Адаптация детей к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2012 в 14:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - изучение процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения. Актуальность проблемы адаптации детей к ДОУ занимает в дошкольной педагогике ведущее место. Это связано с тем, что детский сад – новый период в жизни ребенка и поступление в него сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая адаптация.docx

— 102.90 Кб (Скачать файл)
">Догонялки (проводится с 2-3 детьми)

Ход игры. Кукла, знакомая детям  по игре «Хоровод с куклой», говорит, что хочет поиграть в догонялки. Воспитатель побуждает детей  убегать от куклы, прятаться за ширму, кукла их догоняет, ищет, радуется, что  нашла, обнимает: «Вот мои ребятки».

Вариант: игра проводится с  мишкой.

Солнечные зайчики

Материал. Маленькое зеркальце.

Ход игры. Воспитатель зеркалом пускает солнечных зайчиков и  говорит при этом:

 Солнечные зайчики. 

 Играют на стене.

 Помани их пальчиком, 

 пусть бегут к тебе!

 По сигналу «Лови  зайчика!» дети пытаются его  поймать.

 Игру можно повторить  2-3 раза.

Игра с собачкой

Материал. Игрушечная собачка.

Ход игры. Воспитатель держит в руках собачку и говорит:

 Гав-гав! Кто там?

  Это песик в гости  к нам.

 Я собачку ставлю  на пол. Дай, собачка, Пете  лапу!

 Затем подходит с  собачкой к ребенку, имя которого  названо, предлагает взять ее  за лапу, покормить. Приносят миску  с воображаемой едой, собачка  «ест суп», «лает», говорит ребенку  «спасибо!» При повторении игры  воспитатель называет имя другого  ребенка.

Делаем коллаж

Материал. Обрезки цветной  бумаги, поздравительные открытки, веревочки, кусочки пенопласта, пряжи  и т.п.

Ход игры. Воспитатель расстилает на столе большой лист плотной  бумаги или картона. Кисточкой промазывает  клеем с одной стороны кусочек  пенопласта (открытку и т.д.) и передает ребенку, чтобы он наклеил его  на бумагу. Разрешает малышу самому выбирать предметы, которые ему хотелось бы наклеить. Внимательно понаблюдав за действиями взрослого, ребенок сумеет сам намазывать клей. Завершенный  коллаж можно повесить на видном месте, чтобы все могли им любоваться.

Ловись, рыбка

Материал. Картонная коробка, металлические пробки от бутылок («рыбки»), магнит, палочка и веревка (для  удочки).

Ход игры. В картонную  коробку помещают несколько металлических  пробок от бутылок, желательно разного  цвета. К одному концу веревки (или  тесемки) привязывают палочку, а  к другому – брусок магнита. Воспитатель  показывает ребенку, как выуживать  «рыбок» из коробки, притягивая металлические  пробки магнитом. Если пробки разного  цвета, то малышу можно предложить вытянуть, например, красную рыбу. После того как будут извлечены все пробки, взрослый считает их («Вот сколько  рыб мы поймали!») и игра начинается сначала.

Игра способствует развитию согласованности движений.

Игра с кистями рук

Ход игры: (Выполняя движения, воспитатель просит ребенка повторять  их.) Взрослый отпускает пальцы вниз и шевелит ими – это «струи дождя». Складывает пальцы каждой руки колечком и прикладывает к глазам, изображая бинокль. Рисует пальцами – «кисточкой» кружки на щеках  ребенка, проводит сверху вниз линию по его носу и делает пятнышко на подбородке.

 Стучит кулаком о  кулак, хлопает в ладоши. Чередуя  такие действия, воспитатель создает  определенную последовательность  звуков, например: стук-хлоп, стук-стук-хлоп, стук-стук-хлоп и т.п.

Покатаемся на лошадке

Материал. Лошадка-качалка (если лошадки нет, то можно посадить ребенка  на колени).

Ход игры. Воспитатель сажает ребенка на лошадку-качалку и  говорит: «Маша едет на лошадке, (произносит тихим голосом) нно-нно». Ребенок  тихо повторяет: «Нно-нно». Взрослый: «Чтобы лошадка бежала быстрее, громко скажи  ей: «Нно-нно, беги лошадка!» (Сильнее  раскачивает ребенка) Малыш повторяет  фразу вместе с воспитателем, затем  самостоятельно. Взрослы добивается, чтобы ребенок произносил звук «н.»  протяжно, а все звукосочетание –  громко и четко.

Книжка – угадай-ка

Материал. Записная книжка с  проволочной спиралью.

Ход игры. Наклеивают в записной книжке через страницу (на правой стороне) картинки с изображением известных  ребенку предметов. Каждую страницу без картинок разрезают на несколько  горизонтальных полосок, начиная с  левого края. Рассматривая книжку вместе с малышом, воспитатель постепенно отворачивает полоску за полоской. Ребенок старается угадать, что  изображено.

Забава с увеличительным стеклом

Материал. Увеличительное стекло (предпочтительно пластмассовое)

Ход игры. На прогулке воспитатель  дает ребенку травинку. Показывает, как смотреть на нее через лупу. Предлагает ребенку посмотреть сквозь увеличительное стекло на пальцы и  ногти – это обычно зачаровывает малыша. Прогуливаясь по участку, можно  исследовать цветок или кору дерева, рассмотреть кусочек земли: нет  ли там насекомых и т.д.

Вместе с мишкой.

Материал. Игрушечный медвежонок.

Ход игры. Воспитатель беседует «на равных» с мишкой и ребенком, например: «Катя, тебе нравиться пить из чашки?», «Миша, нравится тебе пить из чашки?» Делает вид, что поит мишку  чаем. Затем проделывает с мишкой другие манипуляции.

Такие действия формируют  у ребенка навыки сюжетной игры.

Игра с куклой

Материал. Кукла.

Ход игры. Дайте ребенку  его любимую куклу (или мягкую игрушку), попросите показать, где  у куклы голова, ноги, живот и  т.д. Предложите причесать ее, умыть, накормить и т.д.

Собираем игрушки

 Пригласите ребенка  помочь вам собрать разбросанные  игрушки, в которые он играл.  Сядьте рядом с малышом, дайте  в руки игрушку и вместе  с ним положите ее в коробку.  Затем дайте другую игрушку  и попросите самостоятельно положить  ее в коробку. Пока вы складываете  игрушки, напевайте что-нибудь  вроде: «Мы игрушки собираем, мы  игрушки собираем! Тра-ля-ля, тра-ля-ля, тра-ля-ля их на место убираем»

Передай колокольчик

Материал. Колокольчик.

Ход игры. Дети сидят на стульях  полукругом. В центре стоит воспитатель  с колокольчиком в руках. Он звонит в колокольчик и говорит: «тот, кого я позову, будет звонить в  колокольчик». Девочка становится на место взрослого, звонит в колокольчик  и приглашает другого ребенка, называя  его по имени (или показывая рукой).

Зайка

Ход игры. Дети, взявшись за руки, вместе с воспитателем ходят  по кругу. Один ребенок – «зайка» - сидит в кругу на стуле («спит»). Педагог поет песенку:

 Зайка, зайка, что  с тобой?

 Ты сидишь совсем  больной.

 Ты не хочешь поиграть.

 С нами вместе поплясать

 Зайка, зайка, попляши 

 И другого отыщи.

 После этих слов  дети останавливаются и хлопают  в ладоши. «Зайка» встает и  выбирает ребенка, называя его  по имени, а сам встает в  круг. Игра повторяется.

Позови

Материал. Мяч.

Ход игры. Дети сидят на стульях. Воспитатель рассматривает вместе с ними новый яркий мяч. Вызывает одного ребенка и предлагает поиграть – покатать мяч друг другу. Затем  говорит: «Я играла с Колей. Коля с  кем ты хочешь поиграть? Позови». Мальчик  зовет: «Вова иди играть». После  игры Коля садится на место, а Вова зовет следующего ребенка.

Мяч в кругу

Ход игры. Дети (8-10 человек) садятся  на пол в круг и прокатывают  мяч друг другу. Воспитатель показывает, как отталкивать мяч двумя  руками, чтобы он катился в нужном направлении.

Все дальше и выше

Материал. Яркий мяч.

Ход игры. Ребенок сидит. Воспитатель, стоя на некотором расстоянии, бросает ему мяч и приговаривает: «Бросим дальше, бросим выше». Малыш  ловит мяч.

 Упражнение повторяется  с другим ребенком.

Еле-еле

Ход игры. Дети вместе с взрослым бегут по кругу, держась за руки. Воспитатель говорит или поет:

 Еле-еле, еле-еле

 Завертелись карусели, А потом, а потом

 Все бегом, бегом,  бегом! Тише, тише, не бегите,

 Карусель остановите. Раз и два, раз и два,

 Вот и кончилась  игра!

 В соответствии со  словами песенки дети бегут  по кругу все быстрее и быстрее,  затем медленнее и останавливаются.

Мы топаем ногами

Ход игры. Играющие дети становятся в круг на таком расстоянии друг от друга, чтобы при движении не задевать соседей. Воспитатель вместе с детьми произносит текст так медленно, с  расстановкой, давая возможность  сделать то, о чем говорится  в стихотворении:

 Мы топаем ногами,

 Мы хлопаем руками,

 Киваем головой.

 Мы руки поднимаем,

 Мы руки опускаем,

 Мы руки подаем.

(Дети берутся за руки, образуя круг)

 Мы бегаем кругом.

 Через некоторое время  воспитатель говорит: «Стой». Все  останавливаются. Игра повторяется.

Мяч

Ход игры. Ребенок изображает мяч, прыгает на месте, а воспитатель, положив на его голову ладонь, приговаривает: «Друг веселый, мячик мой. Всюду, всюду он со мной! Раз, два, три, четыре, пять. Хорошо мне с ним играть!»  После этого «мячик» убегает, а взрослый ловит его.

Огуречик, огуречик …

Ход игры. На одном конце  площадки – воспитатель (ловишка), на другом – дети. Они приближаются к ловишке прыжками на двух ногах. Воспитатель говорит:

 Огуречик, огуречик,

 Не ходи на тот  конечик,

 Там мышка живет, 

 Тебе хвостик отгрызет.

 При последних словах  дети убегают, а воспитатель  их догоняет.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Первый этап подготовки детей в ДОУ необходимо начинать со сбора информации о потенциальных воспитанниках (эту информацию можно получить в детской поликлинике, на педиатрических участках), организация родительских собраний. На таких мероприятиях решаются многие проблемы, связанные с поступлением ребенка в детский сад: родители могут детально ознакомиться с организацией жизни малышей в детском саду, режимом питания, режимом дня, с образовательной программой, с воспитанием у малышей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, с особенностями адаптационного периода, показателями адаптации и т.д.

Второй этап подготовки малыша к  жизни в детском саду - знакомство с педагогами и сотрудниками детского сада. Формы этой работы:

    • индивидуальные консультации;
    • проведение совместных прогулок неорганизованных детей с детьми группы;
    • открытые детские праздники ("Новый год", "Весна красна", "Масленица" и т.п.);
    • знакомство родителей с соответствующей литературой из "Библиотеки детского сада".

Главное на этом этапе - это привыкание ребенка к режиму детского сада. Резкая смена режима дня малыша влияет на его здоровье. Поэтому родители в этот период должны осуществлять рекомендованные педагогами и медиками мероприятия, которые способствуют укреплению здоровья малыша.

Основные принципы работы по адаптации  детей следующие:

1. Тщательный подбор педагогов  в формируемую группу.

2. Постепенное заполнение групп  (прием 2-3 малышей в неделю).

3. Неполное пребывание ребенка  в начальный период адаптации  (2-3 часа, возможность пребывания  с мамой).

4. Гибкий режим пребывания ребенка  в детском саду (свободное время  прихода, дополнительные выходные  дни).

5. Сохранение в первые 2-3 недели  имеющихся у малыша привычек.

6. Ежедневный контроль за состоянием  здоровья, эмоциональным состоянием, аппетитом, сном ребенка в первый  месяц (с этой целью на каждого  ребенка заполняется так называемый "адаптационный лист").

В заключении необходимо подчеркнуть, что тип личности ребенка существенно  обусловлен определенными условиями  воспитания в семье, особенностями  отношении, общения с ребенком, организации  его деятельности, характером оценок близких, стилем жизни семьи и  местом, которое в нем занимает ребенок.

В дошкольном возрасте на фоне благоприятной  обстановки воспитания в детском  саду могут создаться условия, когда  влияние среды становится "патогенным" для развития личности, поскольку ущемляет его. Подобная ситуация возникает в случаях, когда имеется противоречие: между требованиями сверстников и объективными возможностями ребенка в игре (последние оказываются ниже требований) или между ведущими потребностями ребенка (сформированными в семье) и сверстников.

Современная педагогическая наука  предлагает множество методик и  приёмов для успешной адаптации  детей раннего возраста к условиям детского сада.

Информация о работе Адаптация детей к школе