Территориальное общественное самоуправление в системе местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 01:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение территориального общественного самоуправления в системе местного самоуправления (на примере Нижнего Новгорода).
Задачи исследования:
. Выявить организационные основы местного самоуправления.
. Исследовать территориальное общественное самоуправление (ТОС) в системе местного самоуправления.
. Проанализировать правовые и финансово-экономические основы территориального общественного самоуправления (на примере Нижнего Новгорода).

Содержание

Введение
Глава 1. Организационные основы местного самоуправления
.1 Система местного самоуправления
.2 Элементы системы местного самоуправления
.3 Территориальное общественное самоуправление в системе местного самоуправления
Глава 2. Территориальное общественное самоуправление (ТОС) в системе местного самоуправления
.1 Место ТОС в осуществлении народовластия
.2 Организационные формы ТОС
.3 Принципы и функции ТОС
Глава 3. Правовые и финансово-экономические основы территориального общественного самоуправления
.1 Законодательное обеспечение организации и функционирования территориального общественного самоуправления
.2 Полномочия территориального общественного самоуправления и финансово-экономическая основа их реализации
.3 Опыт работы советов общественного самоуправления (СОС) в Нижнем Новгороде
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

TOS.doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

. В систему ТОС также входят  союзы и ассоциации ТОС различных  уровней.

Территориальное общественное самоуправление объединяет население на основе совместной работы по выполнению определенных задач в области обслуживания общественных потребностей граждан, удовлетворения их культурно-бытовых и иных запросов, охраны их прав и интересов. Органы местного самоуправления, в соответствии с уставом муниципального образования, содействуют органам ТОС в осуществлении их полномочий.

 

2.3 Принципы и функции  ТОС

 

Принципы территориального общественного  самоуправления - это обусловленные  природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых им органов ТОС в решении вопросов местного значения.

Территориальное общественное самоуправление осуществляется на следующих принципах:

. широкого и активного участия  населения и их объединений в выработке, принятии и реализации решений по вопросам развития своей территории;

. самостоятельности, предусматривающей  создание органов ТОС населением, а также определении финансовых  источников их деятельности;

. выборности органов ТОС, их подконтрольности и подотчетности населению;

. открытости и публичности деятельности  органов ТОС, учета ими общественного  мнения;

. законности деятельности ТОС;

. сочетании территориальных и  местных интересов с региональными  и государственными интересами;

. защиты прав и интересов  населения территории.

К функциям территориального общественного  самоуправления относятся основные направления их деятельности:

обеспечение участия жителей территории в решении вопросов местного значения;

прием выполненных работ по благоустройству и озеленению территорий, ремонту и реконструкции жилого фонда, объектов социальной инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства, дорог и тротуаров, расположенных на территории действия ОТОСа;

формирование промышленных, рекреационных и других функциональных зон и объектов, использование природных ресурсов, охрана историко-культурного наследия и окружающей среды;

приватизация объектов бытового обслуживания населения и торговых предприятий  территории действия ОТОСа;

застройка муниципальных земельных участков в пределах территории действия ОТОСа, возведение на них зданий и сооружений, осуществление перестройки или сноса строений, кроме случаев застройки земельного участка в соответствии с генеральным планом и проектами планировки и застройки, предоставления (передачи) земельных участков гражданам;

представление земельных участков и находящегося на них недвижимого  имущества другим юридическим лицам  в постоянное и срочное пользование, в том числе и аренду;

порядок использования гражданами и юридическими лицами земельных участков общего пользования: территории, на которых расположены внутриквартальные и дворовые спортивные сооружения, зоны отдыха и зеленые насаждения, автостоянки, мусоросборники, хозяйственные пристройки, гаражи, места выгула домашних животных и птиц;

участие в поддержании правопорядка на соответствующей территории;

другие решения, затрагивающие  интересы граждан соответствующей  территории и уставные полномочия ОТОСа.

 

Глава 3. Правовые и финансово-экономические  основы

территориального общественного самоуправления

 

.1 Законодательное обеспечение  организации и

функционирования территориального общественного

самоуправления

 

Правовую основу территориального общественного самоуправления составляют Конституция Российской Федерации, законодательство РФ, правовые акты субъектов РФ, правовые акты органов местного самоуправления.

Территориальное общественное самоуправление является одним из элементов системы  местного самоуправления. Местное самоуправление прошло определенный путь с 1991 года. Именно тогда был принят Закон РФ «О местном самоуправлении в Российской Федерации».

В настоящее время первым основополагающим элементом правовой основы ТОС должен быть назван Закон РФ «Об общих  принципах организации местного самоуправления в РФ», принятый Государственной Думой РФ 12 августа 1995 года. Правовой статус территориального общественного самоуправления точно определен наименованием статьи 27 данного Закона и ее первым пунктом: «территориальное общественное самоуправление - это форма участи населения в осуществлении местного самоуправления, основанная на самоорганизации граждан по месту их жительства. Предметом своей деятельности ТОС имеет вопросы местного значения, но при этом, не являясь формой власти, не принимает общеобязательные решения, а осуществляет собственные инициативы в этих вопросах, направленные на решение конкретных задач в обеспечение собственной жизнедеятельности.

Закон Нижегородской области «Об  организации местного самоуправления в Нижегородской области» от 8 апреля 1996 г. содержит так же, как и Федеральный Закон, только одну статью (ст. 26), посвященную территориальному общественному самоуправлению, которая является почти точной копией статьи 27 Федерального закона. Поэтому следует обратиться к Уставу Нижегородской области, в котором также очень кратко в статье 57 сказано о том, что «органы местного самоуправления могут передавать органам территориального общественного самоуправления часть своих функций, заключать с ними договоры (соглашения)». Здесь также следует отметить стремление законодателя обеспечить местным органам власти самостоятельность в решении данного вопроса.

В соответствии с Конституцией РФ, Законом «О местном самоуправлении РФ» и Временным Положением «О территориальном общественном самоуправлении в г. Нижнем Новгороде» для осуществления Советами общественного самоуправления исполнительно - распорядительных функций на территории микрорайонов:

. Главам районных администраций  г. Нижнего Новгорода необходимо  рассмотреть вопрос о передаче  на договорной основе Советам общественного самоуправления некоторых исполнительно - распорядительных функций:

право выступать заказчиками по благоустройству и озеленению территории микрорайонов с использованием собственных  денежных средств и средств, выделенных на эти цели из городского или районного бюджета;

участвовать в согласовании при  отводе земельных участков под временные  сооружения (рынки, киоски, гаражи, автостоянки, места для парковки);

осуществлять контроль за соблюдением  правил торговли, чистоты и порядка, санитарно-гигиенических норм в сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения;

право взимания ежедневных сборов за право уличной торговли на территории микрорайонов с распределением полученных средств между Советом и районной администрацией по заключенному соглашению.

Этот закон, не регулируя властные отношения, должен определить механизм осуществления двух конституционных  прав человека в их единстве: право  на объединение по месту жительства и право на осуществление местного самоуправления непосредственно гражданами. Законопроект раскрывает порядок учреждения органов территориального общественного самоуправления, их государственную регистрацию, права, предпринимательскую, хозяйственную и издательскую деятельность, обеспечение законности на территории действия органа и порядок перерегистрации действующих органов территориального общественного самоуправления до вступления в силу настоящего Закона.

Принятие новой Конституции  Российской Федерации, признание прав и свобод гражданина высшей ценностью  и закрепление принципов разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации потребовали нового осмысления политико-правовой природы территориального общественного самоуправления в условиях действия новой Конституции Российской Федерации, как базового института российского гражданского общества, и на этой основе решения вопроса разграничения в переурегулировании норм статей 80-86 между федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации.

В предложенном проекте Федерального закона представлено 5 глав.

В первой главе даны основные понятия (территориальное общественное самоуправление, орган ТОС, общественные интересы, собрания и т.д.). Здесь же определены правовое положение органа ТОС и предмет правового регулирования - права граждан РФ на собрания и на объединение по месту жительства для защиты общественных интересов. Во второй главе законопроекта расписан порядок учреждения органов ТОС, устав, государственная регистрация, ликвидация органа ТОС, права органа ТОС, в т.ч. право собственности. Третья глава регламентирует порядок проведения собраний, их подготовку, вынесение решений. Гарантиям территориального общественного самоуправления посвящена вся четвертая глава законопроекта, где подробно описаны принципы взаимодействия с государственными органами и органами местного самоуправления, органами надзора и контроля. В заключительной пятой главе расписан механизм вступления в силу данного законопроекта.

Необходимо разработать некоторые  нормативные правовые акты для реализации Закона «Об общих принципах организации территориального общественного самоуправления», а именно:

Территориальное общественное самоуправление в городе Нижнем Новгороде, является формой осуществления местного самоуправления и призвано содействовать реализации прав и свобод граждан, их самостоятельности в решении вопросов развития территории. Эффективное функционирование системы местного самоуправления во многом определяется уровнем развития его правовой основы. Совершенствование местного самоуправления на этапе реального реформирования невозможно без детальной разработки законодательного регулирования всех аспектов общественных отношений его деятельности. Полноценное развитие законодательства о местном самоуправлении является также залогом развития демократии в нашей стране, создания правового государства.

 

3.2 Полномочия территориального  общественного самоуправления

и финансово-экономическая  основа их реализации

 

Компетенция органа ТОС определяется Уставом органа ТОС на основе Положения о территориальном общественном самоуправлении, исходя из добровольно принимаемых органом ТОС обязательств и полномочий, передаваемых ему органами местного самоуправления.

Согласно Положению о территориальном  общественном самоуправлении в городе Нижнем Новгороде органы территориального общественного самоуправления правомочны:

. Принимать решения о проведении  собраний (сходов), конференций жителей,  проводить опросы общественного  мнения на территории деятельности  органа ТОС и на основе их  анализа давать соответствующие предложения органам государственной власти и местного самоуправления, организациям и учреждениям.

. Участвовать в подготовке и  реализации планов социально-экономического  развития микрорайона, жилого  комплекса, поселка, в разработке  и исполнении социальных программ, затрагивающих интересы жителей данной территории и осуществлять общественный контроль за исполнением данных планов и программ.

. Участвовать в решении вопросов  санитарного содержания и благоустройства  территории, охраны зеленых насаждений, водоемов.

. Заслушивать на своих заседаниях  объяснения лиц, допустивших нарушения  общественного порядка, правил  санитарной гигиены, другие нарушения,  принимать решения о применении  к ним мер общественного воздействия.

. Обращаться в суд в случае нарушения общезначимых для населения данной территории прав и законных интересов граждан, проживающих на подведомственной территории.

. Владеть и пользоваться имуществом.

. Самостоятельно осуществлять  хозяйственную деятельность в  соответствии с законодательством Российской Федерации.

. Участвовать в создании общественных  организаций, создавать клубы  по интересам, любительские объединения,  центры досуга на территории  органа ТОС и взаимодействовать  с ними.

. Выступать заказчиком на выполнение  работ по благоустройству и ремонту жилищного фонда, объектов социальной инфраструктуры.

. Согласовывать с уполномоченными  на это органами выделение  и изъятие земельных участков  на территории органа ТОС.

. Участвовать в создании детских  площадок, мест отдыха, физкультурно-спортивных комплексов, сооружений.

. Организовывать отдых населения,  проведение культурно - массовых  и спортивных мероприятий и  праздников.

. Вносить предложения о переименовании  улиц и площадей, об объявлении  памятниками истории и культуры  объектов, находящихся на территории органа ТОС.

Финансово-экономическая основа ТОС

Закон «О местном самоуправлении в  Российской Федерации» предусматривает  направления экономической деятельности органов территориального общественного  самоуправления. Причины этого вполне определены: нацелить общественные формирования на решение социальных задач населения с помощью экономических средств и обеспечить им материальную основу жизнедеятельности. Без экономических рычагов общественные формирования в существующих рыночных отношениях имели бы нулевое значение.

Закон открыл возможность активного  вхождения органов территориального общественного самоуправления в  экономическую деятельность. Однако при рыночных отношениях эти возможности  могут остаться возможностями, или  не будут решены, по крайней мере, два вопроса:

наделение органов территориально-общественного  самоуправления правами субъекта финансовых отношений;

реальное образование у данных органов финансовых ресурсов. Вновь  обратимся к Закону РФ "О местном  самоуправлении в РФ". В ст. 8 5 закреплены полномочия по самостоятельному использованию имеющихся в их распоряжении финансовых ресурсов в соответствии с уставными целями и программами социально-экономического развития соответствующих территорий. Эта же статья говорит о составе финансовых ресурсов, включая в них собственные, заемные средства, а также средства, передаваемые органам ТОС местной администрацией.

Экономические основы ТОС

- право территориальных полномочий;

население, осуществляющее местное  самоуправление, необходимо признать субъектом, осуществляющим владение, пользование и распоряжение собственностью территории;

Информация о работе Территориальное общественное самоуправление в системе местного самоуправления