Оптимизация управления образованием на муниципальном уровне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 16:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящего исследования является вопросы оптимизации управления сферой образования на муниципальном уровне.
Задачами исследования являются:
1. Дать общую характеристику состояния дошкольного, основного общего и профессионального образования;
2. Определить особенности государственного и муниципального управления в области образования;
3. Оценить эффективность управления учреждениями образования на региональном и муниципальном уровнях;
4. Дать анализ деятельности Муниципального учреждения Отдел образования администрации муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан;
5. Предложить меры по оптимизации управления образованием на муниципальном уровне.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Государственное и муниципальное управления: Система образования 7
1.1.Общая характеристика состояния дошкольного, основного общего и профессионального образования в России 7
1.2.Особенности государственного и муниципального управления в области образования 17
ГЛАВА 2. Анализ управления образованием на региональном муниципальном уровнях 24
2.1.Оценка эффективности управления учреждениями образования в Республике Башкортостан 24
2.2.Анализ деятельности Муниципального учреждения Отдел образования администрации муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан 35
ГЛАВА 3. Направления совершенствования образованием на муниципальном уровне 45
3.1. Совершенствование экономических методов управления образованием 45
3.2. Совершенствование управления в сфере образования с учётом нормативной базы 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ 79

Вложенные файлы: 1 файл

Оптимизация управления образованием на муниципальном уровне.doc

— 760.00 Кб (Скачать файл)

Общее образование включает в себя три ступени, соответствующие  уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование. Порядок его получения регламентирован в ст. 19 Закона РФ «Об образовании»11.

Кроме того, существуют образовательные  учреждения профессионального типа, которые осуществляют подготовку работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего уровня согласно перечням профессий и специальностей, устанавливаемым Правительством РФ на основе профессиональных образовательных программ. Так, начальное профессиональное образование можно получить в профессионально-технических и иных училищах, учебно-производственных мастерских, межшкольных учебных комбинатах и т.п. Среднее профессиональное образование может быть получено в средних специальных учебных заведениях или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования.

В системе образовательных  учреждений страны имеются также  учреждения специализированной направленности. Так, постановлением Правительства  РФ от 1 июля 1995 г. № 676 утверждено Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Специализированные учреждения есть и для детей с общественно опасным поведением, которые функционируют на основании Типового положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением12.

Разнообразие видов  образования и возможность получения  его в различных формах - очной, вечерней, заочной и др. - также  указывают на общедоступность образования  в России.

В Российской Федерации  устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты. Государственный образовательный стандарт (далее - стандарт) состоит из обязательного минимума содержания основных образовательных программ, максимального объема учебной нагрузки обучающихся, требований к уровню подготовки учеников. Порядок разработки, утверждения и введения стандартов определяется Правительством РФ, за исключением случаев, предусмотренных законом. Однако важно отметить, что стандарт основного общего образования устанавливается федеральным законом. Стандарты разрабатываются на конкурсной основе и уточняются не реже одного раза в 10 лет также на основе конкурса, который объявляется Правительством РФ.

Для обучающихся с  отклонениями в развитии государством устанавливаются специальные стандарты. Главное социальное предназначение стандартов состоит в том, что они являются основой для объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования (ст. 7 Конституции РФ).

Конкретизируют стандарты  в России образовательные программы. Именно они определяют содержание образования  определенных уровней и направленности. В образовательном процессе в  настоящее время используются общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные) программы. Программы первого вида направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ13. Что касается профессиональных образовательных программ, то они направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации. Оба типа образовательных программ естественно конкретизируются применительно к виду получаемого образования.

Согласно ст. 8 Закона РФ "Об образовании", система образования  в России представляет собой совокупность: взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций. Действующая в стране система образования поддерживает различные формы образования, в том числе получение образования в негосударственных образовательных организациях, создаваемых в организационно-правовых формах, предусмотренных для некоммерческих организаций (частные учреждения, учреждения общественных и религиозных организаций, объединений).

Государство поощряет также  получение образования в форме  семейного образования и самообразования  с прохождением аттестации в форме экстерната в аккредитованных образовательных учреждениях соответствующего типа, а также получение дополнительного образования в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации, школах искусств, домах детского творчества и т.д.

Профессиональное образование - важный этап в гражданском становлении личности, в ее гармоническом развитии. Непонимание объективно необходимой связи развитости и профессионализма порождает не только схоластические споры относительно «противоречия» того и другого, но и серьезные ошибки в практике работы с молодежью, когда овладение профессиональными знаниями и навыками в той или иной форме противопоставляется общегуманитарной культуре14. В результате возникают либо пресловутые «технократические перекосы», либо попытки формировать гуманитарную культуру человека в отрыве от жизни, от труда и общественной практики.

Особое место в обогащении интеллектуального потенциала страны принадлежит высшей школе15. Однако изменения и в содержании, и в направлениях, и в структуре ее деятельности происходят очень медленно.

К середине 90-х годов  прошлого столетия высшая школа вошла  в жесточайший кризис, из которого далеко не все вузы имеют возможность  с достоинством выбраться.

Высшая школа сейчас стоит перед непростым выбором - найти оптимальные пути своего дальнейшего развития. Оценка происходящих изменений неоднозначна, ибо в общественном настроении, общественном мнении имеются самые различные, в том числе и диаметрально противоположные, точки зрения. Однако предложения и суждения, какими бы противоречивыми по существу они ни были, отражают глубокую заинтересованность людей в обеспечении и дальнейшем наращивании духовного потенциала общества.

Образование связано  со всеми сферами общественной жизни. Реализуется эта связь непосредственно через личность, включенную в экономические, политические, духовные, иные социальные связи. Образование является единственной специализированной подсистемой

общества, целевая функция  которой совпадает с целью  общества16. Если различные сферы и отрасли хозяйства производят определенную материальную и духовную продукцию, а также услуги для человека, то система образования «производит» самого человека, воздействуя на его интеллектуальное, нравственное, эстетическое и физическое развитие. Это определяет ведущую социальную функцию образования - гуманистическую.

Гуманизация - объективная  потребность общественного развития, основной вектор которого - направленность на человека. Глобальный технократизм как метод мышления и принцип деятельности индустриального общества дегуманизировал социальные отношения, поменял местами цели и средства. В нашем обществе человек, провозглашавшийся как высшая цель, на деле был превращен в «трудовой ресурс». Это нашло отражение в системе образования, где школа свою главную функцию видела в «подготовке к жизни», а под «жизнью» оказывалась трудовая деятельность. Ценность личности как неповторимой индивидуальности, самоцели общественного развития была отодвинута на дальний план. Ценился, прежде всего, «работник». А поскольку работника можно заменить, отсюда возник антигуманный тезис о том, что «незаменимых людей нет». В сущности получалось, что жизнь ребенка, подростка - это еще не полноценная жизнь, а только подготовка к жизни, жизнь начинается с вступления в трудовую деятельность. А что же с завершением ее? Не случайно в общественном сознании складывалось отношение к старикам, инвалидам как к неполноценным членам общества. К сожалению, в настоящее время ситуация в этом плане не улучшилась, приходится говорить о нарастании дегуманизации общества как реальном процессе, где утратилась уже и ценность труда.

Рассматривая гуманистическую  функцию, следует сказать о том, что это понятие наполняется новым содержанием. Гуманизм в его классическом, антропоцентристском понимании в современных условиях ограничен и недостаточен, не соответствует концепции устойчивого развития, выживания человечества. Сегодня человек рассматривается как открытая система с позиций ведущей идеи начала третьего тысячелетия - идеи коэволюции. Человек не центр Вселенной, но частица Социума, Природы, Космоса. Поэтому правомерно говорить о неогуманизме. Если обратиться к различным звеньям системы образования, то с наибольшей полнотой неогуманистическая функция призвана реализовываться в системе дошкольного воспитания и в общеобразовательной школе, причем в наибольшей степени - в младших классах. Именно здесь закладываются основы интеллектуального, нравственного, физического потенциала личности.

 

1.2.Особенности  государственного и муниципального управления в области образования

 

Представляется, что отсутствие понятия государственного управления в Конституции РФ и иных высших нормативных правовых актах России, регламентирующих вопросы реализации государственной власти органами, относящимися к определенным ветвям государственной власти и иным властным институтам, связано с тем, что указанные акты определяют в первую очередь содержание, формы и методы реализации государственной власти уполномоченным лицом вовне - по отношению к иным субъектам права, а государственное управление - это вид государственно-властной деятельности, осуществляемый в рамках структуры субъекта этой деятельности в целях оптимизации функционирования такой структуры.

В теории административного  права наиболее распространенным является понятие государственного управления как «самостоятельного вида государственно-властной деятельности, которая имеет организующий, исполнительно-распорядительный, подзаконный характер, осуществляемого особой категорией субъектов административного права - государственных органов (и их должностных лиц) по практической реализации задач и функций государства в процессе повседневного и непосредственного руководства экономическим, социально-культурным и административно-политическим строительством»17.

Несмотря на определенные отличия в точках зрения, почти  все ученые-административисты традиционно  подчеркивают организующий, исполнительный и распорядительный характер государственно-управленческой деятельности, направленной на решение  основных задач и выполнение основных функций государства. При этом многие авторы в своих публикациях придерживаются мнения о различном смысловом наполнении термина «государственное управление», говоря о государственном управлении в широком и в узком смысле слова. Такой подход к определению понятия государственного управления представляется спорным, думается, что определение государственного управления должно быть единым вне зависимости от широты (или узости) смысла, который вкладывается в этот термин. Определения государственного управления, изложенные в учебниках и учебных пособиях, в основной массе случаев указывают на его всеобъемлющий характер и на то, что задачи и функции государства решаются и осуществляются именно в рамках государственно-управленческой деятельности. Данное положение после принятия Конституции России 1993 г. представляется спорным. Скорее, государственное управление можно считать средством и способом обеспечения надлежащего функционирования государственного органа. Кроме того, государственное управление как вид социального управления осуществляется в рамках определенной государственной системы управления. В связи с этим можно считать государственное управление не содержанием всей государственно-властной деятельности государственных органов, а способом обеспечения надлежащего функционирования этих властных структур.

Феномен государственного управления квалифицируется и классифицируется учеными-административистами неоднозначно. Некоторые из них отождествляют  государственное управление с реализацией исполнительной власти. Такая позиция представляется спорной в связи с тем, что государственное управление как вид подзаконной организационной, исполнительно-распорядительной и правоприменительной деятельности обязательно присутствует в каждом государственном органе. И в законодательных органах - в целях организации и обеспечения их функционирования, в целях обеспечения надлежащей деятельности законодательных органов по реализации конституционной функции по принятию законов и иных нормативных правовых актов, и в органах судебной системы - в целях организации деятельности судов и обеспечения реализации судами конституционной функции по отправлению правосудия, и в структуре исполнительной власти - в целях организации деятельности органов исполнительной власти и обеспечения реализации этими органами конституционно определенной функции по применению и исполнению законодательства России и подзаконных нормативных правовых актов, и в администрации Президента России - по обеспечению реализации Президентом конституционных полномочий, и в иных государственных органах - с целью обеспечения надлежащего и эффективного осуществления ими своих функций. В связи с характером, сферой осуществления, а также с учетом особенностей статуса участников государственного управления можно принять, что государственное управление - это урегулированное административно-правовыми нормами непрерывное властное воздействие организационного, правоустановительного, исполнительно-распорядительного и правоприменительного характера, осуществляемое уполномоченным лицом в рамках структуры государственного органа (или между соподчиненными органами), на лиц, находящихся с таким лицом в отношениях организационной (структурной, служебной) подчиненности, в целях обеспечения надлежащего функционирования структуры государственного органа.

Содержание государственного управления включает ряд обязательных элементов. К их числу можно отнести: анализ ситуации, сложившейся в системе  управления; определение цели управленческого  воздействия и ресурсов, необходимых  для ее достижения; принятие субъектом управления решения о содержании и порядке действий; доведение принятого решения до объекта управления; организация обратной связи; проверка содержания деятельности объекта управления в целях достижения поставленной цели, включающая контроль за деятельностью объекта управления, допускающий при необходимости применение к объекту управления мер государственного принуждения18.

Информация о работе Оптимизация управления образованием на муниципальном уровне