Оптимизация управления образованием на муниципальном уровне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 16:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящего исследования является вопросы оптимизации управления сферой образования на муниципальном уровне.
Задачами исследования являются:
1. Дать общую характеристику состояния дошкольного, основного общего и профессионального образования;
2. Определить особенности государственного и муниципального управления в области образования;
3. Оценить эффективность управления учреждениями образования на региональном и муниципальном уровнях;
4. Дать анализ деятельности Муниципального учреждения Отдел образования администрации муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан;
5. Предложить меры по оптимизации управления образованием на муниципальном уровне.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Государственное и муниципальное управления: Система образования 7
1.1.Общая характеристика состояния дошкольного, основного общего и профессионального образования в России 7
1.2.Особенности государственного и муниципального управления в области образования 17
ГЛАВА 2. Анализ управления образованием на региональном муниципальном уровнях 24
2.1.Оценка эффективности управления учреждениями образования в Республике Башкортостан 24
2.2.Анализ деятельности Муниципального учреждения Отдел образования администрации муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан 35
ГЛАВА 3. Направления совершенствования образованием на муниципальном уровне 45
3.1. Совершенствование экономических методов управления образованием 45
3.2. Совершенствование управления в сфере образования с учётом нормативной базы 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ 79

Вложенные файлы: 1 файл

Оптимизация управления образованием на муниципальном уровне.doc

— 760.00 Кб (Скачать файл)

│  │образовательных услуг    │          │   │устойчивости             │

│  └─────────────────────────┘          │   └─────────────────────────┘

│  ┌─────────────────────────┐          │   ┌─────────────────────────┐

├─>│Показатели  использования │          ├──>│Оценка платежеспособности│

│  │материальных  ресурсов    │          │   │                         │

│  └─────────────────────────┘          │   └─────────────────────────┘

│  ┌─────────────────────────┐          │   ┌─────────────────────────┐

└─>│Показатели  использования │          └──>│Оценка кредитоспособности│

   │трудовых  ресурсов        │              │                         │

   └────────────┬────────────┘              └────────────┬────────────┘

                └────────────────────┬───────────────────┘

                                    \│/

                 ┌───────────────────┴───────────────────┐

                 │Показатели объема, структуры и  качества│

                 │    оказанных образовательных  услуг    │

                 └───────────────────┬───────────────────┘

                                    \│/

           ┌─────────────────────────┴─────────────────────────┐

           │  Обобщение результатов эффективности  деятельности │

           │             образовательных учреждений            │

           └─────────────────────────┬─────────────────────────┘

              ┌───────────────┬──────┴────────┬───────────────┐

             \│/              │               │              \│/

      ┌───────┴──────┐       \│/             \│/      ┌───────┴──────┐

      │Финансовые    │┌───────┴──────┐┌───────┴──────┐│Социальные  и  │

      │индикаторы    ││Кадровые      ││Индикаторы    ││информационные│

      │              ││индикаторы    ││качества      ││индикаторы    │

      └──────────────┘│              ││образования   │└──────────────┘

                      └──────────────┘└──────────────┘

 

Рис. 2 Система показателей эффективности деятельности образовательного учреждения

 

Предложенные блоки  анализа позволяют решить задачи оценки эффективности деятельности образовательных учреждений с учетом целевой направленности исследуемого объекта. Анализ эффективности использования ресурсов и финансового состояния позволит внутренним пользователям при принятии управленческих решений выбирать наиболее эффективные пути расходования бюджетных средств, в то время как индикаторы предоставят возможность внешним пользователям определить состояние общеобразовательного учреждения в разрезе финансовой, социальной и образовательной деятельности, а также в сравнении с другими идентичными учреждениями.

Образовательным учреждениям  присущ целый ряд особенностей, на которые следует акцентировать  внимание при анализе эффективности  их деятельности:

-Финансирование общеобразовательных  учреждений в отличие от коммерческих идет путем перераспределения бюджетных средств, а не прямого поступления от потребителя. Законодательно предусмотрено получение бесплатного общего образования, поэтому учреждения, оказывая большой спектр образовательных услуг, получают средства из государственного бюджета на безвозвратной основе. Можно предположить, что, с одной стороны, ослабляется контроль за качеством выполнения возложенных функций и эффективностью расходования бюджетных средств. Однако модернизация системы финансирования образования путем перехода на подушевое финансирование предполагает не обеспечение всех потребностей в расходах на одного учащегося, а эффективное распределение бюджета на базе прозрачной формулы, основанной на принципе «деньги следуют за обучающимся».

-Деятельность общеобразовательных учреждений носит некоммерческий характер, поэтому формирование отрицательного финансового результата неизбежно. Как правило, субвенции предполагают финансирование конкретных статей затрат, что может повлечь за собой не только расходование ресурсов в соответствии с необходимостью, а исходя из объемов выделенных средств. Например, экономию фонда заработной платы можно направить лишь на премии работникам, перераспределение на другие статьи невозможно.

-В ходе осуществления  образовательной деятельности общеобразовательные школы расходуют свои средства согласно установленной смете доходов и расходов в соответствии с бюджетной классификацией. Но, например, проведение ЕГЭ не может оплачиваться непосредственно родителями, законодательно не закреплена данная функция и за образовательным учреждением. Поэтому можно сделать вывод, что это может привести к снижению оперативного реагирования на постоянно меняющиеся условия хозяйствования общеобразовательных школ.

Как известно, инновационное развитие региональной экономики возможно только на основе обеспечения современного производства, создающего материальную базу для всего регионального социума, хорошо подготовленными, квалифицированными кадрами рабочих и специалистов. Однако консервативная и инертная по своей сути профессиональная школа по-прежнему с трудом адаптируется к рыночным отношениям, отставая по содержанию и темпам развития от потребностей региональной экономики.

Это обстоятельство обусловливает  углубление двух видов существенных противоречий:

-между объективным  процессом регионализации всех  видов общественных отношений  и слабой ориентированностью  профессионального образования  на потребности региональных  экономических структур;

-между рыночной потребностью  в квалифицированных кадрах рабочих и специалистов нового типа и несоответствием профессионально-квалификационной структуры выпускников образовательных учреждений требованиям современного производства.

Очевидно, что для соответствия региональной системы профессионального  образования потребностям региональной экономики система профессионального образования должна учитывать специфику экономики Нижегородской области, особенностью которой как одного из крупнейших индустриальных центров России является высокая доля перерабатывающих отраслей. На территории Нижегородской области сосредоточены предприятия общего и транспортного машиностроения, электротехнической, радио- и приборостроительной промышленности, производства химической, топливной, лесной и бумажной продукции с развитой системой энергетики и транспорта. Ведущими отраслями в области являются производство транспортных средств, которое занимает лидирующее положение в объеме производства, а также машиностроение.

По видам экономической  деятельности наибольшую потребность  в Республике Башкортостан в рабочей силе испытывали предприятия обрабатывающих производств (29,1% вакансий от общей суммы), наименьшее количество вакансий предоставили предприятия финансового сектора (1,2%)20. Как мы видим, именно отрасли промышленности испытывают дефицит квалифицированных кадров. Эта проблема усугубляется также старением кадров на производстве (средний возраст квалифицированных рабочих приближается к шестидесяти годам).

Одновременно в центрах  занятости населения зарегистрировано достаточно большое количество безработных граждан с профессиями, спрос на которые в настоящий момент имеет минимальное значение или вовсе отсутствует, что говорит о несбалансированности рынков труда и профессионально-образовательных услуг.

Анализ рынка труда  Республики Башкортостан показал, что причина невостребованности кадров обусловлена не столько низким спросом на их профессии, сколько отсутствием достаточной квалификации, что, в свою очередь, определяет потребность в дополнительной подготовке и переподготовке рабочих кадров и специалистов.

Практика показывает, что проблему переобучения и повышения  квалификации предприятиям зачастую приходится решать самостоятельно, однако это  не самый эффективный способ подготовки кадров и, кроме того, требующий дополнительного  финансирования. Недостаток средств на переобучение и повышение квалификации работников отмечают 235 предприятий. Надо отметить, что последняя проблема касается в основном неуспешных предприятий. В отличие от них успешные активно внедряют практику внутрифирменного обучения сотрудников и делают заказ сторонним организациям на дополнительное обучение персонала, включая различные тренинги и повышение квалификации.

Однако в большей  степени обучение касается управленческих кадров и финансовых структур. Профессиональное обучение и переподготовка рабочих и работников среднего звена продолжают стремительно падать. По оценочным данным, на производстве произошло сокращение профессиональной подготовки и переподготовки более чем в два раза. Лишь отдельные предприятия продолжают вкладывать средства в переподготовку кадров рабочих профессий.

Определенную роль в  повышении квалификации, переподготовке, освоении второй смежной специальности  играет служба занятости населения (СЗН) Республики Башкортостан. Обращает на себя внимание достаточно высокий уровень нетрудоустроенных выпускников профессиональных образовательных учреждений. Молодежь в возрасте 16 - 29 лет составляет около 40% зарегистрированных в службе занятости в качестве ищущих работу, что свидетельствует о том, что молодежи сложно трудоустроиться по специальности. По данным областной службы занятости населения, в центры занятости населения (ЦЗН) районов и городов ежегодно обращается более 6% от выпуска учебных заведений всех уровней профессионального образования. Проблема трудоустройства выпускников профессионально-образовательных учреждений остается одной из главных проблем областной системы профобразования. Так, 30 - 40% выпускников вузов и около 80% выпускников средних учебных заведений работают не по специальности.

Анализ трудоустройства выпускников начального профессионального образования показывает, что в среднем более 50% обратившихся в ЦЗН районов и городов были трудоустроены по полученным в учебных заведениях профессиям. По специальностям маляр-штукатур, парикмахер, продавец, столяр, слесарь, электрогазосварщик уровень трудоустройства превышал средние показатели и составил более 60%. Наиболее востребованы были токари, фрезеровщики и станочники широкого профиля - 100% трудоустроились по полученной профессии.

Подчеркнем, что на башкортостанском рынке труда были востребованы все рабочие профессии. В областном банке вакансий реальная потребность в рабочих кадрах превышала предложение в пять и более раз. Выпускникам в сельских районах области трудоустроиться было сложнее, особенно там, где в последние годы произошло сокращение рабочих мест.

Характерно, что наибольшая численность обращений за содействием  в трудоустройстве по-прежнему отмечается среди выпускников учреждений среднего профессионального образования. При  заполнении вакансий по большинству специальностей работодатель отдает предпочтение специалистам с высшим образованием, поэтому уровень трудоустройства выпускников со средним профессиональным образованием по приобретенным специальностям не превышает 20%. В этих условиях большинство выпускников средних учебных заведений трудоустраивались по рабочим профессиям, а также на работы низкой квалификации. Трудоустройству выпускников, имеющих специальности в сфере машиностроения, приборостроения и транспорта, способствовали приобретенные ими за время обучения рабочие профессии водителя, токаря, слесаря, электрика, электрогазосварщика и др.

Объемы обращений выпускников  вузов в службу занятости населения  на протяжении последних лет были достаточно низкими по сравнению  с другими категориями. Одна из основных причин неэффективного трудоустройства для этой категории состоит в том, что работодатели предъявляют высокие требования к уровню квалификации и опыту работы нанимаемых кадров. Специалисты районных (городских) ЦЗН отмечают, что выпускникам высших учебных заведений по-прежнему недостает знаний вычислительной техники и специальных компьютерных программ, соответствующих их профессиям.

Уровень трудоустройства  обратившихся выпускников вузов  по полученным специальностям превышал в большинстве случаев 40%. Это обусловлено увеличением числа вакансий как инженерно-технического профиля (инженер, инженер-конструктор, инженер-проектировщик, инженер-программист, инженер-технолог), так и специалистов в сфере экономики, юриспруденции, менеджеров для различных сфер деятельности.

В числе причин, по которым  выпускники профессиональных образовательных  учреждений испытывали трудности при  трудоустройстве, можно выделить следующие:

-низкая конкурентоспособность  выпускников (отсутствие опыта  работы и необходимых навыков трудоустройства);

-недостаточная информированность  о тенденциях на рынке труда;

-ориентация выпускников  на занятость в непроизводственной  сфере с установкой на высокую  заработную плату;

Информация о работе Оптимизация управления образованием на муниципальном уровне