Территориальное общественное самоуправление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 11:33, контрольная работа

Краткое описание

Основной задачей демократического государства является создание наиболее благоприятных условий для реализации прав и свобод его граждан. При этом вопрос рационального государственного устройства сводится к созданию такой системы власти и управления, при которой эта задача решалась бы наиболее эффективно. Объективно существуют проблемы, которые могут быть решены только на общегосударственном уровне с привлечением централизованных средств и ресурсов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Территориальное общественное самоуправление…………………………5
Задача……………………………………………………………………….9
Заключение……………………………………………………………………….12
Список использованных источников и литературы…………………………...13

Вложенные файлы: 1 файл

Муниципальное право. Фот.doc

— 73.00 Кб (Скачать файл)

 

                                                        ПЛАН

 

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Территориальное общественное самоуправление…………………………5
  2. Задача……………………………………………………………………….9

Заключение……………………………………………………………………….12

Список использованных источников и литературы…………………………...13

 

 

Введение

 

Основной задачей демократического государства является создание наиболее благоприятных условий для реализации прав и свобод его граждан. При  этом вопрос рационального государственного устройства сводится к созданию такой системы власти и управления, при которой эта задача решалась бы наиболее эффективно. Объективно существуют проблемы, которые могут быть решены только на общегосударственном уровне с привлечением централизованных средств и ресурсов.

В то же время реализация многих задач, обеспечение определенного уровня жизни населения осуществляется не в государстве вообще, а в конкретных территориальных образованиях компактного проживания граждан - муниципальных образованиях. Именно здесь должны быть, прежде всего, созданы условия для реализации гарантированных государством прав и свобод, а также обеспечена возможность благоустроенного проживания. Поэтому необходима децентрализация власти - перемещение полномочий из центра управляемой системы на ее периферию и укрепление политико-правовой самостоятельности периферийных систем. Вместе с тем широкая децентрализация мест обязательно должна дополняться внутримуниципальной децентрализацией: развитием общественных начал в деятельности органов местного самоуправления, раскрепощением самодеятельной активности жителей - без этого местное самоуправление не станет подлинным самоуправлением, несмотря на законодательную «прописку» соответствующего термина. Если децентрализация мест в той или иной мере существовала и ранее, в том числе в советский период, за счет расширения прав местных Советов, то раскрепощение жителей было и остается большой проблемой. Поэтому население только передоверяет решение касающихся их вопросов профессиональным управленцам, не контролируя их. Вследствие этого люди становятся беззащитными перед своеволием власти, теряют вкус к творчеству, созиданию. Для преодоления подобной ситуации необходима самодеятельность населения в сфере гражданских прав на управление территорией проживания и прав на жилье. Российские законодатели придумали для этого явления термин «территориальное общественное самоуправление», сокращенно - ТОС.

Важнейшей формой участия  населения в осуществлении местного самоуправления, основанной на организации  граждан по месту их жительства, является территориальное общественное самоуправление (ТОС). Основанное на соседских связях, оно возникает там, где население непосредственно или через создаваемые им комитеты самостоятельно и под свою ответственность осуществляет собственные инициативы в решении проблем своей территории (небольшого поселения, микрорайона, квартала, улицы, двора).

Цель контрольной работы – изучить понятие и правовые основы территориального общественного самоуправления.

Нормативно-правовой основой контрольной работы выступили положения Конституции РФ, Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (ред.  от 06.12.2011 N 411-ФЗ) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и др.

 

          1. Территориальное общественное самоуправление.

 

 

 Одной из форм участия населения  в осуществлении местного самоуправления является территориальное общественное самоуправление.

Под территориальным  общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту  их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления  собственных инициатив по вопросам местного значения.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации" значительно  расширяет сферу правового регулирования  организации и деятельности территориального общественного самоуправления на федеральном уровне и не содержит указания на законодательное регулирование территориального общественного самоуправления субъектами Федерации (ст. 27), также предусматривает, что территориальное общественное самоуправление может являться юридическим лицом в соответствии с его уставом, а не в соответствии с уставом муниципального образования.

Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

Границы территории, на которой  осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются представительным органом поселения по предложению  населения, проживающего на данной территории.

Территориальное общественное самоуправление осуществляется в поселениях непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.

Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах определенных территорий проживания граждан. Это: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.

Органы территориального общественного самоуправления избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей  территории.

Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным  с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения. Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа. Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.

Собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста. Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.

К исключительным полномочиям  собрания, конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, относятся:

  • установление структуры органов территориального общественного самоуправления;
  • принятие устава территориального общественного самоуправления, внесение в него изменений и дополнений;
  • избрание органов территориального общественного самоуправления;
  • определение основных направлений деятельности территориального общественного самоуправления;
  • утверждение сметы доходов и расходов территориального общественного самоуправления и отчета о ее исполнении;
  • рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов территориального общественного самоуправления.
  • Органы территориального общественного самоуправления осуществляют следующие полномочия:
  • представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;
  • обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;
  • могут осуществлять хозяйственную деятельность по содержанию жилищного фонда, благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;
  • вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.

В Федеральном законе «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» закреплен перечень требований, предъявляемых к уставу территориального общественного самоуправления. В таком уставе определяются:

    • территория, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление;
    • цели, задачи, формы и основные направления деятельности территориального общественного самоуправления;
    • порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов территориального общественного самоуправления;
    • порядок принятия решений;
    • порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;
    • порядок прекращения осуществления территориального общественного самоуправления.

При этом никакие дополнительные требования к уставу территориального общественного самоуправления органами местного самоуправления устанавливаться не могут.

Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа.

 

 

 

 

Задача. Законом о выборах депутатов муниципальных образований области предусмотрено, что выборы проводятся по мажоритарной системе по одномандатным округам. Кандидатом в депутаты может быть зарегистрировано лицо, достигшее возраста 25 лет и проживающее на территории села не менее одного года. Прокурор района опротестовал данное положение закона о выборах.

Есть ли у  прокурора основания для протеста?

 

Решение:

У прокурора основания для протеста есть, так как местный закон противоречит федеральному законодательству. В нем установлены необоснованные возрастной ценз и так называемый «ценз оседлости» в качестве условий для осуществления  избирательного права, которые федеральным законодательством не предусмотрены.

Согласно ч.1 ст. 23 Федерального закона № 131-ФЗ, муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Согласно п.3 ст.23 23 Федерального закона № 131-ФЗ, гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации. Прежде всего, следует обратиться к Федеральному закону от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Согласно ст.4 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, голосовать на референдуме, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, - быть избранным депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, выборным должностным лицом местного самоуправления. Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях, других действиях по подготовке и проведению референдума. Гражданин Российской Федерации имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от места жительства.

Федеральный закон  по своей юридической силе выше, чем муниципальный, соответственно, противоречащий ФЗ местный закон  не может быть применен.

Согласно ч.5 ст.76 Конституции  РФ, законы и иные нормативные правовые акты не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Порядок принесения протеста прокурором определен ст.23 Закона о прокуратуре.

 

 

 

Заключение

Органы ТОС - исключительно  российское явление, возможности которого в возрождении нашего традиционного образа жизни и основанной на нем самоорганизации граждан по решению местных проблем исключительно велики.

Формирование органов  ТОС позволяет реализовать общественную инициативу граждан, посредством этого  привлечь как можно большее количество людей к участию в решении  конкретных задач, характерных для  данной территории.

Ситуация незащищенности и неадаптировонности граждан в условиях проведения реформ требует создания легитимных выборных органов, представляющих интересы населения непосредственно в местах его проживания. Органы ТОС таким образом наиболее полно выражают интересы и чаяния граждан.

Становление территориального общественного самоуправления в  России - процесс длительный. Пока положено только начало этому процессу. Но как  показывает практика, через ТОС, которое  является для населения понятным, доступным и управляемым, граждане приобщаются к демократическим ценностям и идеям, становятся ответственными как за свою судьбу, так и за жизнь общества соответствующей территории.

Информация о работе Территориальное общественное самоуправление