Оптимизация управления образованием на муниципальном уровне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 16:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящего исследования является вопросы оптимизации управления сферой образования на муниципальном уровне.
Задачами исследования являются:
1. Дать общую характеристику состояния дошкольного, основного общего и профессионального образования;
2. Определить особенности государственного и муниципального управления в области образования;
3. Оценить эффективность управления учреждениями образования на региональном и муниципальном уровнях;
4. Дать анализ деятельности Муниципального учреждения Отдел образования администрации муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан;
5. Предложить меры по оптимизации управления образованием на муниципальном уровне.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Государственное и муниципальное управления: Система образования 7
1.1.Общая характеристика состояния дошкольного, основного общего и профессионального образования в России 7
1.2.Особенности государственного и муниципального управления в области образования 17
ГЛАВА 2. Анализ управления образованием на региональном муниципальном уровнях 24
2.1.Оценка эффективности управления учреждениями образования в Республике Башкортостан 24
2.2.Анализ деятельности Муниципального учреждения Отдел образования администрации муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан 35
ГЛАВА 3. Направления совершенствования образованием на муниципальном уровне 45
3.1. Совершенствование экономических методов управления образованием 45
3.2. Совершенствование управления в сфере образования с учётом нормативной базы 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ 79

Вложенные файлы: 1 файл

Оптимизация управления образованием на муниципальном уровне.doc

— 760.00 Кб (Скачать файл)

Данные элементы являются базовыми для организации функционирования государственного аппарата, эта схема осуществления государственного управления является основой внутренней организации и функционирования любого государственного органа. Государственное управление в деятельности каждого государственного органа осуществляется с единственной целью - организовать надлежащую работу аппарата государственного органа, позволяющую реализовать этому органу установленные для него объемы полномочий по установленным предметам ведения (приложение 1). В каждом государственном органе вне зависимости от его отнесения к той или иной ветви государственной власти, к тому или иному государственному институту в качестве средства обеспечения осуществления функциональной компетенции присутствует государственное управление.

Итак, в широком смысле государственное управление производно от функций государства, которые выражают его деятельность в разных сферах. Каждая из них включает в себя комплекс подфункций, выполняемых разными ветвями власти, органами и организациями. Например, в осуществлении экологической функции участвуют и законодательные, и исполнительные, и муниципальные органы, и предприятия. У каждого участника - своя «доля» выполнения общих функций. Поэтому в более узком смысле государственное управление выполняет такие функции, как легализующие, распорядительные, нормирующие, контрольные и др.

Это позволяет использовать в различных отраслях и ситуациях  гибкие методы воздействия на социально-экономические  процессы, на деятельность органов  и организаций, на поведение людей. От правильного выбора регуляторов  и меры их соотношения зависит уровень развития экономики и социальной сферы. Пока это не удается на практике, и выбор регуляторов бывает произвольным: то жестким, то мягким, то нейтральным.

На практике принцип местного самоуправления означает передачу тех или иных административных полномочий, имеющих чисто местное значение, в ведение органов, избираемых непосредственно населением данной территориальной единицы. В демократических государствах относительно роли органов местного самоуправления действует доктрина «муниципальная власть - вне политики». Это означает, что органы местного самоуправления не должны решать политические вопросы, поскольку решение политических вопросов затрагивает интересы всего государства, и, следовательно, не может иметь чисто местное значение.

Пространственные рамки местного самоуправления устанавливаются с помощью категории «муниципальное образование». Муниципальное образование - это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения. Отличительные признаки муниципального образования:

а)осуществление  в его рамках местного самоуправления;

б)обособленная муниципальная собственность;

в)местный бюджет;

г)наличие органов  местного самоуправления (представительного, исполнительно-распорядительного, главы муниципального образования);

д)населенная территория;

е)устав муниципального образования, зарегистрированный в  установленном законодательством  порядке.

Для формализации субъектного состава местного самоуправления законодатель использует двухуровневую модель. К первому уровню он относит население соответствующих муниципальных образований. Следовательно, основой управленческой деятельности являются воля и интересы местных сообществ, то, что объединяет отдельных жителей в единый территориальный коллектив19. При этом под едиными интересами жителей следует понимать органичный сплав индивидуальных и групповых интересов, складывающихся на местах. Таким единым интересом, например, выступают энергетические, транспортные, жилищно-коммунальные, торговые сети, рынок труда и капитала, учреждения образования и здравоохранения, обеспечивающие удобное жительство и эффективное взаимодействие людей во всех сферах их жизнедеятельности.

Второй уровень  составляют отдельные жители, иные непосредственно изъявляющие свою волю субъекты по отношению к общемуниципальным интересам. Это, конечно, и органы местного самоуправления. Общие запросы жителей выявляются в процессе их взаимодействия, задавая программу деятельности органов местного самоуправления. Последние в правовой сфере выступают правопредставителями своих местных сообществ. Однако отдельные жители по отношению к собственным интересам (не интересам местного населения в целом) должны рассматриваться как первичные субъекты самоуправления.

Местное самоуправление как принцип и коллективное право местных сообществ жителей, вырастающее из индивидуальных, групповых прав, и наоборот, порождающее их, прежде всего, является средством уточнения, конкретизации правового положения человека и гражданина, инструментом обеспечения достоинства личности. Местное самоуправление как социальный институт наряду с государством выступает механизмом осуществления народного суверенитета, инструментом обеспечения державности. В силу ч. ч. 2, 3 ст. 3 Конституции РФ народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Последняя норма предполагает референдумы и выборы не только государственного, но и муниципального уровня.

Местное самоуправление раскрывает и обеспечивает исходные конституционные ценности в тесном взаимодействии с конституционными положениями о верховенстве на всей территории страны Конституции РФ, федеральных законов, самоопределении народов, единстве и равенстве гражданства, единстве экономического пространства, равенстве форм собственности, социальной направленности государства, идеологическом и политическом многообразии и т.п. В частности, в рамках местного самоуправления как политико-правового пространства должна обеспечиваться действенность всех перечисленных положений.

 

 

 

Анализ управления образованием на региональном

муниципальном уровнях

 

2.1. Оценка эффективности управления учреждениями образования в Республике Башкортостан

 

Действующее бюджетное  законодательство отражает общие тенденции  государственной политики в области  оптимизации системы бюджетных  учреждений. За счет централизации  финансовых ресурсов и установления более жесткого порядка бюджетного финансирования государство планирует повысить эффективность выполнения функций бюджетных учреждений. Распределение государственных заданий между бюджетными учреждениями на конкурсной основе должно создавать условия нормальной конкуренции между ними, а также стимулировать к поиску новых форм и способов осуществления деятельности.

Использование экономических  методов воздействия на любую  общественную систему способно оказывать  серьезное, подчас решающее, влияние  в смысле определения направления  ее развития. Учитывая это, можно предположить, что именно меры финансово-правового  регулирования являются в настоящее время наиболее действенными для ускорения процесса глобальной трансформации российской образовательной системы.

Анализ эффективности  управления учреждениями образования  является значительной частью в системе  государственного управления.

 

 

 

 

 

 

Определим его место  и связь с другими управляющими функциями (рис. 1).

 

       ┌───────────────────────────────────────┐

       │                                      \│/

┌──────┴──────┐     ┌─────────────┐     ┌──────┴──────┐     ┌─────────────┐

│  Бюджетная  │     │  Бюджетный  │     │    Анализ   │     │   Принятие  │

│    смета    ├────>│     учет    ├────>│эффективности├────>│   решения   │

│             │     │             │     │ деятельности│     │             │

└──────┬──────┘     └──────┬──────┘     └─────────────┘     └──────┬──────┘

       │                  /*\                                      │

       └─────────────*-*-*-*─────────┬─────────────────────────────

                     *              \│/

                     *              \│/

                     *     ┌─────────┴─────────┐

                     *     │    Деятельность   │

┌────────────┐       *-*-*-* образовательного  │

│Материальные├──────>│     │     учреждения    │

│   ресурсы  │       │     └───────────────────┘

└────────────┘       │     ┌───────────────────┐

┌────────────┐       ├────>│  Образовательный  │┌────\

│  Трудовые  ├──────>│     │      процесс      ││     \  ┌────────────────┐

│   ресурсы  │       │     ├───────────────────┤│      \ │    Оказание    │

└────────────┘       ├────>│   Сопутствующие   ││       \│    бюджетной   │

┌────────────┐       │     │       услуги      ││       /│ образовательной│

│ Финансовые ├──────>│     ├───────────────────┤│      / │     услуги     │

│   ресурсы  │       └────>│  Административно- ││     /  └────────────────┘

└────────────┘             │ хозяйственный блок│└────/

                           └───────────────────┘

 

Рис. 1 Система управления образовательным учреждением

 

 

Особенностью анализа  является его двойственный характер в процессе управления организацией. С одной стороны, стадии анализа чередуются с остальными в процессе управления, поэтому элементы анализа можно включить в каждую из описанных стадий. С другой стороны, обеспечивается оптимальный ход процесса управления на каждой стадии, и поэтому стадию анализа по отношению к остальным можно рассматривать как упорядочивающее звено.

Анализ обеспечивает информационную прозрачность объекта  управления для возможности принятия эффективных решений. Он как особая управленческая функция, с одной стороны, обеспечивает возможность принятия эффективных управленческих решений, а с другой стороны, во взаимодействии с процессами образовательного учреждения и регулирования обеспечивает исполнение принятых решений.

Следует отметить, что эти стороны анализа находятся в неразрывном единстве и динамическом взаимодействии в циклах управленческих процессов.

Для оценки деятельности образовательного учреждения с позиции  качества оказываемых услуг при  эффективном использовании бюджетных средств сформирована система показателей для анализа эффективности финансово-экономической деятельности образовательного учреждения (рис. 2), которая может быть использована как единичным учреждением, так и отделом образования, что позволит сформировать базу сопоставимых показателей по Благовещенскому району, а также по Республике Башкортостан в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                    ┌──────────────────────────────────┐

                    │Показатели деятельности внутренней│

                    │          инфраструктуры          │

                    └───────────────┬──┬───────────────┘

                  ┌─────────────────┴──┴───────────────────┐

                 \│/                                      \│/

   ┌──────────────┴──────────────┐          ┌──────────────┴──────────────

   │Анализ  эффективности         │          │Анализ  финансового состояния │

┌──┤использования ресурсов       │      ┌───┤образовательного             │

│  │образовательного  процесса    │      │   │учреждения                   │

│  └─────────────────────────────┘      │   └─────────────────────────────

│                                       │   ┌─────────────────────────┐

│                                       ├──>│Анализ ликвидности       │

│  ┌─────────────────────────┐          │   │баланса                  │

│  │Показатели  использования │          │   └─────────────────────────┘

├─>│нефинансовых  активов     │          │   ┌─────────────────────────┐

│  │для оказания             │          ├──>│Анализ финансовой        │

Информация о работе Оптимизация управления образованием на муниципальном уровне