Оптимизация управления образованием на муниципальном уровне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 16:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящего исследования является вопросы оптимизации управления сферой образования на муниципальном уровне.
Задачами исследования являются:
1. Дать общую характеристику состояния дошкольного, основного общего и профессионального образования;
2. Определить особенности государственного и муниципального управления в области образования;
3. Оценить эффективность управления учреждениями образования на региональном и муниципальном уровнях;
4. Дать анализ деятельности Муниципального учреждения Отдел образования администрации муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан;
5. Предложить меры по оптимизации управления образованием на муниципальном уровне.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Государственное и муниципальное управления: Система образования 7
1.1.Общая характеристика состояния дошкольного, основного общего и профессионального образования в России 7
1.2.Особенности государственного и муниципального управления в области образования 17
ГЛАВА 2. Анализ управления образованием на региональном муниципальном уровнях 24
2.1.Оценка эффективности управления учреждениями образования в Республике Башкортостан 24
2.2.Анализ деятельности Муниципального учреждения Отдел образования администрации муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан 35
ГЛАВА 3. Направления совершенствования образованием на муниципальном уровне 45
3.1. Совершенствование экономических методов управления образованием 45
3.2. Совершенствование управления в сфере образования с учётом нормативной базы 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ 79

Вложенные файлы: 1 файл

Оптимизация управления образованием на муниципальном уровне.doc

— 760.00 Кб (Скачать файл)

-выполнять работу, порученную  работодателем в соответствии  со своими функциональными обязанностями;

-соблюдать «Правила  внутреннего трудового распорядка»,  производственную и исполнительскую  дисциплину, правила по охране  труда и технике безопасности.

Управление Учреждением  осуществляется в соответствии с  законодательством  и настоящим Уставом.

Высшим должностным  лицом Учреждения является его Руководитель (начальник), назначаемый и освобождаемый местным органом самоуправления - администрацией муниципального района Благовещенский район по согласованию с Министерством образования Республики Башкортостан.

Руководитель Учреждения действует на основе законодательства и настоящего Устава, осуществляет текущее руководство деятельностью  Учреждения и подотчетен местному органу самоуправления- администрации  муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан, а также комитету по управлению собственностью Министерства  имущественных отношений Республики Башкортостан по Благовещенскому району и г. Благовещенску - по имущественным вопросам.

Руководитель Учреждения по вопросам, отнесенным законодательством к его компетенции, действует на принципах единоначалия.

Руководитель Учреждения выполняет следующие функции  и обязанности по организации  и обеспечению деятельности Учреждения:

-назначает заместителей  по согласованию с местным органом самоуправления – администрацией муниципального района Благовещенский район;

-действует без доверенности  от имени Учреждения, представляет  его интересы в государственных  органах, предприятиях, организациях, учреждениях;

-в пределах, установленных настоящим Уставом, распоряжается имуществом Учреждения, заключает договоры, выдает доверенности;

-открывает расчетный  и иные счета Учреждения  в  органах казначейства;

-по согласованию с местным  органом  самоуправления –  администрацией муниципального  района Благовещенский район утверждает структуру Учреждения, штатное расписание и сметы его структурных подразделений;

-в пределах своей компетенции  издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками Учреждения;

-назначает на должность и освобождает от должности работников, заключает с ними трудовые договоры, определяет их должностные обязанности;

-вносит в установленном порядке  на рассмотрение в администрацию  муниципального района проекты  постановлений и распоряжений  по вопросам образования;

-созывает совещания директоров  образовательных учреждений, на  которых обсуждаются вопросы  деятельности системы образования  города и района;

-представляет в установленном  порядке работников Учреждения  к награждению и поощрению;

-организует своевременное рассмотрение писем, заявлений и жалоб от населения, принимает меры к устранению сообщенных в них недостатков в деятельности образовательных учреждений города и района.

В Учреждении действует Совет отдела образования, попечительский совет.

Совет отдела образования:

-обсуждает и принимает годовой  план работы Учреждения;

-организует, обсуждает и принимает  решение по награждению педагогических  работников;

-заслушивает отчеты по проделанной  работе руководителей образовательных  учреждений и принимает решения;

-рассматривает и выносит на  утверждение в вышестоящие органы  Концепцию развития образования  города и района, локальные акты  отдела образования, бюджет отдела  образования и образовательных  учреждений, различные положения.

Совет собирается не реже 1 раза в месяц. Решение считается  правомочным, если на заседании Совета присутствовало не менее двух третей состава, а решение считается  принятым, если за него проголосовало  более половины присутствующих.

В Совет отдела образования могут избираться:

- инспектора и методисты Отдела  образования;

- руководители образовательных  учреждений;

- педагогические работники образовательных  учреждений.

Попечительский совет является добровольным объединением благотворителей, созданным для содействия внебюджетному финансированию.

В Благовещенском муниципальном районе Республики Башкортостан размещаются 59 образовательных учреждений (приложение 2).

В приложении 3 мною приводится проект Программы «Развитие системы образования на 2009-2013 г.г.» по Благовещенскому муниципальному району Республики Башкортостан. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Направления  совершенствования образованием на муниципальном уровне

3.1. Совершенствование экономических  методов управления образованием

 

Обусловленность многих реформенных преобразований в современной  России требованиями финансовой политики вполне закономерна и обоснованна. К примеру, в качестве одной из основных целей проведения реформ в области сельского хозяйства, системы административного управления, жилищно-коммунального хозяйства, земельных отношений, пенсионного обеспечения, электроэнергетики и других направлений была обозначена необходимость скорейшей адаптации реформируемых систем к развивающимся в РФ рыночным отношениям, а также снижения нагрузки на бюджетную систему путем сокращения экономически не оправданных расходных обязательств.

Не является исключением  и реформа в области высшего  профессионального образования, которая  проводится под девизом кардинальной количественной оптимизации высших учебных заведений, а также изменения  порядка и условий финансирования вузов путем оказания бюджетной поддержки только наиболее перспективным.

Впервые о необходимости  проведения комплексной реформы  механизма финансирования бюджетных  учреждений было заявлено в Бюджетном  послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ на 2001 г. В частности, в  качестве программного тезиса стало положение о том, что выделение денежных средств из бюджета на учреждения социальной сферы должно осуществляться таким образом, чтобы размер бюджетных расходов прямо зависел от конечного результата деятельности каждого такого учреждения. Политическая воля, выраженная в указанном документе, определила начало перехода от сметно-бюджетного финансирования к системе выделения бюджетных средств пропорционально общественно полезному результату деятельности организаций-бюджетополучателей.

Поэтапная реформа системы  высшего профессионального образования, предполагающая плавный переход  к новым формам деятельности до 2025 г.21, имеет вполне четкие цели в области бюджетного финансирования. Так, в тексте Национальной доктрины образования в РФ содержится календарный план мероприятий, направленных на повышение эффективности государственных расходов, предназначенных для финансирования образовательных учреждений. Правительство РФ назвало три основных этапа видоизменения финансовой базы образовательных учреждений.

Первый этап (до 2004 г.) предполагал, что темпы роста  бюджетных средств должны быть опережающими по отношению к темпам роста общего объема расходной части бюджета. Кроме того, планировалось расширить  возможности привлечения в сферу  образования средств из бюджетов семей и других внебюджетных источников.

На втором этапе (до 2010 г.) следовало обеспечить темпы роста объемов бюджетного финансирования образования в соответствии с темпами роста ВВП. Дополнительный объем финансовых средств будет поступать из семейных бюджетов и средств предприятий.

На третьем этапе (до 2025 г.) при сохранении темпов роста  бюджетного финансирования планируется  дальнейшее увеличение поступления  в систему образования финансовых средств из различных внебюджетных источников.

Оценивая результаты периода 2000 - 2009 гг., можно сказать, что в целом количественные показатели бюджетных расходов, направляемых на содержание высших учебных заведений, значительно возросли. Однако, несмотря на общее увеличение расходов, финансовая политика государства в отношении учреждений высшего профессионального образования неуклонно формировала новые принципы.

Анализ текстов ежегодных  бюджетных посланий Президента РФ за период 2000 - 2009 гг. иллюстрирует основные этапы формирования государственной политики в области финансового обеспечения бюджетных учреждений социальной сферы, в том числе учреждений высшего профессионального образования.

Итак, в 2001 г. была обозначена необходимость ускорения внедрения  контрактных форм финансирования учреждений социальной сферы по принципу: деньги выделяются организации не потому, что она существует, а в зависимости от результатов ее работы22.

В Послании 2002 г. констатировалась неэффективность существующего  механизма финансирования отдельных  направлений бюджетных расходов, в частности финансирования бюджетных учреждений. И вновь отмечалась необходимость перехода от традиционного финансирования потребностей бюджетных учреждений к реструктуризации этого сектора на основе использования новых организационно-правовых форм и механизмов финансирования, обеспечивающих заинтересованность государственных органов и бюджетных учреждений в повышении качества предоставляемых услуг, а также в разумной экономии средств23.

В следующем 2003 г. вопросы  реформирования системы образования приобретают усиленное звучание. Так, планируется, что подготовка специалистов с высшим профессиональным образованием должна быть сконцентрирована в основном на федеральном уровне, а расходы федерального бюджета на эти цели должны планироваться с учетом прогнозов потребности в соответствующих специалистах на различных рынках труда. Одним из направлений оптимизации сети вузов провозглашается объединение их в комплексы университетского типа, включающие в себя образовательные учреждения различного уровня образования24.

Программа развития бюджетной  политики на 2007 г. в сфере финансирования бюджетных учреждений определила необходимость  внесения изменений в бюджетное  законодательство, предусматривающих  возможность финансирования бюджетных  учреждений на основе государственных заданий, расширение прав учреждений в сфере самостоятельного распоряжения выделенными бюджетными средствами, а также введения модели среднесрочного бюджетирования, ориентированного на результаты25.

В марте 2007 г. впервые  было провозглашено Бюджетное послание, рассчитанное на трехлетнюю перспективу, корреспондирующую с принципом среднесрочного бюджетного проектирования. В рамках обозначенного периода, а именно до 2010 г., планируется провести анализ эффективности всех расходов бюджета с точки зрения конечных целей социально-экономической политики, при условии обязательного соизмерения с этими целями достигнутых результатов. Кроме того, необходимо использовать такие финансовые механизмы, которые стимулируют бюджетные учреждения к повышению качества оказываемых ими услуг. Предлагается наделить главных распорядителей бюджетных средств полномочиями, позволяющими самостоятельно определять формы финансового обеспечения и способы предоставления государственных услуг, включая предоставление государственной услуги непосредственно бюджетным учреждением на основе государственного задания. При этом бюджетным учреждениям должно быть предоставлено право самостоятельно определять направления расходования средств для достижения показателей задания.

Правительству РФ следует принять меры по реализации системы нормативно-подушевого финансирования в сфере образования, а также начать работу по подготовке к преобразованию бюджетных учреждений в автономные учреждения в тех сферах предоставления социальных услуг, где это может создать существенные стимулы для повышения эффективности деятельности26.

В числе действенных  мер, изменяющих порядок финансирования бюджетных учреждений, следует отметить положения Бюджетного кодекса РФ.

Во-первых, деятельность бюджетных учреждений рассматривается как деятельность, осуществляемая преимущественно в рамках государственного (муниципального) задания (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ27).

Во-вторых, в ближайшем  будущем предполагается полная централизация  средств, полученных бюджетными учреждениями, в том числе от оказываемых платных услуг, а также в качестве безвозмездных поступлений (п. 5 ст. 41 БК РФ). Совершенно очевидно, что данная норма, предполагающая лишение бюджетных учреждений определенной финансовой самостоятельности, может дестабилизировать деятельность многих учреждений, в том числе образовательных. Следует отметить, что за счет внебюджетных средств в настоящее время, в вузах в частности, финансируются многие научные исследования, работа творческих научных коллективов, издание необходимой учебной и научной литературы, осуществляется материальное стимулирование сотрудников и т.д.

Учитывая возможные  негативные социальные последствия, законодатель предусмотрел вариант «мягкого» перехода к новым формам бюджетного взаимодействия. В соответствии с п. 11 ст. 5 Федерального закона от 26.04.2007 г. № 63-ФЗ момент введения в действие рассматриваемых положений отложен во времени до вступления в силу федерального закона, определяющего особенности использования бюджетными учреждениями средств от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований, и средств от иной приносящей доход деятельности.

До тех пор пока указанный закон не принят и не вступил в действие, бюджетные учреждения вправе использовать на обеспечение своей деятельности полученные ими средства от оказания платных услуг, а также безвозмездные поступления на основании документа (генерального разрешения) главного распорядителя бюджетных средств, в котором указываются источники образования и направления использования указанных средств и устанавливающие их нормативно-правовые основания. Фактически осуществление операций с указанными средствами бюджетное учреждение проводит в установленном финансовым органом порядке в соответствии со сметой доходов и расходов.

Информация о работе Оптимизация управления образованием на муниципальном уровне