ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ) СПЕЦИАЛИСТОВ
«МОРДОВСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ
ОБРАЗОВАНИЯ»
КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЯ И НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ
Зав. кафедрой ____О. Г. Литяйкина
«____»______________200__г.
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Реализация системы
здоровьясбережения в условиях образовательного
учреждения
Автор дипломной
работы: Е. И. Юрченкова, слушатель курсов
переподготовки по проблеме «Менеджмент
в образовании»
______________(дата, подпись)___
Руководитель: О. Г. Литяйкина, старший преподаватель
кафедры управления и начального профессионального
образования ______________(дата,
подпись)__
Рецензент: Н.Н.Николаев, канд. пед. наук,
доцент _____(дата, подпись)__
Саранск 2012 год
Содержание
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………
3
1.ПОНЯТИЕ «ЗДОРОВЬЕ» КАК
ОСНОВОПОЛАГАЮЩЕЕ В ХАРАКТЕРИСТИКЕ
ДАННОГО ТИПА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ. ………………………………………………………………….
2. КУЛЬТУРА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА
ЖИЗНИ ЛИЧНОСТИ. …………..
3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ». …………………………………….
3.1 Понятие о здоровьесберегающих
технологиях, их функции…………….
3.2 Принципы здоровьесберегающей
педагогики…………………………….
3.3 Средства здоровьесберегающих
технологий………………………………..
3.4 Этапы процесса обучения
в условиях здоровьесберегающей педагогики…
3.5 Значимость здоровьесберегающих
технологий в педагогической деятельности……………………………………………………………………….
3.6 Использование здоровьесберегающих
технологий в образовательном процессе
общеобразовательного учреждения………………………………
4. КЛАССИФИКАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ
ТЕХНОЛОГИЙ. …….
5. МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО РЕАЛИЗАЦИИ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ. ………………………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….
Введение
Цель здоровьесберегающей педагогики -
обеспечить выпускнику образовательного
учреждения высокий уровень реального
здоровья, вооружая его необходимым багажом
знаний, умений, навыков, необходимых для
ведения здорового образа жизни, и воспитывая
у него культуру здоровья. Тогда аттестат
о среднем образовании будет действительно
путевкой в счастливую самостоятельную
жизнь, свидетельством умения молодого
человека заботиться о своем здоровье
и бережно относиться к здоровью других
людей.
Постановка задачи здоровьесберегающих
технологий в образовательном процессе
может рассматриваться в двух вариантах.
Здоровьесберегающие технологии должны
соответствовать фундаментальному принципу
медицины и педагогики: "Не навреди!"
и обеспечивать условия обучения, воспитания,
развития, которые не оказывают негативного
воздействия на здоровье школьников. Эта
задача аналогична концепции охраны труда
школьников. В традиционном понимании
здоровьесберегающие технологии - это
предупреждение травматизма и других
очевидно вредных воздействий на здоровье
школьника.
Реализацию здоровьесберегающих
образовательных технологий следует понимать
как не только охрану здоровья учащихся,
но и формирование, укрепление их здоровья,
воспитание у них культуры здоровья, стремлении
грамотно заботиться о своем здоровье.
Известно, что здоровье – один
из важнейших компонентов человеческого
благополучия и счастья, одно из неотъемлемых
прав человека, одно из условий успешного
социального и экономического развития
любой страны. В Конвенции по правам ребёнка
прописаны его законные права – право
на здоровый рост и развитие, право на
родителей, их любовь и заботу.
С началом учебной деятельности
ребёнок проводит большую часть своего
времени в школе, поэтому школа обязана
взять на себя заботу о сохранении его
здоровья наряду с родителями. В стенах
большинства образовательных учреждений
молодые люди получают знания и предпрофессиональную
подготовку, но не обучаются не менее важному
– быть здоровым. Именно поэтому уже с
раннего возраста детям необходимо привить
желание неустанно работать над своим
физическим развитием, воспитывать в них
бережное отношение к самим себе.
Наблюдения за состоянием психического
здоровья детей в течение последних двух
лет позволяет сделать вывод о том, что
увеличивается число детей, имеющих нарушения
в интеллектуальном и эмоциональном развитии.
Учёные отмечают, что первый
скачок в увеличении количества детей,
страдающих хроническими заболеваниями,
происходит в возрасте 7-10 лет. К наиболее
распространённым хроническим заболеваниям
относятся болезни органов дыхания, уха,
горла, носа, расстройство обмена веществ,
нарушение осанки.
В связи с этим
как никогда остро встаёт проблема
разработки и проведения действенных
мероприятий по здоровьесбережению
и профилактике заболеваний на уроках
и во внеурочное время. Назрела необходимость
ведения просветительской работы с педагогами,
обучающимися и родителями, поскольку
многие вопросы по сохранению и улучшению
здоровья детей становятся всё актуальней.
Кроме того, очень важными
в здоровьесберегающей деятельности
любого образовательного учреждения являются
проблемы внеурочной занятости детей,
организации их досуга и дополнительного
образования. Для сохранения здоровья
нашего будущего поколения в жизнь школы
внесены изменения, направленные на улучшение
физиологического, социального и психологического
состояний каждого школьника: создаются
условия для развития ценностного отношения
к своему здоровью и формирования жизненных
приоритетов, направленных на осознанный
выбор здорового образа жизни, организуется
психолого-педагогическая защищённость
ребёнка в микросоциуме.
Педагоги нашей школы грамотно
подводят детей к тому, чтобы они сами
для себя смогли вывести одно из основных
жизненных правил: «Ты успешен тогда, когда
ты здоров и ведёшь здоровый образ жизни».
1 Понятие «здоровье»
как основополагающее в характеристике
данного типа образовательных технологий.
Охрану здоровья детей можно
назвать приоритетным направлением деятельности
всего общества, поскольку лишь здоровые
дети в состоянии должным образом усваивать
полученные знания и в будущем способны
заниматься производительно-полезным
трудом.
Существует более 300 определений
понятия «здоровье». Согласно определению
Всемирной организации здравоохранения,
здоровье - это состояние полного физического,
психического и социального благополучия,
а не только отсутствие болезней или физических
дефектов.
Физическое здоровье:
· это совершенство саморегуляции
в организме, гармония физиологических
процессов, максимальная адаптация к окружающей
среде (педагогическое определение);
· это состояние роста и развития
органов и систем организма, основу
которого составляют морфологические
и функциональные резервы, обеспечивающие
адаптационные реакции (медицинское определение).
Психическое здоровье:
· это высокое сознание, развитое
мышление, большая внутренняя и
моральная сила, побуждающая к созидательной
деятельности (педагогическое определение);
· это состояние психической
сферы, основу которой составляет статус
общего душевного комфорта, адекватная
поведенческая реакция (медицинское определение).
Социальное здоровье - это здоровье
общества, а также окружающей среды для
каждого человека.
Нравственное здоровье - это
комплекс характеристик мотивационной
и потребностно - информативной сферы
в жизнедеятельности, основу которого
определяет система ценностей, установок
и мотивов поведения индивида в обществе.
Духовное здоровье - система
ценностей и убеждений. В характеристике понятия
«здоровье» используется как индивидуальная,
так и общественная характеристика.
В отношении индивида оно отражает
качество приспособления организма к
условиям внешней среды и представляет
итог процесса взаимодействия человека
и среды обитания. Здоровье формируется
в результате взаимодействия внешних
(природных и социальных) и внутренних
(наследственность, пол, возраст) факторов.
2 Культура здорового
образа жизни личности.
Признаки индивидуального здоровья:
- Специфическая и неспецифическая
устойчивость к действию повреждающих
факторов.
- Показатели роста и развития.
- Текущее функциональное состояние
и потенциал (возможности) организма и
личности.
- Наличие и уровень какого-либо
заболевания или дефекта развития.
- Уровень морально-волевых и
ценностно-мотивационных установок.
В связи с этим целостный взгляд
на индивидуальное здоровье можно представить
в виде четырехкомпонентной модели, в
которой выделены взаимосвязи различных
его компонентов и представлена их иерархия:
Соматический компонент - текущее
состояние органов и систем организма
человека, - основу которого составляет
биологическая программа индивидуального
развития, опосредованная базовыми потребностями,
доминирующими па различных этапах онтогенетического
развития. Эти потребности, во-первых,
являются пусковым механизмом развития
человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию
этого процесса.
Физический компонент - уровень
роста и развития органов и систем организма,
- основу которого составляют морфофизиологические
и функциональные резервы, обеспечивающие
адаптационные реакции.
Психический компонент - состояние
психической сферы, - основу которого составляет
состояние общего душевного комфорта,
обеспечивающее адекватную поведенческую
реакцию. Такое состояние обусловлено
как биологическими, так и социальными
потребностями, а также возможностями
их удовлетворения.
Нравственный компонент - комплекс
характеристик мотивационной и потребностно
- информативной сферы жизнедеятельности,
основу которого определяет система ценностей,
установок и мотивов поведения индивида
в обществе. Нравственным здоровьем
опосредована духовность человека, так
как оно связано с общечеловеческими истинами
добра, любви и красоты. Подобное выделение
компонентов здоровья, в некоторой степени
условно, однако позволяет, с одной стороны,
показать многомерность взаимовлияний
разных проявлений функционирования индивидуума,
с другой - более полно охарактеризовать
различные стороны жизнедеятельности
человека, направленные на организацию
индивидуального стиля жизни. Здоровье
человека, в первую очередь, зависит от
стиля жизни. Этот стиль персонифицирован.
Он определяется социально-экономическими
факторами, историческими, национальными
и религиозными традициями, убеждениями,
личностными наклонностями. Здоровый образ
жизни объединяет все, что способствует
выполнению человеком профессиональных,
общественных, семейных и бытовых функций
в оптимальных для здоровья условиях и
определяет направленность усилий личности
в сохранении и укреплении индивидуального
и общественного здоровья. Здоровый образ
жизни:
- благоприятное социальное окружение;
- духовно-нравственное благополучие;
- оптимальный двигательный режим
(культура движений);
- закаливание организма;
- рациональное питание;
- личная гигиена;
- отказ от вредных пристрастий
(курение, употребление алкогольных напитков,
наркотических веществ);
- положительные эмоции.
Приведенные характеристики
позволяют сделать вывод, что культура здорового
образа жизни личности - это часть общей
культуры человека, которая отражает его
системное и динамическое состояние, обусловленное
определенным уровнем специальных знаний,
физической культуры, социально-духовных
ценностей, приобретенных в результате
воспитания и самовоспитания, образования,
мотивационно-ценностной ориентации и самообразования,
воплощенных в практической жизнедеятельности,
а также в физическом и психофизическом
здоровье.
3 Определение понятия
«здоровьесберегающие образовательные
технологии».
3.1 Понятие о здоровьесберегающих
технологиях, их функции.
Основной вопрос, который встает перед
системой образования: как обеспечить
сохранение, укрепление и восстановление
здоровья учащихся? Но чтобы ответить
на этот вопрос и успешно решать его, необходимо
понять собственно условия жизни человека.
Образование – культура – здоровье являются
фундаментальной основой здоровьесберегающей
системы, стратегической целью которой
является формирование гармонично развитой
личности.
Остановимся только на нескольких концептуальных
позициях.
1) Целенаправленный характер всего учебно-воспитательного
процесса по формированию культуры здоровья
обучающихся:
- приобретение и усвоение знаний о том,
как сохранить свое здоровье и предупредить
его нарушение;
- формирование духовно-нравственных качеств
личности (ответственности, честности,
доброты, милосердия);
- развитие умений и навыков безопасной,
здоровой жизни; воспитание культуры здоровья
(поведения, питания, общения, быта, труда,
отдыха и т. д.);
- воспитание трудолюбия, духовной культуры,
патриотизма, национального самосознания,
толерантности;
- формирование устойчивого иммунитета
и негативного отношения к табаку, алкоголю,
наркотикам и влиянию деструктивных религиозных
культов и организаций;
- воспитание гуманистических ориентиров
поведения, исключающих жестокость, насилие
над личностью;
- воспитание потребности в занятиях физической
культурой, закаливании и совершенствовании
физических способностей и возможностей
организма человека;
- формирование культуры взаимодействия
с природой, окружающим нас миром;
-развитие умений оказать первую медицинскую
помощь;
- формирование у учащейся молодежи знаний
о здоровой семье, роли родителей и воспитании
здоровых детей.