Оптимизация управления образованием на муниципальном уровне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 16:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящего исследования является вопросы оптимизации управления сферой образования на муниципальном уровне.
Задачами исследования являются:
1. Дать общую характеристику состояния дошкольного, основного общего и профессионального образования;
2. Определить особенности государственного и муниципального управления в области образования;
3. Оценить эффективность управления учреждениями образования на региональном и муниципальном уровнях;
4. Дать анализ деятельности Муниципального учреждения Отдел образования администрации муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан;
5. Предложить меры по оптимизации управления образованием на муниципальном уровне.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Государственное и муниципальное управления: Система образования 7
1.1.Общая характеристика состояния дошкольного, основного общего и профессионального образования в России 7
1.2.Особенности государственного и муниципального управления в области образования 17
ГЛАВА 2. Анализ управления образованием на региональном муниципальном уровнях 24
2.1.Оценка эффективности управления учреждениями образования в Республике Башкортостан 24
2.2.Анализ деятельности Муниципального учреждения Отдел образования администрации муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан 35
ГЛАВА 3. Направления совершенствования образованием на муниципальном уровне 45
3.1. Совершенствование экономических методов управления образованием 45
3.2. Совершенствование управления в сфере образования с учётом нормативной базы 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ 79

Вложенные файлы: 1 файл

Оптимизация управления образованием на муниципальном уровне.doc

— 760.00 Кб (Скачать файл)

В сфере образования, где уже давно ведутся разговоры об острой потребности систематизации законодательства, оформляющего ее, такая форма систематизации, как консолидация, остается без внимания в нормотворческой практике, что справедливо ставится в упрек законодателю.

Законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» являются системообразующими актами в образовательной сфере, представляющими "ось", вокруг которой вращаются многочисленные нормативные документы, зачастую инструктивного характера. Однако в большей степени указанные Законы служат «индикаторами» проблемных мест в правовой базе образования.

Определенная «инвентаризация» именно таких документов (писем, инструкций, положений) с обобщением практики заложенного в них правового регулирования в одном или нескольких актах была бы весьма полезна. Такая работа на начальном этапе кодификации могла бы перерасти в упомянутых образовательных законах в самостоятельный раздел (главу), посвященный регулированию образовательных отношений.

Соглашаясь с обоснованными  претензиями ученых, можно сказать, что консолидация образовательных  норм могла бы служить промежуточным  этапом на пути к созданию полноценного кодифицированного акта в образовании. Консолидация, как представляется, позволяет объединить нормативный материал, а кодификация поможет его целенаправленно переработать.

Между тем еще в  советский период учеными отмечался  обратный эффект систематизации, в  любом случае не позволяющий достичь  исчерпывающего законодательного регламентирования.

Создание кодекса должно быть обосновано более вескими аргументами, чем одна лишь специфика образовательной  отрасли.

Кроме того, в противовес здравому смыслу (судя по количеству принимаемых  нормативных актов) определяется современная  законотворческая практика, что подтверждает критика тотального законодательного регулирования.

Система законодательства как множество взаимосвязанных  элементов формируется по мере развития политико-правовой общественной жизни.

Как представляется, упомянутый Кодекс об образовании, варианты которого уже предлагались, должен учесть просчеты современного законодательства. Однако «прописку» в нормативной базе данный законодательный акт может получить только после его положительной оценки широкой общественностью и в образовательных кругах, как и все нормативные акты, касающиеся социальной сферы и требующие предварительной правовой «экспертизы».

Приведение в систему  норм образовательного законодательства создаст ту стадию становления правовой основы, на которой возможно принципиально иное правовое регулирование. Дальнейшее развитие образовательного права должно идти по пути «специализации» норм отраслевых актов, «разделения труда» в области нормативного регулирования. Определенным «компромиссом» в решении вопроса о перспективах переработки образовательного права может служить проект нового Закона «Об образовании», комплексного правового акта, который определит дальнейшие шаги законодателя в регулировании образовательных правоотношений и деятельности высшей школы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Резюмируя вышеизложенное приходим к выводам:

1.В современном динамично развивающемся мире всемерно повышается значимость образования. В последние десятилетия социально-экономические реформы, переживаемые нашим обществом, наложили свой отпечаток на работу учреждений образования, заставили по-новому оценить их роль в современных условиях модернизации и степень их эффективности. Опыт прошедших десятилетий свидетельствует о том, что справиться с современными задачами, вызовами времени, глобальными проблемами современности - экологическими, экономическими, демографическими, политическими и др. - можно лишь путем создания просвещенного, культурного общества. Только культура и образование способны обеспечить поступательное, устойчивое развитие общества, нашу конкурентоспособность и достойное положение в мире. К сожалению, взгляд на культуру и образование как на сферы затратные, неприбыльные продолжает оставаться весьма распространенным в нашем обществе. Но научно доказанным является тот факт, что деньги, вложенные в эти сферы, через несколько лет возвращаются сторицей, поскольку получившие образование сотрудники оказываются высококвалифицированными и обеспечивают более высокую производительность труда.

2.Образование - это та сфера, которая определяет менталитет и национальное самосознание граждан. Именно на основе великой культуры возможно единение нации, народа, достижение социальной сплоченности и социальной солидарности как интегративного группового поведения. Почему это так важно? Именно потому, что мы стоим перед необходимостью преодоления сепаратистских настроений в обществе, национального, религиозного экстремизма и насилия, криминализации общества и молодежи, антисоциальных проявлений в подростковой и молодежной среде, засилья квазирелигиозных сект и националистических движений. На фоне неизбежных противоречий общественной жизни в период ее трансформации необходимо укреплять сеть учреждений образования, поскольку именно они обеспечивают историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры и духовно-нравственных ценностей, в конечном счете определяют лицо того общества, в котором предстоит жить нам и нашим детям. Поэтому роль учреждений образования остается весьма существенной.

3.В современном обществе более образованные социальные слои занимают более высокое положение в иерархии социального престижа. Движение индивида вверх или вниз по шкале социального престижа становится в прямую зависимость от уровня его образования. Таким образом, образование является одним из важнейших символов социальной позиции и средством достижения успеха в обществе. Расширение масштабов образованности населения, совершенствование системы образования оказывают сильнейшее воздействие на социальную мобильность, делают ее более открытой и динамичной. В целом существующая система образования, ее многообразные звенья представляют собой весьма противоречивую картину, в которой позитивные сдвиги еще нередко перемежаются с негативными или неопределенными тенденциями. По-прежнему остро стоит вопрос о концепции высшего образования, его дальнейшем функционировании. Основной упор делается на содержание образования, на активные способы дальнейшего ввода молодого человека в мир как единое целое. Во главу угла ставятся не отдельные предметы, не количество часов на те или иные дисциплины и даже не объем информации, а поиск новых способов организации образования, при которых в сознании молодежи устанавливалось бы как можно больше прямых, личностных связей с мировоззрением. Именно в этом подлинное богатство, целостность и единство личности, залог ее истинной свободы. И напротив, чтобы управлять человеком, манипулировать им, необходимо расчленить это единство, разорвать его и противопоставить личное - общественному, политическое - нравственному, профессиональное - человеческому.

4.Преодоление инерции общественного сознания в оценке образования, возникающих в нем «перекосов» - дело непростое. Успех здесь определяется, прежде всего, сдвигами в социально-экономических условиях общества. Но воспитательные усилия высшей школы могут дать значительный опережающий эффект, если в пропаганде профессий, их общественной значимости социальный идеал органически увязывается с интересами людей, социальных и демографических групп населения. Общество переходит от сравнительно демократической системы образования, доступной представителям всех социальных групп, открытой для контроля и воздействия со стороны общества, к селективной, элитарной модели, исходящей из идеи автономности образования как в экономическом, так и в политическом аспекте. Сторонники этой концепции полагают, что образование - такая же сфера предпринимательской деятельности, как производство, коммерция, и поэтому должна функционировать так, чтобы приносить прибыль. Отсюда неизбежность внесения платы за образование учащимися, использование различных систем для определения уровня интеллектуального развития или одаренности. Возможность платить и личная одаренность - таковы струны, из которых плетется сито селекции, со все уменьшающимися ячейками по мере продвижения к вершине образовательной, а затем и социальной пирамиды.

5.Важным моментом при формировании системы показателей для определения эффективности деятельности является этап мониторинга, поскольку бюджетная отчетность должна позволять прозрачно отслеживать достижение результата при выделенном финансировании и оценивать эффективность действий органов управления по реализации планов и достижению результата. Поэтому результаты деятельности учреждений должны заранее определяться обществом и являться предметом отчета органов управления образованием перед законодательной властью и населением. Для еще более прозрачной процедуры корректировки целей на будущий бюджетный цикл необходимо создать механизм обратной связи с потребителями образовательных услуг. Для этого необходимы массовые социальные исследования общественного мнения. Поэтому начинать разработку бюджета, направленного на эффективное использование бюджетных средств, следует с определения обществом стратегических целей образования на основе анализа эффективности деятельности учебных заведений.

6. В процессе истории  модели управления экономикой  учреждений высшего профессионального  образования изменились, приобретая  более профессиональный характер. Важную роль в данном процессе  сыграло государство. Уменьшив финансирование, оно подтолкнуло учреждения высшего профессионального образования к поиску внебюджетных источников, а также разработало образовательную политику в виде Концепции модернизации образования.

7. Если государство пересмотрит нормативы бюджетного финансирования стоимости обучения в расчете на одного учащегося в сторону увеличения, то это даст экономический стимул учреждениям высшего профессионального образования участвовать в конкурсе на подготовку кадров по государственному заказу.

8. Для того чтобы наука была задействована на участие в образовательном процессе, необходимо все бюджетные заказы на научные исследования и проектные разработки производить только через учреждения высшего профессионального образования, но сначала для эффективного решения данной задачи государству необходимо провести работу по укрупнению учреждений высшего профессионального образования путем включения в их состав образовательных организаций различного уровня, научных организаций (университетских комплексов, научно-образовательных и научно-учебно-производственных комплексов).

9. Для более эффективного использования такого государственного стимулирования, как грант, государству необходимо сначала привлечь квалифицированных научных сотрудников в учреждения высшего профессионального образования.

10. Государство должно обеспечить все необходимое для возможности учреждения высшего профессионального образования зарабатывать самостоятельно, что даст ему не только дополнительный источник финансирования, но и управленческий опыт. Многоканальное финансирование сможет решить финансовые проблемы и повысить качество университетского менеджмента, а для тех учреждений высшего профессионального образования, которые не могут самостоятельно иметь дополнительные источники финансирования по причине отсутствия опыта или слабого университетского менеджмента, государство может применить такие меры стимулирования, как государственные заказы кадров и научных исследований.

11. Государству необходимо сбалансированно подходить к применению мер стимулирования. В большем количестве применять такие меры стимулирования, как формирование благоприятного климата для привлечения кадрового состава на работу в учреждения высшего профессионального образования и государственные заказы кадров.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1.Нормативные правовые  акты

 

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газет, 1993, 25 декабря.
  2. Декларация о создании общеевропейского пространства высшего образования (Болонская декларация) (принята в г. Болонье 19 июня 1999 г.).
  3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ  // Собрание законодательства Российской Федерации, 1998 г.,  №31,  ст. 3823.
  4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 7 января 2002  г., № 1 (ч.1), ст.1.
  5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 17 июня 1996 г., № 25, ст.2954.
  6. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г.  № 3266-1 «Об образовании» // Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 30 июля 1992 г., № 30, ст. 1797
  7. Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // Российская газета, 1996, 29 августа.
  8. Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 35, ст. 4137.
  9. Федеральный закон от 08.05.2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» // Собрание законодательства Российской Федерации, 10.05.2010 г., № 19, ст. 2291.
  10. Федеральный закон от 03.11.2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 45, ст. 4626.
  11. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2 июня 2003 г., № 22, ст. 2063.
  12. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2 августа 2004 г., № 31, ст. 3215.
  13. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 40, ст.3822.
  14. Национальная доктрина образования в РФ (одобрена Постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 г. № 751) // Бюллетень Министерства образования РФ, 2000, № 11.

 

 

2.Специальная литература

 

  1. Авакьян С.А. Состояние, проблемы и перспективы местного самоуправления в России // Местное самоуправление в России: состояние, проблемы, перспективы. - М.: Юрист, 2008.
  2. Административное право: Учебник. – изд. 2-е перераб. и доп. / Под ред. Попова Л.Л. – М.: Юристъ, 2009.
  3. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования – М.: Логос, 2009.
  4. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире – М.: Владос, 2009.
  5. Дорохова Г.А. Законодательство о народном образовании. - М., 1985.
  6. Зборовский Г.Е. и др. Образование как ресурс информационного общества // Социс, 2009, № 7(255).
  7. Зборовский Г.Е. и др. Социология образования – М.: Гардарики, 2008.
  8. Здравов О.Ю. Законодательство в сфере образования: обеспечение частных и публичных интересов: Материалы научно-практической конференции (Москва, 11 апреля 2007 г.). - М.: Стиль, 2007.
  9. Зенков В.Н. Концепция развития законодательства в сфере образования // Концепции развития российского законодательства / Под ред. Т.Я. Хабриевой, Ю.А. Тихомирова, Ю.П. Орловского. - М.: Наука, 2009.
  10. Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы - 2-е изд., перераб. - М.: Высшая школа, 2009.
  11. Матюшева Т.Н. Правовой статус гражданина Российской Федерации и сфера образования: Дис. ... канд. юрид. наук. - Волгоград, 2009.
  12. Новоселов В.И. Правовое положение граждан в советском государственном управлении. Саратов, 1976.
  13. Образовательное законодательство государств - участников СНГ и стран Балтии / Под ред. В.М. Сырых. - М.: Готика, 2009.
  14. Ожегов С.И. и др. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю.Шведова / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 4-е изд., стереотипное – М.: АЗЪ, 2006.
  15. Официальный сайт Отдела образования администрации муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан // http://blagu№o35.№arod.ru/i№dex2.htm
  16. Пищулин Н.П. Общество и образование: вчера, сегодня, завтра – М.: Жизнь и Мысль, 2010.
  17. Сапаргалиев Г.С., Баянов Е.Б. и др. Государственное управление народным образованием в СССР. Алма-Ата, 1980.
  18. Социальные трансформации в России: Теории, практики, сравнительный анализ: Учебное пособие / Под ред. проф. Ядова В.А. – М.: Изд-во «Флинта», 2008.
  19. Спасская В.В. Законодательство Российской Федерации в сфере образования: становление и перспективы развития. - М.: Сфера, 2006.
  20. Суханов Е.А. О концепции Кодекса об образовании и самостоятельного «образовательного права» // Проблемы и перспективы законодательства об образовании и его кодификации: Материалы VI Международной научно-практической конференции. Москва, 11 - 12 октября 2001 г. / Отв. ред. А.Я. Капустин, В.В. Еремян. - М.: Норма, 2002.
  21. Труд и занятость в Республике Башкортостан / Под общей редакцией Руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан А.М. Ганиева, заместителя руководителя Р.Ш. Гатауллина, от 05.11.2008 г. 
  22. Устав Отдела образования администрации муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан, утверждённый Главой администрации муниципального района Благовещенский  район Республики Башкортостан А.А.Нурутдиновым в 2006 г., согласованный Председателем комитета по управлению собственностью Министерства имущественных отношений Республики Башкортостан по Благовещенскому району и городу  Благовещенску в 2006 г.
  23. Федорова М.Ю. Образовательное право. - М.: Юрист, 2010.
  24. Хлопкова Ю.А. История становления и современное состояние исполнительной власти в России. Сборник статей - М.: Новая Правовая культура, 2009.
  25. Голубицкий В.М. Управление вузом // Управление социально-культурным учреждением: Межвуз. сб. науч. тр. - Свердловск, 2010.
  26. Козырин А.Н. Современные проблемы систематизации образовательного законодательства // Ежегодник российского образовательного законодательства, 2009, Т. 3, Вып. 2.
  27. Тихомиров Ю.А. Управление на основе права. - М.: Юрист, 2010.
  28. Ягофаров Д.А. Методология и методика сравнительно-правовых исследований в области образовательного права // Право и образование, 2009, № 1.
  29. Князев Е.А. Перспективный инструмент совершенствования вузовского управления // Университетское управление, 2009, № 2 (30).
  30. Корголиев <span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__C

Информация о работе Оптимизация управления образованием на муниципальном уровне