Шпаргалка по «Конституционному праву зарубежных стран»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 17:05, шпаргалка

Краткое описание

1. Предмет и методы науки КПЗС.
2. Основные источники КП в ЗС
....
80. " Система сдержек и противовесов".
81. Правительство в системе высших органов государства.
82. Основные способы формирования правительств (парламентский и внепарламентский, однопартийное и коалиционное).

Вложенные файлы: 1 файл

kpzs_finish.docx

— 268.48 Кб (Скачать файл)

Сейчас в политических системах многих стран происходит дальнейшая институционализация политических партий, усиливается их взаимосвязь с различными звеньями государственного механизма.

 

20. Финансирование политических партий

Этот элемент  правового статуса политических партий приобрел в нынешнем веке исключительно  важное значение. Финансирование к настоящему времени стало в ряде стран конституционно-правовым институтом, задача которого заключается, с одной стороны, в ограничении возможностей монополизации выборов крупным капиталом и, с другой – в создании финансовых возможностей участия в выборах для новых партий .

Законодательство, как правило, регламентирует источники  финансовых поступлений партиям. Такими источниками служат обычно взносы членов партии, поступающие в ее адрес пожертвования, доходы от разрешенной хозяйственной деятельности и, наконец, государственные субсидии.

Членские  взносы взимаются не всеми политическими партиями. Если взносы и существуют, то, как правило, составляют небольшую долю доходов партии.

Пожертвования физических и юридических лиц – основной источник доходов партии. Закон обычно ограничивает максимальный размер пожертвований, запрещает пожертвования иностранных государств и лиц и анонимные пожертвования, а также устанавливает особые формы отчетности в случае крупных пожертвований. Например, французский Органический закон о финансовой гласности политической жизни установил предельную сумму дарений для физических лиц в 20 тыс. франков, а для юридических лиц – в 50 тыс. франков. Дарение на сумму свыше 2 тыс. франков подлежит оформлению посредством чека. Во многих странах (Италии, Венгрии) запрещается финансирование партий государственными органами, учреждениями и организациями.

Доходы партий от хозяйственной  деятельности – это доходы от предприятий партии, от партийного имущества и от пропагандистской деятельности. Многие государства освобождают эту деятельность от налогообложения или смягчают его, хотя подчас ограничивают партии в возможностях предпринимательской деятельности, не связанной напрямую с их уставными задачами (Болгария, Венгрия, Италия, Мексика, Франция и др.). Например, согласно венгерскому Закону о деятельности партий и ведении ими хозяйства партиям разрешается:

а) издание  и распространение публикаций, предназначенных  для политических целей и ознакомления с деятельностью партий, изготовление значков с партийными символами и других подобных предметов и организация партийных мероприятий;

б) использование  и отчуждение находящегося в их собственности  движимого и недвижимого имущества.

В этих рамках сбыт произведенных товаров и  предоставление услуг освобождаются  от налога с оборота и от налога на общества..

Законодательство  подробно регулирует систему государственного субсидирования политических партий (разумеется, там, где такая система существует). Например, испанский Закон о политических партиях установил следующие правила государственного субсидирования политических партий. Каждая партия ежегодно получает сумму, пропорциональную числу голосов, полученных ею на выборах в обе палаты парламента, и числу мест в каждой из палат. В Генеральном бюджете государства указывается лишь общая сумма, ассигнуемая на эти цели. Порядок субсидирования партий, входивших на выборах в федерации или коалиции, определяется актом Правительства.

Для представления  отчетов об использовании партиями финансовых средств законы обычно устанавливают  сроки и определяют форму отчетных документов. Сроки эти различны в разных странах – от 1 (Италии) до 9 (германия) месяцев. Нередко предусматривается требование опубликования отчетов.

Контроль  за финансами политических партий осуществляется различными органами: в Австрии –  комиссией при министерстве внутренних дел, в США – Федеральной избирательной  комиссией.

Ответственность политических партий за финансовые нарушения  и злоупотребления обычно достаточно строга: штрафные санкции и изъятие неправомерно полученных сумм и имущества в пользу государства, в некоторых странах – лишение партии права на получение государственных субсидий.

 

21. Политические партии в избирательном процессе.

Избирательный процесс выступает  как форма реализации субъективного  и объективного избирательного права, представляющая важнейшую процедуру осуществления народовластия. Под избирательным процессом как политико-правовой категорией принято понимать урегулированную законами деятельность органов, групп избирателей, политических партий, общественных объединений по подготовке и проведению выборов в государственные институты и муниципальные органы.

Основными способами выдвижения кандидатов традиционно выступают:

— самовыдвижение;

— выдвижение избирателями;

— выдвижение политическими  партиями либо иными общественными  объединениями.

Партии, будучи необходимым  компонентом общественно-политической жизни, в современных обществах  выполняют следующие функции:

— представительская —  выражение интересов определенных групп населения (иногда на одинаковые социальные слои ориентируется несколько политических партий);

— социализаторская — вовлечение части населения в число своих членов или сторонников;

— идеологическая — разработка привлекательной для определенной части общества политической платформы и ее пропаганда;

— коммуникативная — поддержание  устойчивых связей, в том числе и обратной связи, между правящими кругами, институтами публичной власти и населением, избирателями. Партийные организации ориентируются и в определенной мере воздействуют на общественное мнение;

— собственно организационно-политическая — участие в борьбе за власть (подбор, выдвижение кадров и обеспечение условий их деятельности).

 

22. Многопартийность, ее причины. Понятие и виды партийных систем

Многопартийность — наличие в обществе нескольких политических партий, конкурирующих между собой в борьбе за влияние на массы, за вхождение в высшие государственные органы.

Многопартийность характеризуется рядом признаков. Прежде всего, партии должны представлять собой часть общества, класса или социального слоя, наиболее полно выражая их стремления и потребности.

Причины возникновения многопартийности:

— сложная социальная структура и дифференциация современного общества;

— неоднородность идеологии, системы господствующих социально-политических ценностей;

— наличие развитых многовековых традиций политического плюрализма и свободомыслия (Северная Америка, Великобритания, Франция).

Партийная система - совокупность полит.партий, существующих в конкретном государстве и образующих определенную конфигурацию внутри полит.системы и остающуюся неизменной на протяжении длительного времени. Специфика партийных систем во многом определяется количеством партий, которые существуют и реально влияют на функционирование институтов государственной власти.

Существует  два основных критерия к классификации  партийных систем: количественный и  качественный 1. По количеству:

а)двухпартийная  система (Великобритания);

б) система двух с половиной партий (ФРГ) - фактически господствует две  партии но не одна из них не может  сформировать большинство, поэтому  обращаются к третьей партии;

в) ПС где крупной партии противостоят ряд менее крупных партия (Ирландия, Швеция);

г) двухблоковая ПС (Дания, Франция) - несколько  партий в существующих двух блоках (консерваторы и либералы);

д) ПС с постоянным правлением одной  или группы партий, время от времени  меняющая своих союзников (Нидерланды, Италия) - одна партия либо коалиция, для формирования большинства которым требуются союзники;

е) ПС правительственного меньшинства - партии занимающие меньшинство в парламенте;

ж) партийная система неустойчивых коалиций.

2. По качеству:

а) фактические  системы;

б) формальные системы.

3. По количеству и качеству в совокупности:

а) ПС с одной партией (бывшие СР, Албания)

б) Система с партией, осуществляющей гегемонию – превосходство в силе влияния (Мексика)

в) система с доминирующей партией (Япония, Индия) - фактическая демократия и много партий но доминирует одна партия

г) Двухпартийная система простого плюрализма (США, Великобритания, Канада) - не категоричные разногласия м\у партиями

д) система ограниченного плюрализма (Бельгия, ФРГ) - средние разногласия м\у представленными партиями.

е) система крайнего поляризованного  плюрализма (Италия, Нидерланды)- значительные разногласия м\у идеологиями немногочисленных представленных партий

ж) система умеренного плюрализма – наличие большого кол-ва партий, радикальное отличие в идеологии.

 

23. Партийная система США

В США во второй половине XIX в. сформировалась уникальная двухпартийная система, существующая и по сей день и не имеющая аналогов в современном мире. Ее качественная сторона состоит в том, что на всех трех уровнях власти — общенациональном, региональном (штатном), местном — господствуют и соперничают друг с другом ведущие буржуазные партии: демократическая и республиканская. Их конкуренция и взаимодействие обеспечивают социально-политическую стабильность в обществе. По социальной базе и идейной направленности это крупные, пользующиеся широкой поддержкой центристские либеральные партии, проповедующие традиционные американские ценности.

Партии сконструированы  как «партийные машины», так каких  целью и смыслом существования  является борьба за завоевание власти на регулярно проводимых и многочисленных выборах. Они не имеют четких партийных программ. Их роль частично выполняют предвыборные манифесты, принимаемые на съездах республиканской и демократической партий, посвященных выдвижению кандидатов в президенты и вице-президенты. Правящую партию определяют по тому - чей лидер находится в Белом Доме, другая автоматически становится оппозиционной. Подобная система создает серьезные препятствия для формирования других партий.

В США в  общенациональном масштабе нет специальных  законов о партиях, хотя и урегулированы  некоторые внешние аспекты деятельности политических организаций, участвующих в выборах.

Можно обозначить некоторые различия между республиканской и демократической партиями.

1. По времени возникновения. Сначала возникла демократическая (1828 г.), а затем уже республиканская партия (1854 г.).

2. По отношению к пределам государственного вмешательства в регулирование социально-экономических процессов. Традиционно демократы выступают за более активную роль государства в этой сфере, нежели их конкуренты.

3. По представительству социально-экономических интересов. В глазах общественности партией «большого бизнеса» выступают республиканцы, хотя и демократическая партия пользуется поддержкой богатых людей, в том числе и крупных предпринимателей. 

Все другие партии (партия реформ, коммунистическая, социалистические, которых несколько, социал-демократы США и др.) —  маловлиятельные и не являются серьезной  политической силой. Компартия весьма малочисленна и никогда не запрещалась властями. В последние годы набирают силу политизированные организации «зеленых», пропагандирующие популярные экологические и социальные лозунги.

 

24. Партийная система Великобритании

Считается, что первые политические партии (протопартии) возникли в этой Великобритании во второй половине XVIII в. Великобритания — это государство с развитыми проявлениями политического и идеологического ерхрализма, хотя там и отсутствует разветвленное кодифицированное законодательство о партиях.

В стране утвердилась двухпартийная политическая система, основанная на конкуренции и взаимодействии буржуазной консервативной и левоцентристской лейбористской партий. На общенациональном уровне действует около 10 партий. Важное место в общественно-политической жизни занимает лейбористская (от англ. Labour — рабочая) партия. Одна из задач, поставленная при создании партии — представительство и защита лиц наемного труда в Парламенте, других органах государственной власти. Лейбористы неоднократно побеждали на выборах и формировали Правительство. Современные лейбористы защищают интересы не только рабочих, но и мелких предпринимателей и служащих, т. Е. постепенно превращаются в народную политическую организацию, раздвигая социальные барьеры и стереотипы. Лейбористская партия в организационном отношении представляет собой некую федерацию, состоящую как из коллективных членов (членов тред-юнионов и различных обществ), так и лиц, входящих в эту организацию на основе индивидуального членства.

Рабочий орган партии — национальный исполком, избираемый на ежегодной осенней партконференции. Однако реальная власть сосредоточена в руках лидера партии, который в случае победы на выборах становится Премьер-министром.

Основным соперником лейбористов являются консерваторы (неофициальное название — тори). Официальное наименование — Национальный союз консервативных и юнионистских организаций. Они организационно оформились в 1867 г. Первоначально консервативная партия выражала интересы крупных землевладельцев и духовенства, а впоследствии — буржуазии. Она проповедует традиционные правоконсервативные идеалы и ценности, но учитывает при этом ≪британскую специфику≫. Консерваторы имеют сильные позиции в Парламенте, региональных органах власти и в муниципалитетах, пользуются поддержкой крупного капитала.

Информация о работе Шпаргалка по «Конституционному праву зарубежных стран»