Шпаргалка по «Конституционному праву зарубежных стран»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 17:05, шпаргалка

Краткое описание

1. Предмет и методы науки КПЗС.
2. Основные источники КП в ЗС
....
80. " Система сдержек и противовесов".
81. Правительство в системе высших органов государства.
82. Основные способы формирования правительств (парламентский и внепарламентский, однопартийное и коалиционное).

Вложенные файлы: 1 файл

kpzs_finish.docx

— 268.48 Кб (Скачать файл)

 

42. Мажоритарная избирательная система относительного большинства

Это самая  простая система, при которой избранным считается тот кандидат, который получил наибольшее число голосов, то есть больше голосов, чем любой из его соперников. Она результативна: единственный случай, когда результата может не быть, – это получение одинакового наибольшего числа голосов двумя или более кандидатами.

Система может применяться как в одномандатных, так и в многомандатных избирательных округах. Как правило, округа при этой системе одномандатные; многомандатные встречаются редко.

При этой системе  обычно не устанавливается обязательный минимум участия избирателей  в голосовании: если проголосовал хотя бы один, выборы действительны. Если же выдвинут один кандидат на место, он считается избранным без голосования, ибо достаточно, чтобы хотя бы один избиратель проголосовал за него.

Однако мажоритарная система относительного большинства  крайне несправедлива по отношению  к политическим партиям, особенно средним и малым по своему влиянию. Посмотрим это на простейшем числовом примере. Предположим, что в избирательном округе, где было подано 50 тыс. голосов, баллотировались четыре кандидата от различных партий, из которых кандидат А получил 19 тыс. голосов, кандидат Б – 12 тыс., кандидат В – 10 тыс. и кандидат Г – 9 тыс. Мандат достается кандидату А, тогда как за его соперников проголосовали 31 тыс. избирателей, то есть более чем в полтора раза больше, чем за него. Голоса, поданные не за победившего кандидата, вообще пропали. А в масштабе страны это может привести к тому, что партия, за которую голосует большинство избирателей, получает в парламенте меньшинство мест.

При этих, казалось бы, очевидных дефектах система имеет  своих сторонников потому, что  обычно обеспечивает партии-победителю абсолютное, а порой и значительное большинство в парламенте, позволяющее при парламентарных и смешанных формах правления сформировать устойчивое правительство.

При многомандатных избирательных округах, в которых  соперничают списки кандидатов, значимость указанных дефектов системы многократно возрастает.

 

43. Мажоритарная избирательная система абсолютного большинства

Отличается  тем, что требует для избрания абсолютного большинства голосов, то есть более половины общего их числа. Но это исходное общее число может быть трояким: а) общее число зарегистрированных избирателей; б) общее число поданных голосов; в) общее число поданных действительных голосов. Поэтому необходимо обращать внимание на то, какое именно абсолютное большинство имеется в виду. 

При этой системе обычно устанавливается нижний порог участия избирателей в голосовании; если он не достигнут, выборы считаются недействительными или несостоявшимися. Он может составлять половину зарегистрированных избирателей, но нередко и меньше. В случае, когда он равен половине зарегистрированных избирателей, абсолютное большинство от общего числа поданных голосов может теоретически составить 25 % + 1 от юридического избирательного корпуса. Если же для избрания требуется абсолютное большинство действительных голосов, то доля от общего числа зарегистрированных избирателей может быть еще меньше. Например, если доля недействительных голосов составила 10 % от общего числа поданных голосов, то требуемое для избрания абсолютное большинство голосов может составить всего 20 % + 1 от числа зарегистрированных избирателей.

Достоинство данной системы по сравнению с  системой относительного большинства  заключается в том, что избранными считаются кандидаты, поддержанные действительным большинством проголосовавших избирателей, хотя бы превышение над меньшинством составляло один голос. Однако пропадают голоса, поданные не за победивших кандидатов.

У мажоритарной системы абсолютного большинства  есть и свой специфический дефект – частая нерезультативность, когда ни один из баллотирующихся кандидатов не получил из-за раскола голосов требуемого большинства. Для того, чтобы преодолеть нерезультативность голосования по мажоритарной системе абсолютного большинства есть разные способы:

Один из них  – это второй тур (повторное голосование), при котором баллотируются уже не все кандидаты, соперничавшие в первом туре. Во Франции на выборах депутатов в Национальное собрание во втором туре участвуют все желающие кандидаты первого тура, собравшие в первом туре голоса не менее 12,5 % от числа избирателей, внесенных в списки; если в округе окажется всего один такой кандидат, то во втором туре примет участие и кандидат, получивший следующее наибольшее число голосов. Для избрания во втором туре в обеих странах достаточно относительного большинства: избранным считается кандидат, получивший наибольшее число. Поэтому такая система называется системой двух туров. Учитывая, что во втором туре активность избирателей обычно слабее, чем в первом, законодательство зачастую не требует участия в голосовании обязательного минимума избирателей или заметно снижает этот порог.

Другой способ преодоления нерезультативности мажоритарной системы абсолютного большинства – это альтернативное голосование. Такая система применяется в Австралии при выборах Палаты представителей (нижней палаты Парламента), а также на парламентских выборах в штатах. Избиратель в бюллетене цифрами указывает предпочтительность для него кандидатов. Например, если в одномандатном избирательном округе баллотируются кандидаты А, Б, В и Г, избиратель может отметить цифрой 1, скажем, кандидата А (это наиболее желательный для него кандидат), цифрой 3 – кандидата Б (наименее желательного), цифрой 2 – кандидата В (он наиболее желателен, если кандидат А не пройдет), а кандидат Г вообще цифры не получает, ибо он для нашего избирателя совершенно нежелателен. Предположим, что голоса 50 тыс. избирателей округа распределились по первым предпочтениям (преференциям) следующим образом: А получил единичку в 19 тыс. бюллетеней, Б – в 12 тыс., В – в 10 тыс. и Г – в 9 тыс. бюллетеней. Абсолютного большинства (25 001), следовательно, нет ни у одного из кандидатов. Тогда берут бюллетени кандидата с наименьшим числом первых предпочтений, который выбывает из борьбы, и распределяют их между остальными кандидатами в соответствии с указанными в этих бюллетенях вторыми предпочтениями. Если ни один из кандидатов не получает требуемого большинства, операция повторяется. И так до тех пор, пока кто-то из кандидатов не наберет требуемое абсолютное большинство.

 

 

44. Пропорциональная ИС.

Ее смысл заключается в том, чтобы каждая политическая партия или другое избирательное объединение, участвующие в выборах, получили в парламенте число мандатов, пропорциональное числу поданных за них голосов. Такая система широко применяется при выборах депутатов нижней палаты парламента.

Каждая партия предлагает избирателю свой так называемый партийный список, в котором перечислены кандидаты в порядке очередности на замещение мест в парламенте. Однако избиратель голосует не за конкретного кандидата, а за весь список. Если партийный список собирает голоса, необходимые только для получения одного депутатского места, то его получает кандидат, стоящий в списке на первом месте, чаще всего им бывает партийный лидер. Если поданных за партию голосов будет больше, то в число депутатов могут попасть претенденты,  находящиеся ниже по списку.

В пропорциональной системе используется метод избирательной квоты — это наименьшее число голосов, необходимое для избрания одного кандидата. Избирательная квота определяется разными методами

Допустим, в представительный орган необходимо избрать 11 депутатов. В голосовании принимали участие 12 050 избирателей. Для того чтобы определить избирательную квоту, нужно число избирателей разделить на число депутатов (12 050 : 11 = 1095). Таким образом, для избрания одного кандидата необходимо собрать 1095 голосов избирателей. В выборах принимали участие три партии. За партию А проголосовало 6250 избирателей, за партию В — 3500, за партию С— 2300 избирателей. Чтобы определить количество мест в представительном органе, которые получила каждая партия, нужно число полученных ею голосов разделить на избирательную квоту.

А - 6250 : 1095 = 5,70

В - 3500 : 1095 = 3,20

С - 2300 : 1095 = 2,10

Исходя из целых чисел, партия А получила 5 мест, В —3 места, С — 2 места. Очевидно, что осталось нераспределенным 1 место, которое будет передано той партии, у которой остаток голосов самый большой. В нашем примере это партия А. Общий результат выборов: партия А — 6 мест, В — 3, С — 2.

В целях исключения возможности преобладания в парламенте мелких конфликтующих группировок, отражающих интересы незначительного числа избирателей, в пропорциональной системе введено правило, называемое ≪заградительный пункт≫ или ≪избирательный барьер≫. Согласно ему партии, не собравшие установленного минимума голосов, исключаются из распределения мандатов (ФРГ 5% голосов избирателей, принявших участие в голосовании). Это правило выгодно крупным, хорошо организованным партиям, действующим длительное время, и фактически ущемляет интересы молодых или недавно образованных партий и избирательных объединений.

Главное отличие  от мажоритарных состоит в том, что  они строятся не на принципе большинства, а на принципе пропорциональности между полученными голосами и завоеванными мандатами.

Особой  разновидностью пропорциональной системы является система единого передаваемого голоса. Она применяется в (Ирландии, Австралии, Мальте). Согласно этой системе каждый избиратель имеет один голос. Получив бюллетень, он проставляет напротив имен кандидатов свои предпочтения, указывая соответствующими цифрами, кого он желает видеть в первую очередь, кого - во вторую и т.д. По окончании голосования подсчитываются первые предпочтения, полученные каждым кандидатом, и определяется квота. Для избрания необходимо набрать квоту. Если кто-либо из кандидатов при подсчете первых предпочтений набрал квоту, то он считается избранным, полученные им избыточные голоса по первому предпочтению разделяются между остальными кандидатами в соответствии с количеством голосов, полученных ими по второму предпочтению.

Искажения:

1. панаширование. В этом случае избирателю предоставляется несколько голосов в соответствии с числом подлежащих замещению вакансий. Он может подать их как за один список, так и за депутатов из разных списков. Например, сильные партии, которым гарантировано получение определенного числа мандатов в округе, могут передать свои излишние голоса более слабым партиям, предложив своим избирателям в порядке панаширования проголосовать за какого-либо кандидата из списка такой слабой партии.

2. соединение списков, или блокирование партий, на выборах. В этом случае объединенный список блокирующихся партий рассматривается по отношению к другим партиям как единый, а полученные мандаты затем делятся между блокировавшимися партиями в соответствии с полученными ими голосами.  
3. ввод «заградительного пункта», представляющий собой требование, согласно которому в распределении мандатов участвуют только партии, набравшие установленное число голосов.

 

45. Основные способы первичного и вторичного распределения мандатов. Распределение мандатов внутри партийных списков.

Первичные способы:

1.определение естественной квоты (метод Хэйра) –  определяемую по простейшей формуле: х : у, где х – число голосов, а у – число мандатов. После того как квота определена, число голосов, собранное каждой партией, делится на эту квоту, и полученные от деления целые числа показывают, сколько мандатов партии положено. Однако у этой формулы есть заметный недостаток, который состоит в том, что часто образуются большие остатки голосов и остается много нераспределенных мандатов. Нидерланды, Румыния.

2. определение искусственной квоты (система Бишоффа, Друпа) – к числу мандатов прибавляют единицу или даже две, в результате чего квота получается меньше, возможность распределить сразу больше мест увеличивается.

3. метод делителей (Д’Ондта) – голоса, полученные каждой партией, делятся на ряд последовательных чисел, начиная с 1. В отличие от методов естественной и искусственной квоты, квота будет меньше – возможность распределить сразу все места. Испания, Болгария, Польша.

Дополнительные (вторичные способы):

1. правило наибольшего остатка – нераспределенные по квоте места получают по очереди партии, у которых наибольшие остатки голосов. Германия, Италия.

2. правило наибольшего избирательного числа – места, нераспределенные по квоте, передаются по очереди в виде премии тем партиям, которые собрали наибольшее число голосов. Италия (выборы Палаты депутатов)

3.нераспределенные места передаются партиям, преодолевшим заградительный барьер, пропорционально числу голосов, собранных этими партиями.

Распределение мест внутри партийного списка:

1. правило связанных списков (принцип очередности) – мандаты вручаются лицам, стоящим на первых местах в партийном списке.

2. правило свободных списков - позволяет избирателю указать, кого он желает видеть избранным в первую очередь, кого во вторую и т.д. когда избиратели, голосуя за партию, отмечают в списке кандидатов, которым отдают предпочтение (иногда можно указать только одну преференцию, иногда - несколько).

 

46. Смешанная ИС

В ряде стран  с целью соединить выгоды от различных  систем и избежать их недостатков  или хотя бы эти недостатки существенно смягчить создаются избирательные системы смешанного характера, в которых тем или иным образом сочетаются элементы как мажоритарной, так и пропорциональной систем.

Смешанные системы  отличаются большой разнородностью и их можно классифицировать с  большой долей условности. Они  могут быть подразделены на две большие  группы:

1)географически неоднородные, комбинирующие мажоритарную (неважно, какого типа) систему в малонаселенных избирательных округах и пропорциональную в плотно населенных округах. Географически неоднородные системы нарушают принцип представительности выборных органов, поскольку дают преимущества политическим партиям, пользующимся влиянием в малонаселенных местностях. В настоящее время такой тип смешанной избирательной системы применяется во Франции при выборах Сената. В департаментах, от которых избираются 5 и более сенаторов, выборы проводятся по пропорциональной системе с правилом наибольшей средней, а в других применяется мажоритарная система голосования списком в два тура. По пропорциональной системе, таким образом, избираются 98 сенаторов, или 30 % состава палаты. Смысл такой смешанной системы состоит в том, чтобы в преимущественно сельскохозяйственных департаментах мажоритарная система благоприятствовала более сильным в них правым партиям; в больших, промышленных департаментах, при применении пропорциональной системы эти партии могут рассчитывать лишь на соответствующую их влиянию долю мест в палате. Если бы в них действовала мажоритарная система, результаты голосования были бы совершенно иными.

Информация о работе Шпаргалка по «Конституционному праву зарубежных стран»