Шпаргалка по "Международному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2014 в 18:12, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Международному праву".

Вложенные файлы: 1 файл

mezhdunarodnoe_pravo.docx

— 149.04 Кб (Скачать файл)

Нейтралитет в морской войне регулируется XIII Гаагской конвенцией о правах и обязанностях нейтральных держав в случае морской войны 1907 г., согласно которой в территориальных водах нейтрального государства запрещаются любые военные действия со стороны воюющих. Нейтральное государство обязано не допускать снаряжения или вооружения одной из сторон любого судна, а также его выхода из территориальных вод, если есть основания полагать, что оно примет участие в боевых действиях на стороне одного из воюющих.

Воздушное пространство над территорией нейтрального государства неприкосновенно. Запрещаются пролет через него летательных аппаратов воюющих сторон, преследование противника или вступление с ним в бой. Воюющим сторонам допускается транспортировка на самолетах больных и раненых воюющих сторон.

 

17/ Коллективная безопасность

Коллективная безопасность – это система совместных действий государств по поддержанию и укреплению международного мира и безопасности. Преамбула Устава ООН установила основы международного мира (искоренение войны; утверждение веры в основные права человека; повышение значения международного права; содействие социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе) и определила, что в этих целях необходимо выполнять три основных условия: проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи; объединить силы для поддержания международного мира и безопасности; обеспечить принятием принципов и установлением методов, чтобы вооруженные силы применялись не иначе как в общих интересах.

Коллективная безопасность основывается на общепризнанных принципах международного права, коллективных мерах предотвращения и устранения угрозы миру и актов агрессии, коллективных мерах по пресечению терроризма, коллективных мерах по ограничению и сокращению вооружения, вплоть до полного разоружения. На Совет Безопасности возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности (ст. 24 Устава ООН).

Устав ООН устанавливает, что сила может применяться в случае угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии для поддержания или восстановления международного мира и безопасности не иначе, как в общих интересах, в исключительных случаях, когда другие меры могут оказаться или уже оказались недостаточными, и не должны использоваться в целях, противоречащих Уставу.

Основной идеей создания коллективной безопасности является принцип неделимости мира. Выделяют два вида коллективной безопасности: универсальную и региональную безопасность.

Универсальная коллективная безопасность основана на нормах, выработанных ООН, и, соответственно, все государства-участники должны подчиняться действиям и решениям ООН. Статья 43 Устава ООН определяет порядок предоставления членами ООН в распоряжение Совета Безопасности необходимых вооруженных сил, помощи, средств обслуживания: на основе особого соглашения или соглашений, заключаемых Советом с государствами – членами ООН, с последующей их ратификацией; по требованию Совета Безопасности, т. е. на основе его решения.

Действия Совета Безопасности в области поддержания мира начинаются с квалификации ситуации. На основании ст. 40 Устава ООН возникает право Совета Безопасности контролировать выполнение решения о временных мерах, чтобы он был в состоянии должным образом учитывать невыполнение этих временных мер сторонами в конфликте. Совет вправе принять как меры, не связанные с использованием вооруженных сил, так и меры с их применением.

 

18. Правовой режим  космического пространства и  небесных тел.

В межд-ном праве существует отрасль — межд-ное космическое право. Объектом этой отрасли являются: отношения по поводу космического пространства и небесных тел; правовое положение космонавтов, искусственных космических объектов, наземных космических систем; космическая деят-ть.

Основными источниками межд-ного космического права являются межд-ные договоры. В их числе — Договор о принципах деят-ти гос-в по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и др. небесные тела (Дог-р по космосу), Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, Конвенция о между-ной ответ-ти за ущерб, причиненный космическими объектами (Конвенция об ответ-ти), Конвенция о регистрации объектов, запущенных в космическое пространство, Соглашение о деят-ти гос-в на Луне и др. небесных телах (Соглашение о Луне), региональные и двусторонние соглашения между гос-вами, между гос-вами и межд-ными организациями.

Важную роль играют Дог-р о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой, Дог-р об ограничении систем противоракетной обороны и др.

Субъектами межд-ного космического права являются участники межд-ного правоотношения по поводу деят-ти в космическом пространстве или использования космической технологии. Основными субъектами межд-ного космического права являются гос-ва, т.к. именно они осуществляют основной объем космической деят-ти.

Вторичными субъектами межд-ного космического права являются межд-ные организации в соответствии со своей компетенцией (Межд-ная организация спутниковой связи и др.). Некоторые межд-ные дог-ры устанавливают дополнительные условия участия межд-ных организаций в космической деят-ти.

Межд-ное космическое право не исключает возможности осуществления космической деят-ти и неправительственными организациями (юр-скими лицами). Предприятия не становятся субъектами межд-ного космического права, поскольку не вправе принимать непосредственное участие в создании норм этого права. Подписываемые крупными корпорациями контракты с гос-вами не являются межд-ными дог-рами, а представляют собой соглашения гражданско-правового хар-ра. Космическая деят-ть данными субъектами осуществляется с разрешения и под постоянным наблюдением соответствующего гос-ва, которое несет ответ-ть за деят-ть таких юр-ских лиц.

В межд-ном космическом праве сложились принципы: свобода исследования и использования космического пространства и небесных тел; ответ-ть гос-в за космическую деят-ть; запрещение национального присвоения космического пространства и небесных тел; ненанесение ущерба космическому пространству и небесным телам и др.

 

19. Правопереемство в отношении межд-х договоров.

Венская конвенция 1978 г. регулирует правопреемство только в отношении дог-ров, заключенных в письменной форме, и лишь между гос-вами. В отношении устных дог-ров и дог-ров между гос-вами и иными субъектами межд-ного права действуют обычные нормы.

1. В случае создания  в результате деколонизации нового  независимого гос-ва действует принцип tabula rasa («чистой доски»): новое гос-во не связано дог-рами, заключенными бывшими державами-метрополиями.

Новое независимое гос-во не обязано сохранять какой-либо дог-р или становиться его участником только потому, что в момент правопреемства этот дог-р был в силе в отношении тер-рии — объекта правопреемства.

Новое гос-во может стать участником любого многостороннего дог-ра, который был в силе для тер-рии правопреемства, путем уведомления о правопреемстве. Если до момента правопреемства гос-во-предшественник подписало дог-р с условием ратификации, принятия или утверждения, правопреемник может стать участником дог-ра, ратифицировав, приняв или утвердив его (кроме случаев несовместимости участия правопреемника с объектами и целями дог-ра).

2. Если часть тер-рии гос-ва становится частью тер-рии др. гос-ва, в отношении этой тер-рии:

дог-ры гос-ва-предшественника утрачивают силу;

дог-ры гос-ва-правопреемника приобретают силу, кроме случаев, когда применение этих дог-ров было бы несовместимым с их объектами и целями.

Находящийся в силе двусторонний договор в отношении тер-рии — объекта правопреемства считается действующим и для гос-ва-правопреемника, если новое гос-во договорилось об этом с контрагентом или это следует из его поведения.

3. При объединении двух  или нескольких гос-в права и обязательства по их дог-рам переходят к правопреемнику, если стороны не установили иное и если это не противоречит объектам и целям дог-ра.

4. При отделении части  тер-рии и присоединении ее к другому гос-ву договоры предшественника продолжают находиться в силе для правопреемника.

О правопреемстве дог-ров делаются письменные уведомления депозитарию дог-ра и/или его участникам.

 

20. ПРАВОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ СОВРЕМЕННОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА


Принцип суверенного равенства государств (принцип равноправия государств) отражает основное качество международного права как права равных субъектов (par in parem not habet imperium). Качество суверенитета, уникальное по своему характеру, является основанием для классификации субъектов международного права, определения их юридической природы и объема их правосубъектности для установления только согласительной процедуры международного нормотворчества.

В силу этого качества государства равны независимо от времени возникновения, величины территории, количества населения, наконец, от чьего-то признания или непризнания.

Принцип равноправия закреплен в писаной форме в п. 1 ст. 2 Устава ООН 1945 г

Принцип невмешательства во внутренние дела государств также тесно связан с наличием качества суверенитета и основывается на одном из его элементов – независимости государства при осуществлении его внутренней функции. Возникновение принципа во времени, как и обычно-правовая форма его выражения, может быть соотнесено с принципом равноправия. Устав ООН сформулировал в писаной форме только часть этого принципа (п. 7 ст. 2), касающуюся невмешательства международной организации в дела, «по существу входящие во внутреннюю компетенцию государства», оставив существенную его часть -взаимоотношения между самими государствами – в форме обычая. Таким образом, в полной формулировке принцип существует все же в обычно-правовой форме. Понимание и тенденции развития принципа просматриваются в договорах государств по различным объектам сотрудничества, а также в морально-политических нормах в виде резолюций и деклараций, например Декларации Генеральной Ассамблеи ООН о недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государств 1982 г. Принцип призван защищать внутреннюю функцию государства, представляющую один из аспектов полной и суверенной власти, осуществляемой им на своей территории и в пределах своих границ.

Государства имеют право в соответствии с принципом самостоятельно, без вмешательства извне и какого-либо давления устанавливать свою политическую, экономическую системы, распоряжаться естественными ресурсами, разрабатывать их самостоятельно или концессионно, вводить налоги и иные сборы, устанавливать таможенные правила, режим пребывания иностранцев на своей территории.

Государство само определяет пределы своей компетенции и само может пойти на ее ограничение в интересах международного сотрудничества – для защиты окружающей среды, общей безопасности, решения других глобальных проблем. Подобные самоограничения необходимы также при реализации взятых на себя международных обязательств, особенно в области защиты прав человека, контроля за ядерным оружием, защиты окружающей среды.

Принцип суверенитета составляют права государства на независимую внешнюю политику: свободное, без давления извне, установление дипломатических и консульских отношений, обмен посольствами и миссиями, решение проблем признания новых государств и правительств, вступление и выход международных организаций.

Особая группа прав, защищаемых принципом, связана с защитой прав на участие государств в универсальных международных договорах, кодифицирующих нормы международного права или регулирующих важнейшие отношения государств.

Как нарушение императивов принципа следует вспомнить дискриминационную «приглашающую формулу ООН», в соответствии с которой государства – не члены ООН не могли стать участниками договоров, заключаемых в рамках или под эгидой ООН, хотя объект договоров касался всех государств. Она была включена в Конвенции по морскому праву 1958 г., Венские конвенции о дипломатических и консульских сношениях 1961 и 1963 гг., другие договоры.

Обязанности государства состоят во взаимном уважении международной правосубъектности друг друга, сотрудничестве в осуществлении внешней политики, не препятствовании участия в международных организациях, международных договорах и выходе из них. При нарушении принципа возможно применение санкций в виде ответных мер, адекватных нарушению.

Принцип территориальной целостности государств является важнейшим средством обеспечения суверенитета государства. Территория есть основное условие существования государства, сфера действия его суверенитета. Устав ООН запрещает применение силы против территориальной целостности государств в виде вторжения, аннексии, оккупации, любых попыток расчленения государственной территории, если это не связано с международными санкциями.

Рассматриваемый принцип существует в обычно-правовой форме, однако косвенные подтверждения его существования и действия содержатся во многих политических договорах; так, преамбула и ст. 2 Хартии Организации африканского единства гласят, что ее целями являются защита территориальной целостности и естественных ресурсов государств Африки; ст. V Пакта Лиги арабских государств также посвящена проблеме защиты территориальной целостности государств – членов Лиги.

Круг субъектов принципа, как в случае с другими принципами, представлен всеми субъектами международного права. Государства имеют право на целостность своей территории и ее частей; в случае нарушения своих прав они могут применить принудительные меры, допускаемые международным правом, могут обратиться в Генеральную Ассамблею и Совет Безопасности ООН, региональные организации, созданные в соответствии со ст. 52–54 Устава ООН, а также прибегнуть к индивидуальной самообороне.

Понятие территориальной целостности не противоречит правомерным территориальным изменениям, предпринимаемым государствами по договоренности и с согласия населяющего их народа. Международному праву известны случаи нарушения территориальной целостности государства в качестве санкции за совершение международного преступления. Так, в результате Второй мировой войны был установлен особый режим управления Западным Берлином. Территория Германии была разделена на зоны, управляемые от имени держав-победительниц.

Информация о работе Шпаргалка по "Международному праву"