюнхгаузена», каждому ученику даётся определённая глава.

Занятие 4

Тема: Честность  и ложь.

Цели: определить содержание понятий «честность», «ложь»;

формирование потребности  в искреннем и доверительном  общении.

Материалы: карточки с текстом рассказов - для ведущего, клубок ниток.

1.Приветствие.

1. Повторение материала предыдущего занятия.

- Давайте вспомним  правила, которые сформулировали  на прошлом занятии.

3.Основная часть.

- Скажите, что  такое честность?

- Всегда ли нужно  говорить только правду? Почему?

- Почему честным  людям живётся нелегко?

- Подумаем над  правилами честного поведения  и запишем их на доске:

1. О себе говорить  только правду.

2. Своё мнение  о другом человеке высказывать  лишь ему одному.

3. Нельзя говорить  человеку одно, а думать о нём  совершенно другое.

4. Никогда нельзя  обманывать других людей.

А ещё что?

3.1.Работа по  сказке Э. Распе «Приключения барона Мюнхгаузена». Те, кто читали сказку, рассказывают содержание своей части.

А) Обсуждение:

- Как вы считаете, барон Мюнхгаузен был обманщиком? Почему?

-Что является  невероятным в его рассказах?

-Придумайте и  «опишите» образец «Приза Мюнхгаузена». Кому и за что нужно вручить  этот приз из нашей группы?

3.2. Разбор ситуаций.

Цель: формирование потребности в искреннем и  доверительном общении.

Ситуация 1. «Маша  очень болтливая девочка. Она  может долго разговаривать с  подругами. Особенно нравится Маше обсуждать  поведение других детей. Они говорили Маше, что так поступать 

нечестно, но она  никак не может отказаться от этого». Что нужно сделать, чтобы Маша изменила своё поведение? Не забываем о правилах достойного поведения  в конфликтной ситуации. (Обсуждение 3-4 минуты).

Ситуация 2. «Саша - человек прямой и честный. Если ему  что-то не нравится в поведении других детей, он говорит об этом при всех. Но дети почему-то неохотно играют и  общаются с ним?». Как вы думаете, почему?

3.3. Упражнение «Паутина  предрассудков».

Цель: показать, как  себя чувствует человек, являющийся объектом стереотипов и предрассудков; дать возможность научиться оказывать  поддержку человеку, чувствующему себя униженным.

Время: 10-12 минут.

Рассказ ведущего о роли негативных предрассудков  отношениях между людьми. Опутанный  паутиной предрассудков человек, чувствует  себя бесправным, беззащитным, обиженным.

Ведущий предлагает кому-либо выйти в круг и сыграть  роль человека, которого в чём-то обвиняют, изгоняют. Он садится в центре круга  на стул, а остальные начинают рассказывать о названной «теме», то есть обвиняют его и т.п. (но выбирая слова). После  каждого негативного высказывания ведущий обматывает участника клубком  из ниток. Затем обращается к остальным: «Какие чувства у вас возникли к нему?». Возникает желание распутать  его. Для этого всем предлагается вспомнить что-то хорошее об этом человеке, похвалить его, посочувствовать  ему. Так, пока не распутают участника.

4. Подведение итога.  Прощание.

Занятие 5

Тема: Уважение к  людям.

Цели: закрепить знания, полученные на предыдущих занятиях;

познакомить с одним  из важнейших требований нравственности - уважение к людям; со всеми составляющими  данной категории (справедливость, равенство  прав, доверие, вежливость, деликатность).

Материалы: карточки с названием изученных нравственных категорий.

1. Приветствие.

2. Обобщение пройденного материала.

-Ребята, сегодня  у нас с вами пятое занятие  и оно будет очень содержательным. Сегодня мы повторим всё, о  чём говорили ранее. Поэтому  будьте внимательны и активны.

-Давайте вспомним, с какими нравственными понятиями  мы работали на наших занятиях. (Дети отвечают, дают пояснения,  что означает каждое из понятий).

-Да, верно. Мы  говорили о добре и зле, справедливости  и сочувствии, честности и лживости.

-Ещё мы с вами  сформулировали правила дружбы, что это за правила? (Дети рассказывают).

-Хорошо. А теперь  вспомните схему, которая помогает  нам выйти достойно из любых  конфликтных ситуаций (спор, оскорбление). Ваша задача разыграть ситуацию, в которой вы будете следовать  этой схеме, для удачного завершения  ссоры. 

Дети делятся  на три группы. Время для подготовки 3-4 минуты. Демонстрируют свои ситуации, все вместе обсуждаем их результат.

-Сейчас постарайтесь  ответить на мои вопросы и  объяснить свою точку зрения.

-Зависит ли честность  человека от национальности, образования  и т.п.?

-Почему маленькие  дети часто говорят правду, но  постепенно, с годами, перестают  её говорить?

-Что нужно делать, чтобы быть честным?

-Как вы думаете,  от чего зависит справедливое  отношение к человеку?

Подведение итогов, делается вывод. Обсуждение, что нам  дали эти четыре занятия, чему мы научились.

1. Дискуссия: «Что значит  уважать человека?». 

Уважение - это готовность в любое время оказать помощь и поддержку. Согласны ли вы с этим определением, или его необходимо дополнить и изменить?

Дети высказывают своё мнение, вместе выводим понятие, что  такое уважение. Уважение - почтительное отношение, основанное на признании  чьих-нибудь достоинств. Уважать - принимать  во внимание и соблюдать чьи-либо интересы.

3.2. Давайте обсудим, что  нам даёт уважительное отношение  друг к другу.

-Как вы думаете, может  ли человек нормально жить, если  его никто не уважает? Почему?

-Каким должен быть  человек, чтобы его уважали?

-Как можно определить  уважают вас, или делают вид,  что уважают?

-Правильно ли выражение  «Уважай других и тебя будут  уважать»? Почему?

Информация о работе Воспитание толерантности у младших школьников в ОУ