Шпаргалка по «Конституционному праву зарубежных стран»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 17:05, шпаргалка

Краткое описание

1. Предмет и методы науки КПЗС.
2. Основные источники КП в ЗС
....
80. " Система сдержек и противовесов".
81. Правительство в системе высших органов государства.
82. Основные способы формирования правительств (парламентский и внепарламентский, однопартийное и коалиционное).

Вложенные файлы: 1 файл

kpzs_finish.docx

— 268.48 Кб (Скачать файл)

Полномочия:

  • Рассматривает жалобы в связи с выборами в Парламент, по вопросам неизбираемости и несовместимости должностей
  • Принимает решения о конституционности регламентов палат Парламента и тех изменений, которые вносят палаты, органические законы
  • Участвует в подготовке выборов Президента, следит за правильностью избрания депутатов и сенаторов
  • Наблюдает за проведением референдума и объявляет его результаты.
  • Под его наблюдением производится подсчет голосов по выборам Президента, констатирует вакантность поста Президента, с ним должен консультироваться Президент при введении в стране ЧП.
  • Толкование норм К.

Решения КС не подлежит обжалованию. Совет рассматривает дело по системе досье: нет состязательного процесса, вызова свидетелей и т.д. По поручению председателя один из членов готовит письменный доклад по делу, который затем и рассматривается. Процесс письменный и закрытый. Решение должно быть принято в течение одного месяца, в срочных случаях – в 8 дней.

 

15. Федеральный КС ФРГ

Орган конституционного контроля самостоятелен и независим  от других контролирующих органов, является органом отправления правосудия и одновременно контролирующим органом федерации.

Независимость заключается в финансовой независимости. Является первой и последней инстанцией. Объем компетенции во многом выше, чем у других органов конституционного контроля в других государствах.

Состоит из 16 федеральных судий, 1\2 формируется Bundestag`ом (нижняя палата), 1\2 формируется Bundesrat`ом (верхняя палата). Требования к судье: гражданин, достигший 40 лет, имеющий диплом, дающий право занимать должность судьи.

Несовместимость с каким либо иным видом деятельности, кроме научной, ограничения по вхождению  в парламент, федеральное правиельство и органы земель.

Срок полномочий -12 лет. Предельный возраст 68 лет. Повторное  избрание не допускается. В случае вакантной должности, судья продолжает работать пока не будет выбран преемник.

Компетенция:

1. толкование Основного закона

2. рассмотрение споров о взаимоотношениях  м/у федерацией и землями, а  также земель м\У собой. 

3. рассмотрение заявлений граждан  на нарушение их конст. прав  юрид актами

4. рассмотрение жалоб общин и союзов, по поводу нарушения их права на самоуправление

5. решение квазиуголовных дел  о лишении конст прав граждан,  использующих эти права против  свободного демократич порядка, об антиконституционности и запрещении деятельности полит партий, об освобождении от должности Президента в связи с обвинением, возбужденным против него Парламентом

6. рассмотрение жалоб на решения  Бундестага, касающихся выборов,  приобретения или утраты членства  в Бундестаге.

 

 

16. Конституционные основы экономической системы зарубежных стран.

Экономическая система – это отношения собственности, производства, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ. Правда, общественные отношения, связанные с распределением и потреблением благ, преимущественно принадлежат к другой подсистеме общественного строя – социальной, однако небольшой частью входят и в экономическую.  

КЗС в целом  признаются и равным образом, одинаково  защищаются разные формы хозяйствования, экономическая деятельность различных субъектов: ФЛ (граждан) и ЮЛ (организаций и общественных объединений), действующих на базе частного, государственного, муниципального имущества, принадлежащего этим лицам на законных основаниях.

Характеристика  собственности:

1) Частная (священная и неприкосновенная) - собирательное понятие для обозначения принадлежности средств производства частным (негосударственным и непубличным) лицам, которые используют это имущество для достижения своих интересов. В качестве частных лиц могут выступать граждане и юридические лица. Отличие частной собственности от публичной состоит в направлении использования имущества, составляющего предмет права собственности.

2) Публичная собственность имеет целью удовлетворение общественных интересов. Ее субъектами выступают государственные и муниципальные образования.

  • Государственная (исключительная собственность государства, национальное достояние) – экономическое отношение принадлежности имущества государству, основной юридической формой которого выступает право государственной собственности, т.е. такой разновидности права собственности, в которой в качестве собственника выступает государство как целое, поэтому его особенности обусловлены особенностями участия государства как целого в гражданском обороте. Государство как собственник отличается от обычных, частных собственников, во-первых, наличием у него особых, властных полномочий (функций), позволяющих ему принимать нормативные акты, в том числе регламентирующие порядок осуществления принадлежащего ему права собственности; во-вторых, осуществлением своего права собственности в публичных (общественных) интересах
  • Муниципальная собственность - разновидность публичной собственности, субъектами которой являются муниципальные образования. МС не является разновидностью государственной собственности, а представляет собой самостоятельный вид публичной собственности, поскольку муниципальные образования не являются государственными образованиями. Субъектами права МС являются городские и сельские поселения и другие муниципальные образования как целое, но не их органы, лишь осуществляющие те или иные правомочия собственника в соответствии со своей компетенцией. Объектами МС могут выступать различные виды недвижимости, включая земельные участки, предприятия и другие имущественные комплексы, жилищный фонд а также различные памятники истории и культуры

 

17. Государство в политической организации общества ЗС

Государство есть организация  политической власти, содействующая  осуществлению конкретных общественных интересов в пределах определённой территории. Государство - часть политической системы, ее элемент, концентрирующий в себе многообразие политических интересов. Оно занимает ведущее место в политической системе общества. Политическая система общества – совокупность норм, устанавливающих конституционно-правовой статус государства как особого политического образования, политических партий, общественных и религиозных организаций и регулирующих взаимоотношения вышеперечисленных субъектов. Особое место государства в политической системе предопределено в силу следующих причин:

• является единственным легитимным представителем своего народа, имеет самую широкую социальную основу, выражая интересы основной части населения;

• является единственным носителем суверенитета;

• обладает  публичной властью и  является единственной политической организацией, обладающей специальным аппаратом управления и принуждения, распространяющим свою власть на всех членов общества;

• располагает широким набором средств воздействия на своих граждан, в то время как возможности политических партий и иных организаций ограничены;

• располагает огромными материальными ресурсами, позволяющими обеспечить реализацию своей политики, являясь основным собственником средств производства, земли, ее недр и т.д.;

• выполняет объединяющую роль в рамках  политической системы, являясь «стержнем» политической  жизни общества, поскольку именно вокруг государственной власти разворачивается политическая борьба.

Государство выступает в качестве гаранта стабильности в обществе и арбитром в соперничестве различного рода партий, группировок, классов и пр. Современное демократическое государство обеспечивает общественные интересы, концентрирующие интересы различных классов и слоев, большинства населения страны, используя метод компромисса.

 

18. Политические партии в политической системе общества, виды.

Политическая партия – особая общественная организация (объединение), непосредственно ставящая перед собой задачи овладеть политической властью в государстве или принять в ней участие через своих представителей в органах государственной власти и местного самоуправления. Многообразие политических партий обусловлено тем, что они призваны выражать интересы различных социальных групп. Их можно классифицировать по ряду критериев.

По социально-политической сущности:

— революционные;

— реформаторские (выступающие за смену политического курса путем  реформирования);

— консервативные. Они выступают  за сохранение традиционного порядка, ориентированы на ограничение социальной и экономической деятельности государства;

— социал-демократические (отстаивающие интересы наемных работников и менее  обеспеченных слоев населения, защищающие государственные социальные программы);

— экстремистские (призывающие к  незаконным методам борьбы);

— конфессиональные (объединяющие лиц  определенных вероисповеданий);

— национальные (выражающие на государственном  уровне специфические интересы той  или иной этнической группы, как правило, ставящие задачу обеспечения ее приоритета в государстве или конкретном регионе).

По месту и роли политической системе:

— государственные (партия формирует  государственную систему власти и управления).

— авторитарные (не сливающиеся с  государством, но составляющие основу политического режима и пользующиеся его поддержкой);

— парламентские — прошедшие  на выборах в парламент: преодолевшие избирательный барьер и сформировавшие депутатские фракции (группы);

— легальные (функционирующие в  соответствии с конституцией и законодательством);

— нелегальные (существующие и действующие  в нарушение законов государства  и в силу этого подвергающиеся преследованиям).

По организационной  структуре:

— централизованные (организационно оформленные, для которых характерно документальное оформление членства, наличие первичных организаций, членских взносов или регулярной финансово-материальной помощи);

— децентрализованные (организационно неоформленные партии, существующие в основном на добровольные пожертвования);

— кадровые (отличающиеся немногочисленностью  и организационной рыхлостью);

— массовые (обеспечивающие большую  членскую массу, стремящиеся увеличить  число членов, упрочить связи, крепить организационные структуры);

— с формально определенными  принципами членства;

— со свободным членством.

 

19. Институционализация (правовое оформление) политических партий

Мировая практика знает несколько способов создания политических партий. В зависимости  от этого зарубежные страны можно подразделить на три группы.

1. Государства, где порядок образования партий не урегулирован правом. Организация политических партий трактуется как частное дело граждан и осуществляется на основе свободы объединения. Партия считается существующей уже в силу провозглашения самой себя в качестве таковой (Великобритания, Австралия).

2. Государства, законодательство которых не требует формальной регистрации политических партий в каком-либо государственном органе. Вместе с тем, согласно национальным законодательным предписаниям, организация приобретает статус партии лишь после представления в компетентные органы определенных документов (ФРГ, Австрия).

3. Государства, в правовых актах которых предусмотрена обязательная регистрация партий. Полномочиями по их регистрации наделяются различные государственные органы, чаще всего ведомства юстиции или внутренних дел.

Особую  важность в современную эпоху  приобретает институционализация политических партий. В настоящее время можно выделить два основных метода регулирования правового статуса и порядка деятельности политических партий  - внешний и внутренний.

Внешний метод регулирования осуществляется посредством принятия конституций, обычных парламентских законов и вынесения судебных решений. В ряде конституций предусмотрен ряд положений, касающиеся политических партий. Степень детализации и определенности этих положений различна, но само их наличие представляет совершенно определенную специфическую черту современного конституционализма (Италия, ФРГ, Франция). Конституционные положения представляют собой основу для законодательной регламентации деятельности политических партий. В конституциях и избирательных законах отдельных штатов содержатся многочисленные положения, касающиеся организации и деятельности политических партий.

Внутренний метод регулирования осуществляется самими политическими партиями через их центральные и местные руководящие органы. Все партии вне зависимости от степени их организационной оформленности обладают определенной внутренней структурой, между различными партийными органами существуют институционализированные отношения. Особым предметом регулирования в организационно оформленных партиях является членство. Руководящие органы партий - съезды, конференции, центральные и национальные комитеты. Они принимают программы, уставы, правила, инструкции по вопросам организационной структуры и партийной деятельности. Необходимой гарантией соблюдения внутрипартийных норм являются различные средства партийного принуждения (исключение из числа членов, взыскания, отказ в выдвижении в кандидаты).

Информация о работе Шпаргалка по «Конституционному праву зарубежных стран»