Реализация системы здоровьясбережения в условиях образовательного учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2015 в 13:38, дипломная работа

Краткое описание

Наблюдения за состоянием психического здоровья детей в течение последних двух лет позволяет сделать вывод о том, что увеличивается число детей, имеющих нарушения в интеллектуальном и эмоциональном развитии.
Учёные отмечают, что первый скачок в увеличении количества детей, страдающих хроническими заболеваниями, происходит в возрасте 7-10 лет. К наиболее распространённым хроническим заболеваниям относятся болезни органов дыхания, уха, горла, носа, расстройство обмена веществ, нарушение осанки.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3
1.ПОНЯТИЕ «ЗДОРОВЬЕ» КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩЕЕ В ХАРАКТЕРИСТИКЕ ДАННОГО ТИПА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. ………………………………………………………………….
2. КУЛЬТУРА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ЛИЧНОСТИ. …………..
3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ». …………………………………….
3.1 Понятие о здоровьесберегающих технологиях, их функции…………….
3.2 Принципы здоровьесберегающей педагогики…………………………….
3.3 Средства здоровьесберегающих технологий………………………………..
3.4 Этапы процесса обучения в условиях здоровьесберегающей педагогики…
3.5 Значимость здоровьесберегающих технологий в педагогической деятельности……………………………………………………………………….
3.6 Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе общеобразовательного учреждения………………………………
4. КЛАССИФИКАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ. …….
5. МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. ………………………………………………………………….


ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная работа Юрченкова Е. И..docx

— 118.20 Кб (Скачать файл)

Приготовленные обеды реализуются в течение 2-3 часов и всегда находятся до момента выдачи на горячей плите. Температура первых блюд не ниже 75о, вторых блюд – не ниже 65о.

Вся ответственность за соблюдение сроков хранения и реализации продуктов возлагается на директора школы.

В режим дня учащихся начальных классов учителя начальных классов включают физкультурные паузы и подвижные перемены. С их помощью  увеличивается объём двигательной активности школьников. Так, например, физкультурные паузы представляют собой комплекс упражнений из 7-9 упражнений, проводимых между 15-20 минутами каждого урока. Время проведения 2-3 минуты.

 Попыткой оздоровить  учащихся, облегчить их пребывание  в стенах школы явилось введение  учителями  элементов здоровьесберегающих технологий, направленных на расширение зрительно-пространственной активности, которые были разработаны В.Ф.Базарным и Л.П.Уфимцевой. Я хочу познакомить вас с некоторыми из этих приёмов:

1. Работа с расположенными  на стенах классной комнаты  карточками. На них мелкие силуэтные  изображения предметов; буквы, слоги, слова, цифры, геометрические фигуры (размер изображённых предметов  от 1 до 3 см). По моей просьбе дети  встают и выполняют ряд заданий: отыскивают в классе картинки, являющиеся ответом на загадку; находят изображения предметов, в названиях которых есть нужный  звук; составляют из слов, написанных  на карточках, предложения.

2. Использование разного  рода траекторий, по которым дети  «бегают» глазами. Например, на листе  ватмана размером 1 на 2 м изображены  какие-либо цветные фигуры (овал, восьмёрка, волна, спираль) или причудливо  перекрещенные линии разных цветов толщиной 1 см. Этот плакат учитель   размещает выше уровня глаз в любом удобном месте (над доской, на боковой стене). По моей просьбе дети начинают «пробегать» глазами по заданному направлению (обязательно стоя). При этом каждому упражнению желательно придавать игровой или творческий характер. Можно использовать такие упражнения для глаз, которые хорошо сочетаются с общими физическими упражнениями. Например, игра «Весёлые человечки». На карточках, которые быстро показывает учитель, схематично изображены человечки, выполняющие различные гимнастические упражнения. Дети должны вначале рассмотреть человечка, а затем повторить его движения. С этой же целью можно провожу мимические упражнения. Например, на карточках нарисованы лица клоунов с различными выражениями: улыбающиеся, грустные, испуганные. Дети их копируют.

. Личностно-ориентированное  обучение также является здоровье  сберегающей технологией. Очень  часто родители слышат от учителя: "Да ваш сын не слышит  меня на уроке, не видит учителя  в классе!" Почему? У каждого человека есть ведущий глаз и ведущее ухо. Ребёнок учится одним глазом, второй глаз - не ведущий, он помогает первому. Для определения ведущего глаза использую лист бумаги с вырезанным посредине кругом диаметром 2-2,5 см. На вытянутых руках учащийся держит этот лист и смотрит в круг учителю в переносицу. Учитель находится от ученика на расстоянии 3-х метров. И мы увидим ведущий глаз ребёнка: левый или правый.  Очень важно определить ведущий глаз. От этого зависит место посадки ребёнка в классе. Все правоглазые  дети должны сидеть за партой у окна или занимать место первого варианта в среднем ряду. Левоглазые дети - в среднем ряду и у двери, т.е. в третьем ряду. Слышит нас ребёнок тоже одним ухом. Второе даёт дальность и направленность слухового восприятия. Для определения ведущего уха необходимо дать наручные часы и сказать: "Послушай, как они тикают". Ученик бессознательно подносит их к ведущему уху: левому или правому. Известно, что основной объем информации дети получают через зрительный анализатор.  Помогают сохранить здоровье ребёнка в школе цветовые круги, выставленные на классной доске (диаметр - 30 см). Каково же их назначение?

Жёлтый круг уменьшает чувство страха у детей во время проведения диктантов по русскому языку. Синий круг - тонизирует умственную активность при проведении контрольных работ по математике. Красный круг активизирует умственные способности детей, для всех видов контроля. Зелёный круг - для успокоения, если дети расшумелись. Оранжевый круг - цвет творчества, будит фантазию. Не нужно забывать и о дыхании. Используемые на уроках скороговорки, упражнения дыхательного характера, позволили мне преодолеть моторно-закрепощенную и статическую позу у учащихся. Эти дыхательные упражнения обеспечивают, наряду с физкультминутками, высокую работоспособность в течение всех занятий, позволяют развивать слуховую память, а также снимают утомления и дают возможность избежать переутомления. Голос – это своеобразный индикатор здоровья человека.  Поэтому во время уроков учителями используются музыкальные паузы. Именно через музыку, песню в центральной нервной системе человека происходит управляемое переключение доминантных установок с оценочно-депрессивных на мажорно – перспективные.

 При обучении школьников  младших классов особое внимание  учителя начальных классов уделяют упражнениям для кистей и пальцев рук. Это обуславливается процессами формирования кисти у детей младшего школьного возраста. Установлено, что тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, повышающим работоспособность коры головного мозга.

 Учителя  проводят физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления. Кроме того, определяют и фиксируют психологический климат на уроке, проводят эмоциональную разрядку, строго следят за соблюдением учащимися правильной осанки,  позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока.

Физкультминутка  – лучшее лекарство от гиподинамии. Главное ее достоинство в том, что она включает в себя все виды движений, свойственные человеку: ходьбу, бег, прыжки, пластику рук, туловища, тела. Ребенок во время проведения физкультминутки испытывает радость после напряжения умственных сил. Физкультминутки учителя  начальных классов проводят, учитывая специфику предмета. В состав упражнений для физкультминуток  включают гимнастику для глаз.  
Физкультминутки. 
Физкультурная минутка как форма активного отдыха во время малоподвижных занятий достаточно широко применяется с детьми младшего школьного возраста. Цель проведения физкультурной минутки — повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях (по счету, развитию речи и т. п.), обеспечить кратковременный активный отдых для школьников во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии; мышцы кисти работающей руки. Исходя из этого, для физкультурной минуты составляют комплекс, включающий в себя 3—4 простых упражнения для больших групп мышц (ног, рук, плечевого пояса, туловища), активизирующие дыхание и кровообращение. Выполняются они в течение 1,5—2 минут. Продолжительность физкультурных пауз, в отличие от физкультурных минут, несколько дольше. Кроме гимнастических упражнений в комплексы физкультурных пауз полезно включать малоподвижные игры, развлечения. Упражнения подбираются по тому же принципу, что и в физкультурных минутках, с той лишь разницей, что их количество увеличивается до 5—8. И физические упражнения, и игры должны быть детям хорошо знакомы. Полезно содержание физкультурных пауз строить на программном материале,  
включая в них упражнения, знакомые детям, или упражнения, способствующие подготовке нового двигательного действия. Прежде всего, каждый педагог, работающий с учащимися, обязан помнить, что главное назначение физкультурных минут и физкультурных пауз — активный отдых. Еженедельно комплексы физкультминуток обновляются, обогащаются новыми движениями, либо заменяются полностью. Стихотворные физкультминутки помогают решить эти проблемы. Чтобы научить детей правильно дышать при выполнении упражнений, предложите им при опускании рук вниз, при приседаниях, наклонах, произносить звуки или слова. Например, при наклоне вперед протяжно произнести звук «ш-ш-ш»: как шипят гуси, как сдувается лопнувший шарик и т. д. На эффективность проведения физкультминуток влияет качественная и глубоко продуманная предварительная работа педагога по подготовке всех необходимых пособий и инвентаря, которые помогут проводить комплекс живо, эмоционально, интересно.  
Физкультпауза  
Под двигательным режимом понимают регламентированную по интенсивности физическую нагрузку, которая полностью удовлетворяет потребность в движениях, соответствует функциональным возможностям  
организма, способствует укреплению здоровья и гармоничному развитию человека. 
Выполнение недельного двигательного режима требует от подростка определенных усилий. Но если он будет заниматься физическими упражнениями не менее трех часов в неделю, как рекомендует школьная программа, его физическое развитие и состояние здоровья будут соответствовать норме. Перечень видов двигательной активности ориентирует взрослых на то, какими упражнениями подростки могут заполнить время самостоятельных занятий. Эти упражнения могут быть включены как в утреннюю зарядку, так и в физкультминутки, физкультпаузы при выполнении домашних заданий, самостоятельные тренировки по развитию и совершенствованию физических качеств, домашние задания по физической культуре, спортивные тренировки. 
Рассмотрим лишь одну из форм занятий, которая входит в недельный двигательный режим во внеучебное время — физкультпаузу. 
Физкультпауза — это форма кратковременного активного отдыха при выполнении домашнего задания. Обычно через 35—40 минут занятий у подростка ослабляется внимание, от долгого сидения нарушается кровообращение (застой крови в нижних конечностях). Для повышения умственной работоспособности, улучшения кровообращения, активизации работы сердца и легких, ускорения выделения продуктов обмена из организма необходимо устраивать короткие — на 5—10 мин — перерывы в работе с выполнением физических упражнений. 
Физкультурные паузы состоят из 5—8 упражнений, повторяемых 6—8 раз в среднем темпе. Упражнения должны быть простыми, хорошо знакомыми подростку. В физкультпаузы включают упражнения для рук, плечевого пояса, туловища, ног. 
Для снятия напряжения и укрепления мышц кистей следует выполнять упражнения для сгибания и выпрямления рук, сжимания и разжимания пальцев и кулак, потряхивание кистями, круговые вращения кистей и др. Для мышц туловища полезно включать упражнения типа потягивания с глубоким дыханием, всевозможные наклоны (особенно вперед и назад), повороты и круговые движения (вращения). В упражнения для ног включают приседания, махи, подскоки, прыжки па скакалке и др. (примерные упражнения приведены в разделе «Развитие физических качеств»). 
Физкультпауза может выполняться как в комнате (тогда следует открыть окно, фрамугу, форточку), так и во дворе, на балконе. Вначале выполняются упражнения типа потягивания, затем — для рук и плечевого пояса, далее — для туловища и ног. Заканчивается физкультпауза легким бегом или прыжками, после чего следуют упражнения на восстановление дыхания и расслабление.

 

  4. Классификация здоровьесберегающих технологий.

Типы технологий: 

  • Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания).
  • Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия).
  • Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла).
  • Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности школьников, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.)

Выделенные технологии могут быть представлены в иерархическом порядке по критерию субъектной включенности учащегося в образовательный процесс:

•   Внесубъектные:    технологии рациональной организации 
образовательного          процесса,          технологии          формирования 
здоровьесберегающей образовательной среды, организация здорового 
питания (включая диетическое) и т.п.

•   Предполагающие    пассивную    позицию    учащегося:    фитотерапия, массаж, офтальмотренажеры и т.п.

Предполагающие     активную     субъектную     позицию     учащегося 
различные     виды    гимнастки,    технологии    обучения    здоровью, 
воспитание культуры здоровья.

По характеру деятельности здоровьесберегающие технологии могут быть как частные (узкоспециализированные), так и комплексные (интегрированные).

 

 По направлению деятельности среди частных здоровьесберегающих технологий выделяют: медицинские (технологии профилактики заболеваний; 
коррекции и реабилитации соматического здоровья; санитаоно- 
гигиенической деятельности); образовательные, содействующие здоровью 
(информационно-обучающие и воспитательные); социальные (технологии 
организации здорового и безопасного образа жизни; профилактики и 
коррекции девиантного   поведения);    психологические    (технологии профилактики и психокоррекции психических отклонений личностного и интеллектуального развития).

К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят: технологии       комплексной       профилактики       заболеваний, коррекции      и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические); педагогические технологии, содействующие здоровью; технологии, формирующие ЗОЖ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 Методическое сопровождение деятельности педагога по реализации здоровьесберегающих образовательных технологий.

Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения. Педагогу в организации и проведении  урока необходимо учитывать:

а) обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;

б) число видов учебной деятельности: опрос школьников, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма – 4-7 видов за урок. Частые смены одной деятельности другой требуют от школьников дополнительных адаптационных усилий;

в) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут; число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех;

г) чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10-15 минут;

д) наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих школьников. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);

е) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;

ж) позы школьников, чередование поз;

з) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность. Норма – на 15-20 минут урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения;

и) наличие у школьников мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;

к) наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;

л) психологический климат на уроке;

м) наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.; 

В конце урока следует обратить внимание на следующее:

н) плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма - не менее 60 % и не более 75-80 %;

о) момент наступления утомления школьников и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы;

п) темп и особенности окончания урока:

- быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы школьников, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;

- спокойное завершение  урока: школьники имеют возможность  задать учителю вопросы, учитель  может прокомментировать задание  на дом, попрощаться с учащимися;

- задержка школьников  в классе после звонка (на перемене).

 

 

 

 

 

 

Заключение

Для успешного осуществления этих целей педагоги и родители сопровождают развитие ребёнка в сфере оздоровления, т.е. предоставляют помощь, направленную на формирование культуры здоровья и образования учащегося, на преодоление трудностей учебно-воспитательного процесса через раскрытие внутреннего потенциала личности ребёнка и активизацию его собственных ресурсов.

В связи с этим первоочередными становятся следующие проблемы:

•   развитие и усиление потребности у детей и их родителей в качественном образовании, формировании и саморазвитии культуры здоровья;

•   наличие затруднений в получении информации, связанных с недостаточным уровнем культуры учебно-воспитательного процесса;

•   отсутствие механизмов интеграции в деятельности специалистов различных профилей;

•   низкая востребованность со стороны детей и их родителей помощи в преодолении проблем саморазвития и самосовершенствования;

•   отсутствие эффективных механизмов оказания такого вида помощи существующими структурами, работающими в рамках своих узкоспециальных функциональных обязанностей;

•   необходимость дисциплинарного подхода в сопровождении детей в процессе их личностного совершенствования и отсутствие технологий его внедрения, что затрудняет переход от идеи сопровождения к её реализации.

По данным Минздрава РФ, из 6 млн. подростков 15-17 лет, прошедших профилактические осмотры, у 94,5% были зарегистрированы различные заболевания, при этом треть заболеваний ограничивает выбор будущей профессии. Почти 40% юношей по медицинским показаниям не годятся для службы в Вооружённых силах. Выявлена ежегодная тенденция роста хронической заболеваемости школьников со среднегодовым темпом 5,84%. За время обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза.

Одна из самых частых патологий у школьников – нарушение остроты зрения, но чаще это не врождённое отклонение, а приобретённое за время обучения в школе. По данным специалистов НИИ гигиены и охраны здоровья детей, в последние годы наметились следующие негативные тенденции:

Информация о работе Реализация системы здоровьясбережения в условиях образовательного учреждения