Реализация системы здоровьясбережения в условиях образовательного учреждения
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2015 в 13:38, дипломная работа
Краткое описание
Наблюдения за состоянием психического здоровья детей в течение последних двух лет позволяет сделать вывод о том, что увеличивается число детей, имеющих нарушения в интеллектуальном и эмоциональном развитии. Учёные отмечают, что первый скачок в увеличении количества детей, страдающих хроническими заболеваниями, происходит в возрасте 7-10 лет. К наиболее распространённым хроническим заболеваниям относятся болезни органов дыхания, уха, горла, носа, расстройство обмена веществ, нарушение осанки.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3 1.ПОНЯТИЕ «ЗДОРОВЬЕ» КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩЕЕ В ХАРАКТЕРИСТИКЕ ДАННОГО ТИПА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. …………………………………………………………………. 2. КУЛЬТУРА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ЛИЧНОСТИ. ………….. 3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ». ……………………………………. 3.1 Понятие о здоровьесберегающих технологиях, их функции……………. 3.2 Принципы здоровьесберегающей педагогики……………………………. 3.3 Средства здоровьесберегающих технологий……………………………….. 3.4 Этапы процесса обучения в условиях здоровьесберегающей педагогики… 3.5 Значимость здоровьесберегающих технологий в педагогической деятельности………………………………………………………………………. 3.6 Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе общеобразовательного учреждения……………………………… 4. КЛАССИФИКАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ. ……. 5. МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. ………………………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………
• значительное снижение числа
абсолютно здоровых детей (их остаётся
не более 10-12%);
• стремительный рост числа
функциональных нарушений и хронических
заболеваний, которые зарегистрированы
у 50-60% школьников;
• резкое увеличение доли патологии
органов пищеварения, опорно-двигательного
аппарата, почек и мочевыводящих путей;
• увеличение числа обучающихся,
имеющих несколько диагнозов (у 20% старшеклассников
в анамнезе 5 и более диагнозов).
Необходимость повышенного
внимания именно к функциональным отклонениям
у детей и подростков, отнесённых ко второй
группе здоровья, определяется тем, что
они в меньшей степени, чем причисленные
к третьей и четвёртой группам здоровья,
наблюдаются врачами, что именно у них
(в 46,5% случаев) формируется хроническая
патология, надолго закрепляющая таких
детей в группах для больных. Эти данные
подтверждают преимущества первичной
профилактики перед лечебными мероприятиями
и обусловливают необходимость дифференцированного
подхода к лечению детей с учётом всей
совокупности социально-гигиенических
и медико-биологических факторов, существенно
влияющих на исход отклонений в состоянии
здоровья.
К выводу, что процесс обучения
оказывает неблагоприятное воздействие
на здоровье, приходили многие учёные
и педагоги-практики. В результате наблюдений
врачи установили распространение среди
школьников близорукости, нарушений осанки,
неврастении и анемии. Преимущественное
их распространение среди школьников
по сравнению с не учащимися сверстниками
было настолько явным и закономерно возрастающим
от класса к классу, что такие недуги сочли
неизбежным следствием школьного обучения,
в результате чего их и стали называть
«школьными болезнями».
Это название дал Р. Верхов в
работе «О некоторых вредных для здоровья
влияниях школы», изданной в 1870 году. А
основоположник гигиены Ф. Эрисман в 1891
году писал, что «…гигиена должна требовать
упрощения и сокращения учебных программ».
Анализ причин «школьных болезней»
привёл врачей начала 20-го столетия к заключению
о неправильной организации обучения.
К недостаткам организации обучения, помимо
перегрузки учебными занятиями, относятся:
• слабая освещённость классов;
• плохой воздух в школьных
помещениях;
• неправильные форма и величина
школьных столов.
Объём учебных программ их информационно
насыщение часто не соразмерны с возрастными
и функциональными возможностями обучающихся.
Один из самых неблагоприятных
факторов для здоровья детей – общая стрессогенная
система организации учебного процесса
и проведения уроков многими учителями.
До 80% обучающихся постоянно или часто
испытывают «учебный стресс», в результате
чего стремительно ухудшаются показатели
нервно-психического и психологического
здоровья.
Неэффективно построенная система
физического воспитания приводит к снижению
двигательной активности школьников,
выраженной гипокинезии, лежащих в основе
нарушения обмена веществ, обретения избыточной
массы тела, эндокринных заболеваний.
Усугубляет положение и то, что возрастает
рост числа курящих, злоупотребляющих
алкоголем, принимающих наркотики и иные
психотропные препараты подростков, снижается
возрастной порог приобщения к этим пагубным
привычкам.
Стремление как можно быстрее
приспособить ребёнка к достижениям человеческого
разума, когда обучение строится по принципу
«читать раньше, чем ходить», превращает
школу в фактор риска для формирующегося
организма. Современная образовательная
система школьника преимущественно на
предельном стрессовом уровне нервно-психического
напряжения при крайне малом компоненте
двигательной активности и сенсорно-моторного
синтеза.
Традиционно, на академическом
уровне, который является доминирующей
формой обучения в школе, деятельность
ученика протекает в чуждом его природе
малоподвижном режиме ближнего зрения
по принципу «сиди – слушай – смотри».
В борьбе с патологиями, развивающимися
у школьников, взгляд на здравоохранительные
мероприятия устремляется в сторону методов
воспитания и обучения. Сложившаяся ситуация
актуализировала необходимость формирования
в возрастном аспекте психологических
и физиологических потенциалов именно
такими методами, активно формируя у ребёнка
основы здорового образа жизни и само
здоровье. Ведь сегодня воспитание способно
определять даже существование самой
жизни человека.
В педагогическом отношении
важным результатом расширения двигательной
активности в процессе обучения является
повышение сосредоточенности школьников,
возрастание их внимания к учебному процессу,
что находит своё выражение в значительном
уменьшении количества общей деятельности,
немотивированных «отключений» от занятий.
В этой связи ярче акцентируются противоречия,
сложившиеся в традиционном образовании
между:
• необходимостью расширения
двигательной активности и необходимостью
сохранения и поддержания дисциплины
на уроке;
• необходимостью расширения
двигательной активности ребёнка и отсутствием
«установки» на здоровый образ жизни у
населения, включая работников образования
и родителей;
• потребностью в динамической
комплексной оценке физического развития
детей и отсутствием адекватных методик
для такой оценки;
• необходимостью активизации
двигательной активности, её нормированием
и формированием ценностной установки
на обучение, развитие высокой устойчивости
его организма к средовым факторам.
Сегодня школьное здравоохранение
в качестве основы рассматривает разработку
учебно-воспитательных методов культивирования
гармоничного развития, позволяющих обоснованно
и целенаправленно оптимизировать деятельность
организма в целом.
Продолжительность рабочего
дня современного пятиклассника (с учётом
выполнения домашних заданий, посещения
секций, кружков, дополнительных заданий
и т.п.) приближается к 12 часам, а у старшеклассников
– к 14-16 часам. Несомненно, что это тоже
отрицательно сказывается на здоровье.
Возможные пути решения этой проблемы:
• пересмотреть и изменить
содержание уроков физической культуры
(в оптимальном варианте – с учётом уже
имеющихся у детей диагнозов);
• использовать на уроках и
переменах малые формы физической активности
(физкультминутки, физкультпаузы, спортивные
или игровые переменки и т.п.);
• проводить специальные физкультурные
занятия для детей с ограничениями по
здоровью;
• откорректировать педагогические
технологии учителей-предметников так,
чтобы они могли способствовать формированию
у обучающихся здорового образа жизни;
• предоставлять обучающимся
возможность посещения спортивного зала
во внеурочное время.
Решение данных проблем можно
смело рассматривать как здоровьесберегающие
технологии, дополняющие образовательные
технологии сохранения и укрепления здоровья
школьников. Администрации и каждому учителю
необходимо учитывать, что присутствующий
на уроке в обычной школе ребёнок, как
правило, не обладает абсолютным здоровьем.
Игнорировать этот факт, проводя занятия
так, как если бы никто из обучающихся
не имел проблем со здоровьем, - неправильная
и непрофессиональная позиция педагога.
В последние годы в педагогике
наметилась тенденция полагать, что за
принцип формирования ответственности
за своё здоровье школьники должны отвечать
сами, т.к. это всего лишь частный случай
ответственности за своё поведение. Эта
тенденция привнесена в педагогику из
психологии, где данные проблемы решаются
не на уровне призывов и деклараций, а
путём реализации воспитательных программ,
применения методов индивидуальной и
групповой работы с целью формирования
ориентации на здоровый образ жизни. Отсутствие
у ребёнка чувства такой ответственности,
по сути, сводит на нет все усилия по привитию
культуры здоровья, т.к. не обеспечивает
необходимых психологических предпосылок
для реализации знаний, умений, навыков
в ситуациях, требующих принятия решений,
связанных со здоровьем.
Без грамотного, целенаправленного
решения проблемы формирования культуры
здоровья обучающихся школа не сможет
выполнять свою задачу по охране их здоровья.
Школьник, не заботящийся о своём здоровье,
не мотивированный на его сохранение,
укрепление и принятие здорового образа
жизни, не сможет оставаться здоровым
при всём старании педагогов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.
1. Дронов А.А..Профилактика
и коррекция плоскостопия // «Начальная
школа», 2005. - № 12 – с. 55.
2. Воротилкина ИМ. Оздоровительные
мероприятия в учебном процессе // № 4.
С. 72.
3. Ишмухаметов М.Г. Нетрадиционные
средства оздоровления детей // «Начальная
школа», 2005. - № 1. С. 91.
4. Карасева Т.В. Современные
аспекты реализации здоровьесберегающих
технологий // «Начальная школа», 2005. - №
11. С. 75.
5. Нестерова Л.В. Реализация
здоровьесберегающих технологий в сельской
школе // «Начальная школа», 2005. - № 11. С.
78.
6. Львова ИМ. Физкультминутки
// «Начальная школа», 2005. - № 10. С. 86.
7. Бутова СВ. Оздоровительные
упражнения на уроках // «Начальная школа»,
2006, № 8. С. 98.
8. Дронов А.А. Профилактика
нарушения осанки и укрепление мышечного
корсета // «Начальная школа», 2006, № 3. С.
53.
9. Казаковцева Т.С, Косолапова
ТЛ. К вопросу здравотворческой деятельности
в образовательных учреждениях // «Начальная
школа», 2006, № 4. С. 68.
10. Митина Е.П. Здоровьесберегающие
технологии сегодня и завтра // «Начальная
школа», 2006, № 6. С. 56.
11. Мухаметова Ф.Г. Здоровьесберегающие
технологии в классах коррекционно-развивающего
обучения // «Начальная школа», 2006, № 8.
С. 105.
12. Ощепкова ТЛ. Воспитание
потребности в ЗОЖ у детей
младшего школьного возраста // «Начальная
школа», 2006, № 8. С. 90.
13. Шевченко ЛЛ. От охраны
здоровья к успеху в учебе //
«Начальная школа», 2006, № 8. С. 89.
14. Антонова Л.Н. Психологические
основания реализации здоровьесберегающих
технологий в образовательных учреждениях/
Л.Н. Антонова, Т.И. Шульга, К.Г. Эрдынеева.
- М.: Изд-во МГОУ, 2004.-100с. - (Областная целевая
программа «Развитие образования Московской
области на 2001-2005 гг.»).
15. Борисова И.П. Обеспечение
здоровьесберегающих технологий в школе//Справочник
руководителя образовательного учреждения.-2005.-№10.-С.84-92.
16. Вайнер Э.Н. Формирование
здоровьесберегающией среды в системе
общего образования// Валеология.-2004.-№1.-С.21-26.
17. Вашлаева Л.П., Панина Т.С.
Теория и практика формирования здоровьесберегающей
стратегии педагога в условиях повышения
квалификации// Валеология.-2004.-№4.-С.93-98.
18. Волошина Л. Организация
здоровьесберегающего пространства//Дошкольное
воспитание.-2004.-№1.-С.114-117.
19. Волошина Л. Будущий
воспитатель и культура здоровья//Дошкольное
воспитание.-2006.-№3.-С.117-122.
20. Здоровье и образование:
из опыта работы учреждений
образования Нижегородской области/
Министерство образования и науки
Нижегородской области. - Н.Новгород:
Нижегородский гуманитарный центр,
2000.-214с.
21. Здоровьесберегающая деятельность
школы в учебно-воспитательном процессе:
проблемы и пути их решения//Школа.-2005.-№3.-С.52-87.
22. Здоровьесберегающее образование:
теорет. и приклад. аспекты: сб. ст./ Перм.
гос. пед. ун-т [и др.]. - Пермь: Кн. мир; Звезда,2002.-205с.
23. Зенова Т.В. Материалы для
подготовки комплексно-целевой программы
«Школа здоровья»//Практика административной
работы в школе. – 2006.-№1.-С.25-28.
24. Казин Э.М., Касаткина Н.Э.
Научно-методологические и организационные
подходы к созданию региональной программы
«Образование и здоровье»//Валеология.-2004.-№4.-С.6-10.
25. Колесникова М.Г. Здоровьесберегающая
деятельность учителя// Естествознание
в школе.-2005.-№5.-С.50-55.
26. Лобанова Е.А. Здровьесберегающие
технологии на уроке музыки//Образование
в современной школе.-2005.-№9.-С.44-57.
27. Лукьянова В.С., Остапенко
А.А., Гузенко В.В. Сохранение и восстановление
здоровья школьников в условиях педагогического
лицея//Школьные технологии.-2004.-№1.-С.76-84.
28. Лысых О.Б. Комплексная
оценка результатов здоровьесберегающей
деятельноси в образовательных учреждениях
сельского района// Валеология.-2004.-№4.-С.11-116.
29. Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая
деятельность школы// Педагогика.-2005.-№6.-С.37-44.
30. Науменко Ю.В. Здоровьеформирующая
деятельность детского дома и школы-интерната//Методист.-2005.-№2.-С.45-49.
31. Недоспасова Н.П. Использование
здоровьесберегающих подходов при создании
муниципальной образовательной сети предпрофильного
образования// Валеология.-2004.-№4.-С.43-45.
32. Новые здоровьесберегающие
технологии в образовании и воспитании
детей: [гендер. подход в обучении и воспитании:
психол. аспект]/ С.Чубарова, Г. Козловская,
В. Еремеева // Развитие личности.-№2.-С.171-187.
33. Опыт реализации комплексной
стратегии образования, формирующего
здоровье школьников: сб. статей
и научно-методических разработок/
Под ред. Ю.В. Науменко. – Волгоград: Изд-во
ВГИПК РО,2005.-236с.- (Приложение к журналу
«Учебный год», №8. Серия «Здоровьесбережение».
Вып.2).
34. Петров К. Здровьесберегающая
деятельность в школе//Воспитание школьников.-2005.-№2.-С.19-22.
35. Поляков С. Не ходите,
дети, в школу…: Портит ли система
образования здоровье школьников
и если да, то как этого избежать?//
Школьное обозрение.-2004.-№1.-С.2-7.
37. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие
образовательные технологии в современной
школе. - М.: АПК и ПРО,2002.-121с.
38. Смирнов Н.К. Здровьесберегающие
образовательные технологии и психология
здоровья в школе/Н.К.Смирнов. - М.АРКТИ,2003.-270с.
39. Смирнов Н.К. Ориентировочная
оценка состояния здоровья обучающихся
в школе//Практика административной работы
в школе.-2006.-№1.-С.30-38.
40. Степанова М., Александрова
И., Седова А. С позиций сбережения
детского здоровья: новые шкалы
трудности учебных предметов//Директор
школы.-2004.-№4.-С.87-91.