Территориальное общественное самоуправление в системе местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 01:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение территориального общественного самоуправления в системе местного самоуправления (на примере Нижнего Новгорода).
Задачи исследования:
. Выявить организационные основы местного самоуправления.
. Исследовать территориальное общественное самоуправление (ТОС) в системе местного самоуправления.
. Проанализировать правовые и финансово-экономические основы территориального общественного самоуправления (на примере Нижнего Новгорода).

Содержание

Введение
Глава 1. Организационные основы местного самоуправления
.1 Система местного самоуправления
.2 Элементы системы местного самоуправления
.3 Территориальное общественное самоуправление в системе местного самоуправления
Глава 2. Территориальное общественное самоуправление (ТОС) в системе местного самоуправления
.1 Место ТОС в осуществлении народовластия
.2 Организационные формы ТОС
.3 Принципы и функции ТОС
Глава 3. Правовые и финансово-экономические основы территориального общественного самоуправления
.1 Законодательное обеспечение организации и функционирования территориального общественного самоуправления
.2 Полномочия территориального общественного самоуправления и финансово-экономическая основа их реализации
.3 Опыт работы советов общественного самоуправления (СОС) в Нижнем Новгороде
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

TOS.doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: «Территориальное общественное самоуправление в системе местного самоуправления»

 

Оглавление

 

Введение

Глава 1. Организационные основы местного самоуправления

.1 Система местного самоуправления

.2 Элементы системы местного  самоуправления

.3 Территориальное общественное  самоуправление в системе местного  самоуправления

Глава 2. Территориальное общественное самоуправление (ТОС) в системе местного самоуправления

.1 Место ТОС в осуществлении  народовластия

.2 Организационные формы ТОС

.3 Принципы и функции ТОС

Глава 3. Правовые и финансово-экономические  основы территориального общественного  самоуправления

.1 Законодательное обеспечение  организации и функционирования  территориального общественного  самоуправления

.2 Полномочия территориального  общественного самоуправления и финансово-экономическая основа их реализации

.3 Опыт работы советов общественного  самоуправления (СОС) в Нижнем  Новгороде

Заключение

Библиографический список

 

Введение

 

Важнейшая роль местного самоуправления в современном государственном устройстве Российской Федерации определяется тем, что оно обеспечивает защиту совместных интересов граждан, проживающих в городских, сельских поселениях, иных муниципальных образованиях. Именно местное самоуправление, является фундаментом российской системы народовластия.

Наличие местного самоуправления подразумевает, что в стране наряду с интересами личности и интересами государства  признаются и гарантируются еще  и местные (муниципальные) интересы - интересы, связанные с решением вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения, причем не населения вообще, а конкретного населения каждого отдельно взятого города, поселка, села. При этом муниципальные интересы рассматриваются не как подчиненные государственным, а как интересы, равноправные им.

Новые общественные формирования являются этапом развития территориального самоуправления. Они выросли из таких структур, как уличные, домовые комитеты, сходы  граждан по месту жительства, общественные советы различного рода. Однако по сравнению с названными органами ОТОС несут в себе другое начало, базируясь на иной социально-политической основе и преследуя цель активизации участия людей в самоуправлении на низшем уровне.

Степень разработанности темы:

В работе Анимица Е.Г. рассматривается  понятие функций местного самоуправления, обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления.

В пособии Васильева А.А. анализируется  территориальное общественное самоуправление как форма непосредственной демократии. Экономическая и финансовая основа ТОС. Принципы и формы организации территориального самоуправления. Правовой статус и сущность территориального общественного самоуправления. Организации территориального местного самоуправления. Права и полномочия органов территориального самоуправления.

В работе Чиркина В.Е. изучается  система государственного и муниципального управления, проблемы и перспективы  его развития.

Объектом исследования является система  местного самоуправления.

Предметом исследования в данной курсовой работе является территориальное общественное самоуправление в системе местного самоуправления (на примере Нижнего  Новгорода).

Целью исследования является изучение территориального общественного самоуправления в системе местного самоуправления (на примере Нижнего Новгорода).

Задачи исследования:

. Выявить организационные основы  местного самоуправления.

. Исследовать территориальное  общественное самоуправление (ТОС)  в системе местного самоуправления.

. Проанализировать правовые и  финансово-экономические основы  территориального общественного  самоуправления (на примере Нижнего  Новгорода).

В данной работе использовался:

. Системный подход. В нем изучается  взаимодействие элементов в рамках  того, что их объединяет, описывает взаимоотношения с внешним миром.

. Структурный подход. Изучает внутренние  взаимодействие элементов, а также  их причинно-следственные связи.

. Функциональный подход. Изучает  функции отдельных элементов.

В курсовой работе использовались методы анализа и синтеза источников литературы, индукция и дедукция, структурный метод.

Практическая значимость исследования состоит в том, что большой  город порождает большое количество проблем, но некоторые из них жители способны решить самостоятельно или, во всяком случае, инициировать их разрешение, объединив свои усилия. Кто-то должен проявить инициативу и организовать всех, например, для посадки деревьев, ремонта двери или проведения детского праздника. Так появляются неформальные лидеры. Так возрождается ощущение сообщества, общинность, которая исторически была присуща русскому народу. Активное желание жителей города изменить к лучшему жизнь своего дома, микрорайона поселка привело к созданию советов общественного самоуправления.

Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, девяти пунктов, заключения и библиографического списка.

 

Глава 1. Организационные  основы местного самоуправления

 

.1 Система местного  самоуправления

 

Местное самоуправление в Российской Федерации - это система организации и деятельности граждан, представляющая совокупность организационных форм и институтов прямого волеизъявления, а также выборных и других органов местного самоуправления, посредством которых обеспечивается самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

Особую роль в реализации местного самоуправления играет непосредственная демократия, включающая различные формы  непосредственного волеизъявления населения или его отдельных  групп, проживающих в границах административно-территориальных единиц, в которых осуществляется местное самоуправление.

Формами прямого волеизъявления, посредством  которых граждане непосредственно  осуществляют местное самоуправление, являются референдум, выборы, собрания (сходы) и др.

Местный референдум - народное голосование по наиболее важным вопросам местного самоуправления. Решения, принятые референдумом, являются окончательными, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для исполнения на соответствующей территории. На референдум выносится вопрос, требующий ответа "да" или "нет". Референдум может либо предшествовать разработке какого - либо вопроса, проекта решения, либо быть завершающей стадией детальной разработки вопроса или проекта решения. На основе принципиального решения граждан может быть разработано и принято какое - либо решение. Вместе с тем на референдум могут выноситься проекты решений. В настоящее время в Российской Федерации нет закона о местном референдуме. Сегодня на федеральном уровне устанавливается право каждого гражданина Российской Федерации участвовать в референдуме (ст. 32 Конституции Российской Федерации); признание референдума в качестве одной из форм осуществления местного самоуправления (ст. 130) Конституции Российской Федерации), а также право главы местного самоуправления выносить на местный референдум проект положения (устава) о местном самоуправлении (Указ Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации").

Помимо референдумов, выборов, собраний (сходов) граждан в практике местного самоуправления используются и другие формы непосредственной демократии. В их число входят: обсуждение населением вопросов местного значения, проектов решений органов местного самоуправления, опросы общественного мнения, индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы местного самоуправления и многие другие.

Другой важной составной частью системы местного самоуправления являются выборные и другие органы местного самоуправления. В соответствии с  Положением об основах организации  местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 26 октября 1993 г., органами местного самоуправления в городах, сельских поселениях, других населенных пунктах являются выборные и другие органы местного самоуправления - собрание представителей (дума, муниципальный комитет и т. п.), глава местного самоуправления (глава администрации, мэр, староста и т. п.).

На территориях, включающих несколько  городских или сельских поселений, совместными решениями органов местного самоуправления может быть создан единый орган местного самоуправления соответствующих территорий. Органы местного самоуправления избираются (формируются) сроком на два года.

В городских и сельских поселениях с населением до 5 тыс. человек местное самоуправление может осуществляться непосредственно населением через собрания, сходы и выборы главой местного самоуправления, который периодически отчитывается перед собранием, сходом.

Глава местного самоуправления (глава администрации) непосредственно или через образуемые им органы местного самоуправления осуществляет управление муниципальным хозяйством, распоряжается имуществом и объектами муниципальной собственности, разрабатывает местный бюджет, обеспечивает его исполнение и выполняет другие исполнительно-распорядительные функции.

Выборные и другие органы местного самоуправления организуют исполнение законов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений  Правительства Российской Федерации, законодательных и иных правовых актов субъектов Российской Федерации, оказывают содействие федеральным органам государственной власти, расположенным на их территории, и органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляют координацию деятельности органов территориального общественного самоуправления населения.

Наименование главы местного самоуправления, выборного представительного органа местного самоуправления и порядок  его избрания (формирования), включая  работающих на постоянной (оплачиваемой) основе, другие вопросы организации и деятельности местного самоуправления на территории субъектов Российской Федерации определяются правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций и местных условий.

 

1.2 Элементы системы  местного самоуправления

 

Разные элементы местного самоуправления находятся во взаимосвязи друг с  другом, образуя систему местного самоуправления в Русской Федерации. Термин система местного самоуправления не употребляется ни в Конституции РФ, ни в судебных решениях по дилеммам местного самоуправления. Совместно тем внедрение данного термина представляется полностью уместным, так как понятие системы предполагает, что ее элементы структурированы, находятся меж собой в определенной упорядоченной связи и образуют в силу этого некую целостность.

Элементами системы местного самоуправления являются:

) формы воплощения местного  самоуправления конкретно жителями  городского образования:

городские выборы;

местный референдум;

отзыв выборных лиц местного самоуправления;

голосование по выявлению представления  населения о отношении к изменению  границ территорий, в каких осуществляется местное самоуправление;

сход обитателей городского образования (в городских образованиях с численностью избирателей, не превышающей 100 человек);

) деятельность органов местного  самоуправления:

выборных коллегиальных;

выборных единоличных (выборных должностных  лиц местного самоуправления);

невыборных - сформированных (назначенных) выборными органами либо в ином порядке, предусмотренном уставом городского образования;

) инициативные формы роли обитателей  в местном самоуправлении (территориальное  публичное самоуправление, клубы  по интересам, связанным с решением  вопросов местного значения, собрания  людей по месту жительства, народная правотворческая инициатива, роль в общественных слушаниях, обращения в органы местного самоуправления).

Федеральным законом «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Русской Федерации» допускается исключение из данного правила в отношении городских образований - городских районов, в каких уставом определено, что представительный орган формируется не методом городских выборов, а из представителей внутрирайонных городских образований, а глава городского образования избирается представительным органом из собственного состава. В отличие от выборов, другие формы прямого воплощения популяцией местного самоуправления могут не применяться неограниченно длительное время.

Вторая группа в иерархии частей системы местного самоуправления - деятельность органов местного самоуправления, для которых решения, принятые через формы прямого воплощения популяцией местного самоуправления, являются обязательными к выполнению не могут быть ими отменены либо изменены. В данной группе следует выделить представительный орган местного самоуправления, обязательный к созданию в согласовании с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Русской Федерации» (исключение - малочисленные городские образования, где возможности представительного органа осуществляет сход обитателей), главу городского образования и местную администрацию.

Третьей группой являются инициативные формы роли обитателей в местном  самоуправлении. Эта деятельность, на которую органы местного самоуправления должны реагировать, но они вправе как принимать к выполнению предложения людей, выдвинутые в инициативном порядке, так и отрешиться от реализации тех либо других предложений по мотивам нецелесообразности.

Информация о работе Территориальное общественное самоуправление в системе местного самоуправления