Реформа ЖКХ на муниципальном уровне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 14:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства на муниципальном уровне.
Для достижения этой цели мною решаются следующие задачи:
1. Определить цели, задачи и этапы реформирования;
2. Провести анализ состояния жилищно-коммунального хозяйства и этапов реформирования;
3. Провести анализ ЖКХ в Рязанской области;
4. Дать предложения по совершенствованию процесса реформирования.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы реформы ЖКХ
1.1 Состояние и цели реформирования жилищно-коммунального хозяйства……………………………………………………………………….5
1.2 Основные пути реформирования ЖКХ………………………………...7
1.3 Этапы реализации реформы…………………………………………….10
2. Анализ реформы ЖКХ
2.1 Анализ состояния ЖКХ…………………………………………………13
2.2 Анализ хода реформирования ЖКХ…………………… …………….17
2.3 Анализ ЖКХ в Рязанской области……………………………………...20
3. Совершенствование реформы ЖКХ……………………………………….24
Заключение……………………………………………………………………..33
Список литературы…………………………………………………………….36

Вложенные файлы: 1 файл

новый курсач готовый.doc

— 156.50 Кб (Скачать файл)


Содержание:

Введение………………………………………………………………………..3

1. Теоретические основы реформы ЖКХ

   1.1 Состояние и цели реформирования жилищно-коммунального хозяйства……………………………………………………………………….5

   1.2 Основные пути реформирования ЖКХ………………………………...7

   1.3 Этапы реализации реформы…………………………………………….10

2. Анализ реформы ЖКХ

   2.1 Анализ состояния ЖКХ…………………………………………………13

   2.2 Анализ хода реформирования ЖКХ……………………   …………….17

   2.3 Анализ ЖКХ в Рязанской области……………………………………...20

3. Совершенствование реформы ЖКХ……………………………………….24

Заключение……………………………………………………………………..33

Список литературы…………………………………………………………….36

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Переход к рынку жилья принципиально меняет роль государства в экономике. Формирование экономических отношений, основанных на законах рынка, с неизбежностью связано с проведением радикальных преобразовании не только в области обмена, производства и потребления, но и в жилищной сфере. Обсуждение вопроса рентабельности жилищно-коммунального хозяйства идет на самых высоких уровнях власти. Работа посвящена проблеме реформ и финансовым особенностям в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Курс, взятый на преобразование отрасли, потребовал немедленного решения конкретных проблем, негативно отразившихся на состоянии недвижимости жилищно-коммунальной сферы. В первую очередь к ним следует отнести:

- остаточный принцип финансирования;

- отсутствие четкого разграничения властных полномочий и ответственности различных уровней управления за ее сохранность;

- мизерное участие населения в оплате жилья и коммунальных услуг;

- отсутствие рынка жилья и услуг в сфере ЖКХ;

- многофункциональность, а значит, и многоуровневая ведомственная подчиненность предприятий и др.

Главными были вопросы собственности на основные фонды, относящиеся к сфере ЖКХ, ответственности за сохранность этой собственности, ее целевое использование и развитие. В результате преобразований 1991-2000 гг. существовавшая система управления и финансирования ЖКХ претерпела кардинальные изменения. Существенно изменились формы собственности на все объекты жилищно-коммунальной сферы Российской Федерации.

              Целью данной работы является анализ реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства на муниципальном уровне.

Для достижения этой цели мною решаются следующие задачи:

1. Определить цели, задачи и этапы реформирования;

2. Провести анализ состояния жилищно-коммунального хозяйства и этапов реформирования;

3. Провести анализ ЖКХ в Рязанской области;

4. Дать предложения по совершенствованию процесса реформирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические основы реформы ЖКХ

1.1 Состояние и цели реформирования жилищно-коммунального хозяйства

    Преобразования в жилищно-коммунальной сфере на современном этапе осуществляются в рамках реализации нового этапа Государственной целевой программы "Жилище". Однако, несмотря на принимаемые меры, социально-экономическое состояние России продолжает оказывать негативное влияние на работу коммунальной инфраструктуры. Договоры на коммунальное обслуживание заключаются формально и не обеспечивают минимальных стандартов качества обслуживания. Не создан реальный механизм стимулирования ресурсосбережения. Инвестиции в коммунальное хозяйство снизились в 2 раза. Продолжает нарастать износ основных фондов, снижаются надежность и устойчивость систем инженерного обеспечения. Для решения этих вопросов требуется ускорить проведение реформы в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Единственным способом преодоления кризиса является изменение системы финансирования, то есть переход от бюджетного дотирования к оплате в полном объеме жилищно-коммунальных услуг потребителями при условии обеспечения социальной защиты малообеспеченных семей и экономического стимулирования улучшения качества обслуживания. В 1994 - 1995 годах резкий рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги позволил преодолеть его отставание от темпов инфляции, при этом доля затрат, покрываемая населением, в эксплуатационных издержках предприятий отрасли возросла с 2 - 3 процентов до 20 - 40 процентов. В результате этого объем недофинансирования услуг, оказываемых предприятиями жилищно-коммунального хозяйства, по сравнению с 1993 годом снизился, но тем не менее составил более 50 трлн.рублей. Поскольку темпы роста затрат на жилищно-коммунальные услуги опережали темпы инфляции, доля бюджетных дотаций на содержание жилищного фонда и на покрытие разницы в ценах на тепловую энергию в муниципальных бюджетах не уменьшилась. Положение усугублялось тем, что в 1995 году реальные доходы населения снизились на 13 процентов, в связи с чем рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги оказался для него особенно болезненным. Сложившаяся ситуация потребовала увеличения конечного срока перехода предприятий жилищно-коммунального хозяйства на самоокупаемость с 5 до 10 лет. Органы местного самоуправления должны устанавливать тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения, исходя из оценки реальных доходов граждан и затрат, необходимых для поддержания работоспособности систем инженерного жизнеобеспечения населенного пункта. Если на предыдущем этапе реформирования жилищно-коммунального хозяйства увеличение доли затрат, покрываемых за счет платежей населения, происходило в основном путем повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги, то на новом этапе целесообразно сосредоточить усилия на рационализации и снижении издержек производителей услуг, поскольку есть все основания полагать, что опережающий инфляцию рост стоимости жилищно-коммунальных услуг был в значительной степени связан с монополией предоставляющих их организаций.

    Основными целями реформирования жилищно-коммунального хозяйства являются:

      обеспечение условий проживания, отвечающих стандартам качества;

      снижение издержек производителей услуг и соответственно тарифов при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг;

      смягчение для населения процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг при переходе отрасли на режим безубыточного функционирования.

 

Основными способами достижения указанных целей являются:

      совершенствование системы управления, эксплуатации и контроля в жилищно-коммунальном хозяйстве;

      переход на договорные отношения, развитие конкурентной среды, предоставление потребителям возможности влиять на объем и качество потребляемых услуг, преимущественно конкурсный отбор организаций, осуществляющих управление жилищным фондом и его обслуживание, обеспечивающих коммунальные предприятия материалами, оборудованием и выполняющих проектно-строительные работы;

      совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг, в том числе установление повышенных тарифов на сверхнормативную площадь жилья и сверхнормативное потребление коммунальных услуг, а также дифференциация оплаты в зависимости от качества и местоположения жилья;

      совершенствование системы социальной защиты населения: упорядочение существующей системы льгот, усиление адресной направленности выделяемых на эти цели средств.

 

1.2 Основные пути реформирования ЖКХ

    Важнейшим элементом реформы должно стать создание конкурентной среды в системе управления и обслуживания жилищной сферы, что позволит собственникам жилья и объектов коммунального назначения выбирать ту организацию, которая сможет обеспечить необходимый уровень качества работ и услуг по наиболее низким ценам. Развитие конкуренции в жилищно-коммунальной сфере осуществляется в целях создания условий для преодоления негативных последствий монопольного или доминирующего положения (в том числе технологически обусловленного) организаций жилищно-коммунального хозяйства.

    Для создания конкурентной среды в системе управления и обслуживания жилищной сферы предприняты пути реализации:

      обеспечить, начиная с 1997 г., формирование муниципального заказа на обслуживание, ремонт и развитие объектов жилищно-коммунального назначения преимущественно на конкурсной основе.

      осуществлять совершенствование договорных отношений дирекции единого заказчика и подрядчиков всех форм собственности на оказание услуг по содержанию и ремонту жилищного фонда с применением экономических санкций за нарушение договорных обязательств.

      с целью защиты интересов потребителей от предприятий - монополистов по качеству обслуживания и росту тарифов, а также создания конкурентной среды привлекать организации всех форм собственности к обслуживанию жилья на конкурсной основе с доведением доли муниципального жилья, обслуживаемого на конкурсной основе, к концу 1997 года до 20 %, к концу 1998 года до 50 %, к концу 1999 года до 75 %, к концу 2000 года до 100 %.

      проводить контроль за наличием и соблюдением условий договоров между собственниками объектов жилищно-коммунального хозяйства, производителями и потребителями услуг, надзор за состоянием государственного, муниципального и других жилищных фондов, а также указанных объектов, за выполнением обязательных технологических процессов, обеспечивающих экологическую безопасность населения силами управления городского хозяйства, государственной жилищной инспекции по Рязанской области, дирекции единого заказчика.

      расширить практику осуществления контроля за установлением тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения и других потребителей путем введения оценки объективности расчета затрат предприятий - естественных монополистов и прибыли для формирования цен, а также обеспечивать участие в работе региональных энергетических комиссий всех заинтересованных сторон при установлении тарифов как для организаций коммунального хозяйства, так и для организаций - поставщиков топливно-энергетического комплекса.

      продолжить практику установки приборов учета и регулирования расхода воды, тепла, газа и других энергоресурсов.

   Ключевой проблемой нового этапа реформирования жилищно-коммунального хозяйства является совершенствование системы договорных отношений, обусловленное появлением в этой сфере хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм. Появление новых видов собственников обусловлено потребностями в иных формах и методах инвестирования развития объектов жилищно-коммунального назначения в условиях ограниченности бюджетных средств. При этом наряду с диалогом «заказчик» - «подрядчик» (предприятие жилищно-коммунального хозяйства) формируются сложные многосторонние взаимоотношения, участниками которых являются:

      инвестиционные, строительные и эксплуатационные организации различных форм собственности, осуществляющие финансирование, строительство, содержание объектов жилищно-коммунального хозяйства и управление ими;

      собственники жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства, представляющие их органы и управляющие компании;

      потребители услуг - владельцы, наниматели и арендаторы жилых помещений, товарищества собственников жилья, другие организации.

 

1.3 Этапы реализации реформы

Существуют следующие этапы реализации реформы:

1. 1997-1998 годы;

2. 1999-2000 годы;

3. 2001-2003 годы.

Для 1 этапа характерно:

-  разработка нормативно - правовой базы и кредитно - финансовых механизмов реализации реформы;

-  завершение разграничения функций собственника, дирекции единого заказчика и обслуживающих организаций в государственном и муниципальном жилищных фондах. Переход на договорные отношения в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг;

-  доведение государственного и муниципального жилищных фондов, обслуживаемых на конкурсной основе, до 50 %;

-  формирование подходов к отбору на конкурсной основе управляющей и обслуживающей организаций для эксплуатации государственного и муниципального жилищных фондов;

-  переход на договорные условия предоставления жилищно-коммунальных услуг населению, заключение в письменной форме договоров найма жилья государственного и муниципального жилищных фондов;

-  обеспечение контроля обоснованности и уровня тарифов на предоставление жилищно-коммунальных услуг с учетом реализации программы снижения затрат на их предоставление;

-  упорядочение системы льгот, предоставляемых отдельным категориям граждан, и определение источников их финансирования;

-  включение в ставку оплаты жилья платы за найм и затрат на капитальный ремонт;

-  введение методов антимонопольного регулирования при установлении тарифов на услуги предприятий - естественных монополистов;

-  дифференциация ставок оплаты жилья в зависимости от его качества и местоположения, а также оплаты жилья, превышающего по площади социальную норму, и тарифов на коммунальные услуги при сверхнормативном их потреблении;

-  демонополизация деятельности предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства;

-  принятие городских стандартов, необходимых для перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг;

-  организационное и методическое содействие созданию товариществ собственников жилья, включая помощь в обучении кадров;

-  переход к установке индивидуальных приборов учета и регулирования потребления воды, газа и других энергоресурсов в жилых домах - новостройках, реконструированном или отремонтированном жилье.

Для 2 этапа характерно:

-  доведение доли государственного и муниципального жилищных фондов, обслуживаемых на конкурсной основе, до 100 процентов. Использование практики выбора на конкурсной основе управляющей организации государственном и муниципальном жилищных фондах;

-  завершение в основном перевода жилищно-коммунального хозяйства на работу в режиме безубыточного функционирования;

-  поэтапное включение затрат по обязательному страхованию жилья в себестоимость жилищных услуг;

-  разработка методологии технико-экономических обоснований и инвестиционных проектов для привлечения организациями коммунального хозяйства средне- и долгосрочных кредитных ресурсов на развитие объектов инфраструктуры.

Для 3 этапа характерно:

-  завершение перехода на полную оплату затрат на обслуживание и ремонт (включая капитальный) жилья и коммунальных услуг в части покрытия текущих издержек;

-  завершение внедрения механизма обязательного страхования жилья;

Информация о работе Реформа ЖКХ на муниципальном уровне