Адаптация детей к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2012 в 14:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - изучение процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения. Актуальность проблемы адаптации детей к ДОУ занимает в дошкольной педагогике ведущее место. Это связано с тем, что детский сад – новый период в жизни ребенка и поступление в него сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая адаптация.docx

— 102.90 Кб (Скачать файл)

Этапы работы с воспитателями  в период адаптации

1. Составление педагогического  анамнеза (педагогической характеристики).

2. Беседа.

Этапы работы с педагогами в период адаптации

1. Составление педагогического  анамнеза (педагогической характеристики).

3. Беседа.

 

1.3 Мероприятия по облегчению течения адаптации к ДОУ

 

 

Поступление в дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) всегда сопровождается для ребенка определенными  психологическими трудностями в  связи с тем, что малыш переходит  из знакомой и обычной для него семейной среды в незнакомую обстановку. Это требует соответствующих  форм поведения: разрушения некоторых  сложившихся ранее связей и быстрого образования новых. При этом незрелость многих компонентов функциональной системы адаптационных механизмов у детей раннего и дошкольного  возраста способствует более легкому  возникновению состояния напряжения в этой системе, и в ряде случаев  поступление в ДОУ сопровождается развитием у ребенка психического стресса.

Характер адаптации и  степень выраженности реакций на изменение условий жизни определяют следующие факторы:

1. Возраст ребенка.

2. Индивидуальные особенности  типов высшей деятельности.

3. Предшествующая тренировка  нервных процессов (уровень социализации).

4. Уровень возрастного  развития и состояния здоровья  ребенка. 

Для того чтобы помочь ребенку  по возможности безболезненно войти  в жизнь детского сада, нужна подготовительная работа в семье. Прежде всего, необходимо максимально приблизить домашний режим  к распорядку дня в ДОУ, упорядочить  часы сна, питания бодрствования; при  проведении режимных процедур поощрять и развивать детскую самостоятельность; повысить роль закаливающих мероприятий; желательно, чтобы родители познакомились с меню детского сада и приучили ребенка к блюдам, включенным в него.

Как можно раньше нужно  познакомить малыша с детьми в  детском саду и с воспитателями  группы, куда он в скором времени  придет. Лучше всего оформить его  в ДОУ по месту жительства, и  в группу, где у ребенка есть знакомые ровесники, с которыми он раньше играл дома или во дворе.

Нужно настраивать малыша как можно положительнее к  его поступлению в детский  сад. Родителям нельзя нервничать и  показывать свою тревогу накануне поступления  ребенка в ДОУ.

Первичный прием ребенка  желательно проводить совместно  медицинской сестрой, воспитателем и психологом. При этом собираются дополнительные сведения по анамнезу жизни, состоянию здоровья, уровню развития, индивидуальным особенностям и поведению  на момент поступления.

Воспитателю необходимо еще  до поступления ребенка в группу выяснить особенности воспитания малыша в семье, его домашний режим, способы  кормления, укладывания для сна; узнать, как ребенок засыпает, спит, какой у него аппетит, как организовано бодрствование.

Число часов, проводимых вновь  поступившими детьми в учреждении, следует увеличивать постепенно: в течение первой недели ребенок  должен быть в яслях не более 3 часов  в день. Это время увеличивается  в зависимости от его эмоционального состояния. Т.о. потребуется 2 -3 недели, чтобы малыш по мере нормализации показателей поведения мог проводить  в дошкольном учреждении 10-12 часов.

В период адаптации обязательно  сохраняются привычные для ребенка  способы кормления, укладывания  для сна. Иногда трудным условием для малыша является большое пространство групповой комнаты и оборудование, которое существенно отличается от обычной домашней обстановки. В  этом случае лучше поместить его  в более ограниченное пространство, ближе к взрослому, чтобы не лишать его чувства защищенности. Это  же обязывает воспитателя удовлетворить  чрезвычайно острую в период адаптации  потребность детей в эмоциональном  контакте со взрослым.

Временное сохранение привычных  для ребенка приемов воспитания, даже в том случае, если они противоречат установленным в детском учреждении правилам, помогает ему легче адаптироваться к новым условиям.  
Организация жизни детей в адаптационный период может быть осуществлена лишь совместными усилиями заведующего детским учреждением, врача, воспитателя, педагога, психолога и всего персонала, а также родителей. Значительно легче и быстрее адаптируется ребенок, если семья старается поддерживать дома приемы воспитания, используемые в дошкольном учреждении.

По специальным признакам  можно спрогнозировать адаптацию. Установлено, что в раннем возрасте течение адаптации отягощают, главным  образом, неблагоприятные биологические  факторы, в то время как у дошкольников среди факторов риска большая  роль принадлежит микросоциальным  воздействиям.

 

 

Таблица 1. Признаки, наиболее информативные для прогноза срыва адаптации к ДОУ (расположены в порядке уменьшения прогностической значимости)

Для детей раннего возраста

Для дошкольников

1.Частые заболевания матери. 
2.Несоответствие домашнего режима ясельному. 
3.Возраст ребенка до 18 месяцев. 
4.Токсикоз 2-й половины беременности. 
5.Заболевания матери во время беременности. 
6.Вредные привычки ребенка. 
7.Асфиксия при рождении. 
8.Низкий культурный уровень семьи. 
9.Злоупотребление алкоголем отца. 
10.Резкие отношения между родителями.

11.Отставание в нервно- психическом развитии. 
12.Раннее искусственное вскармливание. 
13.Рахит 2-3 степени. 
14.Отсутствие закаливания и подготовки к яслям. 
15.2-я и 3-я группы здоровья. 
16.Масса тела при рождении менее 2500 и более 4000 граммов. 
17.Частые заболевания у отца. 
18.Заболевания на 1-м году жизни. 
19.Содержание гемоглобина 116г/л и менее. 
20.Хронические заболевания родителей.

1.Частые (более 4 раз в  году) заболевания ребенка. 
2.Неудовлетворительная предшествующая адаптация к яслям.

3.Злоупотребление алкоголем  отца. 
4.Резкие отношения между родителями. 
5.Неправильное домашнее воспитание до поступления в детский сад. 
6.Недружелюбное отношение ребенка к другим детям. 
7.Употребление алкоголя матерью. 
8.Мужской пол ребенка. 
9.Медленная ориентация в новой среде. 
10.Низкий культурный уровень семьи. 
11.Осложнения в родах. 
12.Масса тела при рождении до 2500 граммов. 
13.Отклонения в физическом развитии.


 
 Проведение комплекса медико-педагогических  мероприятий до поступления ребенка  в ясли и в период адаптации  в детском учреждении способствует  более легкому привыканию его  к новым условиям и предотвращает  тяжелые формы течения адаптации.

Мероприятия по облегчению течения адаптации к ДОУ

Все мероприятия делятся  на:

- организационные;

- педагогические;

- медицинские.

Организационные мероприятия

    • Прогулки с матерью (или другими членами семьи) на участке группы вместе с детьми и воспитателем за 2-3 недели до оформления в дошкольное учреждение;
    • После оформления – постепенное увеличение времени пребывания ребенка в группе;
    • Прием не более 3-х новых детей в группу в неделю;
    • Избегать частой смены персонала и перевода ребенка из одной группы в другую.

Педагогические мероприятия:

    • Индивидуальный подход к ребенку;
    • Сохранение домашних привычек (пустышка, любимая игрушка, способ кормления, способ укладывания для сна и т.д.);
    • Организация игровой деятельности в первые дни возле взрослого;
    • Периодическое пребывание малыша на руках или на коленях у взрослого;
    • Невовлечение ребенка насильно в игры и групповые занятия и т.д.

 При благоприятном  прогнозе адаптации ребенок нуждается,  в основном, в организационных  и педагогических мероприятиях.

 При условно – благоприятном  и неблагоприятном прогнозах  дети обычно нуждаются в подключении  индивидуальных медицинских мероприятий.

Медицинские мероприятия:

 Повышение неспецифической  резистентности ребенка:

 а) Препараты элеутерококка,  солодки, анаферон и др.

 б) Для улучшения  качества фагоцитоза и белкового  метаболизма – оротат калия.

 в) Витаминно – минеральные  комплексы.

 

 

1.4 Роль педиатра в адаптации ребенка к пребыванию в дошкольных образовательных учреждениях

 

Начало посещения детского сада сопровождается у разных детей  различными реакциями. Но в любом  случае это предполагает смену обстановки, большее или меньшее изменение  режима дня, а также изменения  социального окружения. Последний  пункт является одним из ключевых, поскольку ребенок, до этого живший в окружении узкого круга родных людей, погружается в новый коллектив, состоящий главным образом из сверстников.

Кроме сказанного, посещение  ребенком детского сада увеличивает  опасность заразиться инфекционным заболеванием, поскольку распространение  таких болезней в детском коллективе происходит особенно быстро. Следовательно, родителям стоит позаботиться как  о том, чтобы их ребенок сам  не был источником инфекции, так  и о том, чтобы он был по возможности  защищен от инфекций.

Ребенок, начавший посещать детский сад, вынужден адаптироваться к новым условиям, к новому коллективу, к окружающей среде в целом. Хорошо, если ребенок по природе открытый и общительный, хорошо, когда ему  легко приспособиться к новой  обстановке. Однако для некоторых  детей это может обернуться настоящим  стрессом, поэтому начинать готовить ребенка к детскому саду лучше  всего заранее. Речь идет, с одной  стороны, о разработке работниками  детского сада системы адаптационных  мероприятий и контроля над их результатами. С другой стороны, это  касается деятельности родителей.

Начинать подготовку ребенка  к детскому саду родителям нужно  примерно за один-два месяца до предполагаемого  начала регулярного посещения ДОУ. Лучшее время начала приучения к  детскому саду – это август или  начало сентября. В это время обычно не наблюдается крупных вспышек  инфекционных заболеваний среди  детей, а также сохраняются благоприятные  погодные условия. Кроме того, после  летних месяцев организм ребенка  запасся достаточным количеством  витаминов и закалился.

Начинать адаптировать ребенка  к условиям детского сада лучше постепенно. Можно ходить на прогулки вместе с  детсадовской группой, приводить ребенка  в группу или на игровой участок  на несколько часов, а затем забирать. Таким образом, ребенок постепенно привыкнет к группе, к правилам поведения в детском саду, а  также к некоторой самостоятельности. Стоит сказать, что развить самостоятельность  у ребенка можно и в домашних условиях. Нужно приучать его одеваться, мыть руки и кушать без посторонней  помощи. При этом посещение детского сада должно в глазах ребенка иметь  положительный образ и даже некоторую  важность. Например, можно объяснить  ребенку, что то, что он ходит в  детский сад, так же важно, как  то, что родители ходят на работу.

Дети младшего возраста воспринимают смену домашней обстановки на детсадовскую группу, а также разлуку с родителями на целый день гораздо сложнее, чем  дети дошкольного возраста. Многие психологи даже считают, что начинать посещать детский сад детям лучше  всего только после четырех лет, когда преодолен так называемый «кризис Я». Помимо этого, дети ясельного возраста еще слишком привязаны к родителям и еще не обладают должным уровнем самостоятельности. Если же ребенка до четырех лет все же приходится отдавать в детский сад, то лучше свести к минимуму длительность его пребывания там.

Еще одной рекомендацией  для родителей является заблаговременный перевод ребенка на режим питания, приближенный к применяемому в детском  саду, а также увеличение потребления  ребенком белков. Дело в том, что  белки помогают детскому организму  легче справиться с психологическими барьерами адаптации.

Подготовка ребенка к  детскому саду включает также проведение медицинского осмотра, по результатам  которого выдаются определенные медицинские справки. Перед поступлением в детский сад ребенка нужно отвести к педиатру, который проведет общий медицинский смотр и направит на осмотр к хирургу, ортопеду, офтальмологу (окулисту), оториноларингологу (ЛОР - врачу), стоматологу, невропатологу и логопеду. Эти специалисты определят, нет ли у ребенка каких-либо заболеваний и патологий развития, которые могут стать причиной направления его в специализированный детский сад или перенесения поступления в детский сад на более поздний срок. Итоги такого обследования заносятся в специальный документ – это медицинская карта ребенка (форма 026/у).

Информация о работе Адаптация детей к школе