Адаптация детей к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2012 в 14:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - изучение процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения. Актуальность проблемы адаптации детей к ДОУ занимает в дошкольной педагогике ведущее место. Это связано с тем, что детский сад – новый период в жизни ребенка и поступление в него сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая адаптация.docx

— 102.90 Кб (Скачать файл)

Форма 026/у предполагает также необходимость сдать определенные анализы. Речь идет об общем анализе крови, анализе мочи и анализе кала на яйца глистов. Медицинская карта ребенка включает также данные о прививках, которые были сделаны ребенком. При этом непосредственно перед поступлением в детский сад делать ребенку прививки не рекомендуется, поскольку это может повлиять на процесс его адаптации. Даже если план прививок требует вакцинации именно в данный момент, лучше, чтобы форма 026/у по данному пункту осталась незаполненной. Впоследствии, когда ребенок привыкнет к условиям детсада, медицинские работники последнего проведут вакцинацию ребенка. Необходимость этого подскажет им медицинская карта ребенка, которая будет храниться в медпункте детского сада.

Медицинские справки о льготах по состоянию здоровья ребенка, а также медицинские справки об особенностях его здоровья должны также храниться в детском саду.

Что же касается работников детского сада, то с их стороны проведение мероприятий по адаптации детей  к условиям детсада носит комплексный  характер. Начиная с августа, в  детских садах проводятся семинары для родителей, чьи дети буду поступать  в детсад, а также создаются  информационные стенды по данной тематике.

Помимо этого, педагоги, психологи  и воспитатели, работающие в детском  саду, проводят периодические обследования детей с целью выявления стресса  или какого-либо заболевания. Не стоит  и говорить о том, что в условиях детского коллектива очень важно вовремя обнаружить, что ребенок заболел и для предотвращения распространения инфекции изолировать его до полного выздоровления.

Создание благоприятной  психологической обстановки в группе, включая как личностное общение, так и приемы музыкальной терапии, ароматерапии и т.д. также стало  обязательным условием работы детских  садов. Детсадовские группы стараются  заполнить большим количеством  зеленых растений для увеличения содержания кислорода. Применяются  и многие другие способы коррекции  эмоционально-психологического фона.

В заключение отметим, что  перед родителями всегда открыта  возможность выражать свои пожелания  работникам детского сада по обращению  с детьми, применению тех или иных форм работы и проведению мероприятий. Любой детский сад в большей  или меньшей степени предполагает индивидуальный подход к каждому  ребенку. Следовательно, родители могут  надеяться, что их просьбы будут  услышаны и по возможности исполнены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПРАКТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

2.1 Использование сказкотерапии как метода адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ

 

Дети раннего возраста очень эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно   быстро заражаться как  положительными, так и отрицательными, эмоциями взрослых и сверстников, подражать  их действиям. Эти особенности легли  в основу построения цикла занятий  для детей раннего дошкольного  возраста в период адаптации с  использованием метода сказкотерапии.    

«Сказкотерапия» - это слово  появилось в русском языке  сравнительно недавно. В науке сказкотерапия  – одно из самых молодых направлений  практической психологии. С другой стороны, сказкотерапия – это  самый  древний  способ поддержки  человека с помощью слова. Выделяют три этапа, предшествующих оформлению концепции сказкотерапии как  направления, как школы:

- Этап спонтанного сложения  и передачи историй

- Этап научного осмысления  метафорического материала

- Этап использования сказки  как техники, или как «упаковки»  основного инструментария психолого-педагогической  работы. «Упаковка» инструкции психологического  задания  в сказку помогает  смягчить воздействие, делает  психологическую  интервенцию  менее директивной, активизирует  ресурсы воображения, расширяя  границы сознания.

«Сказкотерапия» - это процесс  образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных  смыслов в реальность. Это ещё  и терапия средой, особой сказочной  обстановкой, в которой могут  проявиться потенциальные части  личности, нечто нереализованное, в  ней проявляется чувство защищённости и аромат тайны.

Для сказкотерапевтов  «сказкотерапия» - это учение и язык одновременно. Учение – потому что сказки, притчи, легенды, мифы хранят информацию о том, как люди ищут, соприкасаются, переживают присутствие или отсутствие общечеловеческих ценностей: Любви, Веры, Истины, Сотрудничества, Самодисциплины, Достоинства. Язык –  потому что увлекательный сюжет, легко воспринимается, усваивается, запоминается. А значит, легко усваиваются  и запоминаются основные ценности, и душа человека напитывается добром.

Каждому возрасту, каждому  поколению сказкотерапевт подбирает  свой язык, свой сюжет, свой образный ряд, понимая, что внутреннюю реальность человека можно описать только языком сказки.

Известно, что примерно до 10-12 лет у детей преобладает  «правополушарный» тип мышления, поэтому наиболее важная для их развития информация должна быть передана через  яркие образы, поэтому  мы решили рассказывать детям сказки, поскольку  сказка для ребёнка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность, реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребёнка рамки  обычной жизни, она помогает ребёнку  не только адаптироваться, но и способствует его развитию. Только в сказках  дети сталкиваются со сложными явлениями  и чувствами. Форма изображения  этих явлений – особая, сказочная, доступная пониманию ребёнка. Применяется метод следующим образом:

Психолог предлагает детям  работу со сказкой, сочинённой им самим (авторская программа). Работа проводится в песочнице, где разыгрывается  сказка, которую ребёнок сначала  видит, слышит, а потом имеет возможность  её ощутить  (потрогать героев, построить  дом и т.п.), кроме этого  имеет  значение и песок, который заземляет  негативную энергию ребёнка и  позволяет ему отвлечься от окружающей действительности.

Цель таких занятий  – оказать помощь в адаптации  к условиям дошкольного образовательного учреждения. Этим определяются и основные задачи:

- снятие эмоционального  и мышечного напряжения

- снижение импульсивности, тревоги

- развитие навыков взаимодействия  детей друг с другом

- развития внимания, восприятия, речи, воображения

- развитие общей и мелкой  моторики, координации движений.

Базовыми средствами работы служат игры с песком, природным  материалом (камушками, ракушками). Они  быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на взаимодействие с песком, объединяют детей, задают положительный  эмоциональный настрой.

Занятия длительностью 10-15 минут  проводятся два раза в неделю, рассчитаны в среднем на 10 сеансов.  Каждое занятие повторяется по 2-3 раза.

 В первой части занятия  -  игры с песком: дети трогают  песок руками, копают, лепят, пересыпают.

В основной части занятия -  рассказывание и разыгрывание сказки на песке и игры, связанные  с главным героем сказки.

В заключение занятия –  релаксационные упражнения и переход  к другому виду деятельности.

Психолог является непосредственным активным участником занятия – заражает детей своими положительными эмоциями, вызывает желание принять участие  в игре, задаёт образцы выполнения действий.

Безусловно, не все дети сразу  включаются в процесс и активно  в нём участвуют, но на первых порах  положительным считается уже  то, что ребёнок наблюдает за происходящим,  забывая  на некоторое время, где  он и то, что рядом нет мамы. Психолог  же в процессе работы постоянно поощряет  спонтанные, живые и естественные реакции детей.

В работе с детьми по методу сказкотерапии в процессе адаптации  все дети дали положительную динамику.  Наиболее важным показателем было то, что дети позволили работать с  ними специалисту без родителей, а затем стали более активны  при взаимодействие со взрослым и  другими детьми. Существенно сократилось  время адаптационного периода (от недели до двух), у некоторых детей это  время сократилось до четырёх  дней, (имеется в виду, что после  указанного времени дети приходили  в группу и оставались спокойно, вспоминали маму лишь к вечеру, играли, были активны).  После проведённой  работы, большинство детей могут  освоиться в новом помещении  при доброжелательном отношении  к ним незнакомого взрослого  за 5-10 минут, а в присутствии родителей  активно общаться, играть с предложенными  игрушками.

Таким образом, использование  метода сказкотерапии в работе с  детьми раннего дошкольного возраста в период адаптации является весьма эффективным и многуфункциональным. Это позволяет нам рекомендовать этот метод педагогам-психологам  ДОУ к использованию в работе с детьми раннего дошкольного возраста в период адаптации.

 

 

2.2 Технология воспитательно-образовательной работы с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ

 

 

Данная технология была разработана  и успешно реализована в ДОУ  «Детский сад» г. Н, совместно с педагогами ДОУ, специалистами, под руководством заведующего и заместителя заведующего по ВМР ДОУ. Направлена на повышение адаптационных возможностей ребенка путем формирования у него навыков общения со взрослыми и сверстниками.

В рамках организации и  создания оптимальных условий для  успешной адаптации детей, совместно  с педагогами ДОУ, специалистами, под  руководством заведующего и заместителя  заведующего по ВМР ДОУ была разработана  технология, направленная на повышение  адаптационных возможностей ребенка  путем формирования у него навыков  общения со взрослыми и сверстниками.

Цель: Социализация детей  раннего возраста, сокращение сроков адаптации к условиям ДОУ.

Направления работы в группе:

Работа с детьми:

    • Формирование предпосылок сюжетно - ролевой игры;
    • Формирование культурно - гигиенических навыков;
    • Cенсорное воспитание;
    • Музыкальное воспитание;
    • Развитие изобразительной деятельности.

Работа с родителями:

    • Передача психологических знаний родителям,
    • Создание мотивации на сотрудничество с педагогами ДОУ.

Основные задачи работы с  детьми:

1. Сохранение, укрепление  и формирование здоровья ребёнка  путём создания здоровья - сберегающих  условий:

• оптимальная организация педагогического процесса;

• создание условий для двигательной активности:

• формирование основ здорового образа жизни.

2. Формирование положительного  отношения к окружающей действительности, на основе активной познавательной  деятельности, направленной на ознакомление  с объектами ближайшего окружения.

3. Передача социального  опыта игры.

4. Создание единого образовательного  пространства на основе формирования  доверительных партнёрских отношений  использованием оптимальных форм  взаимодействия сотрудников ДОУ  с родителями детей раннего  возраста.

Итогом занятий детей  раннего возраста в такой группе должна стать готовность ребенка  к приходу в группы ДОУ, которая  состоит из следующих компонентов:

1. Коммуникативная готовность:

• контактность;

• умение выразить потребности и желания;

• адекватное реагирование на оценки взрослых.

2. Познавательная готовность:

• активность на занятиях и в играх;

• умение доводить начатое до конца;

3. Самостоятельность в  выполнении действий:

• игровых;

• гигиенических навыков;

• навыков самообслуживания.

4. Эмоционально-положительное  отношение к детскому саду.

Для реализации технологии необходимы следующее оборудование и материалы для развития у  детей движений, речи, конструктивной деятельности, сенсорного развития, мелкой моторики, ролевых и предметных действий, изобразительной деятельности, музыкальных  способностей, театрализованной деятельности, ознакомления с природой.

Вступая на первую ступеньку  своего развития, малыш испытывает стресс. Очень сложно пережить расставание  с родителями, освоить непривычную  обстановку, влиться в коллектив  незнакомых детей и взрослых. У  ребёнка начинается другая жизнь  с новыми правилами и отношениями.

Информация о работе Адаптация детей к школе