Адаптация детей к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2012 в 14:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - изучение процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения. Актуальность проблемы адаптации детей к ДОУ занимает в дошкольной педагогике ведущее место. Это связано с тем, что детский сад – новый период в жизни ребенка и поступление в него сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая адаптация.docx

— 102.90 Кб (Скачать файл)
y">Взрослым необходимо помочь преодолеть стресс поступления и  успешно адаптироваться в дошкольном учреждении.

Для того чтобы процесс  привыкания к детскому саду не затягивался, необходимо следующее:

1. Создание эмоционально  благоприятной атмосферы в группе.

Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это  зависит в первую очередь от умения и усилий воспитателей создать атмосферу  тепла, уюта и благожелательности в  группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного  легче пройдет адаптация. Чтобы  ребенку было приятно приходить  в детский сад, нужно “одомашнить” группу.

Мебель лучше разместить таким образом, чтобы она образовала маленькие комнатки, в которых  дети будут чувствовать себя комфортно. Хорошо, если в группе будет небольшой  “домик”, где ребенок может побыть один, поиграть или отдохнуть. Сделать  такой “домик” можно, например, из детской кроватки, обтянув красивой тканью и вынув из нее нижнюю доску.

Желательно рядом с  “домиком” разместить живой уголок. Растения и вообще зеленый цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние  человека.

В группе необходим и спортивный уголок, который удовлетворял бы потребность  детей 2—3 лет в движении. Уголок следует оформить так, чтобы у  ребенка появилось желание заниматься в нем. Малыши еще не владеют речью настолько, чтобы выразить четко свои чувства и эмоции. Невыраженные эмоции (особенно негативные) накапливаются и в конце концов прорываются слезами, которые со стороны выглядят непонятными, потому что никаких внешних причин для такого проявления эмоций нет.

Психологи и физиологи  установили, что изобразительная  деятельность для ребенка не столько  художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок изотворчества  со свободным доступом детей к  карандашам и бумаге поможет решить эту проблему в любое время, как  только у малыша возникнет потребность  выразить себя. Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами-маркерами, оставляющими толстые линии, на прикрепленном  к стене листе бумаги.

Задача воспитателя —  успокоить прежде всего взрослых: пригласить их осмотреть групповые  помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок  будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.

В свою очередь, родители должны внимательно прислушиваться к советам  педагога, принимать к сведению его  консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее  адаптируется в новой обстановке.

3. Правильная организация  в адаптационный период игровой  деятельности, направленной на формирование  эмоциональных контактов “ребенок  — взрослый” и “ребенок —  ребенок” и обязательно включающей  игры и упражнения.

Основная задача игр в  этот период — формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе  доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного  партнера в игре. Эмоциональное общение  возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому  малышу. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором  игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения.

Дети раннего возраста эмоционально заражаемы и впечатлительны, испытывают потребность в любви  и поддержке. Главное, что может  сделать взрослый, - это научить  его играть вместе с другими детьми. Важно показать, что играть друг с другом, гораздо интереснее, чем  одному. Кроме того, организуя совместную, согласованную игру детей, помогая  им понять действия и желания другого, взрослый воспитывает потребность  и способность к сотрудничеству. Даже самые маленькие дети испытывают интерес друг к другу – легко  подражают движениям и действиям  партнёра, заражают его эмоциями и  настроениями.

Эти особенности и легли  в основу построения цикла занятий.

Основная задача игр в  этот период — формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе  доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного  партнера в игре. Эмоциональное общение  возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому  малышу. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором  игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения.

Игры и упражнения объединены одним игровым сюжетом, которые  помогают выполнить поставленные задачи. Малышей сделают друзьями подвижные  игры-забавы, хороводы, пальчиковые  гимнастики, где дети действуют одновременно и одинаково, соблюдая простые и  понятные для них правила. Игры просты и доступны детям раннего возраста, помогут воспитателю завоевать  симпатии детей и их доверие.

Проведение игр требует  от взрослого знания и четкого  выполнения определенных правил.

1. Первое, и самое важное, правило - добровольность участия  в игре. Необходимо добиться того, чтобы ребенок захотел принять  участие в предложенной игре. Заставляя, мы можем вызывать  в малыше чувство протеста, негативизма,  а в этом случае эффекта  от игры ожидать не стоит.  Напротив, увидев, как играют другие, увлекшись, ребенок сам включается в игру. Для того чтобы игра действительно увлекала детей и лично затронула каждого из них, необходимо выполнять

2. Взрослый должен стать  непосредственным участником игры. Своими действиями, эмоциональным  общением с детьми он вовлекает  их в игровую деятельность, делает  ее важной и значимой для  них. Он становится как бы  центром притяжения в игре. Это  особенно важно на первых этапах  знакомства с новой игрой. В  то же время взрослый организовывает  и направляет игру. Таким образом,  второе правило заключается в  том, что взрослый совмещает  две роли - участника и организатора. Причем совмещать эти роли  взрослый должен и в дальнейшем.

3. Многократное повторение  игр, которое является необходимым  условием развивающего эффекта.  Воспитанники по-разному и в  разном темпе принимают и усваивают  новое. Систематически участвуя  в той или иной игре, дети  начинают понимать ее содержание, лучше выполнять условия, которые  создают игры для освоения  и применения нового опыта.  А чтобы при повторении игра  не надоела, необходимо выполнять

4. Наглядный материал (определенные  игрушки, различные предметы и  т.д.) надо беречь, нельзя его превращать  в обычный, всегда доступный.  Во-первых, так он дольше сохранится, а во-вторых, этот материал долго  останется для детей необычным.  И последнее, но отнюдь не  маловажное

5. Взрослый не должен  оценивать действия ребенка: слова  типа "Неверно, не так" или  "Молодец, правильно" в данном  случае не используются. Дайте  ребенку возможность проявить, выразить  себя, не загоняйте его в свои, даже самые лучшие, рамки. Он  по-своему видит мир, у него  есть свой взгляд на вещи, помогите  ему выразить все это.

Эти основные принципы организации  и проведения игр-занятий определились в ходе практической работы и показали свою обоснованность и необходимость  выполнения. Ниже приведены два занятия.

Занятие №1

Тема: “Вот Я какой!”

Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Задачи:

• создание положительного эмоционального климата в группе;

• развитие самопонимания, самоосознания своей индивидуальности;

• снятие эмоционального напряжения;

• развитие чувства ритма, координации движений.

Материал:

Корзинка с сюрпризами.

Солнышко — мягкая игрушка, погремушка, кукла Малыш.

Ход занятия

Организация начала занятия.

Стульчики расставлены полукругом. Педагог звенит в погремушку, приговаривает:

Погремушка играет-

Деток собирает!

Предлагает предлагает детям  присесть на стульчики.

Педагог: Доброе утро, дети! Я очень рада вас видеть. Сегодня  у нас в гостях малыш.

Достаёт куклу малыша, одетого  в песочник или трусики.

Педагог: Ребята, посмотрите какой хороший малыш. Он похож  на вас?

Ответы детей.

Педагог показывает каждую часть туловища куклы и просит детей назвать её.

Игра “Большие – маленькие”

Педагог: Покажите, малышу, какие  вы сейчас большие.

Дети встают в полный рост.

Педагог: А теперь, покажите, какие вы были маленькие.

Дети приседают на корточки;

Педагог: А какие вы будете, когда станете взрослыми.

Дети встают на носочки  и тянутся руками вверх. Игра повторяется 2-3 раза.

Педагог: Дети, на стульчики  свои пройдите и на Лялю посмотрите.

Ляле мы сейчас расскажем  и ручками покажем, что у вас  есть.

Игра “Это Я”.

Это глазки. Вот. Вот. Показывают сначала левый, потом правый глаз.

Это ушки. Вот. Вот. Берутся  сначала за левое ухо, потом —  за правое.

Это нос. Это рот. Левой  рукой показывают рот, правой нос.

Там спинка. Тут живот. Левую  ладошку кладут на спинку, правую на живот.

Это ручки. Хлоп, хлоп. Два  раза хлопают.

Это ножки. Топ, топ. Два раза топают.

Ой, устали. Вытрем лоб. Правой рукой вытирают лоб.

Далее педагог спрашивает детей:

- Покажите, где ваши ножки? (Дети показывают ноги).

- А что умеют делать  ваши ножки? (Ходить, прыгать, бегать, топать и т. п.)

- Покажите малышу, как  вы умеете шагать, бегать, играть.

Педагог: Дружно все вставайте  и за мной всё повторяйте.

Упражнение “Наши ножки”

Большие ноги шли по дороге: Большими шагами идут друг за другом.

Топ, топ, топ,

Топ, топ, топ,

Маленькие ножки бежали по дорожке: Маленькими шагами бегут друг за другом.

Топ, топ, топ,

Топ, топ, топ.

Ваши ножки убегают- Возвращаются на свои места.

Только пяточки сверкают.

Педагог: Ну, ребятки не зевайте, а за мной всё повторяйте!

Игра “Пляшут наши детки! ”

Где же, где же наши ручки? Разводят руками удивлённо смотрят  друг на друга.

Где же наши ручки?

Нету наших ручек! Прячут руки за спину.

Вот, вот наши ручки! Выставляют руки вперёд.

Вот наши ручки! Поворачивают ладошки вверх-вниз.

Пляшут, пляшут наши ручки! Показывают фонарики.

Пляшут наши ручки!

Где же , где же наши ножки? Разводят руками удивлённо смотрят друг на друга

Где же наши ножки?

Нету наших ножек! Обхватывают  ноги руками

Вот, вот наши ножки!

Вот наши ножки! Ритмично хлопают  ладошками по ногам.

Пляшут, пляшут наши ножки! Ритмично топают ногами.

Пляшут наши ножки!

Где же, где же наши детки? Разводят руками удивлённо смотрят  друг на друга

Где же наши детки?

Нету наших деток! Закрывают  лицо ладошами.

Вот, вот наши детки!

Вот наши детки! Встают в  полный рост, разводят руки в стороны.

Пляшут, пляшут наши детки! Пританцовывая, поворачиваются вокруг себя.

Пляшут наши детки!

Педагог:

А сейчас мы отдохнём и опять  играть начнём.

Погладим себя по головке.

Похвалим: хорошо играли, славно танцевали....

Погладим ножки, ручки...

Педагог:

Ручки не деритесь,

Ручки не сердитесь.

Лучше подружитесь...

Пальчиковая гимнастика “Дружные пальчики!”

Дружат в нашей группе. - Подушечки пальцев одной руки дотрагиваются до

Девочки и мальчики - подушечек пальцев другой руки.

Мы с тобой подружим маленькие пальчики. Пальчики сцепляются в замок.

Упражнение “Покачай малыша!”

Дети по очереди качают малыша на руках, приговаривая вместе с педагогом:

Бай, бай, бай, бай,

Ты, собачка не лай

И в гудочек не гуди;

Нашу Лялю не буди.

Информация о работе Адаптация детей к школе