Реализация системы здоровьясбережения в условиях образовательного учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2015 в 13:38, дипломная работа

Краткое описание

Наблюдения за состоянием психического здоровья детей в течение последних двух лет позволяет сделать вывод о том, что увеличивается число детей, имеющих нарушения в интеллектуальном и эмоциональном развитии.
Учёные отмечают, что первый скачок в увеличении количества детей, страдающих хроническими заболеваниями, происходит в возрасте 7-10 лет. К наиболее распространённым хроническим заболеваниям относятся болезни органов дыхания, уха, горла, носа, расстройство обмена веществ, нарушение осанки.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3
1.ПОНЯТИЕ «ЗДОРОВЬЕ» КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩЕЕ В ХАРАКТЕРИСТИКЕ ДАННОГО ТИПА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. ………………………………………………………………….
2. КУЛЬТУРА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ЛИЧНОСТИ. …………..
3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ». …………………………………….
3.1 Понятие о здоровьесберегающих технологиях, их функции…………….
3.2 Принципы здоровьесберегающей педагогики…………………………….
3.3 Средства здоровьесберегающих технологий………………………………..
3.4 Этапы процесса обучения в условиях здоровьесберегающей педагогики…
3.5 Значимость здоровьесберегающих технологий в педагогической деятельности……………………………………………………………………….
3.6 Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе общеобразовательного учреждения………………………………
4. КЛАССИФИКАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ. …….
5. МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. ………………………………………………………………….


ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная работа Юрченкова Е. И..docx

— 118.20 Кб (Скачать файл)

3.5 Значимость здоровьесберегающих технологий в педагогической деятельности 
Уже ни для кого не секрет, что получение образования связано с потерей здоровья в той или иной мере.  
Широкое внедрение технических средств и компьютерных технологий в учебный процесс, обусловило возросшую интенсивность информационного потока - это с одной стороны. С другой стороны, ограниченное время на переработку и усвоение информации, необходимость заучивания больших объемов материала, перегруженность учебных программ в сочетании с несовершенным режимом питания и иррациональной организацией досуга Эти обстоятельства послужили дополнительным поводом для обращения к исследованию современных оздоровительных технологий в педагогическом процессе. 
Из определения здоровье сберегающих образовательных технологий видно, что важнейшей целью внедрения ЗОТ в образовательный процесс является формирование культуры здоровья. Именно на это должны быть в значительной степени направлены усилия школы и семьи, с учётом приоритета в данном вопросе воспитания над обучением. Культура здоровья должна не изучаться, а воспитываться. Психологическая основа этого – мотивация на ведение здорового образа жизни. Неотъемлемой частью культуры здоровья является информированность в вопросах здоровья и здорового образа жизни. Как добиться успеха в жизни, как не стать жертвой алкоголя или наркотиков – приобщившись к культуре здоровья, за ответами на все эти вопросы ребёнок, подросток обращается именно к учителю, специалисту. И тогда полученная от них информация имеет максимальные шансы быть использованной на практике. Круг замыкается: обучение вопросам здоровья, воспитание культуры здоровья, использование здоровьесберегающих технологий, как основного инструмента педагогической работы составляют единое целое – дорогу к здоровью. 

 

 

  Включение в процесс занятий элементов активного отдыха  
Где могут быть использованы элементы физической культуры помимо самого урока физкультуры – на других уроках и переменах: физкультминуты, физкультпаузы, динамические (подвижные) перемены.  
Такой активный отдых призван решать целый ряд задач: предупреждение раннего умственного утомления и восстановление умственной работоспособности активизацией мозгового кровообращения и переключением внимания; устранение застойных явлений в кровообращении и дыхательной системе упражнениями в глубоком дыхании и в ритмичных чередованиях сокращений и расслаблений мышц, обеспечивающих аккомодацию глаза; устранение неблагоприятных последствий длительного  
растяжения и расслабления мышц спины, отвечающих за осанку и другое. 

3.6 Использование  здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе с внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения.

Термин "здоровьесберегающие образовательные технологии" можно рассматривать как совокупность тех принципов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.

Наличие системной комплексной работы в ОУ на основе школьной программы «Здоровье». Внимание к оздоровительной направленности физического воспитания связано с продолжающимся ухудшением состояния здоровья у детей и подростков. Поскольку здоровье детей находится под угрозой, то актуальной проблемой в настоящее время является укрепление их здоровья и формирование здорового образа жизни. Одним из таких действительных средств является физическое воспитание. Проблема обучения и воспитания тесно связана с вопросами охраны их здоровья, повышения их функциональных и адаптационных возможностей, которые будут необходимы им в дальнейшей взрослой жизни.  Рационально построенное физическое воспитание оказывает огромное влияние на формирование высоких интеллектуальных качеств и культуры здорового образа жизни. Целью физического воспитания наших школьников является содействие всестороннему развитию личности. Достижение этой цели обеспечивается решением следующих основных задач:

- укрепление  здоровья, содействие нормальному  физическому развитию;

- обучение жизненно  важным двигательным умениям  и навыкам;

- развитие двигательных  способностей и основных физических  качеств;

- приобретение  необходимых знаний в области  физической культуры и спорта;

- воспитание потребности  и умения самостоятельно заниматься  физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, повышения работоспособности;

- содействие воспитанию  нравственных и волевых качеств, психических и интеллектуальных свойств личности.

В школьную систему взаимосвязанных организационных форм физического воспитания школьников, кроме уроков физической культуры, входят:

- культурно-оздоровительные  мероприятия в режиме учебного  дня;

- внеклассная  спортивно-массовая работа в школе;

-    физкультурно-массовые  и спортивные мероприятия.

Система формирования культуры здоровья обучающихся.

Для реализации проблемы формирования правильного отношения к своему здоровью и здорового образа жизни школьников ведется целенаправленная работа педагогов, классных руководителей, воспитателей ГПД, руководителей кружков, завуча и директора по пропаганде и внедрению знаний и здорового образа жизни среди детей и их родителей, проводится целая система мероприятий оздоровительного характера; утренней гимнастики, подвижных перемен, физкультминуток на гуманитарных уроках, физкультурных пауз на уроках труда, динамической паузы, подвижных игр, прогулок и простейших физических упражнений на открытом воздухе, домашние задания по физической культуре и т.д. Все это и многое другое помогает воспитанию физического, нравственного и психического здоровья.

Состояние здоровья учащихся на конец 2012 года характеризуется таким образом:    отнесены по состоянию здоровья    к основной группе для занятий физкультурой - 94,8% учащихся,   специальной - 5,2%.

Результаты спортивных достижений последних трех лет

№ п/п

Наименование соревнований

Призовое место

Год

 

Республиканский уровень

 

 

 

 

2.

Финальное соревнование школьников Республики Мордовия по программе «Президентские состязания»

III место

2011 год

8.

Республиканский смотр-конкурс трудовых объединений учащихся.

II место

2010 год

10.

Диплом «Лучший вратарь V традиционном турнире по мини футболу на призы Главы РМ» (Леваков Виталий)

Диплом

2010 год

13.

Конкурс - фестиваль юных инспекторов движения на этапе «Фигурное вождение» юных велосипедистов «Безопасное колесо»

II место

2011 год

17.

Соревнования по лыжным гонкам на приз памяти И.И. Васильева и 65- летия завода «Электровыпрямиттель» (Носов Василий, Шунихин Александр)

II место

2010 год

18.

Республиканские соревнования по лыжным гонкам на призы памяти Республиканских тренеров м/с СССР В. В. Уханкина, к м/с Буркина. Шунихин Александр

I место

2010 год

19.

Мордовский лыжный марафон на призы Главы РМ Шунихин Александр

III место

2010 год

20.

Республиканский турнир по Греко-римской борьбе памяти И.А. Пожарского (Еделькин Максим)

III место

2010 год

21

Республиканский турнир по Греко-римской борьбе памяти И.А. Пожарского (Носов Андрей)

III место

2010 год

22

Республиканские финальные соревнования по шашкам на приз клуба «Чудо шашки»

II место

2011 год

23

Республиканский турнир по вольной борьбе

III место

2011 год   

24

Первенство РМ по вольной  борьбе, посвященное памяти А. М. Володина (Пивцаев Д.)

I место

2011 год

25

Шиповка юных (Сурайкина Т. – 2 м, Просвирнина М.- 1 м, Челмакина Д. -3 м., Лышнова Е.- 2 м., Сурков С. -1 м.,)

II, II, III места

2011год

26

Республиканский  легкоатлетический пробег, посвященный памяти А. Н. Бурканова.

Сурайкина Т.

Сурков С.

Зубов А.

Елфимов А.

 

3 место

2 место

1 место

1 место

2011год

27

Республиканский турнир по вольной борьбе, посвященный дню победы  (Никитин Н.)

2 место

2010 год

 

Республиканский турнир по вольной борьбе «Курбан - байрам»

1 место

2012 год

 

Всероссийский уровень

   

1.

Всероссийский турнир по вольной борьбе на призы памяти  МС СССР В. Голышева. (Носов А.)

1 место

2011 год

2.

Всероссийский турнир по вольной борьбе  на призы памяти  МС СССР В. Голышева. (Пивцаев Д)

1 место

2011год

 

Всероссийский турнир по вольной борьбе  на призы памяти  МС СССР В. Голышева. (Андронов И.)

3 место

2011год

3.

Всероссийский турнир по вольной борьбе на призы памяти Государственного собрания РМ Н.В.Шлукина (Никитин Н)

1 место

2011 год

4.

Всероссийский турнир по вольной борьбе на призы памяти  МС СССР В. Голышева. (Пивцаев Д.)

2 место

2011  год


 

 

  СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ, МЕРЫ ПО ОХРАНЕ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ.

 Состояние здоровья учащихся на конец 2011 года характеризуется таким образом:    отнесены по состоянию здоровья к основной группе для занятий физкультурой – 95% учащихся,   специальной – 5%.

Основными заболеваниями учащихся 5-9 классов являются нарушения осанки, зрения. Для стабилизации состояния здоровья и здоровьесбережения учащихся в школе открыт спортивный класс который посещают 28 учащихся, греко – римской борьбы, на территории посёлка находится лыжная база,   учащиеся посещают лыжную базу, где занимаются лыжной подготовкой.

Результативность всех проводимых мероприятий положительно влияет на выработку оптимальных подходов к решению проблем укрепления здоровья школьников, формирования здорового образа жизни, профилактики асоциального поведения подростков, снижение роста детской преступности, воздействия на подростков негативных факторов: алкоголя, психотропных веществ.

Показателем качества и результативности выстроенной системы всех проводимых спортивно-массовых мероприятий являются достижения в соревнованиях высокого уровня.

Таким образом, оздоровительный эффект занятий физической культурой связан прежде всего с повышением аэробных возможностей организма, уровня общей выносливости и трудоспособности.

           Считаем  большим достижением в решении  вопросов оздоровительной направленности  школьников и то, что в нашей  школе вот уже на протяжении  ряда лет не существует специальная  медицинская группа.  Детей,  отнесенных  по состоянию здоровья к специальной  медицинской группе,  осталось  всего 4 %. У учителя есть реальная  возможность осуществлять с ними  занятия на уроке по ограниченной  и специальной физической нагрузке. За последние 3 года   было переведено  из подготовительной в основную  группу 6 учащихся, из специальной медицинской в подготовительную – 1 ученик.

В школе занимаются физической культурой 102 ученика.

  Мероприятия, проводимые с детьми и родителями  по реализации комплексно-целевой  программы «Образование и здоровье  ребенка». 

  1. «Кто ты есть» - тест, проводимый с целью выявления личных черт характера.
  2. Беседа «Человек отражается в своих поступках».
  3. «Веселье рождает бодрость».
  4. «Нет прекраснее одежи, чем бронза мускулов и свежесть кожи».
  5. «Спортивный КВН».
  6. «Широкая масленица» - праздник.
  7. «Спортивный детектив».
  8. «Сударушка- душка» - спортивный праздник.
  9.    Школьный турслет.
  10. «Веселые старты».
  11. «Почему это опасно (наркомания, курение, алкоголь)» - беседа для родителей.
  12. «Наркомания – путь в бездну» - беседа для родителей.
  13. «Папа, мама, я – дружная семья» - общешкольное мероприятие.

 

 Состояние здоровья учащихся на конец 2012 года характеризуется таким образом:    отнесены по состоянию здоровья к основной группе для занятий физкультурой – 96% учащихся,   специальной – 4%.

Одним из ведущих факторов здорового образа жизни является организация рационального питания.

У детей в связи с высокой интенсивностью обменных процессов отмечается повышенный основной обмен и общие энергетические затраты. Приближенный расход энергии детей составляет 60 ккал на 1 кг веса в сутки. Зная это, при разработке пищевых рационов обращаем особое внимание на достаточно высокий уровень белка и калорийность школьных обедов. Расчет ведется исходя из суточной потребности белков, углеводов и калорий.

В детском питании школьников соотношение белков, жиров и углеводов рекомендуемом нормой Санпина 1:1 в младшем возрасте и 1:1 – в старшем.

При составлении меню обязательно учитывается и потребность детей в витаминах, расчет ведется согласно данной таблицы:

Возраст

В1

В2

РР

В6

С

7-10

1,4

1,9

15

1,7

50

11-13

1,7

2,3

19

2,0

60

14-17 юноши/дев.

1,9/1,7

2,5/2,2

21/18

2,2/1,9

80/70


 

Потребность организма в витамине А удовлетворяется за счет молока и молочных продуктов, сливочного масла, яиц, мяса, рыбы.

В школе организован строгий режим питания. Все 107 учащихся школы получают сбалансированное горячее питание, 88 учащихся из малообеспеченных семей питаются бесплатно.  Калорийность обеда составляет 20-25 % от суточной калорийности, т.е. около 600-700 ккал; на долю белков приходится 15 % общего числа калорий, жиров 25 %, углеводов 60 %, т.е. соответствует тем нормам, которые установлены СанПИном.

Подвоз пищевых продуктов осуществляется ежедневно. Ответственные за питанием следит за качеством и соответствием государственных стандартов.

На все закупаемые продукты выдаются сертификаты качества и соответствия. Особое внимание уделяем скоропортящимся продуктам: мясу, рыбе, молочным продуктам, колбасам. Зная сроки хранения этих продуктов, требуем у администрации магазина заборный лист с указанием даты, часа выработки продукции на предприятии и срока ее реализации.

Информация о работе Реализация системы здоровьясбережения в условиях образовательного учреждения