Шпаргалка по "Международному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2014 в 18:12, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Международному праву".

Вложенные файлы: 1 файл

mezhdunarodnoe_pravo.docx

— 149.04 Кб (Скачать файл)

 

7. Континентальный шельф: понятие, правовой режим.

 — это затопленная  морем часть материковой тер-рии. Это морское дно (включая его недра), простирающиеся от внешней границы тер-риального моря до установленных межд-ным правом пределов, над которым прибрежное гос-во осуществляет суверенные права в целях разведки и разработки его природных богатств.

- Это поверхность и  недра морского дна подводных  районов, примыкающих к берегу, но  находящихся вне зоны тер-риального моря до глубины 200 м или за этим пределом, до такого места, до которого глубина покрывающих вод позволяет разработку естественных богатств этих районов, а также поверхность и недра подобных районов, примыкающих к берегам островов. Внешней границей шельфа является изобата — линия, соединяющая глубины в 200 м. Естественные богатства шельфа включают минеральные и прочие неживые ресурсы поверхности и недр морского дна шельфа, а также живые организмы «сидячих» видов — организмы, которые в период своего промыслового развития прикреплены ко дну или передвигаются только по дну (раки, крабы и т.п.).

Если на один и тот же континентальный шельф имеют право гос-ва, берега которых расположены друг против друга, граница шельфа определяется соглашением между этими гос-вами, а при отсутствии соглашения — по принципу равного отстояния от ближайших точек исходных линий, от которых отмеряется ширина тер-риального моря. Международный Суд ООН в некоторых случаях определял границы шельфа.

- Это морское дно и  недра подводных районов, простирающихся  за преде-ами тер-риального моря на всем протяжении естественного продолжения сухопутной тер-рии до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина тер-риального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние;

если граница материка простирается далее 200 миль, то внешняя граница шельфа не должна находиться далее 350 миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина тер-риального моря, или не далее 100 миль от 2500-метровой изобаты (линии, соединяющей глубины в 2500 м).

Права прибрежного гос-ва на континентальном шельфе не затрагивают правового статуса покрывающих вод и воздушного пространства над ним. Поскольку морское пространство над континентальным шельфом продолжает оставаться открытым морем, все гос-ва имеют право осуществлять судоходство, полеты, рыболовство, прокладывать подводные кабели и трубопроводы. Вместе с тем установлен особый режим разведки и разработки природных ресурсов. Прибрежное гос-во имеет право в целях разведки и разработки природных ресурсов шельфа возводить соответствующие сооружения и установки, создавать вокруг них зоны безопасности (до 500 м). Осуществление прав прибрежного гос-ва не должно ущемлять прав судоходства и других прав иных гос-в.

Прибрежное гос-во вправе определять трассы для прокладки кабелей и трубопроводов, разрешать возводить установки и проводить бурильные работы, сооружать искусственные острова.

 

8. Международно-правовой режим Антарктики

Антарктика – район земного шара, расположенный вокруг Южного полюса. Она включает в себя ненаселенный материк Антарктиду, прилегающие к нему острова, а также части Атлантического, Тихого и Индийского океанов, называемые нередко Южным, или Антарктическим, океаном. Собственно шестой материк Земли – Антарктида занимает площадь, в 2 раза превышающую площадь Австралии. А площадь Антарктики в целом составляет около 50 млн кв. км, что примерно равно 10 % площади нашей планеты.

С 15 октября по 1 декабря 1959 г. в Вашингтоне состоялась Международная конференция по Антарктике. Ее участниками были 12 государств, которые ко времени созыва Конференции непосредственно вели научные исследования в Антарктике. В их число входили как государства, выдвинувшие территориальные претензии на антарктические районы (Австралия, Аргентина, Великобритания, Новая Зеландия, Норвегия, Франция и Чили), так и государства, не признавшие этих претензий (Бельгия, СССР, США, Южно-Африканский Союз и Япония). 1 декабря 1959 г. Конференция приняла Договор об Антарктике, который на длительное время определил ее международно-правовой режим и стал заметным событием международной жизни.

Статья 1 Договора об Антарктике устанавливает: «Антарктика используется только в мирных целях. Запрещаются, в частности, любые мероприятия военного характера, такие как создание военных баз и укреплений, проведение военных маневров, а также испытания любых видов оружия» (п. 1).

В то же время Договор об Антарктике не препятствует использованию «военного персонала или осна-щениядля научных исследований или для любых других мирных целей» (п. 2 ст. 1). Это положение было включено по предложению некоторых участников Конференции, которые заявили, что они в суровых и трудных условиях Антарктики могут осуществлять научные исследования в мирных целях только при привлечении военного персонала и использовании военного оборудования. В целях предотвращения возможных злоупотреблений в этом вопросе Договор обязывает любую договаривающуюся сторону информировать другие договаривающиеся стороны «о любом военном персонале или оснащении, предназначенном для направления его в Антарктику с соблюдением условий, предусмотренных п. 2 ст. 1 Договора».

Договор провозглашает свободу научных исследований в Антарктике. Статья 2 Договора гласит: «Свобода научных исследований в Антарктике и сотрудничество в этих целях, как они применялись в течение Международного геофизического года, будут продолжаться».

Договор об Антарктике открыт для присоединения к нему любого государства, являющегося членом ООН, или любого другого государства, которое может быть приглашено присоединиться к Договору с согласия всех договаривающихся сторон.

 

9. Искл-я экономическая зона: понятие, правовой режим.

- район, находящийся за  пределами тер-риального моря и прилегающий к нему. Ширина экономической зоны не должна превышать 200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина тер-риального моря.

Прибрежное гос-во в экономической зоне имеет:

суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов как живых, так и неживых, находящихся на дне, в его недрах и в покрывающих его водах, а также в целях управления этими ресурсами, и в отношении других видов деят-ти по экономической разведке и разработке ресурсов зоны;

сооружать, а также разрешать и регулировать создание и эксплуатацию искусственных островов и установок, устанавливать вокруг них зоны безопасности;

определять время и места лова, устанавливать допустимый улов живых ресурсов, устанавливать условия получения лицензий, взимать сборы;

осуществлять юрисдикцию в отношении создания искусственных островов, установок и сооружений;

разрешать морские научные исследования;

принимать меры по защите морской среды.

В экономической зоне все гос-ва пользуются свободой судоходства и полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов и др. Гос-ва при осуществлении своих прав должны учитывать суверенные права прибрежного гос-ва.

Гос-ва, не имеющие выхода к морю, с разрешения прибрежного гос-ва вправе участвовать на справедливой основе в эксплуатации ресурсов зоны.

Правовой режим искл. экономической зоны включает права и обязанности как прибрежного гос-ва, так и других гос-в в отношении этой части морского пространства. В необходимых случаях межд-ными дог-рами определяются методы разграничения исключительных экономических зон.

 

10. Гос-ва - основные субъекты межд-го права.

Гос-ва являются основными субъектами межд-ного права; межд-ная правосубъектность присуща гос-вам в силу самого факта их существования. Гос-ва имеют аппарат власти и управления, обладают тер-рией, населением и суверенитетом.

Суверенитет — это юридическое выражение самостоятельности гос-ва, верховенства и неограниченности его власти внутри страны, а также независимости и равноправия во взаимоотношениях с другими гос-ми. Суверенитет гос-ва имеет межд-но-правовой и внутренний аспекты.

Межд-но-правовой аспект суверенитета означает, что межд-ное право рассматривает в качестве своего субъекта и участника межд-ных отношений не гос-ные органы или отдельные должностные лица, а гос-во в целом. Все межд-но-правовые значимые действия, совершенные уполномоченными на то должностными лицами гос-ва, считаются совершенными от имени этого гос-ва.

Внутренний аспект суверенитета предполагает тер-риальное верховенство и политическую независимость гос-ной власти внутри страны и за рубежом.

Основу межд-но-правового статуса гос-ва составляют права (право на суверенное равенство, право на самооборону, право на участие в создании межд-но-правовых норм, право на участие в межд-ных организациях) и межд-но-правовые обязанности гос-в (уважение суверенитета других гос-в, соблюдение принципов межд-ного права). Каждое гос-во обязано уважать правосубъектность других гос-в и соблюдать принципы межд-ного права (невмешательство во внутренние дела, добросовестное выполнение принятых на себя обязательств, разрешение межд-ных споров мирными средствами и др.).

Из суверенитета вытекает также, что ни одна обязанность не может быть возложена на гос-во без его на то согласия.

 

11/ Использование ресурсов района морского дна

Международное право

 

В порядке определения международно-правового статуса Района четко обозначились три положения: 1. Район и его ресурсы являются общим наследием человечества. 2. Район используется только в мирных целях. 3. Ни одно государство не может распространять на просторы Района свои суверенные права.

Международно-правовой режим использования ресурсов Района в основном рассматривался в зависимости от тех видов деятельности, которые предусматривались в Районе как правомерные.

К таким видам предлагалось отнести: 
- Научно-исследовательскую деятельность по исследованию природных богатств морского дна; 
- Разведывательную деятельность по поиску ресурсов морского дна; 
- Деятельность, которая разрабатывается, для добычи ресурсов морского дна; 
- Другие виды деятельности, включая деятельность по охране окружающей среды.

С учетом этих положений на III Конференции ООН по морскому праву в 1982 г. была принята Конвенция по морскому праву. Согласно принятой Конвенции терминологии и части XI. 
Другие объектов общего наследия человечества относятся: космическое пространство, Луну и другие космические тела, атмосфера Земли, окружающей человечество, природная сфера, культурное наследие, человеческий геном и прочее. 
Конвенции все дно морей и океанов и его недра, расположенные за пределами действия национальной юрисдикции прибрежных государств (ранее названные «международной зоной»), подпадают под общее понятие «Район» ‘. При формулировке основных правовых положений Конвенции руководствовалась принципами, разработанными Комитетом по мирному использованию дна морей и океанов.

Район и его ресурсы в соответствии со ст. 136 Конвенции рассматриваются как общее наследство человечества, на которую государства не вправе распространять свой национальный суверенитет и где все государства, их физические и юридические лица на условиях, определенных в части XI Конвенции, могут вести разработку морского дна по добыче тех или иных ресурсов. 
Для организации и контроля всей деятельности в Районе образуется «Орган». В качестве главных составляющих Органа учреждаются Ассамблея, Совет и Секретариат.

Для непосредственного выполнения деятельности в Районе образуется «Предприятие». Предприятие является полноправным субъектом правоотношений в Районе и предназначено для разведки, разработки, переработки, перевозки и сбыта полезных ископаемых, добытых в Районе самостоятельно или в союзе ассоциации с другими законными пользователями.

Конвенция 1982 г. определяет также общие положения жизнедеятельности Района, вопросы политики в отношении деятельности Района и особенно разработки железно-марганцевых конкреций в глубоководных районах морского дна, формулирует основные функции и правовые полномочия руководящих и исполнительных органов Района, определяет финансовые вопросы деятельности этих органов.

Район — Международный район, который открыт для использования исключительно в мирных целях всеми государствами: как прибрежными, так и такими, которые не имеют выхода к морю, без ущерба для других пользователей. 
«Орган — Международный орган, участниками которого являются все государства-участники Конвенции 1982 г. Это организация, благодаря которой государства-участники организуют и контролируют деятельность в Районе. 
Ассамблея включает всех участников Органа и осуществляет свою деятельность средством проведения ежегодных (а также специальных) сессий. Все решения по важным (существенным) вопросам принимаются большинством в две трети голосов. Ассамблея как высший авторитет Органа имеет полномочия устанавливать общую политику по любому вопросу в рамках компетенции Органа.

Совет состоит из 33 участников в Органа, то избираются Ассамблеей по выдающимся процедурой выборов. Совет осуществляет исполнительные функции Органа. Рабочими составляющими.

Совета является юридическая и техническая комиссии и экономическая плановая комиссия. Секретариат возглавляется Генеральным секретарем, который избирается Ассамблеей и является главным административным должностным лицом Органа.

Обусловленный для глубоководных районов морского дна, входящих в Район, особый правовой статус не должен влиять на правовые положения поверхностных вод и воздушного пространства над ними.

Как руководящие, на которых основывается вся деятельность в Районе, принятые принципы Декларации, регулирующих деятельность государств по отношению к дну морей, океанов и его недр в открытом море за пределами действия национальной юрисдикции, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 24 марта 1970

Считается необходимым обратить внимание на те из них, которые непосредственно влияют на определение общей характеристики правового статуса Района. К таким быть, прежде всего, следует отнести объявление Района и его ресурсов общим наследием человечества, на которую ни одно из государств не вправе распространять свой суверенитет. Ввиду того, что все права на ресурсы Района принадлежат всему человечеству, деятельность в Районе осуществляется только на благо человечества. Это означает, что все государства (прибрежные и те, которые не имеют выхода к морю) получают возможность участвовать в распределении прибыли от использования ресурсов Района. При этом особо учитываются интересы и потребности государств и народов, которые развиваются, а справедливое распределение финансовых и других экономических выгод при этом обеспечивает Орган.

Информация о работе Шпаргалка по "Международному праву"