Шпаргалка по "Международному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2014 в 18:12, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Международному праву".

Вложенные файлы: 1 файл

mezhdunarodnoe_pravo.docx

— 149.04 Кб (Скачать файл)

Меж-ная правосубъектность - способность субъекта  иметь межд-ные права и нести межд-ные обязанности. Харак-ся тем, что ее объем зависит от хар-ра субъекта межд-ного права, т.е. гос-ва, нации и народности являются субъектами с первоначальной правосубъектностью, а остальные субъекты - обладают производной правосубъектностью.

Субъективное право — это право, принадлежащее конкретному субъекту межд-ного правоотношения. Субъективное право — это возможное поведение; его реализация зависит от воли субъекта правоотношения.

Юридическая обязанность — это должное поведение субъекта. Если субъективным правом можно не воспользоваться, то от юридической обязанности участник правоотношения отказаться не вправе.

Субъективные права и юридические обязанности взаимосвязаны:

право одного участника правоотношения соответствует обязанности другого.

Классификация:

• по правосубъектности:

1. гос-во - основной субъект межд-ного права, т.к. обладает первоначальной правосубъектностью и наибольшим объемом прав и обязанностей

2. межд-ные междуправительственные организации - субъекты с производной от создавших их гос-в правосубъектностью. они должны:

- обладать актами, имеющими  учредительный характер, т.е наличие  устава;

- обладать организационной  структурой, т.е. системой органов  организации (высших исполнительных  и законодательных);

- обладать межд-ной правосубъектностью

- иметь четко определенные  цели, не противоречащие принципам  межд-ного права

виды межд-ных межправительственных организаций (ММО):

• по сфере деятельности:

универсальные

региональные

• по характеру участвующих гос-в:

развитые

развивающиеся

смешанного типа

• по цели деятельности:

общие

специальные

3. нации и народности

м.б. признаны сообществом при условии создания определенных властных структур, объединенных в единый центр, способный выступать от имени нации или народа в межгос-нных отношениях

4. гос-во-подобные образования - всего 2 в мире: Ватикан (клирикальное государство) и Мальтийский орден (активно участвует в Межд-ных отношниях. имеет представительства в странах, миссию при ООН и в специализированных учреждениях ООН)

Первичные субъекты межд-ного права (гос-ва и борющиеся нации) в силу присущего им гос-ного или национального суверенитета признаются носителями межд-но-правовых прав и обязанностей. Суверенитет (гос-ный или национальный) делает их независимыми от других субъектов межд-ного права и предопределяет возможность самостоятельного участия в межд-ных отношениях.

Не существует норм, наделяющих правосубъектностью первичные субъекты межд-ного права; имеются лишь нормы, подтверждающие наличие у них правосубъектности с момента образования.

Юр-ским источником правосубъектности для несуверенных субъектов межд-ного права служат их учредительные док-ты. Такими док-тами для межд-ных организаций являются их уставы, принимаемые и утверждаемые субъектами межд-ного права в форме межд-ного дог-ра. Производные субъекты межд-ного права обладают ограниченной правосубъектностью, которая обусловлена признанием этих участников межд-ных отношений со стороны первоначальных субъектов. Объем и содержание правосубъектности производных субъектов зависят от воли первичных субъектов межд-ного права.

Субъекты межд-ного права не только имеют права и несут обязанности, но и обладают двумя другими характеристиками, отличающими их от субъектов внутригос-ного права:

1) являются коллективным  образованием. Каждый такой субъект  имеет элементы организации: гос-во — власть и аппарат управления; борющаяся нация — политический орган, представляющий ее внутри страны и в межд-ных отношениях; межд-ная организация — постоянно действующие органы и т.д. При осуществлении властных полномочий субъекты межд-ного права относительно независимы и не подчинены друг другу. Каждый из них имеет самостоятельный межд-но-правовой статус, выступая в межд-ных правоотношениях от своего собственного имени;

2) обладают способностью  участвовать в разработке и  принятии межд-ных норм. Дог-рная право-дееспособность составляет важнейший элемент межд-ной правосубъектности. Субъекты межд-ного права — не просто адресаты межд-но-правовых норм, но и лица, участвующие в их создании. Все субъекты межд-ного права — одновременно и субъекты одной из отраслей межд-ного права — права межд-ных дог-ров.

Только наличие всех трех вышеуказанных элементов (обладание правами и обязанностями, вытекающими из межд-но-правовых норм; существование в виде коллективного образования; непосредственное участие в создании межд-но-правовых норм) дает основание считать то или иное образование полноценным субъектом межд-ного права. Отсутствие у субъекта хотя бы одного из перечисленных качеств не позволяет говорить об обладании межд-ной правосубъектностью в точном значении этого слова.

Основные права и обязанности характеризуют общий межд-но-правовой статус всех субъектов межд-ного права. Права и обязанности, присущие субъектам определенного вида (гос-ам, межд-ным организациям и т.д.), образуют специальные межд-но-правовые статусы данной категории субъектов. Совокупность прав и обязанностей конкретного субъекта образует индивидуальный межд-но-правовой статус этого субъекта.

Физическое лицо обладает качествами межд-ной правосубъектности, их возможно привлечь к межд-ной ответ-ти, они могут обращаться в межд-ные органы за защитой своих прав. Физ-кие лица в странах Европейского Союза имеют право обращаться с исками в Европейский Суд. После ратификации в 1998 г. Европейской Конвенции по защите прав чел-ка и основных свобод 1950 г. физ-кие лица в России также могут обращаться в Европейскую комиссию по правам чел-ка и Европейский суд по правам чел-ка.

Субъект международного права — это лицо, на которое распространяется действие межд-но-правовых норм, которое эти нормы наделяют субъективными правами и обязанностями, то индивид является субъектом межд-ного права. Существует множество межд-но-правовых норм, которыми напрямую могут руководствоваться физ-кие лица (Пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г., Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г., Дополнительные протоколы I и II к ним 1977 г., Нью-Йоркская конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г. и т.д.).

Если субъект межд-ного права не только обладает правами и обязанностями, вытекающими из межд-но-правовых норм, но и является коллективным образованием, и принимает прямое участие в создании норм межд-ного права, то индивида к субъектам межд-ного права относить нельзя.

 

36. Субъекты международного права делятся на две основные категории — основные (первичные) и производные (вторичные).

Категория производных (вторичных) субъектов – это преимущественно международные межправительственные организации. Специфика их юридической природы выражается в том, что они порождены волеизъявлением государств, зафиксировавших свое решение в учредительном акте (следовательно, их правосубъектность является производной, обусловленной). Таким образом, их правосубъектность является функциональной, индивидуализированной. С некоторыми оговорками к этой категории принято относить государствоподобные образования, т. е. особые исторически сложившиеся политико-религиозные или политико-территориальные единицы с относительно самостоятельным статусом.

Государствоподобные образования (квазигосударства) — особый вид субъектов международного права, обладающие некоторыми признаками государств, но не являющиеся таковыми в общепринятом смысле. К категории производных субъектов международного права принято относить особые политико-религиозные или политико-территориальные единицы, которые имеют относительно самостоятельный международно-правовой статус.

Исторически известны вольные города, включая города Ганзейского союза в эпоху средневековья, затем Краков, который согласно Венскому трактату 1815 г. был провозглашен вольным, независимым и совершенно нейтральным городом под покровительством России, Австрии и Пруссии (до 1846 г.). Версальский мирный договор 1919 г. установил особый статус для Данцига (Гданьска), именовавшегося «свободным государством» (до 1939 г.).

В настоящее время государствоподобными образованиями со специальным международно-правовым статусом являются Ватикан (Святейший престол) как официальный центр Римско-католической церкви и Мальтийский орден как официальное религиозное формирование с международно признанными благотворительными функциями. Ватикан и Мальтийский орден поддерживают дипломатические отношения со многими государствами мира, обмениваясь соответствующими представительствами.

 

37. Признание государств и правительств

Признание в международном праве – это односторонний юридический акт государства или иного субъекта международного права, посредством которого констатируется наличие определенного юридически значимого факта или ситуации в международном обществе и признается его правомерность.

Акт, противоположный признанию, именуется протестом. Он выражает несогласие с правомерностью того или иного действия. Существенное юридическое значение приобретают признание или протест в отношении таких событий, как появление национально-освободительного движения, движения и сопротивления агрессоров, признание статуса воюющей и статуса восставшей стороны во внутригосударственном конфликте.

Признание государств имеет место в случае появления нового независимого государства в результате революции, войны, объединения или разъединения государств и т. д. Основные критерии признания: независимость нового государства и самостоятельность в осуществлении государственной власти. В теории международного права существуют две основные концепции о признании института признания государств:

1) конститутивная, предполагающая, что признание обладает правообразующим значением;

2) декларативная, предполагающая, что признание лишь подтверждает факт появления нового субъекта.

Существуют три основные формы признания государств:

1) де-юре – полное окончательное признание, влекущее за собой установление дипломатических отношений и выражающееся в форме официального заявления либо в совершении какого-либо конклю-дентного действия;

2) де-факто – неполное предварительное признание;

3) ad hoc – как специфический вид признания.

Международное право не устанавливает обязанности признания. Признание всегда является актом доброй воли со стороны признающего государства.

Международному праву известны случаи отказа от признания. В некоторых случаях признание вообще недопустимо.

Признание правительств происходит одновременно с признанием нового государства. Вопрос о самостоятельности признания правительств возникает в случае смены власти в государстве неконституционным путем. Основными критериями являются эффективность правительств, т. е. действительное фактическое обладание государственной властью на соответствующей территории и независимое ее осуществление, а также соблюдение прав и свобод человека, готовность разрешить споры мирными средствами и выполнять международные обязательства. Особым видом признания правительств является признание правительств в изгнании. Признание правительств не может истолковываться как одобрение правительств.

Также признаются национальные освободительные движения в лице их органов, а также признание восставшей стороны.

38. Правопреемство государств

Правопреемство государств – это переход определенных прав и обязанностей от одного государства-субъекта международного права к другому. Правопреемство – это сложный международный правовой институт, нормы данного института были кодифицированы в Венской конвенции от 1978 г. о правопреемстве государств в отношении договоров и в Венской конвенции от 1983 г. о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов.

Существуют две основные теории по поводу правопреемства государств.

Согласно универсальной теории правопреемства государств государство-преемник полностью наследует права и обязанности, которые принадлежали государству-предшественнику. Представители данной теории (Пуффендорф, Ваттель, Блюнчли) считали, что все международные права и обязанности государства-предшественника переходят к государству-преемнику, так как личность государства остается неизменной.

Негативная теория правопреемства. Ее представитель А. Кейтс считал, что при смене власти в одном государстве на другую международные договоры государства-предшественника отбрасываются. Разновидностью данной теории является концепция tabula rasa, которая означает, что новое государство начинает свои договорные отношения заново.

Таким образом, в правопреемстве государств выделяют правопреемство в отношении международных договоров, государственной собственности, государственных архивов и в отношении государственных долгов.

Правопреемство в отношении международных договоров предполагает, что новое независимое государство не обязано сохранять в силе какой-либо договор или становиться его участником в силу исключительно того факта, что в момент правопреемства договор был в силе в отношении территории, являющейся объектом правопреемства (ст. 16 Венской конвенции от 1978 г.).

Правопреемство в отношении государственной собственности предполагает, что переход государственной собственности от государства-предшественника к государству-преемнику происходит без компенсаций, если иное не предусмотрено соглашением между сторонами.

Правопреемство в отношении государственных архивов предполагает, что государственные архивы переходят к новому независимому государству от государства-предшественника полностью.

Правопреемство в отношении государственных долгов зависит от того, какое государство является правопреемником: часть государства-предшественника, два объединившихся государства или новое независимое государство. Долг государства-предшественника переходит к государству-преемнику, размер долга зависит от вида государства-правопреемника.

Информация о работе Шпаргалка по "Международному праву"