Территориальное общественное самоуправление в системе местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 01:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение территориального общественного самоуправления в системе местного самоуправления (на примере Нижнего Новгорода).
Задачи исследования:
. Выявить организационные основы местного самоуправления.
. Исследовать территориальное общественное самоуправление (ТОС) в системе местного самоуправления.
. Проанализировать правовые и финансово-экономические основы территориального общественного самоуправления (на примере Нижнего Новгорода).

Содержание

Введение
Глава 1. Организационные основы местного самоуправления
.1 Система местного самоуправления
.2 Элементы системы местного самоуправления
.3 Территориальное общественное самоуправление в системе местного самоуправления
Глава 2. Территориальное общественное самоуправление (ТОС) в системе местного самоуправления
.1 Место ТОС в осуществлении народовластия
.2 Организационные формы ТОС
.3 Принципы и функции ТОС
Глава 3. Правовые и финансово-экономические основы территориального общественного самоуправления
.1 Законодательное обеспечение организации и функционирования территориального общественного самоуправления
.2 Полномочия территориального общественного самоуправления и финансово-экономическая основа их реализации
.3 Опыт работы советов общественного самоуправления (СОС) в Нижнем Новгороде
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

TOS.doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

совет, как представительный орган  территориально - общественного самоуправления, самостоятельно формирует предполагаемую смету доходов и расходов.

Экономическая деятельность органов ТОС не ограничивается созданием предприятий, но сегодня это наиболее приемлемый путь получения средств, необходимых для решения многочисленных проблем, связанных с функционированием территориальных образований.

 

3.3 Опыт работы советов общественного самоуправления (СОС) в

Нижнем Новгороде

 

Именно в большом городе разобщенность  и одиночество становятся проблемой. Буквально в двух шагах, за тонкой стенкой живут люди, имен которых  мы зачастую не знаем и с которыми порой даже не здороваемся. Поэтому грязные подъезды, разбитые лампочки, вытоптанные газоны и сломанные скамейки воспринимаются нами как действия какой-то враждебной и равнодушной толпы. Мы дружно упрекаем эту безликую и безразмерную толпу в бездуховности и варварстве. Большинство жителей имеют благие намерения и нуждаются, оказывается, лишь в объединении и организации своих хаотичных желаний.

История становления территориального общественного самоуправления в  г. Нижнем Новгороде начиналась еще  в 1989 году. Начавшиеся процессы экономических преобразований предопределили необходимость проведения кардинальных изменений и в структуре местного самоуправления. Прекращают свое существование районные Советы (2000 депутатов), резко сокращается число депутатов городского уровня (с 450 до 34 депутатов), возрастает число вопросов, решаемых районными администрациями, которые ранее решались силами предприятий, общественных организаций, вместе с тем, значительно увеличивается число обращений, жалоб и заявлений граждан.

Несмотря на незначительный рост численности аппарата районных и городских организаций, объем сложнейших задач, свалившихся на них в связи с перестройкой общества, к сожалению, не позволяет им дойти до каждого подъезда, дома, детской площадки.

В этот период наиболее активная часть населения, стремившаяся к политической и экономической стабильности, пытается, сплотившись, совместными усилиями противостоять трудностям переходного периода и начинает формировать различные общественные формы самоорганизации населения, ставшие прообразами будущих общественных Советов самоуправления. Было так же признано целесообразным совместными усилиями администрации города, депутатов, общественности развивать структуры территориального общественного самоуправления, дать первоначальный толчок административными мерами, наряду с инициированием активности общественности, в их развитии. В Положении был определен порядок образования и условия первоначального финансирования деятельности Советов.

Множество повседневных проблем, заботящих  сегодня нижегородцев, крайне беспокоят и Советы общественного самоуправления.

Оказание социальной помощи малоимущим, увеличивающийся уровень безработицы, борьба с преступностью, беспризорностью, благоустройство дорог, развитие транспорта, состояние дорог и многие другие вопросы жизни нашего большого сложного города ежедневно рассматриваются администрацией города, районов и Советами общественного самоуправления. Советы обрастают активом, т.к. один председатель не справится, каким бы активным, ответственным он ни был.

Среди членов советов много ветеранов, пенсионеров. Сейчас усилия направляются на то, что бы привлечь молодежь, людей среднего возраста, активистов из родительских комитетов, ветеранов-афганцев, военных-отставников.

Вся деятельность Советов проходит в тесном контакте с районными администрациями: участие в еженедельных оперативных совещаниях у глав районных администраций позволяет им быть в курсе всех районных проблем, а так же ставить свои вопросы перед специалистами администрации.

У Советов общественного самоуправления имеется много проблем. Одна из них - недостаточно развита правовая база в отношении ТОСов. С одной стороны. Советы по своему юридическому статусу являются организациями с правами общественных объединений, с другой стороны, регистрируются они, в подавляющем большинстве, администрациями районов, а не в Управлении юстиции Нижегородской области. Финансово и организационно они подчинены районной и городской администрациям, являясь, как бы частью местного самоуправления города.

Все Советы общественного самоуправления приняли активное участие в праздновании праздника Победы, вручали медали, подарки и поздравляли ветеранов в Советах общественного самоуправления микрорайонов.

При клубах и Центрах досуга некоторыми Советами организуются кружки, в которых  желающие могут обучиться искусству народных промыслов.

Всеми Советами составлены социальные паспорта микрорайонов. Согласно им, Советы, по мере возможности, оказывают помощь малоимущим и незащищенным категориям граждан: обеспечение лиц, вышеназванных  категорий, товарами по сниженным ценам, выделением материальной помощи, подарками к праздникам, лекарствами и т.д.

Практически все Советы организуют для населения различные праздники: Новый год, Масленица, День знаний, Международный  женский день, День города, День матери, Декада инвалида и многие другие.

По сложившейся традиции к Дню  города проводится конкурс на лучший Совет общественного самоуправления года по шести направлениям: за лучшую работу Советов по благоустройству, озеленению территории микрорайонов, с населением, с детьми и подростками, по социальной защите, совместную работу с правоохранительными органами. Каждый четвертый Совет общественного самоуправления - является победителем, награждается свидетельством и денежной премией от городской Думы и администрации города.

Деятельность Советов общественного  самоуправления оценивается по следующим  направлениям.

. По лучшему благоустройству  территории Совета общественного  самоуправления (организация общественных  работ, субботников по уборке  территории микрорайона, ремонта детских площадок, изготовления новогодних аттракционов, асфальтирование дорог).

. За лучшее озеленение и содержание  зеленых насаждений, цветников на  территории Совета общественного  самоуправления (за лучший дом,  двор, балкон, подъезд, палисадник, улицу).

. За лучшую организацию совместной  работы по охране общественного  порядка с участковыми инспекторами, опорными пунктами, товарищескими  судами и инспекцией по делам  несовершеннолетних на территории  микрорайона.

. За лучшую работу по социальной  защите населения микрорайона (работа с многодетными семьями, неполными семьями, инвалидами, пенсионерами, советами ветеранов, женсоветами).

Конкурсы планируется проводить  и в будущем, охватывая все  стороны деятельности Советов, включая  и новые направления работы с  населением.

Советы нуждаются в поддержке. В городской Думе это очень  хорошо понимают и постоянно подкрепляют  делом свое внимание к развитию общественного  самоуправления. Работа в совете общественного  самоуправления в чем - то сродни депутатской. Городская Дума и депутатский корпус видят в советах общественного управления своего помощника и партнера в защите интересов граждан. Городская Дума поддерживает развитие общественного самоуправления на территории нашего города, как и любых других начинаний, способствующих становлению институтов демократии.

 

Заключение

 

Местное самоуправление в Российской Федерации - признаваемая и гарантируемая  Конституцией Российской Федерации  самостоятельная и под свою ответственность  деятельность населения по решению  непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления.

Правовой статус ТОС в настоящее время отличается от установленного ранее Законом Российской Федерации "О местном самоуправлении в Российской Федерации". До принятия Конституции Российской Федерации органы ТОС входили в систему местного самоуправления; местное самоуправление осуществлялось через представительные органы местного самоуправления, местные органы управления, формы прямой демократии, а также через органы территориального общественного самоуправления. В соответствии с действующим федеральным законодательством органы ТОС обособлены от органов местного самоуправления и не включены в их систему. В правовых документах как муниципального образования, так и органов ТОС, органы территориального общественного самоуправления наделяются властными полномочиями, правом принятия общеобязательных на своей территории актов, хотя ни сущность ТОС, ни способ формирования этих органов не допускают передачи органам территориального общественного самоуправления властных прав в отношении граждан и юридических лиц. Основной задачей органов ТОС является исполнение решений органов местного самоуправления, выполнение их функций. При этом полномочия органов ТОС исчерпывающим образом установлены нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, руководители ТОС в ряде случаев после избрания населением утверждаются или назначаются органами местного самоуправления, получают заработную плату в органах местного самоуправления, а иногда и состоят в их штатах, т.е. являются муниципальными служащими. ТОС способствует воспитанию гражданского самосознания, организации активного сотрудничества власти и народа, преодолению пассивности и иждивенческих настроений населения. Исходя из этого, органы государственной власти и местного самоуправления должны способствовать созданию ТОС, проводить разъяснительную работу среди населения, создавать условия для формирования и деятельности органов территориального общественного самоуправления. Органы ТОС могут создаваться только по инициативе населения, а их компетенция определяется самими гражданами при формировании этих органов, так как именно граждане сами решают, какие собственные инициативы они будут осуществлять в вопросах местного значения.

 

Библиографический список

 

1. Конституция РФ от 25.12.1993 (с  изменениями от 10.12.1996, 09.06.2001). - М.: Юридическая  литература, 2002. - 68 с.

. Об общих принципах организации  местного самоуправления в РФ: Федеральный закон от 6 октября  2003 г. №131 - ФЗ (в ред. Федеральных  законов от 07.05.2009) // Собрание законодательства  РФ. - 2003. - Ст. 3822.

. Анимица, Е.Г. Основы местного самоуправления. / Е.Г. Анимица. - М.: ИНФРА, 2005. - 208 с.

4. Башилов, В.М. Роль территориального  общественного самоуправления в  системе местного самоуправления / Местное самоуправление в регионах. Сборник. - М.: 2001. - 211 с.

5. Васильев, А.А. Территориальное общественное самоуправление. Пособие для практических занятий / А.А. Васильев. - Н. Новгород: 2004. - 135 с.

. Гладышев, А.Г. Муниципальное управление: учебное пособие для вузов  / А.Г. Гладышев. - М.: Муниципальный  мир, 2004. - 560 с.

. Зотов, В.Б. Система муниципального управления / В. Б. Зотов. - СПб.: Питер, 2005. - 493 с.

. Игнатов, В.Г. Местное самоуправление: учебное пособие / В.Г. Игнатов. - М.: Риор, 2005. - 480 с.

. Игнатюк, Н.А. Муниципальное право  / Н.А. Игнатюк. - М.: Юстицинформ, 2007. - 312 с.

. Кокотов, А.Н. Муниципальное право  России /А.Н. Кокотов, А.С. Саломаткин. - М.: Юристъ, 2005. - 384 с.

. Кузнецова, И.А. Государственное  и муниципальное управление. Конспект  лекций / И.А. Кузнецова. - М.: Эксмо, 2008. - 160 с.

. Кутафин, О.Е. Муниципальное право Российской Федерации: учебное пособие / О.Е. Кутафин. - М.: Юристъ, 2006. - 559 с.

13. Ларькина, А.П. Органы территориального  общественного самоуправления. - М.: Наука, 2003. - 123 с.

. Мерсиянова, И.В. Территориальное  общественное самоуправление в социологической перспективе // Информационный бюллетень «Нижегородская панорама». - 2004. - №3. - с. 14-29.

15. Постовой, Н.В. Муниципальное право  России: Вопросы и ответы / Н. В.  Постовой. - М.: Юриспруденция, 2005. - 128 с.

. Савранская, О.Л. Территориальное общественное самоуправление // В сб. "Местное самоуправление: проблемы и пути их решения". - СПб.: Питер, 2000. - 321 с.

. Шугрина, Е.С. Муниципальное право  Российской Федерации / Е.С. Шугрина. - М.: Проспект, 2007. - 672 с.

. Чанов, С.Е. Муниципальное право. Пособие для сдачи экзамена / С.Е. Чанов. - М.: Юрайт-Издат, 2006. - 192 с.

. Чиркин, В.Е. Система государственного  и муниципального управления: учебное  пособие / В.Е. Чиркин. - М.: Юристъ, 2005. - 379 с.


Информация о работе Территориальное общественное самоуправление в системе местного самоуправления