Шпаргалка по "Международному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2014 в 18:12, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Международному праву".

Вложенные файлы: 1 файл

mezhdunarodnoe_pravo.docx

— 149.04 Кб (Скачать файл)

В соответствии с данным принципом обязанности государств, других субъектов международного права заключаются в следующем: они не должны посягать прямо или косвенно, при помощи силы или угрозы силой на государственную территорию, ее части или естественные ресурсы. Они должны воздерживаться от любых действий, могущих прямо или косвенно нанести ущерб территории государства или ее частям, а также не оказывать помощь государству-нарушителю или его пособникам.

Принцип нерушимости государственных границ регламентирует отношения государств по поводу установления (делимитации, демаркации, ректификации) и охраны разделяющей их территории границы и решения спорных вопросов в связи с границей. Учитывая всеобщность, единообразие, длительность практики государств по охране государственных границ, следует констатировать наличие в международном праве в качестве руководящей универсальной нормы принципа нерушимости государственных границ. Естественно, что его возникновение связывается с существованием суверенных государств в период разложения феодализма. Обычай находит свое подтверждение в многосторонних и двусторонних союзнических договорах, уставах универсальных и региональных (политических) организаций.

Содержание принципа и тенденции его развития можно отследить также по резолюциям, декларациям международных организаций. К ним относятся в первую очередь акты органов ООН, в частности Декларация принципов, касающихся дружественных отношений государств 1970 г., а также Декларация и Документ о мерах доверия Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975 г.), которые посвящены новому для рассматриваемого принципа институту мер доверия. В соответствии с ним государства обязались давать предварительные уведомления об учениях, которые проводятся в пределах 250 км от их совместных границ, о крупных передвижениях войск в районе границ, а также договорились заключить соглашение о демилитаризованной пограничной зоне в Центральной Европе.

Права государства в соответствии с этим принципом заключаются в требовании абсолютной нерушимости установленных границ, незаконности их изменения без согласования или под давлением, с применением силы и угрозы силой. Государства сами определяют режим пересечения границы, порядок установления или снятия каких-либо ограничений по пересечению границы физическими лицами, товарами, услугами, транспортными средствами государства.

В свете этого определяются и обязанности государств – неукоснительное соблюдение установленных в соответствии с международным правом границ, разделительных или демаркационных линий, включая линии перемирия (на период перемирия, до заключения постоянно действующего договора, в связи с чем такие линии могут рассматриваться как временные границы), разрешение пограничных споров только мирными средствами, неоказание содействия государствам – нарушителям принципа.

Принцип добросовестного выполнения международных обязательств – один из старейших функциональных принципов системы международного права. Устав ООН (п. 5 ст. 2), на который ссылаются как на источник принципа, предписывает государствам соблюдать обязательства, вытекающие из членства в ООН, а для государств, не являющихся членами ООН – только обязательства, обусловленные принципами Устава ООН.

Наиболее полное выражение принцип получил в Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. и в ст. 38 Статута Международного суда ООН, где говорится о равенстве писаных и обычных норм. Объектом защиты принципа добросовестного соблюдения международных обязательств являются отношения государств и других субъектов международного права в связи с созданием, действием и прекращением действия международных как договоров, так и обычаев.

Государства, другие субъекты международного права имеют право требовать соблюдения соответствующих международному праву договоров и обычаев; получать выгоды, вытекающие из участия в них, и защиту, необходимую для реализации заложенных в них предписаний; оказывать помощь государствам, права которых нарушены; в некоторых случаях, обусловленных международным правом, государства могут в одностороннем порядке прекратить или изменить обязательства, вытекающие из договора или обычая.

Обязанности государств, обусловленные данным принципом, заключаются во взаимном уважении правосубъектности друг друга в области международного нормотворчества; в признании приоритета обязательств по международному праву относительно национального права; в приведении национального законодательства в соответствие со взятыми на себя международными обязательствами; в разрешении споров, возникающих в процессе заключения и применения договоров и обычаев, только мирными средствами.

Принцип запрещения применения силы или угрозы силой в виде универсальной нормы, обязательной через положение п. 6 ст. 2 Устава ООН, сформулирован в п. 4 ст. 2 гл. I Устава ООН, дополняемой системой норм гл. V-VIII. История становления принципа характеризуется такими вехами, как многосторонние договоры Версальской системы и Статут Лиги Наций, а позже – Пакт Бриана-Келлога об отказе от войны в качестве орудия национальной политики 1928 г., а также не вступившей в силу Конвенцией Лондонской конференции 1933 г., в которой была сделана по инициативе СССР попытка дать расширенное определение понятия силы, включая экономическую. Второй этап истории развития принципа связан с неудавшимися попытками принятия юридического документа, определяющего на универсальном уровне понятие агрессии. Однако определенные успехи достигнуты за счет принятия морально-политических норм в виде резолюций и деклараций ООН, таких как Декларации «О принципах международного права, касающихся дружественных отношений государств в соответствии с Уставом ООН» 1970 г., «Об определении понятия агрессии» 1974 г., «Об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях» 1987 г. и др. Отдельные элементы структуры принципа, такие как характер ответственности, категории физических лиц, несущих дополнительную ответственность, содержатся в Уставах Нюрнбергского и Токийского военных трибуналов, завершивших Вторую мировую войну, а также трибуналов, созданных в связи с событиями в Югославии и Руанде в последнем десятилетии XX в., и в Римском статуте Международного уголовного суда, вступившем в силу в 2002 г. после ратификации его 60 государствами. Существенный вклад в разработку содержания принципа внесла Комиссия международного права, приняв проект статей об ответственности государств.

Объектом защиты принципа являются общественные отношения, связанные с правом человека на жизнь в ненасильственном мире, с запретом решения спорных вопросов с применением силы или ее угрозой. Предмет отношений в соответствии с более конкретной формулой п. 4 ст. 2 Устава ООН обозначен как территориальная неприкосновенность или политическая независимость любого государства, а также иные действия, несовместимые с целями ООН.

Круг субъектов принципа идентичен кругу субъектов международного права в целом, но относительно принципа он представлен, с одной стороны, жертвой агрессии и сообществом государств и виновным государством и его пособниками – с другой. Ими считаются, согласно сложившейся практике и позиции доктрины, государства, оказавшие агрессору финансовую помощь, предоставившие ему территорию для размещения военных баз, формирования банд наемников, транзита в военных целях и др.

Обязательства государств в соответствии с принципом состоят в неприменении друг против друга первыми вооруженной силы в нарушение положений Устава ООН независимо от того, выражается ли это во вторжении на территорию государства, или ее оккупации, или бомбардировке, или нападении вооруженными силами на военные сухопутные, морские или воздушные силы вне пределов государства, в формировании и засылке вооруженных банд и т. д.

Все члены сообщества обязаны участвовать в санкциях против агрессора по решению компетентных органов – Совета Безопасности ООН, региональных политических организаций под руководством также Совета Безопасности ООН или в силу двусторонних договоров, а также не оказывать материальной и моральной поддержки агрессору. Применение вооруженной силы против агрессора не является нарушением принципа. Государство – жертва агрессии имеет право на индивидуальную и коллективную самооборону, применение материальных и нематериальных санкций к агрессору и его пособникам, привлечение к ответственности индивидов, виновных в планировании, финансировании, развязывании и ведении военных действий. Любое государство имеет право обратить внимание сообщества на нарушения международного права, выразившиеся в перечисленных или сходных с ними действиях. Особую роль в реализации принципа играет Совет Безопасности ООН. Он определяет наличие факта применения силы, заключает соглашения с государствами – членами ООН о предоставлении в его распоряжение воинских формирований, материальной помощи, техники, осуществляет руководство воинскими контингентами.

В России с 1995 г. действует Закон Российской Федерации «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию и восстановлению международного мира и безопасности». Из ст. 11 Закона следует, что правовым основанием для предоставления вооруженных сил Российской Федерации является заключаемое с Советом Безопасности ООН особое соглашение о выделении российских контингентов и иной помощи, что соответствует ст. 43 Устава ООН.

Последнее десятилетие в истории развития принципа характеризуется дискуссией о законности превентивного применения силы, о законности гуманитарной интервенции и действий по «принуждению к миру». Побудительным моментом явилась политика и действия США в связи с ситуациями в Югославии, Ираке, КНДР. В Югославии США без санкции Совета Безопасности ООН начали бомбардировку территории, сославшись на нарушение прав человека по религиозным мотивам (гуманитарная интервенция), Ирак был обвинен в нарушении требований Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 г. и аналогичной Конвенции относительно химического оружия 1993 г.

В 2002 г. США заявили, что имеют претензии к 60 государствам мира, в отношении которых ими могут быть применены превентивные военные меры – нанесение первого удара. В их числе страны, оказывающие помощь террористам и имеющие возможности и намерения применить химическое и ядерное оружие. Для иллюстрации «принуждения к миру» подходит пример КНДР, которой была «обещана» экономическая блокада в ответ на угрозу выхода из Договора о нераспространении ядерного оружия 1968 г. Вопрос о законности подобных действий может быть решен только на основе существующего права с учетом, следовательно, таких соображений:

1) гуманитарная интервенция, т. е. применение вооруженных сил против страны – нарушительницы прав человека, возможна только при положительном решении Совета Безопасности ООН; сложность проблемы в данном случае заключается в том, что конфликтуют две равноценные нормы – два основных принципа – запрещения применения силы и уважения прав и основных свобод человека; сообществу предлагается решить, какой из них отдать предпочтение. Для решения основной задачи – пресечения преступления против прав человека – Устав ООН предлагает в ст. 5, 6, 33, 40–42 перечень мер, при обращении к которым задача могла быть решена, как она была в свое время решена относительно ЮАР, обвиненной в преступлении апартеида; таким образом, обращение к вооруженной силе – только одна, и к тому же крайняя мера, использования которой разумнее избегать;

2) применение превентивных мер вооруженного характера вообще не может быть оправдано по следующим причинам: во-первых, необходимо, как было отмечено ранее, решение Совета Безопасности ООН, во-вторых, международное право не допускает применения мер ответственности, если они не связаны с уже совершенными противоправными действиями (в случае с Ираком (2003 г.) инспекции ООН и МАГАТЭ должны найти тому доказательства, что все равно не будет являться поводом к применению силы);

3) побуждение или принуждение к миру представляется комплексом мер прежде всего мирного характера, включающим переговоры, посредничество, временное отозвание послов, экономические меры, но никак не применение силы.

Принцип уважения прав и основных свобод человека впервые был закреплен в п. 3 ст. 1 Устава ООН в 1945 г. В 1946 г. Генеральная Ассамблея ООН поручила Комиссии международного права разработать и предложить государствам-членам проект универсального кодифицирующего международного договора, содержащего перечень прав и основных свобод человека, который бы соответствовал требованиям второй половины XX в.

Документы, удовлетворяющие всем признакам источника основного принципа, – Пакты о гражданских, политических и экономических, социальных и культурных правах – были одобрены государствами только в 1966 г. и вступили в силу после сдачи 35 ратификационных грамот в 1976 г. (СССР ратифицировал Пакты в 1973 г.).

Тридцатилетний период от принятия Устава ООН до вступления пактов в силу сопровождался процессом формирования нормативной базы принципа в двух направлениях. Во-первых, формирование обязательств государств по защите важнейших прав человека – права на жизнь, права на равенство в пользовании правами и свободами независимо от расовой, религиозной, политической принадлежности (Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г., Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966 г., Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г., Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.).

Во-вторых, формирование обязательств по защите отдельных категорий так называемых уязвимых слоев – женщин, национальных меньшинств, коренных народов, детей, жертв вооруженных конфликтов (Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г., Конвенция о политических правах женщин 1953 г., Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957 г., Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщины 1979 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г., Конвенция о защите трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г. Параллельно МОТ приняла более 300 конвенций о защите отдельных категорий трудящихся. В начале 2003 г. Россия ратифицировала Конвенцию МОТ о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда 1999 г.).

Принцип мирного разрешения международных споров является процессуальным принципом в системе основных принципов. Он представляет собой совершенный метод, ряд способов и механизмов, обеспечивающих мирное сотрудничество государств во всех областях сотрудничества. Качество принципа он приобрел после включения его в Устав ООН в 1945 г., однако, как норма многосторонняя, он был включен в «право Гааги» (Конвенция о мирном разрешении международных столкновений 1907 г.), в тексты Пакта Бриана-Келлога 1928 г. Ныне он является неотъемлемой частью каждого источника международного права, ибо, даже не будучи его структурным элементом, обязателен для соблюдения как основной принцип международного права. Как и остальные принципы, он развивается через морально-политические нормы деклараций и резолюций органов ООН, региональных организаций – Декларации Генеральной Ассамблеи ООН о принципах международного права, касающихся дружественных отношений государств 1970 г., Манильской декларации о мирном разрешении международных споров 1982 г., Итогового документа совещания.

Информация о работе Шпаргалка по "Международному праву"