Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2012 в 14:06, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучение процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения. Актуальность проблемы адаптации детей к ДОУ занимает в дошкольной педагогике ведущее место. Это связано с тем, что детский сад – новый период в жизни ребенка и поступление в него сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка.
Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался, необходимо следующее:
1. Создание эмоционально 
благоприятной атмосферы в 
Необходимо сформировать 
у ребенка положительную 
Мебель лучше разместить таким образом, чтобы она образовала маленькие комнатки, в которых дети будут чувствовать себя комфортно. Хорошо, если в группе будет небольшой “домик”, где ребенок может побыть один, поиграть или отдохнуть. Сделать такой “домик” можно, например, из детской кроватки, обтянув красивой тканью и вынув из нее нижнюю доску.
Желательно рядом с “домиком” разместить живой уголок. Растения и вообще зеленый цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние человека.
В группе необходим и спортивный 
уголок, который удовлетворял бы потребность 
детей 2—3 лет в движении. Уголок 
следует оформить так, чтобы у 
ребенка появилось желание 
Малыши еще не владеют речью настолько, чтобы выразить четко свои чувства и эмоции. Невыраженные эмоции (особенно негативные) накапливаются и в конце концов прорываются слезами, которые со стороны выглядят непонятными, потому что никаких внешних причин для такого проявления эмоций нет.
Психологи и физиологи установили, что изобразительная деятельность для ребенка не столько художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок изотворчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решить эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя. Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами-маркерами, оставляющими толстые линии, на прикрепленном к стене листе бумаги.
Умиротворяюще действуют на детей игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие.
Летом подобные игры легко 
организовать на улице. В осенне-зимнее 
время желательно иметь уголок песка 
и воды в помещении. Для разнообразных 
и увлекательных игр 
Как показывают наблюдения, 
по мере привыкания к новым условиям 
у детей сначала 
Проблемы со сном вызваны не только внутренним напряжением, но и окружающей обстановкой, отличной от домашней. Ребенок чувствует себя неуютно в большой комнате. Такая простая вещь, как прикроватная занавеска, может решить ряд проблем: создать ощущение психологического комфорта, защищенности, придать спальне более уютный вид, а главное, эта занавеска, которую сшила и повесила мама, становится для него символом и частичкой дома, как и любимая игрушка, с которой он ложится спать.
Необходимо всячески удовлетворять 
чрезвычайно острую в период адаптации 
потребность детей в 
Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках взрослого дают ему чувство защищенности, помогают быстрее адаптироваться.
Маленькие дети очень привязаны к маме. Ребенку хочется, чтобы мама все время была рядом. Поэтому очень хорошо иметь в группе “семейный” альбом с фотографиями всех детей группы и родителей. В этом случае малыш в любой момент сможет увидеть своих близких и уже не так тосковать вдали от дома.
2. Работа с родителями, 
которую желательно начать еще 
до поступления ребенка в 
Необходимое условие успешной адаптации - согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.
Целесообразно рекомендовать 
родителям в первые дни приводить 
ребенка только на прогулку— так 
ему проще познакомиться с 
воспитателями и другими 
Задача воспитателя — успокоить прежде всего взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.
В свою очередь, родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.
3. Правильная организация 
в адаптационный период 
Основная задача игр в этот период - формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения.
1.2 Возрастные проблемы и особенности адаптации ребенка в условиях ДУ
Проблема адаптации – 
это проблема в основном детей 3-го 
и 4-го года жизни, т.к. большинство детей 
приходят именно в этом возрасте. Чаще 
всего, проблемы адаптации, связаны 
с несоответствием особенностей 
новых требованиям 
Необходимое успешное условие адаптации: Для выполнения поставленной задачи необходимо (рекомендации для воспитателей):
1) Сотрудничество и координация 
усилий психолога, 
2) Обеспечить возможность 
участия родителей в жизни 
ребенка в условиях новой 
3) Установить доверительный личностный контакт с каждым ребенком, проявляя индивидуальную заботу и, оказывая помощь.
4) Установить ритуалы ежедневной встречи и прощания с каждым ребенком.
5) В процессе общения 
способствовать объединению 
6) Систематически поддерживать 
интерес ребенка в 
7) Разработать индивидуальный 
режим адаптации ребенка к 
условиям детского сада (индивидуальные 
наблюдения за степенью 
8) Согласованность действий 
родителей и педагогов, 
9) Создание для ребенка 
фона уверенности, 
10) Необходимо учитывать 
индивидуальные особенности 
11) Формировать у ребенка адекватных форм общения со взрослыми и сверстниками.
Этапы работы с детьми в период адаптации:
Вся работа психолога с детьми раннего возраста, особенно на 1-ых этапах формирования группы, сводится к наблюдению за деятельностью и поведением детей в разные отрезки времени. Психологу необходимо в течении недели чередовать утренние и вечерние часы работы. Это необходимо для того, чтобы проследить особенности адаптации каждого приходящего в детский сад ребенка и обеспечить полноценное общение с родителями.
1. Знакомство. Ребенок, поступающий в ДУ, совместно с родителями знакомится с группой, условиями пребывания, педагогами. Независимо от возраста ребенка родителям предлагается совместное посещение группы в момент организации разнообразной жизнедеятельности. Мероприятия: новоселье, игры, развлечения, ритуалы встреч, прощания, оздоровительные прогулки. Знакомство с детским садом, встречи с сотрудниками.
2. Индивидуальный режим. Для ребенка устанавливается первичный, индивидуальный режим посещения. Лучший вариант включения ребенка в группу детей – это дневная или вечерняя прогулка, где дошкольнику доступны условия игры и совместного общения. Первые несколько дней родителям рекомендовано забирать детей до сна, постепенно по мере социализации личности, время пребывания увеличивается.
3. Наблюдение за адаптацией к среде и заполнение данных. Составление схемы индивидуальной психологической помощи. В группе пребывания детей 2 -3 лет педагогами заполняются адаптационные листы. С 3-5 лет дневниковые записи о стабилизации адаптационных возможностей личности ребенка и оказании педагогической помощи индивидуально. За детьми, которые перешли по рекомендации врача в другую возрастную группу устанавливается наблюдение педагогом за адаптацией к среде, заполняется карта самопознания собственной личности (3-4 года).
Степень адаптации:
Легкая степень: к 20-му дню пребывания в ДУ нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более 10 дней, без осложнений и без изменений.
Средняя степень: поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в ДУ. Нервно-психологическое развитие несколько замедляется, снижается речевая активность. Заболеваемость до двух раз сроком не более 10 дней без осложнений, вес несколько снизился.
Тяжелая степень: Поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в ДУ. Нервно-психическое развитие отстает от исходного на 1-2 квартала. Респираторные заболевания более 3-ех раз сроком более 10 дней. Ребенок не растет, не прибавляет в весе в течение 1-2 квартала.
По истечении периода адаптации на медико-педагогическом совещании ведется анализ степени адаптированности каждого ребенка.
Дневниковые записи о стабилизации адаптационных возможностей (3-5 лет).
Карта самопознания собственной личности (3-4 года, для детей, которые перешли в другую возрастную группу по рекомендации врача).
4. Организация диагностической работы. Постепенно, по мере активизации адаптационных возможностей у детей (первичная ориентировка в группе, помещении детского сада, территории, установлению контакта с детьми и взрослыми) педагог совместно с психологами организует диагностическую работу. Составляется расписания диагностических дней для каждой группы (2 дня). Диагностика проводится совместно с двумя воспитателем, психологом, младшим воспитателем, предварительно согласовав с родителями.
5. Сбор сведений о раннем развитии ребенка. Приложение дискета. Файл диагностика 3-5 лет.
6. Индивидуальная программа психолого-педагогической коррекции конкретной личности. После сбора информации коллегиально определяется индивидуальная программа психолого-педагогической коррекции.
7. Групповые коррекционные занятия.
1) Куклотерапия как средство 
преодоления социальной 
2) Психопрофилактические занятия для детей 6-7 лет ст.220
Этапы работы с родителями в период адаптации
1. Информирование о проблемах адаптации. Объяснение целей и задач своей работы.
2. Составление семейного анамнеза.
а) Анкетирование
б) Тестирование
в) Социальная характеристика семьи