Реализация системы здоровьясбережения в условиях образовательного учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2015 в 13:38, дипломная работа

Краткое описание

Наблюдения за состоянием психического здоровья детей в течение последних двух лет позволяет сделать вывод о том, что увеличивается число детей, имеющих нарушения в интеллектуальном и эмоциональном развитии.
Учёные отмечают, что первый скачок в увеличении количества детей, страдающих хроническими заболеваниями, происходит в возрасте 7-10 лет. К наиболее распространённым хроническим заболеваниям относятся болезни органов дыхания, уха, горла, носа, расстройство обмена веществ, нарушение осанки.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3
1.ПОНЯТИЕ «ЗДОРОВЬЕ» КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩЕЕ В ХАРАКТЕРИСТИКЕ ДАННОГО ТИПА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. ………………………………………………………………….
2. КУЛЬТУРА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ЛИЧНОСТИ. …………..
3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ». …………………………………….
3.1 Понятие о здоровьесберегающих технологиях, их функции…………….
3.2 Принципы здоровьесберегающей педагогики…………………………….
3.3 Средства здоровьесберегающих технологий………………………………..
3.4 Этапы процесса обучения в условиях здоровьесберегающей педагогики…
3.5 Значимость здоровьесберегающих технологий в педагогической деятельности……………………………………………………………………….
3.6 Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе общеобразовательного учреждения………………………………
4. КЛАССИФИКАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ. …….
5. МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. ………………………………………………………………….


ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная работа Юрченкова Е. И..docx

— 118.20 Кб (Скачать файл)

41. Степанова М. Инновации  в образовании: размышления гигиениста//Народное  образование.-2006.-№1.-С.29-33.

42. Тверская Н.В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика//Образование в современной школе.-2005.-№2.-С.40-44.

43. Теория и практика  обеспечения психологического здоровья  детей в образовании (на примере  проекта «Здоровьесберегающие и психотерапевтические технологии как средство развития предпосылок к саморегуляции психических состояний у детей 4-9 лет» «Психологическое здоровье школьников в условиях модернизации образования»)/А.В.Шувалов.- М.:АПКиПРО,2004.-36с.

44. Терновская С.А., Теплякова  Л.А. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении// Методист.-2005.-№4.-С.61-65.

45. Халемский Г.А. Школа – территория здоровья// Педагогика.-2005.-№3.-C.42-46.

46. Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе: научно-практический сб. инновац. опыта/ И.В. Чупаха, Е.З. Пужаева, И.Ю. Соколова. - М.: Илекса; Ставрополь: Сервисшкола,2001.-400с.

47. Чурекова Т.М., Блинова Н.Г., Сапего А.В. Содержание здоровьесберегающего сопровождения в системе непрерывного образования// Валеология.-2004.-№4.-С.67-70.

48. Школа здоровья: пособие  для учителей и родителей: Специальное  приложение к журналу «Лицейское  и гимназическое образование».-2006.-№1.-(Серия  «Педагогические советы»).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

ЗДОРОВЬЕСБЕРГАЮЩИЙ УРОК

Построен с учетом базовых потребностей детей. Потребности в саморазвитии.

Потребности в игре. Потребности в подражании. Приобретение опыта.

Здоровьесберегающий урок должен: воспитывать, стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми, учить их ощущать радость от каждого прожитого дня; показывать им, что жизнь - это прекрасно, вызывать у них позитивную самооценку».

Здоровьесберегающие действия на уроке:   

1.Оптимальная плотность урока:

а) количество видов учебной деятельности;

б) их смена;

в) длительность и чередование;

г) отвлечения от учебной работы; 

2.Чередование видов учебной  деятельности:

чтение, письмо, слушание, рассказ, рассматривание пособий, ответ на вопрос,

решение примеров, просмотр видеосюжетов и презентаций.

Рекомендации:

Считается гигиенически рациональным использование 4-7 видов учебной деятельности, 1-2 – нерациональным.

Смена различных видов должна проводиться через каждые 7-10 минут (нерациональная смена через 15-20 минут, когда у ребенка уже появляются признаки утомления). 

Оздоровительные моменты на уроке:

физкультминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек, речевая гимнастика.

Цель оздоровительных моментов:

1.Отдых центральной нервной  системы.

 

 Наличие эмоциональных разрядок  необходимы для снятия умственного напряжения, утомления. В течение урока рационально использовать 2-3 разрядки. 

поговорка,

высказывание,

веселое четверостишие,

юмористическая или поучительная картинка

2.Профилактика утомления, нарушения осанки, зрения.

Правильная поза ученика во время занятий за столом.

длина сиденья стула должна соответствовать длине бедер ребенка

высота ножек стула должна равняться длине голени.

голеностопный, коленный, тазобедренный суставы при сидении образуют прямой угол

между краем стола и грудной клеткой сидящего ученика необходимо выдерживать расстояние равное ширине кисти ребенка

расстояние от глаз до стола (тетради, книги) соответствует 30-35 см.

тетрадь при письме должна лежать на столе под углом 30 градусов.

при письме сидеть нужно с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы.

позвоночник опирается на спинку стула.

Предплечья лежат на поверхности стола симметрично и свободно.

Надплечья находятся на одном уровне.

Рабочая поза должна соответствовать виду учебной деятельности на уроке. Её соблюдение и чередование во время занятий контролируется педагогом, непродолжительные отклонения от указанных поз нужны для отдыха, расслабления. Педагогам следует корректировать нарушения в рабочей позе учащихся.

3.Положительные эмоции

Создание у детей положительной эмоциональной настроенности является обязательным условием правильно организованного учебного процесса.

 

 Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных.

Работа по здоровьесбережению продолжается  и после уроков. Дополнительные образовательные услуги в режиме работы «Школа полного дня» дают возможность учителю проводить гимнастику, которая способствует укреплению здоровья младших школьников.

Приложение 2.

Отчет

о проделанной работе в рамках профилактической операции «Здоровый образ жизни» МОБУ

«Смольненская ООШ»

Проводимые мероприятия

Форма проведения

Класс

Количество детей, принявших участие в мероприятии

Ответственный за проведение

Дата проведения

1

«Мир, в котором я живу - прекрасен»

Конкурс рисунков

1

8

Юрченкова Т. А.

18.11.11

2

«Мир, в котором я живу - прекрасен»

Конкурс рисунков

2

8

Федина Е. Н.

18. 11. 11

3

«Мир, в котором я живу - прекрасен»

Конкурс рисунков

3

15

Кудакова О. М.

19.11.11

4

«Умей сказать – Нет!»

Беседа

4

13

Самарова А. М.

17. 11.11

«Мир, в котором я живу - прекрасен»

Конкурс рисунков

5

5

«Здоровый образ жизни. Что это такое?»

Беседа

6

13

Носова Л. И.

19.11. 11

6

«Здоровым быть здорово!»

Беседа

7

15

Чернышова И. И.

15.11.11

7

«Вредные привычки»

Беседа с ИКТ

8

13

Гвоздева С. И.

16.11.11

8

«Вред алкоголя»

Просмотр документального фильма

9

10

Ведяшкина Т. К.

19.11.11


 

Заместитель директора : Юрченкова Е. И.

 

 

 

 

 

 

  

Приложение 3

АНАЛИЗ УРОКА С ПОЗИЦИЙ  ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ

Позитивное влияние на здоровье учащихся (до начала урока)

Что наблюдается

Да

Нет

Примечание

1)Учащиеся в перемену  находятся в кабинете

     

2) Кабинет проветрен

     

3) Кабинет настраивает  на рабочий лад

     

 

Ход урока

Что наблюдается

Результат (указать: выше нормы, норма или ниже нормы)

1) Количество видов учебной  деятельности: письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядности, ответы на вопросы, решение примеров  и задач и пр. (норма: 4-7 видов)

 

2 Средняя продолжительность  различных видов учебной деятельности (норма: не более 10мин.)

 

3) Частота чередования  различных видов учебной деятельности (норма:  смена не позже чем через 7 -10мин.)

 

4) Количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, с/р и пр. (норма: не менее трех)

 

5) Чередование видов преподавания (норма:  не позже чем через 10 -15мин.)

 

6) Наличие на уроке  работ, в которых учащиеся имеют  возможность выразить свое мнение, проявить самостоятельность: с/р, групповая и парная работа, ролевые игры и пр. ( норма: не менее 7 -10 мин.)

 

7) Наличие на уроке  оздоровительных моментов  (норма: на 20-й минуте урока 1 мин. Из 3- легких упражнений с 3-4 повторениями)

 

 

3.Психологический климат  на уроке

Что наблюдается

Результат

1)  Наличие внешней мотивации: похвала, поддержка, соревновательный момент

 

2) Стимуляция внутренней  мотивации стремление больше  узнать, радость от активности, интерес  к изучаемому материалу и пр.

 

3) Взаимоотношения между  учителем и учеником

 

4) Взаимоотношения между   учащимися

 

5) Наличие эмоциональных  разрядок (поговорки, известные высказывания, небольшие стихотворения, музыкальные  минутки, поучительные картинки  и пр.)

 

 

4 Пожелания учителю.

Приложение 2.

 

 План – анализ

урока с  позиций здоровьесберегающих технологий

№ 

п/п

Критерии

Вопросы для анализа

1

Гигиенические условия  в классе (кабинете)

Чистота, температура, свежесть воздуха, освещенность, отсутствие неприятных звуковых раздражителей (эксперт ориентируется на свои органы чувств).

2

Число видов учебной деятельности, используемых учителем

Опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия и пр. Нормой считается 4 – 7 видов за урок. Но следует помнить, что частая смена видов деятельности требует дополнительных адаптационных усилий учащихся.

3

Средняя продолжительность и частота чередования различных видов деятельности

Ориентировочная норма – 7- 10 минут.

4

Использование учителем различных видов преподавания

Виды преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и другие. Норма – не менее трех видов за урок

5

Чередование видов преподавания

Чередование видов преподавания не позже, чем через 10 -15 минут.

6

Использовании методов, способствующих активизации учащихся, развитию творческих начал.

Это следующие методы:

-методы свободного выбора (беседа, выбор действий, свобода  творчества и пр.)

-активные методы (ученики  в роли учителя, обучение действием, ролевая игра, дискуссия, семинар  и пр.)

-методы, направленные на  самопознание и саморазвитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки  и взаимооценки и пр.)

7

Применение ТСО в соответствии с гигиеническими нормами

Норма – 8-10 мин.

8

Мастерство учителя при использовании видеоматериалов

Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов для инициирования дискуссии, обсуждения, привития интереса к познанию, решения в синтезе учебных и воспитательных задач

9

Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы

Дети на уроке не должны быть избыточно напряжены, что обычно бывает у авторитарных педагогов. Психофизический комфорт учеников на уроке - это важнейшее условие предупреждения их утомления.

10

Физкультминутки и физкультпаузы

Это обязательная составная часть урока. Норма – на 15 – 20 минут урока по 1 минуте из трех легких упражнений с 3 -4

повторениями каждого. При этом важно наличие у школьников желания их выполнять.

11

Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем  и ЗОЖ

Выработка понимания сущности  здорового образа жизни (ЗОЖ), формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности, выработка понимания сущности ЗОЖ ит.д. Умение учителя выделить и подчеркнуть в программном материале вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма.

12

Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности.

Интерес к знаниям,  радость от активного учебного труда, интерес к изучаемому на уроке материалу.

13

Благоприятный психологический климат на  уроке

Применение методов и форм работы, способствующих созданию ситуации успеха,  т.к.  наличие стрессов, отрицательные эмоции  свидетельствуют  преобладании на уроке  здоровьеразрушающих тенденций. Приветствуются эмоционально-смысловые разрядки: улыбки, уместные остроумные шутки, поговорки, афоризмы и пр.

14

Итоговая плотность урока

Количество времени, затраченного непосредственно на учебную работу должно  быть в диапазоне от 60 до 80%.

15

Момент наступления утомления учащихся и снижения учебной активности

Определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и   пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы. Норма – не  ранее чем за 10 – 125 минут до окончания урока.

16

Темп и окончание урока

К нежелательным показателям относятся: неоправданно быстрый темп урока («скомканность»), отсутствие времени на вопросы учащихся, торопливая, практически без комментариев запись домашнего задания.  

17

Интегральный показатель эффективности проведенного урока

Состояние и вид учеников после окончания урока:  на одном полюсе – спокойно-деловое, удовлетворенное, умерено-возбужденное состояние школьников, на другом -  утомленное, растерянное, агрессивное состояние.


 

В работе использованы материалы:

И.К.Смирнов, заведующий кафедрой психолого-педагогических технологий охраны  

укрепления здоровья Академии повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования.

.Педагогические советы: оптимизация учебно-воспитательного  процесса. Здоровьесберегающие технологии. – Вып. 5/авт. – сост. В.В.Гордеева, Г.И.Викулова. – Волгоград:  

Советова Е.В. Педсовет: практическое руководство для директора школы. –

Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

Приложение 3.

Листок физического развития младшего школьника

 

        Имя, фамилия   _______________________________________ Дата рождения___________________

                      Показатели

1 класс

 

2 класс

 

3 класс

 

4 класс

 
 

начало

конец

начало

конец

начало

конец

начало

конец

Длина тела, см

               

Масса тела, кг

               

Окружность груди, см

               

Тип телосложения

               

Уровень физического развития

               

Жизненная ёмкость лёгких, мл

               

Сила мышц рук, кг

               

Артериальное давление, мм.рт.ст.

               

ЧСС, уд./мин.

               

Группа здоровья

               

Медицинская группа для занятий

физической культурой

               

Информация о работе Реализация системы здоровьясбережения в условиях образовательного учреждения