Территориальное общественное самоуправление в системе местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 01:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение территориального общественного самоуправления в системе местного самоуправления (на примере Нижнего Новгорода).
Задачи исследования:
. Выявить организационные основы местного самоуправления.
. Исследовать территориальное общественное самоуправление (ТОС) в системе местного самоуправления.
. Проанализировать правовые и финансово-экономические основы территориального общественного самоуправления (на примере Нижнего Новгорода).

Содержание

Введение
Глава 1. Организационные основы местного самоуправления
.1 Система местного самоуправления
.2 Элементы системы местного самоуправления
.3 Территориальное общественное самоуправление в системе местного самоуправления
Глава 2. Территориальное общественное самоуправление (ТОС) в системе местного самоуправления
.1 Место ТОС в осуществлении народовластия
.2 Организационные формы ТОС
.3 Принципы и функции ТОС
Глава 3. Правовые и финансово-экономические основы территориального общественного самоуправления
.1 Законодательное обеспечение организации и функционирования территориального общественного самоуправления
.2 Полномочия территориального общественного самоуправления и финансово-экономическая основа их реализации
.3 Опыт работы советов общественного самоуправления (СОС) в Нижнем Новгороде
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

TOS.doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

Четвертую группу составляют деятельность городских служащих, имеющая целью обеспечение выполнения решений, принятых популяцией конкретно, органами местного самоуправления, также обеспечение гражданам критерий для реализации инициативных форм роли в местном самоуправлении.

 

1.3 Территориальное общественное самоуправление в системе

местного самоуправления

 

Вопрос территориального общественного  управления на сегодняшний день вызывает интерес практически у всех, включая  депутатов Государственной Думы. Конституция РФ признает и гарантирует  местное самоуправление, органы которого не входят в систему органов государственной власти. Местное самоуправление может осуществляться путем проведения выборов, референдумов и опросов граждан, а также через органы местного самоуправления.

Одной из форм народовластия является территориальное общественное самоуправление, под которым понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части муниципального образования для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно самими же гражданами или через созданные ими органы территориального общественного самоуправления.

Органы ТОС являются основным элементом  системы общественного самоуправления. Именно они на практике осуществляют большинство прав и обязанностей, которые закреплены за населением в рамках ТОС. Другие же элементы системы ТОС обычно лишь формируют органы ТОС, принимают их уставы, заслушивают отчёты об их деятельности. Основная нагрузка по осуществлению ТОС ложится именно на советы (комитеты) дворов, улиц, кварталов, микрорайонов, и, следовательно, именно деятельность органов ТОС нуждается в более подробной регламентации и изучении.

Нормальная деятельность ТОС невозможна без создания органа ТОС (председателя совета, комитета и т.п.), который бы занимался организацией деятельности граждан по осуществлению ТОС, проведением сходов (собраний), конференций граждан для решения наиболее жизненно важных вопросов, выполнением их решений.

ТОС - это не просто собрание жителей. Оно должно соответствовать определенным требованиям. С ним должны считаться органы власти муниципального образования, на территории которого находится орган ТОС. Для этого орган ТОС должен быть соответствующим образом зарегистрирован. Особенно это важно, когда создаётся орган ТОС как юридическое лицо, организационно - правовая форма которого действующим законодательством не определена.

В некоторых регионах предлагается регистрировать органы ТОС в управлении юстиции в качестве общественных объединений, созданных по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе. Однако общественное объединение основано на добровольном членстве, и решения его руководящего органа являются обязательными только для его членов (участников). А решения органов ТОС, принятые в рамках его полномочий, обязательны для всех жителей территории, на которой действует соответствующий орган ТОС. Тем самым орган ТОС ближе к органу власти, и должен регистрироваться на заявительной основе, по предъявлению в регистрирующий орган соответствующих документов, подтверждающих выборы этого органа - по аналогии с регистрацией представительных органов местного самоуправления.

С развитием ТОС в муниципальных  образованиях, будет целесообразным формирование двухпалатного представительного органа местного самоуправления, в нижнюю палату которого войдут депутаты, избранные по одномандатным округам. Верхняя же палата формируется из представителей органов ТОС, избранных на конференции председателей органов ТОС, по норме представительства в соответствии с уставом муниципального образования. Взаимодействие с органом будет быстрее доходить до людей.

 

Глава 2. Территориальное  общественное самоуправление (ТОС) в

системе местного самоуправления

 

.1 Место ТОС в осуществлении народовластия

 

Идея создания местных органов  самоуправления появилась в России в середине XIX века, когда стало  ясно, что традиционная система управления огромным государством в период перехода к новым (буржуазным) экономическим  отношениям стала давать сбои, исчерпав свои возможности и потенциал, теряя свою компетентность и доверие народа. В этот период начинают формироваться первые земские управы, которые просуществовали вплоть до 1917 года. В то время российские земства занимались широкой хозяйственной деятельностью: за счет собственного бюджета содержали больницы, школы, дороги, полицию, занимались многогранной общественной и благотворительной деятельностью, имели значительное влияние на культурную и политическую жизнь в государстве.

Важность теоретического осмысления, а при необходимости и практического применения исторического опыта земского самоуправления в России обусловлена процессом становления и развития современной системы местного самоуправления.

Изучение дореволюционного отечественного опыта земского движения не теряет своей актуальности и после принятия в 1995 году Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», составляющего, наряду с Конституцией Российской Федерации правовую основу развития местного самоуправления на современном этапе. В этих базовых документах, определяющих принципы построения основ местного самоуправления в регионах, указывается на необходимость учитывать местные исторические и иные традиции в решении вопросов местного значения.

Начавшиеся процессы экономических преобразований в нашей стране (перестройка с 1985 г., затем экономические реформы с конца 1991 г.) сопровождались глубокими политическим, экономическим и государственным кризисами, что предопределило необходимость проведения кардинальных изменений в системе государственного управления от самых верхних эшелонов власти до местных низовых структур. Радикальным преобразованиям и реорганизации были подвергнуты как законодательные так и исполнительные органы власти всех уровней. В этот период наиболее активная часть населения, стремившаяся к политической и экономической стабильности, пытается, сплотившись, совместными усилиями противостоять трудностям переходного периода и начинает формировать различные общественные формы самоорганизации населения, ставшие прообразами будущих общественных Советов самоуправления. Эти новые формы самоуправления, возникшие по инициативе граждан, как бы на новом витке исторической эволюции повторяли идеи российских земских управ.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации осуществляется в различных организационных формах. В совокупности эти организационные формы образуют единую систему местного самоуправления в рамках соответствующих муниципальных образований, посредством которой обеспечивается решение вопросов местного значения.

Закон об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации закрепляет несколько  организационных форм, посредством  которых осуществляется местное  самоуправление в стране.

Первая группа организационных  форм местного самоуправления включает формы прямого волеизъявления населения  или его отдельных групп, проживающих  в границах районов, городов, районов  в городах, поселков, сельских поселений, в которых осуществляется местное самоуправление. Формами прямого волеизъявления, посредством которых граждане непосредственно осуществляют местное самоуправление выступают: референдум, выборы, собрания (сходы) и др.

Посредством выборов, собраний населения  и ряда других форм обеспечивается формирование и функционирование важнейших звеньев системы местного самоуправления - его органов.

Вторую группу организационных  форм местного самоуправления составляют выборные и другие органы местного самоуправления, на которые возлагается  основная повседневная работа по осуществлению местного самоуправления на территории соответствующих образований. Органы местного самоуправления выступают одной из основ демократической системы управления обществом, позволяющей демократизировать аппарат управления и решать местные вопросы с большей эффективностью по сравнению с централизованной системой управления, оптимально сочетать интересы и права человека и интересы государства в целом и его регионов.

Отдельную третью группу оставляют  организационные формы участия населения в осуществлении местного самоуправления, центральное место в которой занимает территориальное общественное самоуправление - самоорганизация граждан по месту их жительства, на части территории муниципального образования, для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления.

Развитие территориального общественного  самоуправления важно и перспективно. Граждане, ощущающие себя хозяевами своей территории, а участие в работе органов территориального общественного самоуправления предполагает появление такого чувства, занимают активную гражданскую позицию, охотнее берут на себя ответственность за судьбу своего города, района, микрорайона, сельского поселка или деревни.

 

2.2 Организационные формы  ТОС

местный территориальный самоуправление народовластие

Формы непосредственной демократии

Непосредственная демократия в  системе местного самоуправления осуществляется посредством различных форм прямого волеизъявления населения или его отдельных групп, проживающих в границах районов, городов, районах в городах, поселков, сельских поселений, в которых осуществляется местное самоуправление. Она играет особую роль в его реализации.

Эта роль определяется, прежде всего  тем, что посредством таких форм прямой демократии, как выборы, собрания населения и ряда других обеспечивается формирование и функционирование всех важнейших звеньев системы местного самоуправления - его органов.

К непосредственным формам ТОС с  участием населения относятся:

собрания /конференции/;

сходы;

выборы органов ТОС;

референдумы, опросы;

правотворческая инициатива;

обращения;

обсуждения;

общественные инициативы.

Система ТОС является частью общей системы местного самоуправления, и включает в себя:

. Общие собрания (сходы), конференции  граждан. Это одна из самых  массовых форма непосредственной  демократии, наиболее доступной  гражданам и являющаяся средством  их самоорганизации. Характерна  исключительно для сельских населенных пунктов. Полномочия сходов являются несколько неопределенными. Обычно это форма отчетности муниципального управления перед населением. Решения сходов носят исключительно рекомендательный характер. Чаще всего сходы собираются по инициативе администрации и депутатов органов местной представительной власти.

Принятый в 1991 году Закон Российской Федерации о местном самоуправлении в Российской Федерации отнес  к компетенции общих собраний (сходов) граждан следующие вопросы:

избрание органов территориального общественного самоуправления населения и принятие положений (уставов) о них;

утверждение программ деятельности органов  территориального общественного самоуправления по социально - экономическому развитию соответствующей территории и отчетов об их выполнении;

решение других вопросов, относящихся  к компетенции органов территориального общественного самоуправления.

Общее собрание, конференция правомочны при явке более 25% от числа жителей, имеющих право участвовать в  общем собрании (сходе), или не менее 50%, избранных на конференцию делегатов. Участники конференции делегируются собраниями жителей домов, кварталов, улиц, подъездов, групп домов в частном секторе. Порядок голосования определяется собранием. Результаты голосования оформляются протоколом.

К исключительной компетенции общих  собраний (сходов), конференций граждан  соответствующей территории относятся  решения следующих вопросов:

принятие решения об образовании  и ликвидации органов ТОС;

принятие Устава, структуры и  численности органов ТОС;

досрочное прекращение полномочий органов ТОС;

избрание совета общественного  самоуправления (далее - Совет) и председателя Совета;

избрание ревизионной комиссии;

утверждение отчета о деятельности органов ТОС;

утверждение отчета о финансовых результатах деятельности органов ТОС.

Решения общих собраний, конференций  граждан принимаются большинством голосов присутствующих, оформляются  протоколом (в котором указывается: дата, место проведения, общее число  жителей, имеющих право принимать  решения на общем собрании, конференции, число присутствующих на общем собрании, конференции, перечень вопросов и принятые решения). Решения общих собраний, конференций в течение 10 дней доводятся до сведения органов местного самоуправления и соответствующих организаций и служб.

2. Домовые (уличные) комитеты. Работают  без образования юридического  лица и во многом повторяют  сеть домкомов доперестроечных  времен. В последнее время наметилась  тенденция активизация деятельности  данных структур. Это связано  с проходящей реформой ЖКХ и массовым переводом ведомственного жилья в муниципальную собственность. Домовые и уличные комитеты создаются стихийно, собраниями инициативных групп из числа жителей. Их основные функции - вопросы благоустройства и взаимодействия со структурами ЖКХ. Они не претендуют на целевое финансирование из бюджета и занимаются аккумуляцией собственных усилий для решения вопросов благоустройства и лоббирования собственных интересов в подразделениях ЖКХ. Домовые и уличные комитеты часто выступают как заказчики ряда общественно-полезных работ и мероприятий (от мелкого ремонта и содержания инфраструктуры домов до охраны общественного порядка).

3. Комитеты территориального общественного  самоуправления и товарищества  собственников жилья. Это самая  высокоразвитая форма ТОС на настоящее время. КТОСы и ТСЖ действуют практически всегда как юридические лица, имеют выборных оплачиваемых руководителей и жесткую организационную структуру. Как правило, действуют они в городах, охватывая значительную территорию (один или несколько микрорайонов). ТСЖ - узкоцелевые организации, направленные на решение частных вопросов. ТСЖ выполняют важнейшую функцию отстаивания интересов собственников жилья. Значение их работы усиливается в связи с проведением жилищной реформы. На данном этапе собственники жилья находятся в заведомо худшем положении по сравнению с владельцами жилья (муниципальной собственности).

Информация о работе Территориальное общественное самоуправление в системе местного самоуправления