Реализация системы здоровьясбережения в условиях образовательного учреждения
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2015 в 13:38, дипломная работа
Краткое описание
Наблюдения за состоянием психического здоровья детей в течение последних двух лет позволяет сделать вывод о том, что увеличивается число детей, имеющих нарушения в интеллектуальном и эмоциональном развитии. Учёные отмечают, что первый скачок в увеличении количества детей, страдающих хроническими заболеваниями, происходит в возрасте 7-10 лет. К наиболее распространённым хроническим заболеваниям относятся болезни органов дыхания, уха, горла, носа, расстройство обмена веществ, нарушение осанки.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3 1.ПОНЯТИЕ «ЗДОРОВЬЕ» КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩЕЕ В ХАРАКТЕРИСТИКЕ ДАННОГО ТИПА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. …………………………………………………………………. 2. КУЛЬТУРА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ЛИЧНОСТИ. ………….. 3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ». ……………………………………. 3.1 Понятие о здоровьесберегающих технологиях, их функции……………. 3.2 Принципы здоровьесберегающей педагогики……………………………. 3.3 Средства здоровьесберегающих технологий……………………………….. 3.4 Этапы процесса обучения в условиях здоровьесберегающей педагогики… 3.5 Значимость здоровьесберегающих технологий в педагогической деятельности………………………………………………………………………. 3.6 Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе общеобразовательного учреждения……………………………… 4. КЛАССИФИКАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ. ……. 5. МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. ………………………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………
2) Целостность учебно-воспитательного
процесса.
Целостность предполагает, что все аспекты
учебно-воспитательного процесса должны быть направлены
на формирование культуры здоровья обучающихся.
Это длительный процесс, он не может носить
временный, половинчатый характер и требует
использования всех средств, форм, методов.
Целостность также означает, что здоровую
жизнь человека мы рассматриваем в единстве
всех ее составляющих: психическое, физическое, социальное и духовное здоровье.
Целостность подразумевает и то, что процесс
формирования культуры здоровья обучающихся
охватывает и обучение, и развитие, и воспитание
детей, и это, в первую очередь, отражается
на функциях управления образования
3) Обновление содержания образования
и использование здоровье сберегающих
технологий
Например, музыка несет в себе огромный
здоровьесберегающий потенциал, который,
к сожалению, не всегда используется в
образовании.
Обновление содержания образования —
это не только новая информация, которую
можно сегодня получить через Интернет
или справочники, но и такое содержание,
которое нужно критически усвоить и претворить
в персональный опыт здоровой жизни.
4) Создание здоровьесберегающей образовательной
среды и использование ее педагогических
возможностей.
Здоровьесберегающая образовательная
среда имеет принципиальное значение
для формирования гармонично развитой
личности. Только тогда, когда в школе
будет создана такая среда (климат здоровья,
культуры доверия, личностного созидания),
возможны полноценное сохранение и укрепление
здоровья, обучение здоровью, формирование
культуры здоровья, усвоение ее духовно-нравственных,
эстетических, физических компонентов.
5) Развитие двигательной активности и
учет индивидуально-личностных возможностей
обучающихся в условиях конкретного образовательного
учреждения.
Как известно, духовно и физически здоровые
люди намного быстрее адаптируются в науке
и производстве, успешнее осваивают новые
виды деятельности, лучше выполняют свою
работу. Поэтому развитие двигательной
активности как фактора укрепления здоровья
нужно рассматривать главным образом
как социальную защиту интересов развивающейся
личности применительно к новым социально-экономическим
условиям, когда человек предлагает свои
услуги на рынке труда.
6) Вовлечение всех участников образовательного
процесса в разнообразные формы деятельности
по сохранению и укреплению здоровья.
Образование будет выполнять функцию
укрепления здоровья подрастающего поколения
в том случае, если здоровью будут не только
учить, но здоровье станет образом жизни.
Пример такого образа жизни должны показать
педагоги, родители, общественность.
Для формирования культуры здоровья обучающихся
необходимо прежде всего заинтересованное
и творческое отношение к работе всего
педагогического сообщества республики:
от работников министерства
образования до учителя, воспитателя,
преподавателя и ученого в каждом образовательном учреждении.
Здоровьесберегающие технологии реализуются
на основе личностно-ориентированного
подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих
ситуаций, они относятся к тем жизненно
важным факторам, благодаря которым школьники
учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать.
Предполагают активное участие самого
обучающегося в освоении культуры человеческих
отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который
приобретается через постепенное расширение
сферы общения и деятельности учащегося,
развитие его саморегуляции (от внешнего
контроля к внутреннему самоконтролю),
становление самосознания и активной
жизненной позиции на основе воспитания
и самовоспитания, формирования ответственности
за свое здоровье, жизнь и здоровье других
людей.
По определению В.В. Серикова,
технология в любой сфере — это деятельность,
в максимальной мере отражающая объективные
законы данной предметной сферы, построенная
в соответствии с логикой развития этой
сферы и потому обеспечивающая наибольшее
для данных условий соответствие результата
деятельности предварительно поставленным
целям. Следуя этому методологическому
регулятиву, технологию, применительно
к поставленной проблеме, можно определить
как здоровьесберегающую педагогическую
деятельность, которая по-новому выстраивает
отношения между образованием и воспитанием,
переводит воспитание в рамки человекообразующего
и жизнеобеспечивающего процесса, направленного
на сохранение и преумножение здоровья
ребенка. Здоровьесберегающие педагогические
технологии должны обеспечить развитие
природных способностей ребенка: его ума,
нравственных и эстетических чувств, потребности
в деятельности, овладении первоначальным
опытом общения с людьми, природой, искусством.
«Здоровьеформирующие образовательные
технологии», по определению Н.К. Смирнова,
- это все те психолого-педагогические
технологии, программы, методы, которые
направлены на воспитание у школьников
культуры здоровья, личностных качеств,
способствующих его сохранению и укреплению,
формирование представления о здоровье
как ценности, мотивацию на ведение здорового
образа жизни.
Здоровьесберегающая технология, по
мнению В.Д. Сонькина, - это:
• условия обучения ребенка
в школе (отсутствие стресса, адекватность
требований, адекватность методик обучения
и воспитания);
• рациональная организация
учебного процесса (в соответствии с
возрастными, половыми, индивидуальными
особенностями и
гигиеническими требованиями);
• соответствие учебной и физической
нагрузки возрастным
возможностям ребенка;
• необходимый, достаточный
и рационально организованный
двигательный режим.
Под здоровьесберегающей образовательной
технологией (Петров) понимает систему,
создающую максимально возможные условия
для сохранения, укрепления и развития духовного,
эмоционального, интеллектуального, личностного
и физического здоровья всех субъектов
образования (школьников, педагогов и
др.). В эту систему входит:
1) Использование данных мониторинга
состояния здоровья школьников,
проводимого медицинскими работниками,
и собственных наблюдений в процессе реализации
образовательной технологии, ее коррекция
в соответствии с имеющимися данными.
2) Учет особенностей возрастного
развития школьников и разработка
образовательной стратегии, соответствующей
особенностям памяти,
мышления, работоспособности, активности
и т.д. школьников данной
возрастной группы.
3) Создание благоприятного
эмоционально-психологического климата
в процессе реализации технологии.
4) Использование разнообразных
видов здоровьесберегающей
деятельности школьников, направленных
на сохранение и повышение резервов
здоровья, работоспособности (Петров О.В.)
Основными компонентами здоровьесберегающей
технологии выступают:
· аксиологический, проявляющийся
в осознании учащимися высшей ценности
своего здоровья, убежденности в необходимости
вести здоровый образ жизни, который позволяет
наиболее полно осуществить намеченные
цели, использовать свои умственные и
физические возможности. Осуществление
аксиологического компонента происходит
на основе формирования мировоззрения,
внутренних убеждений человека, определяющих
рефлексию и присвоение определенной
системы духовных, витальных, медицинских,
социальных и философских знаний, соответствующих
физиологическим и нейропсихологическим
особенностям возраста; познание законов
психического развития человека, его взаимоотношений
с самим собой, природой, окружающим миром.
Таким образом, воспитание как педагогический
процесс направляется на формирование
ценностно-ориентированных установок
на здоровье, здоровьесбережение и здравотворчество,
построенных как неотъемлемая часть жизненных
ценностей и мировоззрения. В этом процессе
у человека развивается эмоциональное
и вместе с тем осознанное отношение к здоровью, основанное
на положительных интересах и потребностях.
· гносеологический, связанный
с приобретением необходимых для процесса
здоровьесбережения знаний и умений, познанием
себя, своих потенциальных способностей
и возможностей, интересом к вопросам
собственного здоровья, к изучению литературы
по данному вопросу, различных методик
по оздоровлению и укреплению организма.
Это происходит благодаря процессу формирования
знаний о закономерностях становления,
сохранения и развития здоровья человека,
овладению умениями сохранять и совершенствовать
личное здоровье, оценке формирующих его
факторов, усвоению знаний о здоровом
образе жизни и умений его построения.
Этот процесс направлен на формирование
системы научных и практических знаний,
умений и навыков поведения в повседневной
деятельности обеспечивающих ценностное
отношение к личному здоровью и здоровью
окружающих людей. Все это ориентирует
школьника на развитие знаний, которые
включают факты, сведения, выводы, обобщения
об основных направлениях взаимодействия
человека с самим собой, с другими людьми
и окружающим миром. Они побуждают человека
заботиться о своем здоровье, вести здоровый
образ жизни, заранее предусматривать
и предотвращать возможные отрицательные
последствия для собственного организма
и образа жизни.
· здоровьесберегающий, включающий
систему ценностей и установок, которые
формируют систему гигиенических навыков
и умений, необходимых для нормального
функционирования организма, а также систему упражнений,
направленных на совершенствование навыков
и умений по уходу за самим собой, одеждой,
местом проживания, окружающей средой.
Особая роль в этом компоненте отводится
соблюдению режима дня, режима питания,
чередования труда и отдыха, что способствует
предупреждению образования вредных привычек,
функциональных нарушений заболеваний,
включает в себя психогигиену и психопрофилактику
учебно-воспитательного процесса, использование
оздоровительных факторов окружающей
среды и ряд специфических способов оздоровления
ослабленных.
· эмоционально-волевой, который
включает в себя проявление психологических
механизмов — эмоциональных и волевых.
Необходимым условием сохранения здоровья
являются положительные эмоции; переживания,
благодаря которым у человека закрепляется
желание вести здоровый образ жизни. Воля
— психический процесс сознательного
управления деятельностью, проявляющийся
в преодолении трудностей и препятствий
на пути к поставленной цели. Личность
с помощью воли может осуществлять регуляцию
и саморегуляцию своего здоровья. Воля
является чрезвычайно важным компонентом,
особенно в начале оздоровительной деятельности,
когда здоровый образ жизни еще не стал
внутренней потребностью личности, а качественные
и количественные показатели здоровья
еще рельефно не выражаются. Он направлен
на формирование опыта взаимоотношений
личности и общества. В этом аспекте эмоционально-волевой
компонент формирует такие качества личности,
как организованность, дисциплинированность,
долг, честь, достоинство. Эти качества
обеспечивают функционирование личности
в обществе, сохраняют здоровье, как отдельного
человека, так и всего коллектива.
· экологический, учитывающий
то, что человек как биологический вид
существует в природной среде, которая
обеспечивает человеческую личность определёнными
биологическими, экономическими и производственными
ресурсами. Кроме того, она обеспечивает
ее физическое здоровье и духовное развитие.
Осознание бытия человеческой личности
в единстве с биосферой раскрывает зависимость
физического и психического здоровья
от экологических условий. Рассмотрение
природной среды как предпосылки здоровья
личности позволяет нам внести в содержание
здравотворческого воспитания формирование
умений и навыков адаптации к экологическим
факторам. К сожалению, экологическая
среда образовательных учреждений не
всегда благоприятна для здоровья школьников.
Общение с миром природы способствует
выработке гуманистических форм и правил
поведения в природной среде, микро- и
макросоциуме. В то же время природная
среда, окружающая школу, является мощным
оздоровительным фактором.
· физкультурно-оздоровительный
компонент предполагает владение способами
деятельности, направленными на повышение
двигательной активности, предупреждение
гиподинамии. Кроме того, этот компонент
содержания воспитания обеспечивает закаливание
организма, высокие адаптивные возможности.
Физкультурно-оздоровительный компонент
направлен на освоение личностно-важных
жизненных качеств, повышающих общую работоспособность,
а также навыков личной и общественной
гигиены.
Представленные выше компоненты
здоровьесберегающей технологии позволяют
перейти к рассмотрению ее функциональной
составляющей.
Функции здоровьесберегающей
технологии:
формирующая: осуществляется
на основе биологических и социальных
закономерностей становления личности.
В основе формирования личности лежат
наследственные качества, предопределяющие
индивидуальные физические и психические
свойства. Дополняют формирующее воздействие
на личность социальные факторы, обстановка
в семье, классном коллективе, установки
на сбережение и умножение здоровья как
базы функционирования личности в обществе,
учебной деятельности, природной среде;
информативно-коммуникативная: обеспечивает
трансляцию опыта ведения здорового образа
жизни, преемственность традиций, ценностных
ориентации, формирующих бережное отношение
к индивидуальному здоровью, ценности
каждой человеческой жизни;
диагностическая: заключается
в мониторинге развития школьников на
основе прогностического контроля, что
позволяет соизмерить усилия и направленность
действий педагога в соответствии с природными
возможностями ребенка, обеспечивает
инструментально выверенный анализ предпосылок
и факторов перспективного развития педагогического
процесса, индивидуальное прохождение
образовательного маршрута каждым ребенком;
адаптивная: воспитание у школьников
направленности на
здравотворчество, здоровый образ жизни,
оптимизировать состояние
собственного организма и повысить устойчивость
к различного рода
стрессогенным факторам природной и социальной
среды. Она обеспечивает
адаптацию школьников к социально-значимой
деятельности.
рефлексивная: заключается в
переосмыслении предшествующего личностного
опыта, в сохранении и приумножении здоровья,
что позволяет соизмерить реально достигнутые
результаты с перспективами.
интегративная: объединяет народный
опыт, различные научные
концепции и системы воспитания, направляя
их по пути сохранения здоровья
подрастающего поколения.
3.2 Принципы здоровьесберегающей
педагогики
Цели здоровьесберегающих образовательных
технологий обучения определяют принципы
обучения, которые отражают насущные
общественные потребности. Они выступают
в органическом единстве, образуя систему,
в которую входят общеметодические и специфические
принципы, выражающие специфические закономерности
педагогики оздоровления.
Общеметодические принципы – это основные
положения, определяющие содержание, организационные
формы и методы учебного процесса в соответствии
с общими целями здоровьесберегающих
образовательных технологий.
Систематическое воздействие на организм
и психику учащихся может быть успешным
только в том случае, если методика применения
средств здоровьесберегающего воздействия
будет согласована с закономерностями
этого применения.
Принцип сознательности и активности –
нацеливает на формирование у учащихся
глубокого понимания, устойчивого интереса,
осмысленного отношения к познавательной
деятельности. Повышению сознательности
и активности способствует применение
педагогом специальных методических приемов,
решающих проблемы педагогики оздоровления.
Осознавая оздоровительное воздействие
активной деятельности на организм, ребенок
учится самостоятельно и творчески решать
задачи познавательного характера.
Принцип активности – предполагает в учащихся
высокую степень самостоятельности, инициативы
и творчества.
Принцип наглядности – обязывает строить
процесс обучения с максимальным использованием
форм привлечения органов чувств человека
к процессу познания. Принцип наглядности
способствует направленному воздействию
на функции сенсорных систем, участвующих
в познавательном процессе.
Принцип систематичности и последовательности проявляется
во взаимосвязи знаний, умений, навыков.
Регулярность, планомерность, непрерывность
в учебно-воспитательном процессе на протяжении
всего периода обучения в общеобразовательной
школе обеспечивает принцип систематичности.
Усвоение пользы здоровьесберегающих
мероприятий требуют их повторяемости.
Принцип повторения умений и навыков является
одним из важнейших. В результате многократных
повторений вырабатываются динамические
стереотипы. Характер элементов деятельности
может проявляться в изменении упражнений
и условий их выполнения, в разнообразии
методов и приемов, различных формах заданий.
Включение вариативных изменений в стереотипы
предполагает соблюдение принципа постепенности.
Он предполагает преемственность от одной
ступени обучения к другой.
Принцип доступности и индивидуализации имеет
свои особенности в оздоровительной направленности
здоровьесберегающих образовательных технологий.
Принцип индивидуализации осуществляется
на основе общих закономерностей обучения
и воспитания. Опираясь на индивидуальные
особенности, педагог всесторонне развивает
ребенка, планирует и прогнозирует его
развитие. С учетом уровня индивидуальной
подготовленности ученика, его двигательных
способностей и состояния здоровья намечаются
пути совершенствования умений и навыков,
построения двигательного режима, приобщения
к разным формам познавательной деятельности.
Используя природные данные ребенка, педагог
направляет и стабилизирует его всестороннее
развитие. Назначение принципа доступности
и индивидуализации видится в исключении
негативных и вредных последствий для
организма учащихся вследствие чрезмерных
требований и заданий.
Принцип непрерывности выражает закономерности
по построения педагогики оздоровления
как целостного процесса. Он тесно связан
с принципом системного чередования нагрузок
и отдыха. Сочетание высокой активности
и отдыха в разных формах деятельн6ости
учащихся повышает их эффективность, что
выражается в динамичности закономерных
изменений содержания и формы параметров
функциональных нагрузок от занятия к
занятию, от этапа к этапу.
Упорядочению процесса педагогики оздоровления
способствует принцип цикличности. Он заключается
в повторяющейся последовательности занятий,
что улучшает подготовленность ребенка
к каждому последующему этапу обучения.
Формирование двигательных умений и навыков,
двигательные способности ребенка, функциональные
возможности организма развиваются в
процессе использования средств здоровьесберегающих
технологий на основе принципа учета возрастных
и индивидуальных особенностей учащихся.
Важнейшее значение имеет принцип всестороннего
и гармонического развития личности. Он
содействует развитию психофизических
способностей, двигательных умений и навыков,
осуществляемых в единстве и направленных
на всестороннее – физическое, интеллектуальное,
духовное, нравственное и эстетическое
– развитие личности ребенка.
Принцип оздоровительной направленности решает
задачи укрепления здоровья ребенка в
процессе обучения.
Принцип комплексного междисциплинарного
подхода к обучению школьников предполагает
тесное взаимодействие педагогов и медицинских
работников.
Принцип активного обучения, заключающийся
в повсеместном использовании активных
форм и методов обучения (обучение в парах, групповая работа, методика
“Ледокол”, игровые технологии и др.).
Принцип формирования ответственности у
учащихся за свое здоровье и здоровье
окружающих людей.
Принцип связи теории с практикой – призывает
настойчиво приучать учащихся применять
свои знания по формированию, сохранению
и укреплениюздоровья на практике, используя
окружающую действительность не только
как источник знаний, но и как место их
практического применения.
3.3 Средства здоровьесберегающих технологий
Для достижения целей здоровье сберегающих
образовательных технологий обучения
применяются следующие группы средств:
1.средства двигательной направленности;
2.оздоровительные силы природы;
3.гигиенические факторы.
Комплексное применение этих средств
позволяет решить задачи педагогики оздоровления.
К средствам двигательной направленности
относятся такие двигательные
действия, которые направлены на реализацию
задач здоровьесберегающих
образовательных технологий обучения.
Это – движение; физические упражнения;
физкультминутки и подвижные перемены;
эмоциональные разрядки и минутки «покоя»
гимнастика (оздоровительная, пальчиковая,
корригирующая, дыхательная, для профилактики
простудных заболеваний, для бодрости);
лечебная физкультура, подвижные игры;
специаольно организованная двигательная
активность ребенка (занятия оздоровительной
физкультурой, своевременное развитие
основ двигательных навыков); массаж, самомассаж;
психогимнастика, тренинги и др.
Использование оздоровительных сил природы
оказывает существенное влияние на достижение
целей здоровьесберегающих образовательных
технологий обучения. Проведение занятий
на свежем воздухе способствует активизации биологических
процессов, вызываемых процессом обучения,
повышают общую работоспособность организма,
замедляют процесс утомления и т.д.
Учет влияния метеорологических условий
(солнечное излучение, воздействие температуры
воздуха и воды, изменение атмосферного
давления, движение и ионизация воздуха
и др.) на определенные
биохимические изменения в организме
человека, которые приводят к изменению
состояния здоровья и работоспособности
учащихся может способствовать снятию
негативного воздействия обучения на
школьников.
Как относительно самостоятельные средства
оздоровления можно выделить солнечные
и воздушные ванны, водные процедуры, фитотерапии,
ароматерапию, ингаляцию, витаминотерапию(витаминизацию
пищевого рациона, йодирование питьевой
воды, использование аминокислоты глицина
дважды в год – в декабре и весной с целью
укрепления памяти школьников). Возможно
привнесение в жизнь школы новых элементов
– фитобары, кабинет физиотерапии, оздоровительные
тренинги для педагогов
и учащихся.
К гигиеническим средствам достижения
целей здоровьесберегающих образовательных
технологий обучения, содействующим укреплению
здоровья и стимулирующим развитие адаптивных
свойств организма, от-
Носятся: выполнение санитарно-гигиенических
требований, регламинтированных СанПиНами;
личная и общественная гигиена (чистота
тела, чистота мест занятий, воздуха и
т.д.); проветривание и влажная уборка
Помещений; соблюдение общего режима двигательной
активности, режима питания и сна; привитие
детям элементарных навыков при мытье
рук, использовании носового платка при
чихании и кашле и т.д. обучение детей элементарным
приемам здорового образа жизни (ЗОЖ),
простейшим навыкам оказания первой медицинской
помощи при порезах, ссадинах , ожогах,
укусах); организация порядка проведения
прививок учащихся с целью предупреждения
инфекций; ограничение предельного уровня
учебной нагрузки во избежание переутомления.
Несоблюдение гигиенических требований
к проведению занятий снижает положительный
эффект здоровье сберегающих образовательных
технологий обучения.
Одним из главных требований к использованию
перечисленных выше средств является
их системное и комплексное применение
в виде занятий
С использованием профилактических методик;
с применением функциональной музыки;
аудисопровождение уроков, с чередованием
занятий с высокой и низкой двигательной
активностью; в виде реабилитационных
мероприятий; через массовые оздоровительные
мероприятия, спортивно-оздоровительные
праздники здоровья; выход на природу,
экскурсии, через здоровьесберегающие
технологии процесса обучения и развития
в работе с семьей с целью пропаганды здорпового
образа жизни в системе организационо-теоретических
и практических
занятий в родительских лекториях, в работе
с педагогическим коллективом как обучение
педагогического коллектива в условиях
инновационного образовательного учреждения.
3.4 Этапы процесса
обучения в условиях здоровьесберегающей
педагогики.
В процессе обучения в соответствии с
идеями здоровьесберегающих образовательных
технологий ставится задача сформировать
у школьника необходимые знания, умения
и навыки по здоровому образу жизни, научить
использовать полученные знания, умения
и навыки по здоровому образу жизни, научить
использовать полученные знания в повседневной
жизни.
Весь процесс обучения в условиях здоровьесберегающей
педагогики включает в себя три этапа,
которые отличаются друг от друга как
частными задачами, так и особенностями
методики.
1 Этап начального ознакомления с основными
понятиями и представлениями.
Цель – сформировать у ученика основы
здорового образа жизни и добиться выполнения
элементарных правил здоровьесбережения.
Основные задачи:
1) Сформировать смысловое представление
об элементарных правилах здоровьесбережения.
2) Создать элементарные представления
обо основных понятиях здорового образа
жизни.
3) Добиться выполнения элементарных правил
здоровьесбережения (на уровне первоначального
умения).
4) Предупредить непонимание основных
понятий здорового образа жизни.
Решение этих задач осуществляется поочередно.
Представления об элементарных правилах
здоровьесбережения формируются в результате
объяснения педагогом, восприятия показываемых
движений комплексов физкультминуток,
просмотра наглядных пособий, анализа
собственных мышечных и других ощущений,
возникающих при первыхпопытках выполнения
комплексов, наблюдений за действиями
других учащихся. Все это создает ориентировочную
основу, без которой невозможно освоение
правил здоровьесбережения.
2. Этап углубленного изучения.
Цель – сформировать полноценное понимание
основ здорового образа жизни.
Основные задачи:
1) Уточнить представление об элементарных
правилах здоровьесбережения.
2) Добиться сознательного выполнения
элементарных правил здоровьесбережения.
3) Формирование практически необходимых
знаний, умений, навыков, рациональных
приемов мышления и деятельности.
Данные задачи могут решаться одновременно.
Эффективность обучения на этом этапе
во многом зависит от правильного и оптимального
подбора методов, приемов и средств обучения.
Используя методы активного обучения,
необходимо в комплексе с ним широко применять
наглядность, направленную на создание
ощущений здорового образа жизни. Метод
словестного воздействия меняет свои
формы, ведущими становятся анализ и разбор
правил здоровье сбережения, беседа, дискуссия.
На этом этапе широко используется комплекс
разнообразных средств
(средства двигательной направленности;
оздоровительные силы природы; гигиенические
факторы).
Эффективность использования различных
средств достигается при четком соблюдении
следующих моментов: а) цели и задачи использования
конкретного средства на конкретном занятии;
б) структурная взаимосвязь данного средства
и метода с основным содержанием занятия;
в) контроль и самоконтроль выполнения
правил здоровье сбережения.
3. Этап закрепления знаний, умений и навыков
по здоровьесбережению и дальнейшего
их совершенствования.
Цель – умение перевести в навык, обладающий
возможностью его целевого использования.
Основные задачи:
1) Добиться стабильности и автоматизма
выполнения правил здоровьесбережения.
2) Добиться выполнения правил здоровьесбережения
в соответствии с требованиями их практического
использования.
3) Обеспечить вариативное использование
правил здорового образа жизни в зависимости
от конкретных практических обстоятельств.
Эти задачи могут решаться как одновременно,
так и последовательно, так как они взаимосвязаны.
На этом этапе увеличивается количество
повторений использования основных понятий
и представлений о здоровом образе жизни
в обычных и новых, непривычных условиях,
что позволяет вырабатывать гибкий навык
применения имеющихся знаний в различных
условиях.
В целях совершенствования знаний, умений
и навыков по здоровье сбережению используют
различные методы и приемы: практический
метод, познавательная игра, ситуационный
метод, игровой
метод, соревновательный метод, активные
методы обучения, воспитательные, просветительские
и образовательные программы. Педагог
выбирает средства в соответствии с конкретными
условиями работы. Это могут быть элементарные
движения во время занятия; физические
упражнения; физкультминутки и подвижные
перемены; «минутки покоя», различные
виды гимнастики (оздоровительная, пальчиковая,
корригирующая, дыхательная, для профилактики
простудных заболеваний, для бодрости);
лечебная физкультура; подвижные игры;
специально -
организованная двигательная активность
ребенка(занятия оздоровительной физкультурой,
своевременное развитие основ двигательных
навыков); массаж; самомассаж; психогимнастика,
тренинги, так и элементы фитотерапии,
ароматерапии, витаминотерапия, фитобары
в стенах школы, кабинет физиотерапии,
оздоровительные тренинги для педагогов
и учащихся, различные реабилитационные
мероприятия; массовые оздоровительные
мероприятия, спортивно-оздоровительные
праздники, тематические праздники здоровья
и др.