Муниципальное управление ЖКХ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 18:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение реформы ЖКХ на муниципальном уровне.

При написании курсовой работы ставились следующие задачи:

- проанализировать литературные источники и действующее законодательство по исследуемому вопросу,

- рассмотрение общее понятие осуществления управления на муниципальном уровне ЖКХ;

- выявить основные положения управления ЖКХ в муниципальном образовании г.Воткинска.

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы муниципального управления ЖКХ

1.1 Общие проблемы управления и реформирования ЖКК

1.2 Государственная политика реформирования ЖКК

1.3 Задачи органов местного самоуправления по реформированию ЖКК

Глава 2. Управление ЖКХ в муниципальном образовании г.Воткинска

2.1 Общая характеристика состояния ЖКХ г.Воткинска

2.2 Основные направления развития ЖКХ г.Воткинска

Заключение

Список использованных источников и литературы

Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 175.00 Кб (Скачать файл)


 

Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретические основы муниципального управления ЖКХ

1.1 Общие проблемы управления и реформирования ЖКК

1.2 Государственная политика реформирования ЖКК

1.3 Задачи органов местного самоуправления по реформированию ЖКК

Глава 2. Управление ЖКХ в муниципальном образовании г.Воткинска

2.1 Общая характеристика состояния ЖКХ г.Воткинска

2.2 Основные направления развития ЖКХ г.Воткинска

Заключение

Список использованных источников и литературы

Приложения

жилищное коммунальное хозяйство


Введение

 

Актуальность рассмотрения темы курсовой работы «Реформа ЖКХ на муниципальном уровне (на примере МО «г.Воткинск»)» состоит в том, что без преувеличения можно сказать, что жилищно-коммунальное хозяйство является одной из важнейших сфер жизнедеятельности каждого человека. Каждый день, знает об этом человек или нет, его «житие-бытие» регулируется нормами жилищного законодательства. И от того, какие это нормы, каково их наполнение и содержание, в значительной степени зависит его жизнь.

С сожалением приходится констатировать, что государство долгое время было в долгу у общества не только за свою строительную политику, но и за отсутствие четкой, понятной, прозрачной и непротиворечивой системы жилищного законодательства.

До 1 марта 2005 г., т.е. до введения в действие нового Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), законодательство, регулирующее жилищные отношения, характеризовалось бессистемностью и большим количеством нормативных актов (акты приняты в разное время, на разном уровне - от инструкций до федеральных законов). Системные кодифицированные акты (Основы жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик[1] и Жилищный кодекс РСФСР[2]) были приняты более 20 лет назад. Очевидно, что социально-экономические условия в стране настолько сильно изменились, что в 90-е гг. прошлого столетия и в начале XXI в. Основы фактически не действовали, а ЖК РСФСР применялся в той степени, в которой не противоречил законам, принятым позже. Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ)[3] урегулировал отношения, связанные и с правом собственности на жилые помещения, и с договором найма жилого помещения. Однако в целом жилищное законодательство до 1 марта 2005 г. не было упорядочено.

Названные обстоятельства позволяют утверждать, что в Российской Федерации давно назрела необходимость новой (второй) кодификации жилищного законодательства, которая наконец-таки упорядочила бы регулирование жилищных отношений.

Новый ЖК РФ был принят Государственной Думой 22 декабря 2004 г., одобрен Советом Федерации 24 декабря 2004 г., подписан Президентом Российской Федерации 29 декабря 2004 г., опубликован в "Российской газете" 12 января 2005 г.[4] и, как уже указывалось, вступил в силу с 1 марта 2005 г.

Объектом исследования курсовой работы служат общественные отношения, в центре которых находится такой специфический объект, как жилое помещение.

Предмет исследования - управление жилищно-коммунальным комплексом (ЖКК).

Целью данной курсовой работы является рассмотрение реформы ЖКХ на муниципальном уровне.

При написании курсовой работы ставились следующие задачи:

- проанализировать литературные источники и действующее законодательство по исследуемому вопросу,

- рассмотрение общее понятие осуществления управления на муниципальном уровне ЖКХ;

- выявить основные положения управления ЖКХ в муниципальном образовании г.Воткинска.

Информационной основой курсовой работы служат гражданское и жилищное законодательство в РФ.

Теоретической основой курсовой работы являются труды отечественных авторов, занимающихся проблемами управления жилищно-коммунальной сферой.

Методологической основой курсовой работы является совокупность методов и средств, используемых в управленческих науках (в частности - анализ).

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

Первая глава освещает теоретические основы исследуемого вопроса – основы управления ЖКХ на муниципальном уровне.

Вторая глава содержит данные исследования управления ЖКХ в муниципальном образовании г.Воткинска.

 


Глава 1. Теоретические основы муниципального управления ЖКХ

 

1.1 Общие проблемы управления и реформирования ЖКК

 

Уровень обеспечения населения жилищно-коммунальными услугами (ЖКУ) - один из самых важных показателей качества жизни на территории муниципального образования. Управление жилищно-коммунальным комплексом относится в основном к компетенции поселений.[5] На муниципальные районы возложены межпоселенческие функции: организация электро- и газоснабжения в границах муниципального района, содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования между населенными пунктами муниципального района с соответствующими инженерными сооружениями, организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, содержание межпоселенческих мест захоронения и оказание ритуальных услуг.

Важнейшим аспектом является принцип конкурентоспособности, определяемый наличием конкурентных преимуществ у предприятий и организаций, предоставляющих услуги, которые должны обеспечиваться ресурсосберегающими и инновационными подходами, развитием конкуренции и формированием социально-ориентированной политики, а также условиями, определяющими качество системы управления объектами ЖКК.

На современном этапе развития с учетом потенциала отдельных подотраслей ЖКК, типологии предоставляемых частных и общественных услуг, степени конкурентных отношений, наличия различных форм собственности на имущество, особенностей экономических механизмов функционирования предприятий, следует рассматривать в качестве отдельных сфер жилищное хозяйство и коммунальный комплекс, имеющие различные системы управления и принципы их реформирования.

В состав жилищного хозяйства входят жилые и нежилые здания с сетью эксплуатирующих и обслуживающих их предприятий и организаций. Коммунальный комплекс включает в себя системы инженерного обеспечения поселений (электроэнергия, тепло-, газо-, водоснабжение и водоотведение) и общегородское коммунальное хозяйство (дороги, благоустройство и озеленение территории, вывоз и переработка бытовых отходов и ряд других хозяйств).

Реформирование и технологическая модернизация ЖКК, повышение конкурентоспособности предоставляемых услуг, предприятий предполагают применение новых, более совершенных организационно-экономических и информационных методов управления, принципиально отличающихся от использовавшихся до недавнего времени в жилищно-коммунальной сфере.

Однако внедрение эффективных форм и методов управления осложняется специфическими особенностями трансформации собственности, экономических отношений и хозяйственного механизма функционирования предприятий ЖКК, усугубляемыми социально-экономической ситуацией в различных регионах.

Кризисное состояние жилищно-коммунального комплекса в большинстве муниципальных образований России стало проблемой общегосударственного значения. Причинами кризиса явились многолетнее недофинансирование и неэффективная тарифная политика, предопределяющие дотационность отрасли, высокие затраты на оказание услуг, отсутствие у обслуживающих предприятий экономических стимулов снижения затрат, а у получателей ЖКУ - возможности влиять на их количество и качество, неэффективная система управления, неразвитость конкурентной среды, высокая степень износа основных фондов, большие потери теплоэнергии, воды и других ресурсов.[6]

Возникновение и нарастание технологических и финансовых проблем ЖКК было связано также с тем, что до начала массовой приватизации в России основная часть объектов ЖКК находилась на балансе промышленных и других предприятий и финансировалась по титулам соответствующих отраслевых министерств и ведомств. В ходе приватизации эти объекты были переданы в муниципальную собственность, как правило, в крайне запущенном техническом состоянии и без должной финансовой компенсации расходов на их содержание и ремонт.[7] Во избежание полного краха систем жизнеобеспечения поселений муниципалитеты были вынуждены взять на свой баланс ветхий и аварийный жилищный фонд, изношенные трубопроводы, устаревшие котельные и насосные станции и т.д. без проведения полной технической инвентаризации основных фондов ЖКК, вследствие чего муниципальные органы не имеют достоверной информации о фактическом уровне их износа. Недостаточность государственных централизованных финансовых средств на модернизацию и ремонт переданных муниципалитетам изношенных основных фондов не позволила устранить аварийность в системах жизнеобеспечения, особенно в тепло- и водоснабжении. Финансовый кризис и банкротство градообразующих предприятий поставили многие города и поселения с моноструктурным характером экономики в сложные социально-экономические условия. В результате начал нарастать объем задолженности местных бюджетов и муниципальных жилищно-коммунальных предприятий перед ресурсоснабжающими организациями.

Наличие в ЖКК сложных взаимосвязей хозяйствующих субъектов и потребителей услуг, обусловленных как схемой технологического взаимодействия, так и возникающими при этом противоречиями между экономической природой производства услуг и социальным характером их потребления, подчеркивает специфику управления ЖКК. С точки зрения социальной значимости, ЖКК призван создавать необходимые условия для комфортного и безопасного проживания граждан, а с экономической, являясь сферой деятельности с постоянным потребительским спросом на рынке жилищно-коммунальных услуг, он обладает значительным потенциалом для развития частного бизнеса.

При этом важно выделить три взаимосвязанных аспекта управления в сфере ЖКК, включающих доступность приобретения и эксплуатации жилья, повышение качества жилищно-коммунального обслуживания, а также преобразование жилищно-коммунального комплекса муниципальных образований на принципах самоокупаемости услуг и привлечения частного бизнеса, которые действуют в условиях регулируемого органами управления рынка услуг ЖКК с учетом социально-экономических условий и регламентов, обеспечивающих стандарты условий проживания для населения, а также социальной ответственности бизнеса.

Организационно-экономический механизм реформирования ЖКК предусматривает совокупность взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих достижение конечных целей управления, переход от нормативно-тарифного регулирования коммунальных услуг к оплате фактически потребленных, разработку схем взаимодействия органов власти, хозяйствующих субъектов и потребителей при предоставлении услуг, изменение системы финансирования с ориентацией на оплату потребителями услуг по их реальной стоимости, рациональное сочетание источников финансирования, создание условий для деятельности частных управляющих организаций.[8]


1.2 Государственная политика реформирования ЖКК

 

Важнейшей тенденцией нынешнего этапа явилась нарастающая роль государства в формировании жилищно-коммунальной политики и принятии пакета законов о доступном жилье и модернизации коммунальной инфраструктуры. Проблема обеспечения населения доступным жильем приобрела федеральное значение и привела к созданию национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".

Вступление в силу Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральных законов "О концессионных соглашениях" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" открывает перспективы для развития конкурентных отношений и привлечения в отрасль бизнес-структур на основе государственно-частного партнерства; крупные управляющие компании переходят от краткосрочных договоров к долгосрочным инвестициям и расширяют масштаб своей деятельности, охватывая все большее количество регионов и муниципальных образований. Привлечение частного бизнеса к управлению и инвестированию в коммунальный комплекс должно обеспечиваться при преимущественном сохранении региональной (муниципальной) собственности на коммунальную инфраструктуру. Особенно это касается систем тепло- и водоснабжения, где за счет ресурсосберегающих мероприятий может быть достигнут серьезный экономический эффект. Привлечение инвестиций предусматривает в основном переход с бюджетной на заемную и концессионную основу инвестирования отраслей ЖКК с частичным бюджетным софинансированием. Комплекс основных задач по реформированию жилищно-коммунального комплекса включает:[9]

- повышение качества и доступности жилищно-коммунальных услуг на основе институциональных преобразований и развития рыночных отношений, включающих реструктуризацию органов управления в сфере жилищно-коммунального обслуживания; системное построение договорных отношений и повышение эффективности конкурентных принципов, привлечение частного бизнеса, акционирование предприятий ЖКК, развитие института профессиональных управляющих жилищным фондом, формирование механизма их отбора на конкурсной основе, содействие в реализации схем самоуправления жителей в жилищной сфере;

- обеспечение финансового оздоровления ЖКК на основе повышения эффективности использования бюджетных расходов и адресной поддержки реально нуждающихся граждан в предоставлении определенного стандарта жилищно-коммунального обслуживания, оптимизации соотношения тарифного и бюджетного финансирования, а также увеличения инвестиционной составляющей в тарифах на услуги ЖКК;

- регулирование деятельности коммунального комплекса с целью консолидации теплоэнергетических активов в муниципальном образовании и проведения органами муниципального управления единой политики по обеспечению его устойчивого функционирования, надежности и безопасности предоставляемых услуг, модернизации сетей, сооружений и оборудования и повышение на этой основе ресурсной эффективности производства и качества услуг.

Финансовое оздоровление предприятий ЖКК базируется на проведении инвентаризации, реструктуризации и ликвидации накопившейся многолетней задолженности. Без решения этой первоочередной задачи другие мероприятия не дадут положительного эффекта.

Предусматривается переход на полную оплату всеми категориями потребителей затрат на содержание и ремонт жилья и на предоставление коммунальных услуг. Вместо дотирования предприятий ЖКК введена система адресных жилищных субсидий, зачисляемых на персонифицированные счета граждан. При этом устанавливается единый показатель для получения жилищных субсидий - доля расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Федеральным стандартом эта доля установлена в размере 22%, однако субъекты РФ могут понижать ее для отдельных категорий домохозяйств за счет использования средств местных бюджетов.

Разделение функций собственника, управляющего жилищным фондом и обслуживающих организаций на основе договорных отношений между ними позволит демонополизировать систему управления многоквартирными домами, их обслуживания и ремонта, обеспечить замену административных отношений в данной сфере рыночными, создать конкурентную среду в сфере управления и обслуживания жилищного фонда и предпосылки для повышения качества ЖКУ.

Информация о работе Муниципальное управление ЖКХ