Адаптация детей к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2012 в 14:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - изучение процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения. Актуальность проблемы адаптации детей к ДОУ занимает в дошкольной педагогике ведущее место. Это связано с тем, что детский сад – новый период в жизни ребенка и поступление в него сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая адаптация.docx

— 102.90 Кб (Скачать файл)

Для того чтобы процесс  привыкания к детскому саду не затягивался, необходимо следующее:

1. Создание эмоционально  благоприятной атмосферы в группе.

Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это  зависит в первую очередь от умения и усилий воспитателей создать атмосферу  тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, нужно “одомашнить” группу.

Мебель лучше разместить таким образом, чтобы она образовала маленькие комнатки, в которых  дети будут чувствовать себя комфортно. Хорошо, если в группе будет небольшой “домик”, где ребенок может побыть один, поиграть или отдохнуть. Сделать такой “домик” можно, например, из детской кроватки, обтянув красивой тканью и вынув из нее нижнюю доску.

Желательно рядом с  “домиком” разместить живой уголок. Растения и вообще зеленый цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние  человека.

В группе необходим и спортивный уголок, который удовлетворял бы потребность  детей 2—3 лет в движении. Уголок следует оформить так, чтобы у  ребенка появилось желание заниматься в нем.

Малыши еще не владеют  речью настолько, чтобы выразить четко свои чувства и эмоции. Невыраженные эмоции (особенно негативные) накапливаются и в конце концов прорываются слезами, которые со стороны выглядят непонятными, потому что никаких внешних причин для такого проявления эмоций нет.

Психологи и физиологи  установили, что изобразительная  деятельность для ребенка не столько  художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок изотворчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решить эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя. Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами-маркерами, оставляющими толстые линии, на прикрепленном к стене листе бумаги.

Умиротворяюще действуют  на детей игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие  возможности, но в период адаптации  главным является их успокаивающее  и расслабляющее действие.

Летом подобные игры легко  организовать на улице. В осенне-зимнее время желательно иметь уголок песка  и воды в помещении. Для разнообразных  и увлекательных игр используются небьющиеся сосуды разной конфигурации и объема, ложки, сита, воронки, формочки, резиновые трубочки. Дети могут купать в воде резиновых кукол, набирать в резиновые игрушки воду и выталкивать ее струей, пускать по воде кораблики и т. д.

Как показывают наблюдения, по мере привыкания к новым условиям у детей сначала восстанавливается  аппетит, труднее нормализуется  сон (от 2 недель до 2—3 месяцев).

Проблемы со сном вызваны  не только внутренним напряжением, но и окружающей обстановкой, отличной от домашней. Ребенок чувствует себя неуютно в большой комнате. Такая простая вещь, как прикроватная занавеска, может решить ряд проблем: создать ощущение психологического комфорта, защищенности, придать спальне более уютный вид, а главное, эта занавеска, которую сшила и повесила мама, становится для него символом и частичкой дома, как и любимая игрушка, с которой он ложится спать.

Необходимо всячески удовлетворять  чрезвычайно острую в период адаптации  потребность детей в эмоциональном  контакте со взрослым.

Ласковое обращение с  ребенком, периодическое пребывание малыша на руках взрослого дают ему  чувство защищенности, помогают быстрее  адаптироваться.

Маленькие дети очень привязаны  к маме. Ребенку хочется, чтобы  мама все время была рядом. Поэтому  очень хорошо иметь в группе “семейный” альбом с фотографиями всех детей  группы и родителей. В этом случае малыш в любой момент сможет увидеть  своих близких и уже не так  тосковать вдали от дома.

2. Работа с родителями, которую желательно начать еще  до поступления ребенка в детский  сад.

Необходимое условие успешной адаптации - согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.

Целесообразно рекомендовать  родителям в первые дни приводить  ребенка только на прогулку— так  ему проще познакомиться с  воспитателями и другими детьми. Причем желательно приводить малыша не только на утреннюю, но и на вечернюю прогулку, когда можно обратить его  внимание на то, как мамы и папы приходят за детьми, как они радостно встречаются. В первые дни стоит приводить ребенка в группу позже 8 часов, чтобы он не был свидетелем слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамами.

Задача воспитателя —  успокоить прежде всего взрослых: пригласить их осмотреть групповые  помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.

В свою очередь, родители должны внимательно прислушиваться к советам  педагога, принимать к сведению его  консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.

3. Правильная организация  в адаптационный период игровой  деятельности, направленной на формирование  эмоциональных контактов “ребенок—  взрослый” и “ребенок — ребенок”  и обязательно включающей игры  и упражнения.

Основная задача игр в этот период - формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения.

 

1.2 Возрастные проблемы и особенности адаптации ребенка в условиях ДУ

 

Проблема адаптации –  это проблема в основном детей 3-го и 4-го года жизни, т.к. большинство детей  приходят именно в этом возрасте. Чаще всего, проблемы адаптации, связаны  с несоответствием особенностей новых требованиям характеристикам  детей группы по разным показателям, например по опережению уровня развития познавательной сферы и отставанию в сформированности необходимых  культурно-гигиенических навыков  и наоборот. Имеют место ситуации длительной адаптации детей к  детскому саду в силу несоответствия питания в ДУ особенностям домашней кухни семьи ребенка. Тяжело приходится и тем детям, которые не посещали ДУ до 6 лет. Дезадаптированность таких  детей объясняется чаще всего  перенесением особенностей общения  с ребенка со взрослым на способ общения со сверстниками. Все же проблема адаптации к детскому саду в старшем дошкольном возрасте –  это единичные случаи, поэтому  в большей степени психолог концентрирует свою деятельность на оптимизации процесса адаптации детей 1-ой и 2-ой младшей групп.

Необходимое успешное условие  адаптации: Для выполнения поставленной задачи необходимо (рекомендации для  воспитателей):

1) Сотрудничество и координация  усилий психолога, воспитателей  и педагогов.

2) Обеспечить возможность  участия родителей в жизни  ребенка в условиях новой среды.

3) Установить доверительный  личностный контакт с каждым  ребенком, проявляя индивидуальную  заботу и, оказывая помощь.

4) Установить ритуалы  ежедневной встречи и прощания  с каждым ребенком.

5) В процессе общения  способствовать объединению детей,  закладывая традиции групповых  взаимоотношений.

6) Систематически поддерживать  интерес ребенка в деятельности, уверенность в себе, самостоятельность,  инициативность.

7) Разработать индивидуальный  режим адаптации ребенка к  условиям детского сада (индивидуальные  наблюдения за степенью адаптации).

8) Согласованность действий  родителей и педагогов, сближение  подходов к детям в семье  и в детском саду.

9) Создание для ребенка  фона уверенности, обеспечивающего  психологический комфорт: радость,  забота, внимание, доброжелательность, чуткость.

10) Необходимо учитывать  индивидуальные особенности ребенка.

11) Формировать у ребенка  адекватных форм общения со  взрослыми и сверстниками.

Этапы работы с детьми в  период адаптации:

Вся работа психолога с  детьми раннего возраста, особенно на 1-ых этапах формирования группы, сводится к наблюдению за деятельностью и  поведением детей в разные отрезки  времени. Психологу необходимо в  течении недели чередовать утренние и вечерние часы работы. Это необходимо для того, чтобы проследить особенности  адаптации каждого приходящего  в детский сад ребенка и  обеспечить полноценное общение  с родителями.

1. Знакомство. Ребенок, поступающий в ДУ, совместно с родителями знакомится с группой, условиями пребывания, педагогами. Независимо от возраста ребенка родителям предлагается совместное посещение группы в момент организации разнообразной жизнедеятельности. Мероприятия: новоселье, игры, развлечения, ритуалы встреч, прощания, оздоровительные прогулки. Знакомство с детским садом, встречи с сотрудниками.

2. Индивидуальный режим. Для ребенка устанавливается первичный, индивидуальный режим посещения. Лучший вариант включения ребенка в группу детей – это дневная или вечерняя прогулка, где дошкольнику доступны условия игры и совместного общения. Первые несколько дней родителям рекомендовано забирать детей до сна, постепенно по мере социализации личности, время пребывания увеличивается.

3. Наблюдение за адаптацией к среде и заполнение данных. Составление схемы индивидуальной психологической помощи. В группе пребывания детей 2 -3 лет педагогами заполняются адаптационные листы. С 3-5 лет дневниковые записи о стабилизации адаптационных возможностей личности ребенка и оказании педагогической помощи индивидуально. За детьми, которые перешли по рекомендации врача в другую возрастную группу устанавливается наблюдение педагогом за адаптацией к среде, заполняется карта самопознания собственной личности (3-4 года).

Степень адаптации:

Легкая степень: к 20-му дню  пребывания в ДУ нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более 10 дней, без осложнений и  без изменений.

Средняя степень: поведенческие  реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в ДУ. Нервно-психологическое  развитие несколько замедляется, снижается  речевая активность. Заболеваемость до двух раз сроком не более 10 дней без  осложнений, вес несколько снизился.

Тяжелая степень: Поведенческие  реакции нормализуются к 60-му дню  пребывания в ДУ. Нервно-психическое  развитие отстает от исходного на 1-2 квартала. Респираторные заболевания  более 3-ех раз сроком более 10 дней. Ребенок  не растет, не прибавляет в весе в  течение 1-2 квартала.

По истечении периода  адаптации на медико-педагогическом совещании ведется анализ степени  адаптированности каждого ребенка.

Дневниковые записи о стабилизации адаптационных возможностей (3-5 лет).

Карта самопознания собственной  личности (3-4 года, для детей, которые  перешли в другую возрастную группу по рекомендации врача).

4. Организация диагностической работы. Постепенно, по мере активизации адаптационных возможностей у детей (первичная ориентировка в группе, помещении детского сада, территории, установлению контакта с детьми и взрослыми) педагог совместно с психологами организует диагностическую работу. Составляется расписания диагностических дней для каждой группы (2 дня). Диагностика проводится совместно с двумя воспитателем, психологом, младшим воспитателем, предварительно согласовав с родителями.

5. Сбор сведений о раннем развитии ребенка. Приложение дискета. Файл диагностика 3-5 лет.

6. Индивидуальная программа психолого-педагогической коррекции конкретной личности. После сбора информации коллегиально определяется индивидуальная программа психолого-педагогической коррекции.

7. Групповые коррекционные занятия.

1) Куклотерапия как средство  преодоления социальной робости  дошкольников в период адаптации. 

2) Психопрофилактические  занятия для детей 6-7 лет ст.220

Этапы работы с родителями в период адаптации

1. Информирование о проблемах  адаптации. Объяснение целей и  задач своей работы.

2. Составление семейного  анамнеза.

а) Анкетирование 

б) Тестирование

в) Социальная характеристика семьи 

Информация о работе Адаптация детей к школе